Дети, которые часто пользуются смартфонами, не могут различать эмоции других людей

Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства

«Помогите отреагировать» — просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика.

Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, — он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные.

У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, — гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

— трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей; — трудности в различении эмоций и телесных ощущений; — сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии; — стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям; — склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Обратите внимание

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета.

Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка — эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах.

К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым — собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, — неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский.

А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов.

Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо.

Необязательно кричать или устраивать бой подушками — но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее.

Важно

Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх.

Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, — а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия — не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, — в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами — это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве.

Эта форма алекситимии плохо поддается лечению.

Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга — по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, — мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей — как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний.

На развитие алекситимии может влиять и воспитание.

Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, — и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, — например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты.

Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам.

Получается замкнутый круг.

Совет

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях — собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами.

Типичный пример — так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI.

Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS).

Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий — алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью психотерапии — в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии.

Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции.

Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно — но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий — алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость — это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду.

Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. — Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным.

Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель — в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

Обратите внимание

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. — Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10339-alexithymia

Мир захлестнула эпидемия новой болезни, называемой “номофобией”

Психиатры считают, что в мире началась эпидемия новой болезни. Она получила название “номофобия” (от английского no-mobile-phone phobia, то есть “страх отсутствия мобильного телефона”).

Ее жертв, не отрывающих глаз от маленького электронного друга, можно встретить всюду: в метро, кафе, торговом центре, на улице.

Они, как зомби, зачарованно гоняют цветные шарики в телефонных “игрушках”, стремительно набирают sms-сообщения, часами увлеченно болтают во весь голос.

Врачи относятся к номофобии настолько серьезно, что даже провели в этом феврале всемирную акцию “Дни без мобильного телефона”. Всем пользователям сотовой связи предлагалось выключить на день свой мобильник или хотя бы уменьшить количество разговоров.

Акцию предложил французский писатель Фил Марсо, который написал первый роман в sms, ставший бестселлером в Европе. Его поддержали психологи, обеспокоенные новой зависимостью, которая все больше распространяется по миру.

Врачи считают, что номофобия по своей природе сродни другим зависимостям вроде алкоголизма, наркомании, игромании или шопоголизма.

Каждая из них служит компенсацией каких-то проблем личности - комплексов, неудовлетворенных потребностей, иллюзий и т. п.

В случае с телефоном человек, не мыслящий ни часа жизни без него, также компенсирует личные проблемы, к примеру, неумение вступать в контакты с другими людьми или страх одиночества.

Признаки номофобии резко обостряются, когда человек вдруг обнаруживает, что не может найти свой телефон. Они заключаются в том, что больной приходит в возбужденное состояние, становится раздражен, суетлив. У него может появиться головокружение, учащенный пульс, повышенное отделение пота, дрожь в руках и ногах.

66 процентов владельцев мобильных телефонов страдают номофобией

На какое-то время номофоб перестает контролировать свои поступки. Он может нервно разбрасывать вещи, переворачивать все в доме в поисках своего телефона. Ощущение крайнего дискомфорта не покинет больного, пока он не выяснит, куда же запропастился его телефон.

Важно

Беда еще и в том, что сами пострадавшие вообще не считают номофобию заболеванием. Они уверены, что это лишь безобидная привычка, хотя ее влияние на повседневную жизнь номофоба довольно значительно.

Человек практически перестает общаться с окружающими и все свободное время занят лишь тем, что прослушивает мелодии, меняет настройки на телефоне, скачивает для него различные картинки и программы, новые игры и прочее.

Ужасное благо

Спорить не приходится, мобильная связь революционно изменила человечество. Уменьшила расстояния между людьми, ускорила принятие решений, упростила получение информации, облегчила контроль за любой ситуацией. Но она же одновременно заменила истинное общение суррогатным, повысила нашу зависимость от других людей, возвела невидимые перегородки даже между близкими…

Постепенно многие становятся одним целым со своим мобильником, ощущая его отсутствие как дискомфорт. В Великобритании провели опрос среди пользователей мобильников.

Выяснилось, что больше половины из них (53%) начинают нервничать, если теряют телефон, садится его батарейка, на балансе заканчиваются средства или пропадает сотовый сигнал.

Другие исследования называют еще большее число таких людей (до 66%).

Ушли в Сеть

Больше всего страдают от номофобии подростки и молодые люди (77%). Иной раз родители испытывают шок, узнав, в какие суммы обходится им эксплуатация новенького айфона чада, подаренного из самых лучших побуждений. А ребенок не только часами зависает в Интернете, скачивает гигабайты музыки или анекдотов или шлет сотни эсэмэсок в день. Он уже и жить не может без этого виртуального общения.

Читайте также:  Хронический кариес: что это и как с ним бороться

- И дело тут даже не в самом телефоне, - говорит заведующая отделом неотложной психиатрии при чрезвычайных ситуациях ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского, доктор медицинских наук Анна Портнова. - Правильнее говорить о зависимости от интернет-общения - чатов, обмена sms, скайпа и т. д.

У молодых людей и особенно подростков сотни, а то и тысячи “друзей” в социальных сетях. Создается иллюзия очень широкого круга общения, которого у прежних поколений не было. Но на самом деле это общение суррогатное - формальное, неэмоциональное, несмотря на смайлики и прочие значки, не межличностное.

В нем нет барьеров, которые в личном общении обычно сдерживают проявление негативных черт человека.

Можно ли победить всесильную Сеть? Можно, если вместо суррогатного общения предложить ребенку настоящее - привести его в спортивную секцию, группу сверстников с общими интересами, увлечениями.

И самим родителям больше общаться с ним, быть в курсе его дел и проблем.

Ну а если вы заметили у чада болезненное пристрастие к суррогатному общению, которое не можете побороть, стоит обратиться к врачам.

Что делать

Номофобия лечится с помощью так называемой “терапии подвергания”. То есть для начала пациента приучают мысленно представлять, что он обходится вообще без телефона. Потом человек от “мысленных тренировок” должен перейти к практике.

Впрочем, есть врачи, которые не верят в номофобию. Они говорят, что “зависимость” от мобильника вовсе не болезнь, а скорее социальный феномен. Ведь телефон дает ощущение постоянной связи с другими людьми. И похожее “тревожное состояние” испытывают все, кто вынезапно оказался оторванным от людей, без связи с близкими - например, очутился на необитаемом острове.

Вы можете сами проверить, страдаете ли вы или ваши близкие номофобией. Попробуйте прямо сейчас ненадолго отключить свой мобильник. Если сама эта мысль вызывает у вас чувство внутреннего протеста, если находятся тысячи причин, почему этого не стоит делать, то стоит внимательно присмотреться к вашим отношениям с “мобилой”.

Компетентно

- Родители должны представлять возможный вред от современных гаджетов, - советует заведующая отделом неотложной психиатрии при чрезвычайных ситуациях ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского, доктор медицинских наук Анна Портнова. - Конечно, когда ребенок тихо сидит в уголке и занимается телефоном или компьютером, не пристает с вопросами, не требует внимания, это очень удобно.

Но тем самым он обкрадывает себя, у него не формируются навыки настоящего социального общения, умение слышать и понимать других людей. Не стоит покупать гаджеты, не соответствующие возрасту ребенка.

А купив ему телефон, надо сразу же договориться о том, как он будет использоваться - только в школе и только по делу, а также и о той сумме, которую вы можете выделять на определенный срок для этих целей.

Совет

Кстати

Специалисты считают, что можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет sms-сообщения, электронную почту и т. п.;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

По выяснениям организаторов опроса, компаниями OnePoll и SecurEnvoy, число страдавших номофобией постоянно растет. Двое из троих человек признавали, что ужасно боятся потерять телефон. Четыре года назад эту боязнь испытала только половина опрошенных. Особенно нервно воспринимают утерю телефона те, кому от 18 до 24 лет.

Источник: https://rg.ru/2013/02/28/nomofobia.html

Какие бывают эмоции? Список эмоций

Метки: Медитативные упражнения и техники, Управление эмоциями, Психотехники и упражнения

Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?

А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.

  • Многие люди на такой вопрос отвечают следующим образом: «Да никаких особенно эмоций я сейчас не испытываю, все нормально». Значит ли это, что эмоций действительно нет? Или это означает всего лишь то, что человек плохо осознает свое эмоциональное состояние? Дело в том, что эмоции человек испытывает всегда, каждое мгновение своей жизни. Когда-то они достигают высокой интенсивности, а когда-то их интенсивность низкая. Многие люди обращают внимание только на сильные эмоциональные переживания, а эмоциям низкой интенсивности не придают никакого значения и даже совсем их не замечают. Однако, если эмоции не очень сильные, это не значит, что они отсутствуют.
  • Другой возможный ответ на поставленный вопрос таков: «Как-то мне неприятно. Я испытываю дискомфорт». Мы видим, что человек осознает, что внутри присутствуют неприятные эмоции, но какие именно, назвать не может. Может быть, это раздражение, а может разочарование или чувство вины, а может еще что-то.
  • Часто на наш вопрос отвечают подобным образом: «Я чувствую, что мне пора встать из-за компьютера и заняться делом» или «Я чувствую, что эта статья мне может быть полезна». Многие люди путают свои эмоции с мыслями и стремлением что-то сделать. Пытаясь описать свое эмоциональное состояние, они описывают все что угодно, кроме эмоций.

В прошлой статье мы обсудили, почему так важно прислушиваться к своим эмоциям, а не пытаться их подавлять и игнорировать. Мы выяснили, что в эмоциях заключена полезная информация, которую необходимо уметь понимать. Такое понимание поможет научиться легко управлять своим внутренним состоянием.

Но как мы можем понять смысл посланий, заключенных в эмоциях, если мы даже не можем определить, какие именно эмоции мы испытываем? Более того, многих людей вводит в ступор вопрос: «Какие бывают эмоции?» Можете ли Вы самостоятельно, без помощи Гугла, составить список эмоций хотя бы из десяти пунктов? Для многих эта задача оказывается очень сложной.

Итак, первый шаг к тому, чтобы научиться управлять своими эмоциями, состоит в том, чтобы развить в себе способность осознавать свое эмоциональное состояние. Развитием этой способности мы сегодня и займемся.

Список эмоций

Для того чтобы было проще описать свое эмоциональное состояние, полезно написать как можно более полный список всех возможных эмоций. Если человек знает, какие бывают эмоции, ему легче сориентироваться и описать словами свое внутреннее состояние.

Предлагаю Вам посмотреть на список, который я подготовила для Вас. В этот список я включила не только эмоции, но и чувства, поскольку чувства – это тоже состояния эмоциональной природы. Предлагаю Вам такую работу.

Внимательно читайте название каждой эмоции или чувства и прислушивайтесь к себе. Откликается ли что-то внутри на то или иное слово? Насколько интенсивно ощущается та или иная эмоция? Возможно, Вы обнаружите, что чувствуете смесь разных эмоций различной интенсивности.

Например, смесь нежности с легкой печалью, или сильной обиды с легким беспокойством.

Итак, перед Вами список, какие бывают эмоции. Для удобства я все эмоции разделила на несколько групп. Такое деление весьма условное. Однако, как мне кажется, для восприятия информации оно удобное.

Техника “Дневник эмоций”

Своим клиентам, которые испытывают сложности с пониманием своих эмоций, я в качестве домашнего задания предлагаю вести дневник эмоций. Я прошу вечером вспомнить какую-нибудь ситуацию, произошедшую в течение дня.

Это может быть ситуация с интенсивными эмоциями, и это может быть ничем не примечательная повседневная ситуация, не заряженная какими-то особенными эмоциями. В общем, ситуация может быть любой, по Вашему усмотрению.

Выпишите на бумагу слова, с помощью которых Вы можете описать свое внутреннее состояние в этой ситуации.

Обратите внимание

Следите, чтобы Ваше описание включало в себя именно эмоции, а не мысли или желание как-то действовать. После того, как Вы описали свое эмоциональное состояние в выбранной Вами ситуации, подумайте, какие эмоции Вы испытываете на момент «здесь и сейчас». Зафиксируйте свои мысли на бумаге.

Если Вы не привыкли отслеживать свое внутреннее состояние, пользуйтесь списком эмоций. Поначалу многим людям бывает нелегко это сделать.

Однако если такой дневник эмоций Вы будете вести каждый день хотя бы в течение двух недель (а лучше месяца), Вы увидите, что стали значительно лучше понимать себя, и Вам стало легче управлять теми эмоциями, которые у Вас возникают.

Ведь для того, чтобы чем-то управлять, нужно хорошо знать то явление, которым управляешь.

Подробнее о технике “Дневник эмоций” читайте здесь.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

В работе с клиентами я часто использую медитативное упражнение, помогающее лучше понять собственные эмоции. Оно настолько эффективное, что я решила сделать аудиозапись для того, чтобы любой желающий мог воспользоваться этой техникой.

Механизм действия упражнения основан на связи эмоций и телесных реакций. Любая, даже самая незначительная, эмоция имеет свое отражение в теле (подробнее об этом читайте здесь).

Научившись прислушиваться к собственным телесным реакциям, можно лучше познакомиться со своими эмоциями.

Вы можете выполнить упражнение прямо сейчас. Вот запись:

После того, как Вы узнали, какие бывают эмоции, и с легкостью научились описывать свое внутреннее состояние, Вас может заинтересовать более глубокое исследование себя. Например, Вы можете захотеть разобраться, какой позитивный смысл могут нести в себе эмоции, которые, на первый взгляд, абсолютно бессмысленны и даже вредны. Об этом читайте в следующей статье.

Делая репост, Вы получаете плюсик в карму и дарите хорошее настроение автору статьи 🙂

© 2014 - 2019 Блог Виктории Гризодуб. Все права защищены

Источник: https://psy-victory.ru/kakie-byvayut-emocii-spisok-emocij

Как научить ребенка распознавать эмоции других людей

Лиана Хазиахметова

Чем меньше ребенок, тем сложнее донести до него свои эмоции. Если радость и негодование дети начинают различать в раннем возрасте, то с более сложными эмоциями такими, как замешательство, предвкушение, отчаяние, приходится сложнее.

Зачем это нужно? Во-первых, научиться понимать себя и объяснять свое состояние. Во-вторых, распознавать настроение окружающих, ведь с этого начинается эмпатия. У нас вышла замечательная и необычная книжка «Улыбочку, Красная Шапочка!». По ней можно проводить эмоциональную зарядку, даже не открывая книгу!

Развитие эмоционального интеллекта

Знакомство с миром эмоций будет интересно самым разным детям: одни постараются вникнуть в тонкости психологии, другим понравится изображать всевозможные «маски»… А кому-то просто доставят удовольствие чтение сказки, рассматривание картинок и обсуждение увиденного с мамой. Все эти варианты увлекательны и полезны и преследуют — каждый по-своему — одну цель: научить ребенка выражать свои чувства.

Как делать эмоциональную зарядку

Такую зарядку можно сделать, даже не открыв книгу. Рассмотрите обложку. Расскажите ребенку, что ему предстоит знакомство с целым миром эмоций, он узнает, какими они бывают и чем отличаются друг от друга. Вы также можете сами сделать реквизит для зарядки, вырезав из журнала или книги какого-нибудь персонажа, который тоже испытывает разные эмоции.

Обложка книги «Улыбочку, Красная Шапочка!»

Как разговаривать с ребенком об эмоциях, рассмотрим на примере книги «Улыбочку, Красная Шапочка!». Обратите внимание ребенка, что на обложке изображена одна и та же девочка — Красная Шапочка.

Важно

Но чем же различаются изображения? Ребенок заметит (сам или с вашей помощью), что на каждой картинке у девочки разное выражение лица.

Объясните, что по положению бровей, изгибу губ, а также по взгляду можно угадать чувства человека, даже если он молчит.

Теперь обсудите, на каких картинках Красная Шапочка хорошо себя чувствует, а на каких — плохо. Оказывается, эмоции бывают положительными (они возникают, когда нам что-то нравится) и отрицательными (когда что-то не нравится).

Предложите ребенку вспомнить ситуации, когда он испытывал положительные эмоции. Это могут быть игры, просмотр интересного мультфильма, общение с мамой, прогулка во дворе, катание на санках… Затем вспомните ситуации, когда ребенок испытывал отрицательные эмоции.

Читайте также:  Ребагит - новый препарат против язвенных болезней

Например, когда сломалась игрушка, закончились конфеты…

Положительные и отрицательные эмоции

Наверняка у ребенка возникнет вопрос: раз положительные эмоции связаны с чем-то хорошим, а отрицательные — с плохим, значит они и сами «хорошие» и «плохие»? Объясните ему, что это не так.

«Положительные» и «отрицательные» — всего лишь имена, которые показывают, с приятным или неприятным событием связана та или иная эмоция.

Однако все они важны и помогают понять, что нам нравится, а что нет.

В книге каждую эмоцию можно «рассмотреть» поближе. Иллюстрация из книги «Улыбочку, Красная Шапочка!»

Когда нам что-то не нравится, мы задумываемся, как поступить, чтобы изменить или и вовсе устранить неприятную ситуацию. Так, если сломалась игрушка, то ее можно починить, а если закончились конфеты — купить новые.

А как же ситуации, в которых уже ничего не поделаешь? Например, если любимая вещь потерялась и ее нельзя найти? Тогда важно пережить отрицательную эмоцию, поплакать, погрустить, согласиться с тем, что здесь ничего не изменишь, и идти дальше.

Сюжет сказки описан лаконично, потому что история рассказана прежде всего через призму эмоций героини. Иллюстрация из книги «Улыбочку, Красная Шапочка!»

Первая «встреча» с книгой, как видите, получается довольно насыщенной, хотя мы пока только рассмотрели обложку. Чтобы ребенок мог спокойно все осмыслить, не стоит сразу загружать его дальнейшей информацией. Лучше сделать перерыв, а потом продолжить читать сказку, постепенно знакомясь с конкретными эмоциями и их проявлениями.

Полистайте книгу «Улыбочку, Красная Шапочка!», такой необычной книги с традиционным сюжетом вы еще не видели!

Обложка поста: pixabay.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/04/06/kak-nauchit-rebenka-raspoznavat-emocii-drugix-lyudej/

Черствый безэмоциональный человек: почему он такой и что делать?

Человеку свойственно переживать эмоции — как приятные, так и не очень.

Как правило, личность осознает, что чувствует, так как обладает способностью распознавать свои переживания и умеет их описывать.

Совет

Но есть те, кто не может ни распознать, ни выразить собственные эмоции словами.

Как же называется такое явление? Рассмотрим определения основных понятий, причины, симптомы, прогноз и способы лечения.

Как называются такие люди?

В быту безэмоциональных людей называют черствыми, равнодушными, толстокожими, сухими, бездушными, холодными, безразличными, бесчувственными, циничными.

С научной точки зрения подобные лица считаются алекситимиками.

Алекситимия — это расстройство, при котором личность не способна выражать собственные эмоции словами.

Алекситимики отличаются конфликтным характером, слабой стрессоустойчивостью, скудным воображением. Они часто сталкиваются с соматическими болезнями, формирующимися на человеческих эмоциях.

Здоровые индивиды интенсивно переживают эмоции, умеют их распознавать и понимать, а значит, устранять и успокаивать.

Поскольку алекситимик не осознает своих переживаний, он не в силах найти грамотный подход к их устранению. Такие люди смотрят на мир враждебно, не умеют нормально реагировать на стресс.

У них нет ни мотивации, ни нравственных ориентиров, ни целей, появляющихся под воздействием позитивных эмоциональных стимулов.

к содержанию ↑

Определение понятий

Эмоциональная ригидность проявляется в том, что индивид слабо, весьма избирательно и в узком диапазоне проявляет эмоциональные реакции на всевозможные раздражители.

Эмоциональная тупость — это особое психическое состояние, при котором личность либо очень слабо выражает, либо вовсе утрачивает высшие эмоции (сочувствие, уважение, толерантность, тактичность, стыдливость, честность, совестливость и т.д.).

Эмоциональной холодностью называется расстройство, при котором индивид вовсе не испытывает эмоций, либо их проявление ослабевает.

При эмоциональном ступоре под влиянием интенсивных душевных переживаний (боязнь, ужас, опасность для жизни) возникает состояние, при котором блокируется аффективная деятельность, двигательная активность, замедляется мыслительный процесс.

Эмоциональная подавленность — патологическое психическое состояние, которое характеризуется падением настроения, утратой интереса ко всему окружающему, ухудшением самочувствия.

к содержанию ↑

Безэмоциональный человек — почему он такой?

Неэмоциональный или малоэмоциональный человек — почему он такой?

Одни считают алекситимию заболеванием, другие полагают, что это личностная особенность. Алекситимия условно подразделяется на первичную и вторичную.

Первичная вызвана врожденными пороками, возникающими в период развития плода, появления ребенка на свет, прохождения первых детских заболеваний.

Вторичная обусловлена причинами, способными проявиться в уже более сознательном возрасте:

  • травмирующие переживания;
  • стрессовые ситуации;
  • расстройства психики.

Некоторые эксперты усматривают причины этого заболевания в аспектах, связанных с общественной культурой.

Человек не образован, у него отсутствует социальная культура, элементарное воспитание, при котором он мог бы изучать себя, свои эмоции и способы их проявления.

к содержанию ↑

Почему не хватает эмоций в жизни?

По мнению психоаналитиков, алекситимия считается эмоциональной тупостью, развивающейся как защитная реакция на определенный отрицательный фактор. На протяжении жизни человек все время сталкивается со стрессовыми ситуациями.

Если он не способен преодолевать их, идет постепенное привыкание. Отсутствие эмоциональной реакции на происходящее служит защитным механизмом человеческой психики.

Причиной появления алекситимии могут стать те или иные концепции воспитания, через которые индивиду пришлось пройти в нежном возрасте.

Утверждения вроде «мужчины не должны плакать», «публичное проявление эмоций — верх неприличия» могут привести к развитию способности подавлять собственные переживания.

Обратите внимание

Не стоит забывать и о тех случаях, когда за проявление эмоций наказывают или подвергают издевкам.

К примеру, ребенка ругают за слезы либо громкий смех, приятели глумятся над его сердечными переживаниями.

Подобный опыт вынуждает не демонстрировать собственные чувства и даже полностью игнорировать их во избежание высмеивания и порицания.

к содержанию ↑

Эмоциональная тупость: симптомы

Как же распознать эмоциональную тупость?

  1. Индивид не может выразить словами свои чувства. На лице маска без эмоций. Из-за подобной эмоциональной «безграмотности» его интеллект не развивается. Так как человек не понимает переживания, он совершенно не имеет склонности к эмпатии.

    Иногда он выглядит бессердечным и эгоистичным в глазах окружающих. Хотя в действительности индивид и рад бы проявить участие, но попросту не знает, как это делается.

    Из-за этого в подобных ситуациях он зачастую решает вопрос шаблонной фразой.

  2. Увеличивается число конфликтов с окружающими. Так как личность не понимает собственных эмоций, она не умеет изменять свои поведенческие реакции и подход к ним. Результатом становится одиночество.
  3. Одним из наиболее ярких признаков служит прагматическое мышление и тотальное отсутствие интереса к креативности. Творческие способности развиваются только у тех, кто способен к яркому переживанию и пониманию собственных эмоций. Алекситимик не осознает своих чувств, поэтому мыслит, опираясь исключительно на логику. При этом нередки внезапные эмоциональные вспышки, когда индивид выплескивает свое состояние на других людей, не осознавая, отчего это происходит.
  4. Возникают проблемы с адекватной рефлексией на происходящее. Так как индивид не распознает эмоции, у него не получается своевременно реагировать на поведение окружающих и подстраиваться под него. При этом саморегуляция особо не страдает.

    В случае необходимости алекситимики могут быстро изменяться и на внешнем, и на внутреннем уровне, адаптируясь к новым условиям.

  5. Алекситимики могут вообще не видеть снов. Если же им что-то и снится в ночных грезах, то это, как правило, обычные серые будни.
  6. Они отрицают обусловленность проблем эмоциональными порывами. Такого понятия, как интуиция, для них не существует.
  7. Рассказывая о собственных переживаниях, эти люди нередко употребляют слова, описывающие физические ощущения. Они не способны различать телесную боль и душевные муки, радость и тепло.
  8. Существование таких индивидов становится невыносимо скучным и унылым ввиду отсутствия эмоций, их личная и социальная жизнь не устроена.

    Не обладая способностью понимать чувств другого человека, алекситимик подозревает, что партнер придумывает проблемы на пустом месте. Неумение ощущать вину и угрызения совести приводит к тому, что такой человек перекладывает ответственность на плечи окружающих, а это, разумеется, не содействует установлению крепких отношений.

  9. Эти люди боятся перемен, избегают проявления собственных чувств. Сама мысль о том, чтобы позволить себе быть более эмоциональными, вызывает у них стойкое сопротивление.
  10. Большинство алекситимиков чувствуют себя неживыми, им будто чего-то недостает внутри. В результате они стремятся заполнить эту пустоту чем угодно. По этой причине такие люди часто впадают в алкогольную или наркотическую зависимость, ведь эти вещества расцвечивают мир разными красками, наполняя его яркими эмоциями и необычными ощущениями. Как только эффект заканчивается, хочется принять новую дозу вновь и вновь.

    Существует немало поведенческих зависимостей, позволяющих испытать массу чувств и переживаний сразу.

С одной стороны, алекситимик притягивает трезвым взглядом на жизнь. Но, с другой, ему совершенно не знакома близость, формирующаяся между людьми на чувственно-эмоциональном уровне.

Эмоциональная тупость родителей — последствия:

к содержанию ↑

Диагноз

Само по себе отсутствие эмоций не является болезнью, однако зачастую может служить признаком определенных заболеваний либо психических расстройств:

  • органического поражения мозга;
  • психопатии;
  • шизофрении;
  • депрессии;
  • гебоидного синдрома;
  • деменции.

Как бы там ни было, диагноз способен установить только врач-психиатр или психотерапевт.

к содержанию ↑

Прогноз

Безэмоциональность никак не сказывается на продолжительности жизни, но качество существования снижает.

Прогноз таков: скудная жизнь в одиночестве, лишенная ярких красок и радостных мгновений.

Прежде всего, индивиду трудно понять самого себя. Он вроде бы переживает чувства, но они не наполняют его той энергий, которую получают нормальные люди.

Позитивные эмоции мотивируют, негативные — позволяют чувствовать угрозу и выносить уроки из определенных ситуаций. Личность, страдающая алекситимией, лишена этого.

Заметно ухудшается коммуникация. Личность не может проявлять собственные эмоции и давать адекватную реакцию на реплики других людей. Человек не способен к состраданию, вследствие чего становится сухим и бездушным.

Логический подход не всегда оказывается эффективным — индивида считают себялюбивым и безжалостным.

Окружающие не понимают, как общаться с тем, кто не проявляет эмоций и не обсуждает их.

Социальная активность обедняется, поскольку в жизни личности просто не оказывается людей, готовых принять ее без эмоциональной близости. Результатом алекситимии становится однообразное рутинное существование.

Жизнь настолько предсказуема, что буквально выверена по шагам, так как индивид не способен оказываться в ситуациях, в которых действуют под влиянием эмоций.

С одной стороны, это, конечно, освобождает от непредвиденных трудностей, но, с другой, не представляется возможность побывать в незнакомых ситуациях.

к содержанию ↑

Что делать?

Нет эмоций — что делать? Непонятные причины появления алекситимии ведут к неадекватному лечению.

В случае с первичной алекситимией довольно трудно назначить терапию: в определенный момент произошло отклонение, и это почти невозможно распознать.

Лечение возымеет эффект, если речь идет о вторичной алекситимии. С учетом причин возникновения эмоциональной холодности врач принимает меры по ее устранению. Чаще всего применяются следующие техники:

  • гештальт-терапия;
  • внушение;
  • психодинамическая терапия;
  • гипноз;
  • художественная терапия.

В процессе лечения нужно быть терпеливым, поскольку результаты будут заметны только спустя время.

Весьма действенными оказываются техники, когда личность проявляет свою творческую составляющую, поскольку она имеет тесную связь с проявлением чувств.

Желательно, чтобы индивид создавал как можно более красочные и интересные произведения.

Важно

Сначала ведется работа с выражением эмоций, затем с их пониманием и распознаванием. Индивид должен описывать свои чувства, применяя собственный лексикон и всевозможные материалы. Не менее важно наблюдать за эмоциями других.

Лекарственные препараты используют только в случае депрессии и заболеваний, связанных с психосоматикой. Они подавляют переживания и устраняют физиологические признаки.

Но работа терапевта все равно необходима, потому что акцент ставится на мыслях и осознанных переживаниях. Немалую роль играют здоровый сон и рациональное питание.

Не стоит забывать о том, что результат лечения зависит, прежде всего, от желания самого человека открыть свой мир чувств для себя и окружающих.

Источник: https://psyholic.ru/psihiatriya/bezemotsionalnyj-chelovek.html

Зависимость от смартфона: интересные факты и видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Зависимость от смартфона: интересные факты и видео» полезная информация по данной теме. Советы, как избавиться от зависимости смартфона.

Что такое номофобия

Номофобия (англ. nomophobia, от no mobile-phone phobia). Это страх (фобия) остаться без мобильного телефона или быть вдалеке от него.

Друзья, сколько раз в сутки вы проверяете свой телефон? Согласно данным опроса, типичный американец проверяет смартфон раз в 6,5 минут. У молодых людей преданность собственным гаджетам чувствуется особенно остро. Этазависимость от смартфона (номофобия). Страх (фобия) остаться без мобильного телефона.

Читайте также:  Лечение в израиле: учеными найдена вакцина от рака

53% опрошенных 15 – 30-летнего возраста сообщили, что они скорее бы отказались от собственных вкусовых рецепторов, чем от смартфона. Эти данные убедительно свидетельствуют о том, что многие из них могут быть зависимы от своих телефонов.

Факт, что от 80 до 90% людей используют свои телефоны во время вождения транспортного средства — является причиной 6000 смертей и несколько миллиардов долларов в виде возмещенных убытков ежегодно. Это яркий пример того, что проблема достаточно существенна.

Преподаватели ВУЗов также считают смартфон основной причиной отвлекающей студентов от занятий.

Существуют исследования, в которых говорится о том, что определенные типы личности более склонны к возникновению зависимостей. На этой основе можно проанализировать и зависимость от современных телефонов.

Ошеломляющий уровень увлечения

Ученые углубились немного дальше в степени увлечения людей смартфонами. Они провели исследование, заданием которого было определить количество времени, которое молодежь уделяет своим телефонам. Выяснилось, что студенты тратят на просмотр информации в своем телефоне в среднем 8 ч. 48 мин. в сутки.

Это число дополняет целый ряд других выводов, которые говорят о чрезмерном увлечении. Исследования показали:

  • 79% из нас, уже в течение 15 минут после ночного сна, тянется к своему телефону.
  • 68% держит его под подушкой.
  • 67% проверяют телефон, даже когда нет звонков.
  • 46% признаются, что совершенно «не могут жить без своих айфонов».

Однако все еще существует категория людей, у которых меньше шансов стать зависимыми от телефонов. Они редко ими пользуются или вообще чуждаются их.

Они на другом конце спектра от людей, которые потеряли контроль над использованием телефонов и у которых проявляются некоторые из классических признаков зависимости (эйфория, агрессивность, конфликтность).

Совет

Чтобы выяснить, на что способны люди, склонные к смартфонной наркомании, ученые недавно провели опрос. Он должен был выяснить, люди с какими чертами личности более склонны к зависимости от смартфонов.

Ученые проанализировали группу из 347 среднестатистических студентов и определили, какие личностные качества опрошенных чаще приводят к подобному расстройству. Также они обратили внимание на степень импульсивности каждого из исследуемых.

Символ статуса и «хай-тек соска»

Результаты исследования позволили ученым лучше узнать, какую именно роль играют определенные черты характера человека в постепенном развитии у него смартфонной наркомании. Сразу же, стало понятно, что высокая импульсивность и низкая концентрация внимания находятся в прямой зависимости людей от смартфона.

Исследование показало, что средняя величина концентрации внимания у обычного человека в наше время составляет 8,25 секунды – даже короче 9-секундного внимания Carassius Auratus (золотой рыбки).

Почти на четыре секунды меньше среднего значения концентрации внимания у человека, выявленного 15 лет назад (тогда она составляла 12 секунд).

«Чувство связи»

Если говорить о чертах личности, то три из них действительно влияют на вероятность того, что у вас может выработаться зависимость от вашего сотового устройства.

Эмоциональная неустойчивость. Темпераментные люди более зависимы от своих смартфонов, чем их стабильные партнеры.

Оказывается, что эти люди с помощью смартфонов ищут вещи, которые могут их успокоить и отвлечь. Постоянная проверка сообщений или прокручивание новостной ленты помогают в этом, играя роль так называемой «хай-тек соски».

Экстраверты, которые стремятся находиться в центре событий и быть связаны с большим количеством людей вокруг них, вероятнее будут зависимы от своих смартфонов, чем интроверты. Ученые обнаружили, что «чувство связи» является наиболее важным эмоциональным аспектом использования смартфона.

Студенты-материалисты оказались в большой степени зависимыми от своих гаджетов. Это может показаться странным, хотя учитывая основные тенденции, современные телефоны теперь играют в жизни молодых людей важную роль. Следовательно, этот вывод можно считать закономерностью.

Молодые люди постоянно используют свои мобильные телефоны в общественных местах, демонстрируя бренд и особенности своего айфона. По их мнению, это говорит миру много о том, кто они есть. В сущности, их айфоны стали признаком статуса так же, как дорогой бумажник или часы.

Обратите внимание

Наше нездоровое увлечение смартфонами является ярким примером того, что называют «парадоксом технологии». Это устройство дает нам возможность делать то, о чем еще недавно мы могли лишь мечтать. Они также, в некотором смысле, сделали нас.

Не достигло ли использование смартфонов переломной точки, когда от инструмента больше вреда, чем пользы? Это вопрос только к вам.

Видео

В этой подборке видео дополнительная информация про зависимость от смартфона

Советы: как избавиться от зависимости смартфона↓

Источник: https://damy-gospoda.ru/zavisimost-ot-smartfona/

10 причин не давать ребенку гаджеты! Всем родителям на заметку!

Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. 90 % детей пользуются ежедневно электронными гаджетами. Но помимо пользы они приносят и вред в любом возрасте.

Исследования о влиянии гаджетов на детей давно ведутся в странах Европы и в Америке, поэтому о их влиянии можно судить вполне обосновано. В нашей стране планшеты и смартфоны появились сравнительно недавно и, к сожалению, над этой проблемой мало кто задумывается.

Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку гаджеты, поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки. Врачи же утверждают, что давать ребёнку играть в обучающие игры на планшете можно только с 7 лет.

Какое влияние оказывает использование девайса на ребёнка? 10 причин, почему не следует давать ребёнку гаджет:

1. Это вредит физическому здоровью

При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел).

В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук. Это может вызвать ожирение.

При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, залипая в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

2. Это влияет на отношения между ребенком и родителями

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос.

Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми.

Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.

Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.

3. Это может вызвать зависимость

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей.

Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

4. Это учащает детские истерики

Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?

Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.

5. Это ухудшает сон

Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью.

Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает невролог Энн МариЧан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования.

Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

6.Это вызывает трудности в учебе

Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией.

Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни.

Важно

От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение.

Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

7. Это не развивает умение общаться

При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.

Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

8. Это может вызвать психические отклонения

Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам.

У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям.

Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению.

При общении в социальных сетях есть большая вероятность наткнуться на психически больных людей, педофилов.

9. Это увеличивает детскую агрессивность

Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально.

Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

10. Это приводит к социальной тревожности

Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность.

Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.

Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.

Источник: https://worldi.ru/10-prichin-ne-davat-rebenku-gadzhety-vsem-roditelyam-na-zametku/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector