Что нужно знать о неврологии

Профессия невролог

Невролог (ранее невропатолог) – это врач, который диагностирует, лечит и предупреждает патологии головного и спинного мозга (ЦНС), нервных окончаний (ПНС), а также заболеваний позвоночника и суставов, влияющих на нервную систему.

Невролог занимается устранением неврологических расстройств разного генеза: пренатальных, генетически обусловленных, травматических, воспалительного характера, дистрофических.

Вот распространенные болезни, которые лечит невролог:

  • Болевые синдромы, сопровождающие поражение нервов.
  • Мигрень и головные боли.
  • Тремор рук, нервные тики.
  • Радикулит, грыжи позвоночного столба, в том числе посттравматические.
  • Остеохондроз и его осложнения.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона.
  • Менингит и энцефалит.

Кроме того, невропатолог устраняет последствия инсультов, лечит опухоли ЦНС, эпилепсию, энцефалопатии.

Профессия невролога предполагает тесную связь с педиатром и врачом общей практики, нейрохирургом, психиатром и психотерапевтом.

Специалист должен уметь «читать» томографические и рентгеновские снимки.

Специализации неврологов

  • Детский невролог – оказывает медицинскую помощь детям до 18 лет.
  • Мануальный терапевт – лечит заболевания костей, мышц и суставов физическим воздействием на различные области тела.
  • Невролог-эпилептолог – изучает и лечит эпилепсию.

Места работы

Должность невролога (невропатолога) есть в поликлиниках, стационарах, специализированных бригадах скорой помощи, диагностических центрах, НИИ, санаториях.

История профессии

Точкой отсчета в развитии неврологии считают 1860 год, когда французский врач Ж. Шарко открыл первое неврологическое отделение и там же преподавал студентам-медикам и молодым врачам. Через 9 лет Шарко описал рассеянный склероз, а в конце семидесятых – издал две книги: о болезнях нервной системы и их локализации.

Это было первое руководство по неврологической диагностике. Факт удивительный, поскольку нервные волокна и клетки, были открыты в то же время, а первые проводящие пути ЦНС и теория строения нервной ткани – в самом конце XIX столетия. С открытием рентгеновских лучей в 1895 году стали доступны рентгенограммы позвоночного столба и черепа.

Наступил новый период развития науки.

Считается, что русскую школу невропатологии основал А. Кожевников, открывший в 1869 году первую в России клинику неврозов. С. Корсаков основал направление по обособленному изучению каждой неврологической патологии. Его нозологический принцип признан во всем мире.

Обратите внимание

Огромный вклад в развитие неврологии внес В. Рот, который выделил в отдельную группу детей и отстаивал необходимость санаторно-курортного лечения для них. Г. Россолимо заложил фундамент современной дефектологии, открыл первую детскую неврологическую больницу.

В ХХI столетии совершенствуются способы диагностики и лечения нервных болезней. Приоритетом считаются сосудисто-мозговые нарушения, демиелинизация нервных волокон, нейроинфекции, эпилепсия, невриты и неврозы.

А. Я. Кожевников (5 марта 1836 г. — 10 января 1902 г.) — основатель русской школы невропатологии.

Обязанности невролога

Основные обязанности невролога таковы:

  • Лечение и наблюдение пациентов (амбулаторно и стационарно).
  • Диагностика и обследования (УЗИ, УЗДГ, ангиография).
  • Экстренная и плановая медицинская помощь пациентам, в том числе в условиях реанимации.
  • Назначение доп. обследований (электролитный баланс, ПТИ – протромбиновый индекс, ЭхоКГ).
  • Проведение диспансеризации, профосмотров.
  • Работа в комиссии по выдаче разрешений на оружие и управление автотранспортом.
  • Выдача больничных, направлений на МСЭ и прочих справок.

Также функции невролога подразумевают ведение пациентов с детским церебральным параличом, речевыми расстройствами, рассеянным склерозом, коррекцию бессонницы, реабилитацию после инсультов.

Требования к неврологу

Основные требования к неврологу выглядят так:

  • Высшее медицинское образование, действующий сертификат по «Неврологии».
  • Знание ПК и умение работать электронными амбулаторными картами.
  • Знание медицинских препаратов.
  • Желательны навыки мануальной терапии, остеопатии.

Задача детских специалистов — выявить заболевания нервной системы на ранних стадиях.

Как стать неврологом

Чтобы стать неврологом (невропатологом), нужно:

  1. Закончить ВУЗ по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  2. Получить вместе с дипломом аккредитационный лист, сдав тестовые задания, экзамен и пройдя собеседование со специальной комиссии, состоящей из докторов наук и профессоров. Это даст право работать самостоятельно на амбулаторном или поликлиническом приеме.
  3. Год в обязательном порядке отработать в поликлинике или амбулатории, а затем, поступить в ординатуру (2 года) по специальности «Неврология».

В процессе работы врачам начисляются квалификационные баллы, подтверждающие аккредитацию: за проведение сложных манипуляций, участие в научно-практических конференциях и семинарах, за публикацию научных статей, книг, защиту диссертации.

Каждые 5 лет эти баллы суммируются и оцениваются аккредитационной комиссией. Если набрано достаточное количество баллов, то следующие пять лет можно работать по специальности дальше. При отсутствии достаточного количества баллов врач лишается права лечить.

Подробнее об аккредитации и отмене интернатуры.

Рост профессионализма, уровня знаний и опытности врача обычно отражается квалификационной категорией. Все категории присваиваются квалификационной комиссией в присутствии самого врача, на основании его письменной исследовательской работы, содержащей описание навыков и знаний.

Сроки присвоения:

  • более 3 лет стажа – вторая категория;
  • более 7 лет – первая;
  • более 10 лет – высшая.

Врач имеет право не квалифицироваться, но для карьерного роста это будет минус.

Также карьерному и профессиональному росту способствует научная деятельность – написание кандидатских и докторских диссертаций, публикации в медицинских журналах, выступления на конференциях и конгрессах.

Зарплата невролога

Разброс доходов велик: неврологи зарабатывают от 12 000 до 150 000 рублей в месяц. Особо высоко ценятся врач-остеопаты, их доходы превышают 200 000 рублей в месяц. Востребованы больше всего врачи в Московской, Ленинградской, Свердловской области.

Минимальную зарплату мы нашли в Нижнем Новгороде – 12 000 рублей в месяц, а максимальную в Москве – 150 000 рублей ежемесячно. При этом к зарплате часто добавляются премии.

Средняя зарплата невролога – 36 000 рублей в месяц.

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Неврология» и выдаёт диплом и сертификат.

Источник: https://enjoy-job.ru/professions/nevrolog/

На приеме у невролога что говорить

2 — травм (переломы, черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника, переломы верхних и нижних конечностей, падения, ушибы, участие в ДТП и т.д.),

Оглавление:

3 — нарушения мочеиспускания (и дефекации),

4 — повышения температуры тела ;

5 — лечения в прошлом у невролога (или нейрохирурга);

6 — имеющейся у Вас аллергии на какие либо лекарственные средства (или их непереносимости), в том числе непереносимости каких-либо методов обследования (например, при выполнении МРТ/КТ — клаустрофобия) и консервативных немедикаментозных методов лечения (например, физиотреапевтические процедуры вызывают повышение артериального давления или контактный дерматит);

7 — перенесенных операциях и методах обезболивания применявшихся при их выполнении (наркоз, эпидуральная анестезия и т.д.);

8 — перенесенных инфекциях в детском, в подростковом (о чем он может также уточнить у Ваших родителей или родственников) и взрослом возрасте;

Важно

9 — а также о состоянии вашего «настроения» (эмоциональный фон и эмоциональных реакциях), о состоянии сна, аппетита, состоянии памяти, наличии головных болей, болей в спине; о том, как вы справляетесь с профессиональными навыками.

Источник: http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1826

Консультация невролога. На приеме у невролога

На первичном приеме у врача невролога, вы расскажете, что вас беспокоит, как давно появились жалобы. Потом доктор проведет неврологический осмотр, где проверит, как функционирует ваша нервная система. После чего назначит необходимое обследование для подтверждения диагноза.

Лечение любых неврологических заболеваний требует, прежде всего, установления правильного диагноза. Если диагноз ясен, то лечение будет назначено сразу же.

По результатам обследования на повторной консультации доктор, если потребуется, скорректирует лечение, и будет наблюдать Вас в процессе лечения, при необходимости назначит консультации других врачей (офтальмолога, кардиолога, эндокринолога и др.).

Невролог должен дать Вам информацию о современных методах диагностики, где их можно пройти, сориентировать вас по ценам и качеству. Вы, владея этой информацией, выберете наиболее приемлемый для вас вариант обследования.

По результатам обследования врач назначит индивидуальный курс лечения с учетом ваших индивидуальных особенностей и имеющихся проблем.

Хорошо, если врач невролог имеет специализацию по восстановительной медицине, и сможет назначить комплексное лечение, сочетающее в себе как медикаментозные, так и немедикаментозные формы воздействия.

При необходимости врач подберет для вас необходимое физиотерапевтическое лечение, что снизит медикаментозную нагрузку на организм и сократит сроки реабилитации.

Совет

При болевых синдромах иногда прямо на приеме доктор может сделать блокаду, чтобы уменьшит болевой синдром.

Иногда при ряде неврологических проблем или после травм, когда развивается невропатия, необходима электростимуляция мышц.

Если вас интересует санаторно-куротное лечение, то врач должен подробно проинформировать о наиболее подходящем курорте с учетом сопутствующих заболеваний.

Доктор может порекомендовать Вам курс физических лечебных упражнений, можно проконсультироваться по этому поводу у специалиста по ЛФК (лечебной физкультуре).

Лечащий врач-невролог расписывает Вам индивидуальную программу лечения и осуществляет контроль Вашего состояния в процессе прохождения лечения и реабилитации.

Характер неврологической патологии, будь то головная боль, вегетативные расстройства, боли в позвоночнике, все что угодно – предусматривает активную позицию, как врача, так и самого пациента. Только такое совместное сотрудничество позволит достичь результатов.

Отвечая за Вас и состояние Вашего здоровья, врач ждет, в свою очередь, от Вас полной и четко сформулированной информации о том, что Вас беспокоит, о том, какова история Вашего заболевания.

Особенно нас интересует наличие или отсутствие у Вас непереносимости или повышенной чувствительности к каким-либо формам медикаментозного и немедикаментозного лечения, аллергические реакции, сопутствующие заболевания (некоторые из них исключают применение отдельных форм и способов лечебного воздействия). Есть ли неврологические заболевания у ваших близких родственников и какие.

Почему необходимы очные консультации врача-невролога

Важно не подбирать лекарства самостоятельно. Не пить то, что прописали соседке или подруге с похожими жалобами. Потому что, лечение может потребоваться разное. Все нюансы вашей проблемы и вашего состояния сможет оценить только врач на очной консультации. Кроме того, рынок медикаментов постоянно пополняется все новыми современными средствами.

Не всегда стоимость определяет качество препарата, а тем более – необходимость приема для Вас. Только доктор может подобрать оптимальную дозировку препарата, обеспечивающую минимально возможный риск побочных эффектов и максимальную эффективность именно в вашем случае.

Только специалист может использовать комплексную медикаментозную терапию, при которой одновременное применение нескольких препаратов взаимно усиливает действие каждого, позволяя уменьшить дозировки, а значит и риск побочных эффектов. Помните, что риск возникновения побочных эффектов, перечисленных в инструкции, различается.

Обратите внимание

Чтобы определить вероятность каждого из них у отдельного человека, требуется опыт применения препарата и научные данные коллег.

Источник: http://mmiksha.ru/na-prieme-u-nevrologa-chto-govorit/

Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

В первый раз невролог осмотрит новорожденного ребенка в роддоме, затем еще несколько раз на протяжение первого года во время плановых осмотров специалистов. Время младенчества считается в неврологии периодом адаптации к окружающей среде.

Правильное и своевременное созревание центральной нервной системы напрямую влияет на формирование и развитие речевых и физиологических навыков. Работа невролога с ребенком до года сводится к оценке состояния ЦНС, ее развития и зрелости, влиянию на нее неблагоприятных факторов.

Мы решили рассмотреть список наиболее актуальных вопросов к неврологу от родителей младенца.

Зачем нужен плановый осмотр?

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Помимо норм роста и веса малыша, важно не упустить признаки таких пороков развития, как внутричерепное давление, гипертензионно-гидроцефальный синдром, увеличение желудочков мозга и многих других. Именно на начальном этапе они поддаются коррекции, что позволит избежать серьезных и даже неизлечимых диагнозов в дальнейшем.

Повторные неврологические осмотры необходимы даже в том случае, если во время предыдущих консультаций никаких отклонений в деятельности ЦНС малыша не обнаруживалось — они могут проявиться позже.

Когда в 7 лет ваш ребенок отправится в школу и уже там обнаружится, что он «необучаемый», «трудный» или «проблемный», винить останется только себя или нерадивого невролога.

Огромное количество неприятных синдромов и состояний в работе нервной системы могут не обнаруживаться визуально по причине того, что 6 – 7 лет – достаточно кризисный возраст, в котором «вылезают» пропущенные в более раннем возрасте неврологические отклонения.

Читайте также:  Для чего современной медицине специализированное оборудование?

Заболевания нервной системы возможно успешно диагностировать и лечить в первые месяцы после родов. Чем позже начать лечение, тем сложнее болезнь будет поддаваться коррекции. Именно поэтому так важно регулярно посещать плановые осмотры и сдавать соответствующие анализы.

Неврологический молоточек

Неотъемлемым атрибутом невролога является неврологический молоточек, он же молоток Тейлора, перкуссионный молоточек (перкуссия – это на языке медицины выстукивание), томагавк, молоток Бак, молоток Тромнера. Разновидностей инструмента очень много, каждый выбирает то, что ему удобнее.

Несмотря на простоту механизма и предвзятое отношение к нему многих пациентов («что можно понять, стукнув молотком по колену?»), неврологический молоточек – серьезный инструмент диагностики.

Важно

Он позволяет эффективно выявлять всевозможные отклонения в работе нервной системы на ранних стадиях: состоянии глазодвигательных нервов, вестибулярного аппарата и мозжечка малыша, и соответственно предупредить развитие серьезных неврологических диагнозов.

Бояться инструмента не нужно, даже несмотря на наличие игл на некоторых моделях – они предназначены для проверки рефлексов и чувствительности кожных покровов и не причинят ребенку боли.

Младенец перед телевизором

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Врачи утверждают, что начинать смотреть телевизор можно с возраста не ранее двух лет.

  • Телевизор можно смотреть с двух лет не более 5-8 минут.
  • В три года можно увеличить просмотр до 25 минут.
  • В четыре года просмотр составит 30 минут.
  • В пять лет – 35 минут.

Младенцу нежелательно даже находиться в комнате, где работает телевизор. Это слишком серьезная нагрузка для его хрупкой нервной системы и глаз. Незаметное мерцание экрана способно вызывать судорожный синдром, нарушения зрения и сна. Ребенок становится легко возбудимым, капризным и нервным.

Отличной альтернативой гармоничного интеллектуального развития для ребенка до года станет чтение книг с яркими и красочными картинками, занятия с конструктором из крупных деталей.

Читаем также: Включать ли детям телевизор?

Спокойный сон – залог гармоничного развития

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.

Усредненные значения норм сна для младенца

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить ванна с успокаивающими травками (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав — но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Читаем более подробно: Почему ребенок до года плохо спит ночью: как наладить сон ребенка?

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Читаем также: Поход к педиатру: 7 важных правил

Прием у детского невролога. Мамина школа

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/zdorove-rebenka/voprosyi-k-detskomu-nevrologu-chto-vazhno-znat-roditelyam-rebenka-do-goda.html

Юрий Селивёрстов. О профессии невролога

Кандидат медицинских наукКандидат медицинских наук Научный сотрудник, Научный центр неврологии. Координатор Европейской сети по болезни Гентингтона (European Huntington’s Disease Network) в России

– Чем занимается Научный центр неврологии?
– Наш профиль — неврологические заболевания и всевозможные варианты неврологических расстройств.

– Что изучает неврология?
– Неврология — раздел медицины, изучающий заболевания центральной (головной мозг и спинной мозг) и периферической (периферические нервы, мышцы) нервной системы.

Это очень большая специальность, в которой выделяются несколько крупных направлений.

Каждый невролог должен иметь представление обо всех направлениях и при этом, как правило, обладать собственной узкой специализацией.

Очень условно можно выделить несколько крупных направлений. Первое — сосудистые заболевания нервной системы, например, ишемические и геморрагические инсульты или поражение сосудов, которые снабжают кровью центральную и периферическую нервную систему.

Второе направление — демиелинизирующие заболевания нервной системы с поражением головного мозга (например, рассеянный склероз и концентрический склероз Бало) или структур периферической нервной системы. К последним относятся, например, синдром Гийена-Барре и другие полинейропатии.

Третье направление — эпилепсия. Соответственно, врачи-эпилептологи занимаются диагностикой и лечением различных вариантов эпилепсии. Отдельная группа — врачи, которые занимаются головной болью. Это очень распространённая и социально значимая проблема, требующая квалифицированного подхода.

Совет

На стыке неврологии и инфекционных болезней находятся инфекционные поражения нервной системы.

Еще одно смежное направление неврологии — аутоиммунные заболевания нервной системы; это болезни, связанные с нарушением функции иммунитета человека, когда иммунная система по ошибке начинает атаковать собственные же клетки, что может приводить к поражению различных отделов нервной системы.

Следует также выделить врачей, которые специализируются по вертеброневрологии и занимаются остеохондрозом позвоночника и другими заболеваниями позвоночного столба, приводящими к поражению структур нервной системы.

– Чем занимаетесь вы в Научном центре неврологии?
– Я врач-невролог, занимаюсь ещё одним интересным и обширным направлением неврологии — нейродегенеративными и наследственными заболеваниями нервной системы и двигательными расстройствами.

К ним относятся болезнь Паркинсона, все варианты двигательных расстройств (избыточные движения, дрожания, подёргивания, вздрагивания, тики, неустойчивость при ходьбе и многое другое).

Также я являюсь координатором Европейской сети по болезни Гентингтона (European Huntington’s Disease Network) в России.

– Как вы стали неврологом?
– Некоторые люди уже с раннего возраста знают, что станут врачами: пример родителей, впечатление от работы врачей или сериала. Когда я учился в школе, мне очень нравилась химия: я оставался после уроков в лаборатории и ставил опыты. Биология понравилась позже. Влияла и семья: отец — врач-рентгенолог.

Я ходил к нему на работу, потому что мне было интересно, каким образом сложные технические установки позволяют увидеть и изучить различные органы человека. В контексте профориентации, мне кажется, очень важно, чтобы человек имел возможность наблюдать профессию изнутри.

Разобраться в будущей профессии помогают и дни открытых дверей, которые устраивают вузы, а также ряд научных учреждений, например, и наш Научный центр неврологии.

– Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– Надо понимать, что будущие врачи начинают своё обучение с анатомического театра, соответственно, они должны быть в состоянии перенести всё, что скрывается за этим процессом. На моем факультете были люди, которые ушли после первого семестра первого курса, потому что не смогли переносить неприятные запахи, кровь или вид трупов.

Второе — это умение общаться с людьми, а тем более с больными. Общение с пациентами требует навыков коммуникации, терпения и выдержки. Говоря о работе врача-невролога, надо всегда помнить, что заболевания нервной системы изменяют и психику человека, и его способ общения, и надо быть готовым, в том числе, к необычному или неадекватному поведению пациента.

Идти в медицину надо тем, кто настроен на постоянное пополнение своих знаний и на прямую помощь людям. Здесь не бывает легких денег и легкой работы.

Обратите внимание

Можно, конечно, отсиживать в поликлинике рабочие часы, а можно внимательно изучать каждого пациента, постоянно заниматься самообразованием, читать литературу, посещать конференции и выступать на них.

Всё это приведет к профессиональному росту, за которым последует и зарплата, и хорошее место работы. Как бы банально ни звучало, но хороший специалист всегда будет нарасхват.

– Сколько учится врач-невролог? – Базовое медицинское образование составляет шесть лет. Человек выбирает факультет — лечебный, как я, или педиатрический. В медицинских вузах есть ещё стоматологический, фармацевтический факультеты, но после них специализироваться по неврологии уже нельзя.

На первых курсах студенты изучают фундаментальные специальности, которые помогают понять, как работает организм, — это анатомия, физиология, патологическая физиология, патологическая анатомия, фармакология.

Примерно в середине обучения начинается плавный переход к клиническим специальностям: студенты проходят через каждое направление медицины, чтобы иметь представление о всём спектре возможных заболеваний и подходах к их лечению.

В итоге к шестому курсу, как правило, все уже знают, куда они хотят двигаться дальше. Поступая в медицинский, сначала я хотел быть психиатром, а потом выбрал неврологию.

Она интересна широким спектром заболеваний, которые нередко сопровождаются и психиатрическими проявлениями, но, в отличие от психиатрии, неврология не предполагает постоянного контакта с тяжелыми психическими расстройствами.

В неврологии очень важно «непрерывное обучение», то есть постоянное повышение своей квалификации. Надо обязательно читать статьи и новые книги, особенно зарубежные, и пополнять свой круг знаний, в том числе и по другим медицинским дисциплинам. Хотя, наверное, такой подход применим и к другим специальностям.

– Какое направление в неврологии вы бы назвали самым активно развивающимся или популярным?
– Мне кажется, в каждом направлении можно найти популярные темы.

Важно

Например, сейчас развиваются инновационные подходы к лечению мигрени — разработка моноклональных антител (иммуноглобулины, синтезируемые одним клоном клеток — прим. сайта). Этот экспериментальный метод позволяет эффективно купировать и профилактировать приступы мигрени.

А при лечении бокового амиотрофического склероза, который хорошо стал известен после акции Ice Bucket Challenge, пытаются применять методы генной и клеточной терапии, стволовые клетки.

Интенсивно развивается лечение и болезни Паркинсона (это заболевание, характерное для лиц старшей возрастной группы, при котором происходит нарушение регуляции движений и мышечного тонуса, что проявляется характерным тремором (дрожью), общей скованностью и нарушением позы и движений — прим.

 сайта): появляются новые лекарственные препараты, которые позволяют эффективнее контролировать симптомы заболевания, разрабатываются методы клеточной терапии и хирургической коррекции симптомов болезни.

Например, в головной мозг вживляют электроды с целью стимуляции определённых структур электрическим током, что уменьшает проявления болезни.

– Что можно посоветовать школьникам, которых заинтересовала неврология? – Химия, биология и русский язык — это базовые предметы для поступления в медицинский вуз. Также пригодятся хотя бы базовые знания статистики и математики, поскольку врач должен уметь интерпретировать результаты клинических исследований.

Читайте также:  Лапароскопический метод операции

Если уже заинтересовала какая-то тема, можно связаться с медицинским вузом и задать свои вопросы, попросить совета по поводу продолжения обучения и т. п. Безусловно, активному и заинтересованному человеку всегда помогут. При каждом медицинском вузе на базе различных кафедр, как правило, функционируют научные кружки для студентов.

Если школьник проявит интерес и придёт туда, его никто не будет выгонять, наверняка, разрешат остаться на заседании и послушать.

И, конечно, надо хорошо знать по меньшей мере два языка — свой родной и английский.

– Как выглядит траектория профессионального развития для неврологов, занимающихся наукой?
– Когда мы говорим о науке, то, безусловно, речь идёт именно о работе над проблемами, действительно представляющими интерес — это не должно быть наукой ради науки.

Участвовать в научном процессе надо со студенческой скамьи. Необходимо посещать конференции, выступать на них, причём не только на российском, но и на мировом уровне.

Совет

На этих площадках есть возможность как представить свои результаты, так и познакомиться с профессионалами в своей области, найти новые контакты.

Это нередко позволяет определиться и с местом, и с направлением будущей научной деятельности: может последовать приглашение в крупную российскую или зарубежную лабораторию. Если не принимать активное участие в научном процессе в вузе, то сразу найти работу в престижной лаборатории будет довольно непросто, если не сказать невозможно.

– Как выглядит траектория профессионального развития для неврологов в клинике?
– В рамках следующей за шестью годами вуза двухлетней ординатуры человек получает специализацию — акушерство, гинекология, неврология, психиатрия, гастроэнтерология, терапия, кардиология, хирургические специальности и т.д. После ординатуры он становится врачом (невролог, терапевт и т.д.).

– Какие наиболее сильные школы неврологии в России?
– Во-первых, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Ещё Казань, где, например, работали очень многие видные российские неврологи.

Затем Ульяновск и ещё Уфа.

Если пойти по регионам, на самом деле, обязательно найдутся те или иные представители из неврологической школы, которые являются авторитетами не только в российской неврологии, но и зарубежной.

– Есть ли что-то, что мешает работать или от чего устаёт врач-невролог?
– В этой профессии нужно быть готовым к тому, что, любая болезнь, не только неврологическая или психиатрическая, так или иначе изменяет человека, его мышление и манеру взаимодействия с другими людьми, что требует большого терпения. Безусловно, это сопряжено с определённым стрессом.

– А какой есть план Б для врача-невролога, если ему захочется попробовать что-то новое?
– Некоторые поступают на второе высшее. Опять же, я знаю людей, которые, сначала получили математическое образование, а потом медицинское, некоторые наоборот, сначала медицинское, потом математическое.

Имея такой багаж знаний, можно переквалифицироваться, например, в биоинформатики, которые в настоящее время очень востребованы. Также большая потребность в грамотных медицинских статистиках в контексте разработки дизайна клинических исследований и интерпретации уже полученных данных.

А ряд людей вообще уходит из медицины в фармацевтические фирмы или компании, занимающиеся организационным сопровождением проводимых клинических исследований.

– А каково, с вашей точки зрения, будущее неврологии и медицины в целом? – К врачу с каждым годом, мне кажется, предъявляются все более и более высокие требования в плане образования. Необходимо постоянно заниматься самообразованием.

Медицина очень быстро идёт вперёд, появляются способы лечения, о которых ещё пять лет назад никто и подумать не мог. Например, в неврологии сейчас применяются методы генной терапии — способы, которые позволяют воздействовать на работу различных генов у человека.

Мы уже воздействуем не на симптомы болезни, а на генетическую причину заболевания.

Например, болезнь Гентингтона — это наследственное генетическое заболевание. Сейчас проходят клинические исследования препарата, который вводится эндолюмбально (через небольшой прокол в области спины).

Обратите внимание

В пространство вокруг спинного мозга вводится лекарственный препарат, который попадает в цереброспинальную жидкость, доходит до головного мозга и блокирует работу гена в клетках головного мозга, приводящего к развитию болезни Гентингтона.

Ещё одно перспективное направление — изучение применения методов машинного обучения (это вариант математических методов) для анализа постепенно накапливаемых больших объёмов информации различного характера — так называемая Big Data.

Анализ больших массивов накопленных данных о пациентах с определённым заболеванием позволяет прогнозировать его течение, предвосхищать его проявления и (или) профилактировать их. В будущем это направление будет активно развиваться.

Анализ больших массивов данных и выявление закономерностей будут использоваться для интерпретации состояния конкретного пациента.

https://www.youtube.com/watch?v=JGuAD5aypKk

А вот так называемый электронный доктор, о котором последнее время многие говорят, думаю, не появится, пока не будет разработан полноценный искусственный интеллект, обладающий своей волей и направленностью своих действий. Возьмём, например, пациента с болезнью Паркинсона.

Если он приходит на прием к врачу, он не обязательно будет говорить: «Меня беспокоит болезнь Паркинсона». Скорее всего, он будет говорить: «Меня беспокоит скованность, — например, — в руке, замедленность движений». А некоторые люди, вообще, называют это слабостью в руке или болью в руке.

Соответственно, одно и то же явление может называться совершенно разными словами, и нередко учесть все эти нюансы называния пациентами одного и того же явления бывает невозможно в машинном алгоритме.

Я не говорю уже о более сложных ситуациях, связанных с анализом атипичных случаев проявления заболеваний и выстраиванием дифференциально-диагностического ряда. Хотя, безусловно, свою посильную информационную помощь в работе современного доктора электронные системы все-таки оказывают.

– Какие книги вы бы посоветовали почитать и (или) какие фильмы посмотреть тем, кто хочет понять, что такое неврология?
– В России про профессию врача писали два известных классика — Антон Чехов и Михаил Булгаков. Их творчество, особенно ранее, было связано с описанием довольно занятных реальных клинических случаев.

Фильмы и сериалы, которые можно посмотреть по телевизору или в интернете, частично могут дать представление о работе врача, в том числе невролога, но, на самом деле, там много и художественной выдумки.

Хотя нередко на приём приходят диагностически сложные пациенты, и захватывающий процесс поиска верного диагноза, действительно, может стать сюжетом для интересного фильма.

– Кто для вас является примером для подражания в Вашей профессии?
– Мне сложно назвать кого-то одного.

Примером для меня является ряд моих старших товарищей и коллег по профессии, мои научные руководители, а также ведущие мировые специалисты по нейродегенеративным заболеваниям и двигательным расстройствам, с которыми можно свободно пообщаться на международных профильных конференциях. Главное — иметь мотивацию к саморазвитию.

Источник: https://intalent.pro/interview/yuriy-selivyorstov-o-professii-nevrologa.html

❶ Как стать врачом неврологом

Инструкция

Попытаемся понять масштабы проблемы – министерские цифры весьма противоречивы. В 2012 году глава Минздрава РФ Татьяна Голикова обнародовала такую информацию: дефицит составляет почти 153 тысячи врачей. Больше всего медучреждения нуждаются в терапевтах, пульмонологах, ревматологах, диетологах, детских онкологах, нефрологах. Эта цифра, как подчеркнула министр, угрожающая и должна пугать.

Но после того как мы испугались, в следующем году министерство предпочло сосредоточить внимание общественности на куда более скромной цифре: 40 тысяч участковых врачей – терапевтов, педиатров, стоматологов.

А нынешним маем была обнародована новая цифра: около 120 тысяч. Воистину жонглирование статистикой – национальная российская игра, имеющая давние традиции. Похоже, истинную цифру не знает никто.

Можно только предполагать, что в реальности она больше.

При этом Минздрав отмечает: врачей не хватает в основном в поликлиниках и амбулаториях, а в больницах их – хоть отбавляй. Весьма сомнительно, потому что практически все врачи вынуждены работать на полторы-две ставки.

Важно

Куда ни глянь – знакомые все лица. Доктора Иванов, Петров, Сидоров и в больнице, и в поликлинике, и в коммерческом медцентре. Но штатные-то расписания везде отдельные, отчетность отдельная, так что и ставок много заполнено, и люди вроде бы разные…

Почему Иванов, Петров, Сидоров – и тут, и там, и сям? Других просто нет. Согласно опросам газеты «Труд», из сорока москвичей больше половины пожаловались на отсутствие эндокринологов и рентгенологов. Чуть меньше посетовали, что нет офтальмологов и педиатров.

Этот перечень расширил заместитель мэра столицы заслуженный врач России Леонид Печатников, добавив реаниматологов, неврологов, неонатологов, врачей лучевой диагностики.

Но, пожалуй, самая дефицитная профессия сегодня – врач-диагност. Едва ли не все больницы и поликлиники оснастили новенькими импортными УЗИ-аппаратами.

Замечательно! Однако многие из них простаивают, потому что врачей-узистов наши вузы не выпускают. Вместо серьезного многолетнего обучения таких специалистов экстренно открыли краткосрочные курсы переподготовки врачей.

Стоит ли ожидать качественных заключений от таких узистов?..

И это в Москве с ее-то возможностями! А что же – далеко за пределами столицы? По информации Т. Голиковой, в масштабах страны стопроцентный дефицит составляют диетологи и детские онкологи. Неврологов, ревматологов и пульмонологов не хватает на 85%. Врачей общей практики – почти на 50%.

Беседуя с сельскими врачами, понимаешь: в здешних больницах положение вообще критическое. На Кубани, например, в одном крупном районном центре нет ни одного дерматолога, эндокринолога, детского невролога.

Совет

На 60 тысяч населения – единственный бессменный офтальмолог, пенсионерка, которой давно за семьдесят и она сама уже плохо видит…

Ситуация обостряется еще и сменой поколений врачей. Уйдут последние старые доктора – кто будет работать? Выпускники медвузов не хотят ехать ни в село, ни в маленький городок.

Получив дипломы, они устремляются в коммерческие медцентры, фармацевтические и парфюмерные компании, косметические салоны – там платят не копейки.

Вынуждая большинство врачей работать на износ за 15-18 тысяч рублей в месяц, государство экономит на здоровье своих граждан. Эффективность же спасительных мер, предпринимаемых им в авральном порядке, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Обратите внимание

При госпитализации через «скорую помощь» имейте в виду: бригада обязана везти пациента не в ту больницу, которую выберет он, а только в ту, которая в этот день принимает больных по расписанию.

Полезный совет

Если в больнице или поликлинике по месту жительства нет нужного специалиста, вам обязаны выдать направление в то муниципальное медучреждение, где он есть.

Источники:

  • Сайт Медпортал.ру/ Количество врачей в России ниже норм ВОЗ в два раза
  • Сайт 3возраст.ру/ Почему в больницах и поликлиниках не хватает врачей
  • Сайт Освик.ру/ Врачей каких специальностей не хватает в Москве, а каких – с избытком
  • Сайт газеты «Новые известия» Ньюизв.ру/В России не хватает 120 тысяч врачей
  • Видео: Ау, врачи!

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-97036-kak-stat-vrachom-nevrologom

Невролог что проверяет на медосмотре

    • У взрослых
    • Боли в спине
    • Боли в суставах
    • Боль в шее
    • Болит копчик
    • Боли в животе
    • Головокружение
    • Бессонница
    • Головная боль
    • Боль в ноге
    • Лишний вес
    • У детей
    • Головная боль у ребенка
    • Боли в суставах у детей
    • Боль в спине у ребенка
    • Боли в животе у ребенка
    • Бессонница у детей
    • Лишний вес у детей
    • Нарушение осанки у ребенка

    © Клиника Восстановительная медицина

    Источник: http://vosstmed.ru/qa/chto-delaet-nevrolog-pri-osmotre-vzroslogo/

    Неврологический осмотр — Диагностика

    Неврология (греч. neuron – нерв, logos – учение) – наука о нервной системе человека в норме и патологии. Она включает в себя группу дисциплин, которые изучают строение, функции нервной системы (нейроанотомия, нейрогистология, нейрофизиология и т.д.) и болезни нервной системы (невропатология). Невропатология (греч.

    patos – патология) делиться на общую и частную. В общей рассматриваются закономерности строения и функции нервной системы, синдромология и топической диагностики, в частной невропатологии – отдельные формы заболевания нервной системы. Нейрохирургия (греч.

    cheir — рука, ergon – действие) – ветвь неврологии и хирургии, занимающаяся вопросами оперативного лечения болезней нервной системы.

    В Клинике Восстановительной Неврологии проводятся консультации невролога при различных заболеваниях нервной системы и одним из звеньев в постановке диагноза является неврологический осмотр. Особенно большой опыт в работе с ЗПРР, аутизмом, эпилепсией, болезнью Паркинсона, СДВГ, эпилепсией, ВСД, депрессивными состояниями, заболеваниями позвоночника.

    Диагноз болезни нервной системы врач ставит, опираясь на три источника: данные анамнеза и наследственности, клинику и дополнительные методы обследования. Несмотря на постоянное возрастание роли различных аппаратных и лабораторных методов диагностики, методика неврологического осмотра продолжает занимать важнейшее место в диагностике заболеваний центральной и периферической нервной системы.

    Читайте также:  Современная стоматология зародилась при дворе людовика xv

    Неврологический осмотр начинают с оценки состояния сознания и определения его расстройств.

    В клинической практике о состоянии сознания судят по степени сохранности ориентировки в окружающем (во времени, месте) и в собственной личности.

    Нарушение сознания подразделяют: на состояния выключения и помрачения сознания (ясное, сумеречное, наличие эйфории, депрессии, сонливости, ступора, сопора, комы).

    Обратите внимание

    К состояниям выключения сознания относят оглушенность, при данной патологии отмечается повышение порога восприятия, то есть у данных пациентов можно получить ответную реакцию только на раздражители большей, нежели обычно, силы.

    Сопор при данном состоянии сознания больной не реагирует на словесные обращения, неподвижен, при этом реакции зрачков на свет, корнеальные, конъюнктивальные, а также глубокие рефлексы сохранены, иногда при сильных раздражителях (например похлопывание по щекам) на непродолжительное время удается установить контакт с пациентом.

    Кома – в данном состоянии сознания угасают как условные, так и безусловные рефлексы (за исключением дыхания и сердечной деятельности).

    К синдрому помрачения сознания относят делириозный, аментивный, онейроидный синдромы, сумеречное помрачение сознания, амбулаторные автоматизмы, транс.

    Делириозный синдром при данной патологии отмечается нарушение ориентировки в собственной личности, отмечаются зрительные, слуховые и тактильные галлюцинации, чаще угрожающего характера, при этом отмечаются аффекты страха, тревоги, идеи преследования, больные могут быть опасными для себя и окружающих.

    При аментивном синдроме наряду с нарушением ориентировки в собственной личности и нарушение ориентировки в окружающей обстановке, наблюдаются слуховые галлюцинации, больные не могут установить связь между окружающими предметами и явлениями, выглядят рассеянными, удивленными.

    При онейроидном синдроме ориентировка в собственной личности и окружающем также нарушена, больные обездвижены, могут находиться в причудливых позах с блаженной улыбкой на лице, при этом наблюдаются яркие грезоподобные галлюцинации, фантастический бред.

    Сумеречное помрачение сознания – сужение поля сознания возникающее внезапно. Выделяют две формы, при галлюцинаторно-параноидальной форме больные переживают галлюцинации, отмечаются бредовые идеи, что и определяет их поведение, заканчивается внезапно, может переходить в глубокий сон.

    Ко второй форме — амбулаторным автоматизмам относят сомнамбулизм и транс.

    Важно

    Затем определяют общемозговые симптомы: наличие головной боли, ее локализацию, характер, длительность, зависимость от положения больного (симптом Брунса); головокружения и его характер, наличие тошноты, рвоты.

    Устанавливается наличие менингиальных симптомов.

    Поза больного: при тяжелых менингитах может появляться своеобразная поза, при которой больной лежит на боку голова запрокинута, при этом нижние конечности согнуты, бедра прижаты к животу, голени – к бедрам (поза «легавой собаки»).

    Отмечается общая гиперестезия на свет, звук, раздражение кожи. При объективном исследовании отмечают ригидность мышц затылка при которой не удается привести подбородок к груди при пассивном сгибании головы из-за тонического напряжения задней мускулатуры шеи.

    Проводят пробу Кернига: исходное положение: пациент лежит на спине, нижнюю конечность сгибают под прямым углом и из этого положения пытаются провести разгибание в коленном суставе, при менингиальном синдроме эта попытка из-за тонического напряжения мышц задней поверхности голени встречает сопротивление.

    Состояние функции высшей нервной деятельности: определяется исследованием речи, при наличии афазии уточняется ее характер, после чего определяется сохранность письма, чтения и понимания устной речи (слов, фраз, пословиц и т.д.). проверяют чтение вслух и понимание прочитанного. При обнаружении апраксии определяют ее характер.

    Идеаторная апраксия заключается в нарушении механизмов формирования замысла движения. Моторная апраксия характеризуется нарушением спонтанных и подражательных движений. Расстройства могут носить ограниченный характер и охватывать половину тела, отдельную конечность или мышцу, например рта и его окружности (оральная апраксия).

    При конструктивной апраксии нарушается конструирование целого из частей (больной не может правильно сложить разорванный лист бумаги, собрать фигуру из кубиков и т.д.).

    Далее проверяют наличие симптомов Брудзинского, который характеризуется сгибанием нижних конечностей в коленных и тазобедренных суставах в ответ на пассивное сгибание головы (верхний симптом Брудзинского), при давлении на область лобкового симфиза (средний симптом Брудзинского), сгибание контралатеральной нижней конечности в тазобедренном и коленном суставе при проведении пробы Кернига (нижний симптом Брудзинского). У детей проверяют симптом Лессажа, при котором ребенка приподнимают, удерживая за подмышечные области, при этом его нижние конечности сгибаются в коленных и тазобедренных суставах и приводятся к животу.

    Исследование черепно-мозговых нервов

    Обонятельный нерв (I пара ЧМН, nn.olfactorii).

    Состояние обонятельного нерва определяют путем исследования обонятельных ощущений, которые возникают в момент прохождения пахучих веществ через полость носа (используют шкалу Берштейна, ольфактометры) или широко распространенные вещества, запах которых известен больному.

    Использование остропахнущих веществ не рекомендуется, так как они могут восприниматься веточками тройничного нерва. Каждую ноздрю исследуют отдельно.

    Различают следующие виды нарушения обоняния: аносмия, гипосмия (при хроническом насморке, озене, патологических нарушениях в передней черепной ямке, травмах с трещинами костей в этой области, базиллярных менингитах, опухолях лобной области, абсцессах головного мозга и др.), гиперосмия и паросмия. Следует выяснить, нет ли у больного обонятельных галлюцинаций, иллюзий.

    Зрительный нерв (II пара ЧМН, n. opticus). (см. нейроофтльмологический осмотр).

    Совет

    Глазодвигательный, отводящий, блоковый нервы (III, VI, IV пары ЧМН, n.oculomotorius, n.abducens, n.trochlearis).

    Состояние глазодвигательного, отводящего и блокового черепных нервов исследуют одновременно: устанавливают величину и равномерность глазных щелей, объем движений глазных яблок, расположение их в орбите и мышечный тонус век.

    Начинают обследование этих нервов с осмотра состояния глазных щелей, определяя их симметричность, наличие опущения верхнего века, расположение глазных яблок, равномерность зрачков, их форму, фотореакции, наличие двоения в глазах.

    Миоз может отмечаться при спинной сухотке, после закапывания глаз пилокарпином, эзерином, а также у лиц, страдающих морфинизмом. Он может так же выявляться во время сна и у лиц пожилого возраста, при головных болях.

    Мидриаз наблюдается при испуге, базедовой болезни, сифилисе нервной системы, энцефалитах, пищевых интоксикациях (ботулизм и т.д.), а также во время приступов эпилепсии. Односторонний мидриаз часто отмечается при поражении глазодвигательного нерва.

    Контуры зрачков в норме имеют форму правильной окружности, которая при некоторых заболеваниях может изменяться (чаще при сифилисе). Иногда деформация зрачков обнаруживается при местных процессах радужки.

    Исследуют прямую и содружественную реакции зрачков на свет (в норме они быстро суживаются). При исследовании фотореакции зрачков пациенту предлагают смотреть вдаль.

    Врач закрывает обследуемому глаза своими ладонями, при этом глаза пациента остаются открытыми, затем быстрыми движениями отнимает кисти от его лица, наблюдая при этом за состоянием зрачка. Сужение зрачка при воздействии света называется прямой реакцией.

    Содружественную реакцию наблюдают на открытом глазу в момент закрытия или освещения другого глаза. Реакция зрачка на аккомодацию выражается в том, что при взгляде вдаль зрачки расширяются, а при взгляде на близкий предмет – суживаются.

    Реакцию на конвергенцию исследуют, предлагая больному смотреть вдаль, затем к верхушке его носа приближают молоточек или палец и просят смотреть на него. При этом отмечается приведение глазных яблок к носу (конвергенция). При диплопии уточняют ее характер.

    У больных с поражением глазодвигательного нерва выявляют опущение века, расходящееся косоглазие, двоение в глазах, чаще при взгляде прямо, паретический мидриаз, нарушение объема движений глазного яблока.

    Обратите внимание

    Для поражения блокового нерва характерно двоение в глазах при взгляде вниз, которое четко проявляется при спускании по лестнице. У лиц с поражением отводящего нерва отмечается сходящееся косоглазие и двоение в глазах, чаще при взгляде кнаружи.

    При одновременном поражении этих нервов отсутствуют все движения глазного яблока, отмечается наружная офтальмоплегия.

    Если поражаются мышцы, расширяющие и суживающие зрачок, иннервируемые автономной нервной системой, то наблюдается внутренняя офтальмоплегия, при которой отмечается неподвижный расширенный зрачок и нарушенная аккомодация.

    При сочетанном поражении наружных и внутренних мышц глаза возникает тотальная офтальмоплегия, при этом наблюдается полное отсутствие движений глазных яблок, птоз, расходящееся косоглазие, мидриаз, экзофтальм и расстройство конвергенции и аккомодации.

    Из других двигательных расстройств глазных яблок обращают внимание на нистагм, его характер и постоянство.

    Он более легко обнаруживается при крайнем отведении глазных яблок и наблюдается при поражении мозжечка, заднего продольного пучка, преддверно-улиткового нерва, черепно-мозговых травмах, перенапряжении зрения, высокой степени миопии, хронических интоксикациях и др.

    В зависимости от характера различают горизонтальный, вертикальный, ротаторный и смешанный нистагм. По амплитуде выделяют нистагм мелко- и крупноразмашистый.

    Тройничный нерв (V пара ЧМН, n.trigeminus). Исследование тройничного нерва заключается в изучении двигательных и чувствительных корешков.

    Важно

    Посредством расспросов уточняют, нет ли болей в области лица, после чего исследуют места выхода веточек тройничного нерва.

    Далее проверяют тактильную, болевую и температурную, а также глубокую чувствительность по ветвям и сегментам, для чего проводят исследование от наружного слухового прохода к носу или наоборот.

    Наиболее часто отмечается невралгия глазничного и верхнечелюстного нервов, при которой больные жалуются на приступообразные боли в области иннервации пораженного нерва. При невритах обнаруживается нарушение чувствительности и болезненность в зоне его иннервации. Нередко нарушается чувствительность в полости рта, на губах.

    При поражении тройничного узла выпадают все виды чувствительности на половине лица, иногда в сочетании с герпетическими высыпаниями.

    Если поражены отдельные ветви тройничного нерва, нарушение чувствительности соответствует их зоне иннервации; при поражении ядер тройничного нерва или его ствола в области продолговатого мозга, чувствительность нарушается по зонам Зельдера.

    Лицевой нерв (VII пара ЧМН, n.facialis). Состояние лицевого нерва определяют при осмотре лица и исследовании лицевой мускулатуры.

    Для этого пациента просят закрыть глаза, поднять вверх брови, оскалить зубы, надуть щеки, посвистеть, при этом отмечается симметричность этих движений с обеих сторон.

    У больных с поражением лицевого нерва по периферическому типу на стороне поражения отмечается лагофтальм, гипомимия, маскобразность лица, отсутствие складок кожи (в том числе и на лбу), слезотечение или сухость глаза, перекашивание лица, невозможность надуть щеку и др.

    Совет

    Преддверно-улитковый нерв (VIII пара ЧМН, n.vestibulocochlearis). Исследование преддверно-улиткового нерва состоит из определения остроты слуха (улитковой части нерва) и состояние преддверной части. После расспроса о состоянии слуха проверяют его остроту шепотной и громкой речью.

    В норме шепотная речь слышна на расстоянии не менее 6 м. Если обследуемый плохо слышит шепотную речь, слух проверяют громкой речью. При этом больной должен встать к врачу боком и смотреть прямо перед собой, закрыв одно ухо пальцем.

    Обследование слуха дополняют определением воздушной и костной проводимости с помощью проб Ринне, Вебера и Швабаха. Состояние преддверной части нерва можно исследовать, вращая больного на стуле. Для поражения улитковой части нерва характерны различные нарушения слуха, изменения аудиограммы.

    Снижение слуха, небольшие изменения аудиограммы в сочетании с головокружением, тошнотой, рвотой и нистагмом свидетельствуют о поражении преддверно-улитковой части в области мосто-мозжечкового угла.

    Языкоглоточный, блуждающий нервы (IX, X пары ЧМН, n.glossopharyngeus, n.vagus).

    Языкоглоточный и блуждающий нервы исследуют одновременно, при этом уточняют форму и положение мягкого неба и язычка, сохранность акта глотания жидкой и твердой пищи, голоса, глоточных рефлексов и вкуса на задней трети языка. Больному предлагают широко открыть рот и произнести «а-а-а», следя за состоянием мягкого неба, дужек и язычка.

    Проверяют акт глотания и сохранность вкуса. Последний исследуют нанесением на язык капли раствора сахара, уксусной кислоты, хлорида натрия и настойки полыни. Перед нанесением раствора пациент должен прополоскать рот. Вкусовые восприятия проверяют поочередно с каждой стороны.

    Источник: http://profalmazperm.ru/nevrolog-chto-proverjaet-na-medosmotre/

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector