Как установить контакт с педиатром?

Общение с родителями на педиатрическом приеме

В последние годы медицинский мир вынужденно сталкивается с новыми вопросами, которые синхронизируются с общемировыми тревогами по поводу этики.

Медицина сегодня – это прежде всего сфера услуг, и она, как рабочая зона контакта человек-человек, подвержена общим сопутствующим факторами риска: конфликтности как следствия непонимания, завышенных ожиданий пациентов; «сбоям» в реализации лечебной схемы, отдаляющим выздоровление; сильного включения эмоционального компонента участников взаимодействия, нередко ведущего к профессиональному выгоранию с одной стороны и недовольству качеством обслуживания  — с другой.

В связи с этим новую силу набирает волна интереса к деонтологии, понятие о которой в отечественную медицинской литературе ввел онкохирург, академик Н.Н. Петров (1876 – 1964). Этические вопросы взаимодействия врача и пациента – это не только нормы дистанции, представления о границах знания пациента, регуляция интимных связей, но и глубинные вопросы «правильного» общения.

Обратите внимание

Медицинская психология, в своей теории затронув отдельные аспекты взаимодействия врача и пациента, не освещает важных моментов о грамотных способах построения контакта. Здесь особую ценность приобретает т.н.

психологическая компетентность врача – интегральная характеристика собственной личности специалиста, включающая свободную и осознанную активность (по Адлеру), опыт и мудрость (Фрейд), умение выстраивать зрелые межличностные отношения (К. Роджерс).

Достижение компетенции как способности брать на себя ответственность за решение определенного круга вопросов во взаимодействии с пациентом – во многом вопрос личной мотивации самого врача, однако общий уровень психологической компетентности персонала влияет на качество всей системы медицинского обслуживания.

При этом существует целый ряд психологических приемов эффективного общения, освоение которых доступно любому. Результатом применения этих приемов будет снижение конфликтности (а конфликты с врачом – неизменный спутник медицинской отрасли), повышение эффективности самого врачебного приема, и – как следствие —  удовлетворенности специалиста от своей работы.

В простой системе врач-пациент применимы общие навыки эффективной коммуникации, однако в усложненной, педиатрической схеме врач-родитель-ребенок взаимодействие протекает по специфичным законам, имеет выраженные особенности, что требует от врача совершенно особой компетенции.

Формально пациентом на приеме педиатра выступает ребенок, однако по сути коммуникация врача происходит со взрослым, который (особенно на ранних порах, в довербальный период развития малыша) выступает как идентифицированный пациент.

Таким образом, родитель в такой ситуации принимает на себя несколько ролей: пациента, посредника и ответственного взрослого, который отвечает за правильность выполнения всех медицинских предписаний, любых назначенных манипуляций.

Такой широкий круг ролей с одной стороны осваивается родителем естественным образом уже с появлением ребенка, с другой – вызывает тревожные переживания в связи с новизной и сомнением в правильности их выполнения. Сложное ролевое сочетание – не единственный фактор возникновения тревоги, зачастую мешающей установлению контакта с врачом.

В первые годы жизни, когда маленький человек еще не владеет способами точного словесного выражения собственных ощущений, его транслятором становится родитель. Точность такого «перевода» будет зависеть от нескольких факторов: особенностей личного склада взрослого, его психологического состояния, качества его контакта с ребенком.

Важно

Особенность компетенции педиатра заключается в способности быстрого «считывания» всех этих факторов одновременно, потому что именно с установления контакта с родителем начинается грамотный педиатрический прием.

В случае отсутствия взаимопонимания между педиатром и родителем, недоверия взрослого к врачу не происходит формирования т.н. «комплаентности» (от англ.  сompliance – уступчивость) – явления правильного выполнения врачебных рекомендаций и фармакологических назначений.

Здесь знания в области практической психологии и системного семейного подхода должны найти сочетание с личными навыками эмпатии, тонкой наблюдательности.

Одним из главных и первичных факторов успешной коммуникации на педиатрическом приеме должно стать снижение тревожности родителя. Наиболее действенными будут прежде всего слова поддержки в его адрес, уверения в достаточно хорошей компетенции его как взрослого.

Необходимо, даже если времени не так много, выслушать его рассказ о тех действиях, которые он предпринимает ради здоровья малыша; неизбежная критика от врача должна быть конструктивной, с указанием других эффективных способов помощи и обязательно сочетаться со словами поддержки по поводу грамотных решений, примененных способов помощи.

Сегодня, в век доступности информации даже по узкоспециализированным темам, врачам часто приходится сталкиваться с начитанными, «всезнающими» пациентами.

Неравнодушный родитель, особенно молодой, при возникновении волнующих явлений в состоянии ребенка, стремится незамедлительно обратиться к разнообразным источникам: от интернета до знахарки.

Информация, полученная таким хаотичным образом, помимо прочего зачастую содержит противоречивые данные, грешит гипертрофированностью угроз, что приводит к повышению общего тревожного фона.

В таких случаях педиатр должен проявить некоторую долю авторитаризма, которая послужит укреплению медицинского авторитета. Очевидно, что авторитет должен быть основан прежде всего на высокой профессиональной компетенции, однако врачу необходимо развивать также навык доброжелательной убедительности.

Совет

В условиях строгого ограничения отведенного времени на прием педиатру необходимо не только провести необходимое обследование ребенка, но и предоставить родителю информацию, наиболее точно отражающую его результаты и имеющую при этом практическую ценность.

Для того, чтобы эта информация была правильно услышана, она должна быть: во-первых, структурированной и не содержать противоречий; во-вторых, сформулирована на понятном родителю языке; в-третьих – содержать в себе элементы «человечности»: искреннего выражения не только своих опасений, но и позитивных прогнозов.

Общеизвестно, что эффективная коммуникация возможна только при обоюдном настрое на конструктивное взаимодействие. И если взрослый, самостоятельно выступая пациентом, чаще всего действительно желает помощи и готов ее принимать, то в случае «представителя» не всегда проявляет себя так осознанно, его поведение может быть конфликтным, противоречивым.

Краеугольным камнем здесь служит характер его личных отношений с ребенком. Наблюдательный педиатр по разнообразным поведенческим проявлениям, а также по вербальной информации, которую он получает от родителя на приеме, должен уметь определить стиль родительского поведения.

Признаки адекватного стиля — адекватное эмоциональное сопровождения ребенка, ориентация на его состояние, раннее развитие родительской компетентности; тревожного стиля – усиленное внимание к негативным сторонам поведения ребенка и своего состояния, поздно появившаяся родительская компетентность, неуверенность взрослого в себе, ярко проявляющиеся опасения за развитие ребенка; эмоционально отстраненного – игнорирующий характер эмоционального сопровождения, отношение к ребенку как к объекту, ориентация на приучение к режиму, на знания о развитии ребенка и мнения других, претензии к особенностям ребенка и жалобы на необходимость отдавать ему все силы, нехваткой времени на себя, неудовлетворенность условиями, отношением других; амбивалентного —  резкая конфронтация ценности ребенка, противоположные тенденции в сопровождении отрицательных и положительных состояний ребенка,  конфликт между своим состоянием и необходимостью подчиняться мнению других, неудовлетворенность собой, отношением других к ребенку и себе, осуждение себя наряду с оправданием; аффективно отвергающего – низкая или отрицательная ценность ребенка, сочетание игнорирования и агрессии в эмоциональном сопровождении ребенка, низкая родительская компетентность и некачественное удовлетворение потребностей ребенка. Большинство классиков системного семейного подхода считает соматические нарушения ребенка симптомами разлада в межличностных отношениях внутри семьи, особое внимание уделяется отношениям ребенка с матерью. Знание о стиле материнского отношения к ребенку будет способствовать формированию объемной терапевтической картины, поможет дополнить набор практических рекомендаций и в большой степени обусловит поведение самого педиатра с присутствующими на приеме. В задачи педиатра не входит коррекция стиля, который часто обуславливает возникновение определенных проблем со здоровьем ребенка, однако важно понимать, что вышеперечисленные рекомендации по установлению успешного контакта с родителем должны корректироваться под каждый конкретный пример. В каждом из них, даже в случаях возникновения антипатии к родителю, возмущения его поступками или словами, важно занимать не оценивающую или осуждающую, но поддерживающую позицию.

Таким образом, педиатр – это совершенно особый тип врача, который при мотивации к повышению психологической компетентности  может создать уникальную систему терапевтического воздействия. Помочь в ее формировании могут специальные тренинги профессионального контакта, организованные по инициативе руководства медицинского учреждения.

Шмелева Д.С. — клинический психолог, арт-психотерапевт

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.Г. Филиппова «Психология материнства» — Москва, 2002
  2. И. Харди «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными» – Будапешт, 1988
  3. Журнал «Медицинская психология в России» № 1(1) – 2009
  4. Косырев В.Н. Психологическая модель диагностической компетентности врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1.

Источник: https://psyhelp-shmeleva.com/psihologija-obshhenija-s-roditeljami-na-pediatricheskom-prieme/

Отношения врач-пациент: как наладить контакт?

Тема взаимоотношений врачей и пациентов волнует практически всех – каждый из нас может оказаться на месте пациента.

Особенно актуальной эта тема была 10-15 лет назад – пациенты жаловались на отношение врачей к ним, врачи же, наоборот, были недовольны полным неуважением пациентов.

  Однако по сей день, несмотря на кардинальные перемены в медицине, ситуация меняется мало – довольно часто мы сталкиваемся с тем, что хорошие результаты лечения в большинстве своем зависит от того, как выстраиваются взаимоотношения пациента и врача. 

Обратите внимание

В XXI веке образ врача в глазах людей, не имеющих прямого отношения к сфере здравоохранения, остается весьма размытым. Советское представление о враче, которое оставалось популярным в глазах многих россиян еще долгие годы после распада СССР, уже давно ушло в прошлое.

Изменилось отношение к докторам и в целом к системе здравоохранения не только со стороны пациентов, но и со стороны даже самих медработников.

Однако многие люди, собираясь на прием к врачу, нередко задают множество актуальных для них вопросов: кто он, этот врач? что он из себя представляет? можно ли ему доверять? достаточной ли квалификацией он обладает? И по-прежнему эти вопросы звучат риторически.

Нередко в наше время можно увидеть отзывы о врачах как о хапугах: мол, медицинские услуги стали слишком дорогими, а медперсонал умышленно старается заработать на болезнях людей. Именно готовность врачей помочь за определенную плату в настоящее время все больше пугает пациентов и зачастую вызывает бурю эмоций.

На самом деле в данной ситуации, когда речь идет о финансовой стороне медицины, понять можно не только больных, но и врачей.

Многие из пациентов, родившиеся и выросшие в Советском Союзе, привыкли к бесплатной медицине, поэтому не хотят мириться с нынешним положением дел в сфере здравоохранения, где государственные медицинские услуги уже давно уступают частным.

Но для большинства людей (в особенности пожилого возраста) подобное положение дел до сих пор шокирует: даже самые обыкновенные процедуры, которые можно сделать в государственной поликлинике бесплатно, вдруг становятся платными.

Поэтому многие пациенты стали задавать один и тот же вопрос: за что платить? В связи с этим легко можно понять и резкое нарастание негативного фона среди медперсонала. Но, если оглянуться вокруг, платной стала не только медицина, но и другие, ранее традиционно бесплатные сферы – образование, дороги, парковки и т.д.

, а медицина давно превратилась из искусства в сферу услуг. Это дает возможность пациентам рассуждать следующим образом – не вылечили – виноваты врачи, неудачно прошла операция – виноваты врачи.

Важно

Все забывают о том, что организм каждого человек индивидуален, классические симптомы заболеваний давно уже претерпели изменения до неузнаваемости, а самое главное – люди обращаются к врачу очень поздно, пытаясь лечиться самостоятельно, по рекомендациям соседей, знакомых, друзей, и в лучшем случае – фармацевтов аптек. Такая тактика приводит к  прогрессированию заболевания, стертости клинической картины, более сложным методам диагностики и лечения, осложнениям, более длительной госпитализации, как следствие, к неудовлетворенности пациентов результатами медицинской помощи.

Возможно, на заре появления частных клиник, во многих из них делалась ставка на быстрый заработок клиникой денег.

Сейчас ситуация изменилась –  платные клиники заинтересованы в создании своей положительной репутации в глазах пациентов, поэтому и лечение, как, впрочем,  внимание и отношение, здесь чаще более качественное, нежели в большинстве муниципальных медучреждений.

Во многих случаях в платных клиниках медперсонал вовсе не пытается вытянуть с пациента деньги, а, напротив, многие медики дают соответствующие советы, каким образом можно уменьшить расходы на лечение не потеряв в его качестве.

В муниципальных медучреждениях многие врачи крайне недовольны грубым отношением пациентов, поэтому вполне объяснимо их нежелание принимать подобных людей, тем более за такую чисто символическую зарплату, которую предоставляет государство.

Однако и здесь идеализировать вовсе не стоит: есть и в государственных медучреждениях порядочные и вежливые доктора, а есть и в платных клиниках недобросовестные врачи – тут уже дело чисто в человеческом характере, и «зацикливаться» на этом было бы неправильно.

В проблеме взаимоотношений врача и пациента немалую роль играет эмоциональная составляющая. Очень часто негативное отношение людей к медицинским работникам формирует именно отсутствие в обществе положительного образа врача.

Это нередко ставится серьезной преградой в установлении между доктором и пациентом духовного и эмоционального контакта, без которого полноценное лечение невозможно. Если пациент изначально воспринимает врача как врага, то вряд ли он будет прислушиваться к его советам.

Читайте также:  Задержка психического развития: причины и проявления

 Следовательно, именно доверие к врачу, активное участие в процессе лечения в виде добросовестного выполнения рекомендаций и процедур, назначенных врачом, – это залог успешного выздоровления.

Нельзя не отметить, что зачастую недоверие к докторам приводит и к вполне объяснимым печальным последствиям. Многие пациенты, имея доступ к специальной медицинской литературе и Интернету, занимаются самолечением, которое может и вовсе закончиться трагически.

Бывают ситуации, когда врач и больной действительно не могут найти общего языка, однако здесь нужно понимать, что все мы люди и подобные ситуации могут произойти между всеми, независимо от их рода деятельности. Но это вовсе не значит, что, как считают многие пациенты, что врачам сегодня нельзя доверять.

Совет

Во-первых, не стоит какой-то единичный случай воспринимать как неизбежность, во-вторых, врачу доверять не просто можно, а жизненно необходимо. Например, если врач настойчиво рекомендует бросить курить,  а пациент  вовсе игнорирует его рекомендации и продолжает делать все по-своему, то в чем же тут вина доктора? Легче, конечно же, обвинить врача, который «лечил-лечил, а толку нет».

Ведь известно, что многие заболевания нельзя не то, что вылечить, но и  добиться улучшения, не соблюдая элементарных рекомендаций – например, бросить  курить, не употреблять алкоголь, не находиться на солнце или не переохлаждаться. В Германии, например, пациенту с раком мочевого пузыря могут отказать в лечении, даже платном, если он продолжает курить.

А у нас? Никто всерьез не воспринимает такие рекомендации, их в лучшем случае просто выслушают со снисходительной улыбкой.

Однако, встречаются такие ситуации, когда врачи и сами не стремятся налаживать контакт с пациентом, хотя умение слушать и слышать больного, вести с ним диалог, является этической нормой для любого медика.

Здесь необходимо также упомянуть то, что эффективность и безопасность лечения во многом определяются согласием и готовностью больного следовать инструкциям, данными врачом.

Очень часто пациент принимает лекарственные препараты до тех пор, пока сохраняются симптомы, но иногда оказывается, что нужно продолжать лечение и после устранения симптомов, а готовность выполнять врачебные назначения быстро становится досадной и унылой необходимостью.

Поэтому пациенты в таких ситуациях достаточно редко продолжают соблюдать назначения, а последствия, в свою очередь, не заставляют себя ждать.

В медицине соблюдение предписаний определяется как степень выполнения пациентом всего лечебного плана, включающего не только прием тех иных лекарственных средств, но и специального режима, образа жизни.

Обратите внимание

Однако, согласно исследованиям поведения больных, лишь около половины людей, покидающих кабинет врача с рецептом в руке, принимают лекарства  в соответствии с указаниями в инструкции, не врачебными.

Возникает очень важный с практической точки зрения вопрос: почему? Что происходит с пациентом, неужели врачебного назначения, авторитета врача недостаточно для того, чтобы пациент следовал рекомендациям по лечению? В то же время возникает и другой вопрос: а надо ли вообще обращать внимание на это? Ведь выздоровление и/или сохранение здоровья – это индивидуальная проблема. Поэтому врачи стоят тоже на своем: не хочет пациент принимать лечение, и не надо! Это его проблема. Он сам должен заботиться о себе! Пациент проконсультирован, ему даны рекомендации, выполнять их или нет – сугубо личное дело.

На самом деле все далеко не так. Даже если не говорить о врачебной этике, что само по себе звучит абсурдно, стоит обратить внимание на то, какое значение имеет несоблюдение предписаний для здравоохранения.

Это не только повышает стоимость лечения, но и способно ухудшить состояние здоровья, что потребует привлечения дополнительных человеческих и финансовых ресурсов.

Например, пропущенные дозы лекарств, принимаемых при заболевании сердца, могут служить причиной нарушения сердечного ритма и остановки сердца; пропущенные дозы средств, принимаемых при повышенном артериальном давлении, могут привести к инсульту; несоблюдение назначенной дозировки антибиотиков может привести к активации инфекционного процесса с последующим возникновением резистентных к препарату бактерий, не говоря уже об инъекциях инсулина, когда у пациента может возникнуть угрожающее жизни состояние и т. д.

И врачу, и пациенту нужно помнить о том, что каждый из них смотрит на ситуацию взаимоотношений друг с другом под разными углами. Очень часто больной для врача – это далеко не первый контрагент.

Для него, помимо этого, в данной ситуации важны те приказы, которые он должен выполнять, те отчетные документы, которые он должен заполнять, и та ответственность, которую он несет и которую, естественно, он хочет минимизировать.

 Поэтому нередко из его уст можно услышать, что пациент должен делать так, как рекомендуется, иначе врач ни за что не отвечает.

Важно

Для доктора важно, чтобы пациент был послушным, чтобы с ним возникало меньше проблем, чтобы на него не надо тратить много времени, чтобы он не занимался самодеятельностью, а желательно побаивался и жестко выполнял предписания. Таким образом, получается такая ситуация, что то, чего пациент ищет у врача, он не находит, потому что у того другие приоритеты, некогда ему и нет у него стимулов.

Не стоит забывать и о психологической совместимости врачей и пациентов. То, что будет казаться приемлемым одному, абсолютно недопустимо для другого.

Поэтому многие психологи советуют искать своего доктора, того, который устроит именно этого пациента, к которому он будет приходить с удовольствием и доверять всецело.

Именно от этого зависит, с каким настроем пациент будет проходить лечение и каков будет результат.

Иногда непорядочность врачей по отношению к пациентам проявляется в ином виде. В настоящее время на многих интернет-форумах и в различных социальных сетях нередко можно встретить, как поливают грязью того или иного доктора.

Однако, как правило, авторами подобных отзывов в большинстве случаев являются вовсе не пациенты, а сами же врачи.

Здесь уже вступает в силу закон конкуренции: пренебрежительное отношение к своим коллегам, вынесенное на всеобщее обсуждение, помогает ему подобным образом самоутверждаться, компенсировать собственную неполноценность.

Такие ситуации встречаются именно в частной практике с целью «переманить» клиентов. Но далеко не все потенциальные пациенты могут и хотят понимать истинное положение вещей, поэтому и верят в мифы, искусственно создаваемые непорядочными людьми.

Совет

Необходимо здесь отметить и еще одну важную деталь. Чаще всего обсуждаются проблемы взаимоотношений между врачом и пациентом исключительно только с точки зрения предупреждения конфликтов и решения последствий врачебных ошибок. Однако в действительности нужное консультирование решает гораздо больший круг проблем, связанных с ведением пациента.

Таким образом, отношения между врачами и их пациентами складываются лучше всего, если они основаны на трех важнейших качествах: взаимной ответственности, взаимного уважения и гибкости в поведении.

Со стороны врача эти качества проявляются в умении слушать пациента, отвечать на его вопросы и давать понятные разъяснения, а также в готовности обсуждать нестандартные варианты решений и действий.

Со стороны больного ответственное и гибкое отношение включает признание квалификации и опыта врача, готовность действовать по-другому при неожиданном повороте событий, а также понимание, что никто не сможет застраховать пациента абсолютно от всех неприятностей.

Авторы: Шадеркина В.А., Болотова Е.В.

Источник: https://03uro.ru/news/otnosheniya-vrach-patsient-kak-naladit-kontakt

Первый патронаж: как установить контакт с семьей

Умение сохранять, восстанавливать и укреплять здоровье детей является подлинным искусством и показателем мастерства педиатра, совершенствовать которое на практике необходимо в течение всей его практической деятельности.

Патронаж (фр. patronage – покровительство) новорожденного – одна из форм работы участкового педиатра. В зависимости от сроков проведения патронажи подразделяются на первый, второй третий и т.д.

Первый патронаж проводится на следующий день после выписки из родильного дома; второй – через день после первого; третий – через 7-10 дней после второго. Со второго месяца жизни наблюдение за здоровым ребенком осуществляется в поликлинике.

В случаях отнесения ребенка к группе высокого риска по развитию ряда заболеваний и состояний (недоношенные, перенесшие гемолитическую болезнь новорожденных, внутриутробную гипотрофию, реанимационные мероприятия, НМК и др.

), кроме указанных на первом месяце патронажей проводятся дополнительно еще два с интервалом в 7 дней. Эту группу детей в первые 3-4 месяца жизни продолжают наблюдать на дому с частотой 1 раз в 2 недели.

На первом патронаже важно установить контакт с семьей ребенка. Врач-педиатр должен владеть сложным искусством общения с родителями. Участковый педиатр должен вначале выяснить имена и отчества родителей. Поскольку форма обращения к человеку – одно из проявлений отношения к нему, то при обращении к родителям следует называть их на Вы, по имени и отчеству.

Недопустимо обращение типа: “женщина”, “мамочка”, “мамаша”, “папочка”, “папаша” и т.д. В некоторых случаях допустимо обращение по имени (молодые родители), но на Вы. Следует поздравить семью с рождением ребенка (особенно, если это первенец) и всячески показать свое расположение к родителям.

Такая форма обращения поможет созданию теплых и доверительных отношений между врачом и родителями.

У молодой мамы, как правило, много психологических проблем и волнений. Некоторые матери нередко впадают в отчаяние после рождения ребенка от нахлынувших забот и проблем, от постоянной тревоги за ребенка и состояние его здоровья.

Проявлением такой реакции может быть пространственный и достаточно путаный рассказ, что не создает общую картину и затрудняет восприятие рассказываемой матерью информации. Поэтому участковый педиатр должен постараться успокоить мать, устранить возможные причины ее волнений, поскольку первые дни нахождения дома – это самое трудное время для нее.

В участковом педиатре мать должна увидеть человека не формально выполняющего свои обязанности, а крайне заинтересованного в сохранении здоровья ее ребенка.

Обратите внимание

Участковый педиатр совместно с медицинской сестрой при первом патронаже проверяют, созданы ли дома оптимальные условия для новорожденного. Просматривают белье и условия его хранения, а также аптечку для ухода за новорожденным. Если каких-либо предметов не окажется, то родителям необходимо посоветовать их приобрести.

Конечной целью первого патронажа является оценка состояния здоровья и развития ребенка, постановка диагноза, установление группы здоровья и направленности факторов риска (группа риска).

Это достигается с помощью выяснения биологического, социального и генеалогического анамнезов, а также результатов объективного осмотра.

С учетом выявленных данных даются краткосрочные рекомендации и перспективно прогнозируется состояние здоровья путем составления программы по первичной профилактике групп риска.

Такая заключительная структура первичного патронажа позволяет уже с первых дней жизни новорожденного проводить активную профилактику наиболее часто встречающихся на первом году жизни заболеваний и состояний. Это помогает обеспечивать гармоничное соматическое, физическое и нервно-психическое развитие, что в конечном счете определяет состояние здоровья ребенка и является основной задачей участкового педиатра.

По завершении первого патронажа новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи и куда надо обращаться в экстренных случаях.

При последующих патронажах участковый педиатр выясняет у матери, не появились ли новые жалобы, не произошла ли трансформация старых. Если у матери есть новые вопросы, врач должен ответить на них. Вновь оценивается состояние здоровья ребенка и процесс адаптации.

Проверяется, как мама выполняет те рекомендации, которые были даны при предыдущем патронаже. Коротко в динамике записываются результаты осмотра. Вновь выставляется диагноз.

Важно

Там, где это необходимо, проводится коррекция данных при первом патронаже рекомендаций или же даются новые, с учетом выявленных изменений.

При малейшем подозрении на отклонение в состоянии здоровья новорожденного участковый педиатр должен в максимально короткие сроки установить его причину и назначить соответствующее лечение, привлекая в случае необходимости заведующего отделением, врачей-специалистов, лабораторно-диагностическую службу.

При последнем патронаже необходимо пригласить мать с ребенком на прием в поликлинику, предварительно сообщив ей дни и время грудн. Перед началом сбора анамнезов врач должен ознакомиться с обменной картой ребенка.

В ней, наряду с росто-весовыми показателями, шкалой Апгар, временем прикладывания ребенка к груди, активностью сосания, должны быть также сведения о диагнозе в момент рождения, лечебных мероприятиях, если они проводились в родильном зале и в последующем, о результатах проведенного обследования и т. д.

Эта информация может помочь в трактовке некоторых сведений, о которых будет рассказывать мать. Кроме того, поможет объяснить те изменения, которые могут быть выявлены в процессе объективного исследования ребенка.

В тех случаях, когда под наблюдение поликлиники впервые поступает ребенок до трех лет без медицинских документов, участковый педиатр после первичного его осмотра должен составить подробную запись, структура которой должна повторять первичную запись новорожденного. Такая форма записи поможет в дальнейшей оценке состояния здоровья ребенка, его развития и дачи обоснованных медико-педагогических рекомендаций. 

Читайте также:  Рассеянный склероз: причины неясные, последствия ужасные

Источник: http://www.goagetaway.com/page/na-pervom-patronazhe-vazhno-ustanovit-kontakt-s-semej-rebenka

Как врачу наладить контакт с пациентом?

Медицинские центры, клиники и стоматологии решают проблемы со здоровьем своих пациентов. Это услуга, которую предоставляют специалисты. И сегодня лечение различных заболеваний представлено большим многообразием лекарственных средств, методов, манипуляций, процедур и т.д.

Но XX века медицина могла предложить пациенту в сотни раз меньше. Некоторые заболевания в то время лечили отварами и примочками, которые были практически бесполезны, но у врача оставалось его главное средство – доброе отношение, слова поддержки, внимание к пациенту и общение.

Но с прорывом в медицине отношение к пациентам во многом изменилось. В большинстве случаев к пациентам стали относиться как к «больному», лечили технологическими новшествами и отпускали. Но во всем мире уже поняли, что это ошибка.

Лечение ведь заключается не только в назначении и проведении манипуляций. Человеческий фактор играет большую роль. Очень часто вспоминают несчастного тяжелобольного человека, которому доктор сказал: «Вы будете жить, еще правнуков увидите!», а его близких предупредил, что тот может скончаться в любой момент.

Но поддержка близких и уверенные прогнозы врача подействовали чудесным образом на больного: он действительно прожил долгую жизнь, хотя ни доктора, ни близкие не верили в его выздоровление.

Конечно, не всем смертельно больным пациентам так везет, но все же именно на врача замыкается надежда пациента на выздоровление, неважно, насколько велика его проблема.

Совет

Никто не отменяет того факта, что большая загруженность специалиста сказывается на его способности проявлять внимание и заботу. И безусловно, врачи сами прекрасно понимают важность такого отношения к пациенту.

Однако, из-за недостатка навыков общения, получаются ситуации, когда пациент получает услугу, но не получает удовлетворения или испытывает смешанные чувства.

Врачи же хорошо относятся к ним и пытаются помочь, но не умеют этого выразить ( опять же, потому что не успевают попасть на одну «волну» с пациентом, перестроиться с предыдущего приема и т.д.)

Именно от умения общаться зависит, вернется ли пациент вновь или продолжит искать своего врача, согласится ли он на лечение, которое ему назначает врач, и даже продажа курса процедур и дорогостоящего лечения – это тоже результат общения врача и пациента.

Самый простой способ, показать свое заботливое отношение и внимание – спрашивать пациента.

Но не просто задавать вопросы о том, что беспокоит, а внимательно слушать, подтверждая вербальными и невербальными признаками, что вы его слышите, понимаете и готовы помочь: кивайте, подтверждайте его слова, смотрите с участием и т.

д. Важно показать не то, что вы все знаете без его рассказа о симптомах, а то, что вам интересно его слушать. Люди любят, когда их слушают!

Чтобы достичь взаимопонимания, говорите с пациентом на его языке.

Вы слушали его и запоминали его слова, на каких проблемах он делал акценты, что для него важно в лечении и какой результат он хочет получить (если он этого не сказал сам, спросите его).

И когда вы будете рассказывать ему про диагноз, назначать лечение, говорите словами пациента, станьте его «отражением». Пациент поймет вас и доверится вам, ведь вы так хорошо его понимаете! Он выберет вас своим врачом.

Выражайте понимание. Простая фраза «Да, я вас понимаю» способна растопить лед и охладить разгневанного пациента. А если не совсем понимаете, спрашивайте, почему он так считает, выявите его мотивы и страхи.

Самое главное – выражайте сочувствие, ведь для пациента его проблема очень важна. И тот, кто поддержит, посочувствует, даже пожалеет, тот завоюет сердце пациента.

И помните: если вы не позаботитесь о своих клиентах, о них позаботится кто-то другой.

О том, как заботиться о пациентах еще лучше и эффективнее, делая своих пациентов пациентами на всю жизнь – в нашем новом тренинге для руководителей, врачей и администраторов «Клиент на миллион»

Источник: https://www.artmediconsult.ru/kak-vrachu-naladit-kontakt-s-patsientom/

Статья по логопедии на тему: Приемы установления контакта с ребенком в период адаптации

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ  В  ПЕРИОД  АДАПТАЦИИ

И.Г. Шабаева

В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель – логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сложных условиях адаптации. Ребенок привыкает к группе, к новым детям, к незнакомым взрослым, с которыми ему необходимо вступать в общение.  

Установление контакта с ребенком является важной ступенькой в дальнейшем взаимодействии с педагогом.

Необходимо постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями.

Обратите внимание

 Сначала ребенок должен получить опыт доверительного общения, и только потом, добившись привязанности, мы можем постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.

Цель учителя–логопеда в период адаптации – установление личного контакта с дошкольником.

Перед непосредственным общением с маленьким ребенком, необходимо выяснить в  беседе с воспитателем  особенности его поведения, вступления в контакт, его личностные черты, которые могут помочь при общении  либо оттолкнуть ребенка.  При ознакомлении с медицинской картой нужно обратить внимание на возможные причины нарушения развития речи, наследственный фактор,  заболевания в раннем возрасте, уровень психомоторного развития по эпикризам.

          Работу учителя – логопеда в период адаптации можно строить следующим образом.

         С маленькими детьми начинаю общаться в группе, в знакомой обстановке. В общении занимаю позицию равного партнера. («Я не умею играть с машинкой. – Научи меня. –  Покажи. – Можно я завтра приду поиграть?»). В ходе разговора принимаю адекватно возрасту ребенка пространственную позицию, стараясь встретиться с ним взглядом и удержать его.

Общение по продолжительности индивидуально дозированное, в ходе которого стараюсь выявить потенциальные возможности ребенка. На следующий день можно попробовать показать картинку или поиграть в игру «Дай задание кукле».

Когда у ребенка появляется доверие к взрослому, приглашаю к себе в кабинет: «Хотите ко мне в гости?», «Пойдем ко мне в гости?»

Важно

Перед обследованием уровня речевого развития знакомлю малыша с кабинетом, чтобы в последующем он не отвлекался, рассматривая новое для него пространство. Показываю игрушки, прошу назвать их.

Выясняю, как ребенок хочет, чтобы его называли, как он привык, как его зовут дома. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Можно обратить внимание на внешний вид ребенка («Какой у тебя красивый бант, платье!»), поинтересоваться его игрушкой. Чтобы побудить  ребенка  на говорение, неправильно называю игрушку, предметы окружения, тем самым, вызывая желание исправить.

Вступая с ребенком в совместную деятельность, интересуюсь, чем он занимается (расспрашиваю его об игре; показываю, как надо играть; играю вместе с ним).

Привлекаю внимание ребенка к новой игрушке «Посмотри, какую игрушку я принесла, тебе она нравится?  Хочешь поиграть? Придумай имя игрушке».

Предлагаю сделать Волшебную трубу (альбомный лист, скрученный в трубочку, с одного конца взрослый смотрит или слушает, а с другого ребенок). В игре можно определить  латерализацию.

Если ребенок не идет на контакт?

             Первые попытки общения должны проходить без спешки, в очень спокойных условиях, чтобы у малыша было время привыкнуть к новой обстановке, новому человеку. Его могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя активность и суетливость взрослого.

В общении с ребенком лучше  избегать слишком прямого обращения: пристального взгляда, активных попыток привлечь внимание, вопросов и настойчивых предложений что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть.

В то же время стараться, чтобы ситуация знакомства не была и абсолютно нейтральной. Необходимо дать понять ребенку, что педагог находится здесь ради него, что он ему симпатичен и интересен, и  поддерживать  его попытки вступить в контакт.

Непродуктивно с самого начала активно навязывать ему свой ритм, свои предпочтения, свою логику взаимодействия.

Совет

Соответственно не следует торопиться переходить к  более  развернутым формам взаимодействия. Ребенок должен сначала “обжить” сам момент установления контакта, опробовать свою способность вызывать другого человека на общение.

Постепенно такую ситуацию можно “легализовать”, перейдя к ней явным образом, и тут важно, чтобы ребенок снова пережил от нее удовольствие, привык к ней, почувствовал, что сам контролирует ситуацию: дистанцию контакта, его интенсивность и длительность.

Если ребенок не идет сразу на контакт,  использую приемы:

  1. Подвижные игры (С мячом).
  2. Выстраивание диалога от имени игрушки с изменением голоса.
  3. Использование кукольного или других видов театра, когда одна игрушка (персонаж) у взрослого, а другая – у ребенка: «Кем ты будешь? Давай я буду мишкой, а ты Машенькой».

Если ребенок не хочет играть, выполняю обе роли, тем самым побуждая его говорить через героя сказки. Затем повторно предлагаю выполнить роль одного из героев.

  1. «Телефон» («Давай позвоним маме, другу или игрушке»).
  2. Общение через ребенка – посредника. Ребенок выбирает себе друга и наблюдает за общением его с логопедом, постепенно вовлекаясь в диалог, совместную предметную деятельность или игру.
  3. Сюжетно-ролевая игра («Я буду мамой, сварю кашку. Саша будет кормить кошку, Маша – собачку, а Дима – зайчика»).
  4. Подключение к диалогу  воспитателя группы и ребенка  по заранее составленным мной вопросам или заданиям.
  5. Общение  через родителей. Этому предшествует беседа с родителями, объясняется цель, даются задания «Покажите, как вы играете дома». Таким образом, наблюдаю, как с ребенком общаются родители, что он любит делать.

В случае стойкого нежелания ребенка общаться со мной, временно оставляю ребенка в покое, но наблюдаю за ним в режимных моментах (в игре, на занятиях, при одевании на прогулку, на прогулке и т.д.) и выбираю наиболее подходящий  прием  налаживания  контакта.

Предложенные приемы помогут педагогам в период адаптации в установлении более легкого и быстрого контакта с детьми, имеющими различные коммуникативные проблемы.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/06/21/priemy-ustanovleniya-kontakta-s-rebenkom-v-period-adaptatsii

Установление контакта с ребенком — что это значит, как это сделать

Установлением контакта — этот термин используется для обозначения тесной эмоциональной связи, которая устанавливается между родителями и ребенком при рождении, — в 80-е годы прожужжали все уши. Понятие установления контакта с новорожденным было исследовано доктором Маршалом Г.

Клаусом и доктором Джоном X. Кеннеллом в их классическом труде «Установление контакта между матерью и новорожденным».

Эти исследователи утверждают, что у людей, как и у других видов животных, есть «сенситивный период», имеющий место сразу после рождения, когда матери и новорожденные одинаково запрограммированы на то, чтобы находиться в контакте друг с другом и делать друг другу хорошее.

Путем сравнения пар мать — ребенок, которые вступили в контакт сразу после рождения, с теми парами, которые не имели такой возможности, они пришли к выводу, что в дальнейшем у пар мать — ребенок, имевших ранний контакт, развивается более тесная привязанность.

Когда эта концепция достигла родильной палаты, реакция была неоднозначной. Родители и педиатры приняли идею с энтузиазмом, по большей части потому, что она имеет смысл. Исследователи-бихевио-ристы были настроены скептично относительно того, что проведенный матерью и ребенком вместе первый час может иметь какое-либо влияние на всю оставшуюся жизнь.

Мы тщательно изучили концепцию установления раннего контакта. Основываясь на собственном мнении об этом исследовании и на собственных наблюдениях, мы представляем вам свой, как мы надеемся, здравый и хорошо гармоничный взгляд на установление контакта при рождении.

Установление контакта между матерью и ребенком

Установление контакта при рождении — в действительности продолжение взаимоотношений, начавшихся во время беременности и усиленных постоянным сознанием, что внутри тебя зародилась и растет новая жизнь.

Физические и химические изменения, претерпеваемые вашим организмом, напоминали вам о присутствии этой персоны. Рождение цементирует эту связь и придает ей реальность.

Обратите внимание

Теперь вы можете увидеть, потрогать маленького человечка, которого раньше вы знали только как «животик», который толкался и у которого стучало сердечко, которое вы слышали через медицинские инструменты.

Установление контакта при рождении позволяет вам превратить свою дающую жизнь любовь к малышу внутри в заботливую любовь к малышу снаружи. Когда он был внутри, вы давали ему свою кровь; теперь, когда он снаружи, вы даете свое молоко, свои глаза, свои руки, свой голос — всю себя.

Установление контакта при рождении восстанавливает единство матери и ребенка. Исследования установления раннего контакта стали катализатором для ориентированной на семью политики роддомов.

Благодаря им младенцы покинули детскую палату и оказались вместе со своими мамами.

Исследования установления контакта подтвердили, как важно, чтобы заботу о новорожденном осуществляла главным образом мать.

Читайте также:  В сша височный артериит поражает 850 человек из 100 тысяч

«Сейчас или никогда» — это не про установление контакта с новорожденным.

Пока нет практически никакой научной основы для утверждений о том, что отсутствие первоначального контакта навсегда ослабляет отношения между матерью и ребенком, мы все же считаем, что установление контакта в этот биологически сенситивный период действительно дает взаимоотношениям матери и ребенка мощный начальный толчок. Но установление контакта непосредственно после родов — это не клей «Момент», который мгновенно скрепляет отношения матери и ребенка навеки. Переоценка важности раннего установления контакта привела к возникновению чувства вины у матерей, которые вследствие осложнений были временно разлучены со своими детьми после родов. Настоящая эпидемия «контактной» депрессии случилась у матерей, которым было сделано кесарево сечение или у которых родились недоношенные дети, сразу помещенные в отделение интенсивной терапии.

Как насчет ребенка, который по какой-то причине, такой как недоношенность или кесарево сечение, временно разлучен со своей матерью после рождения? Будет ли этот ребенок вечно страдать оттого, что этот период раннего установления контакта упущен? Компенсаторное

установление контакта, безусловно, возможно, особенно если родители спокойно принимают то, как сложились обстоятельства. Понимание установления контакта с новорожденным как однозначно критического, или представление о том, что отношения возникают сейчас или никогда, — все это неверно.

От рождения через младенчество и детство есть множество ступеней, ведущих к сильной привязанности между матерью и ребенком.

Как только мать и ребенок воссоединены, налаживание крепкой связи между ней и ребенком благодаря использованию такого подхода, как любящая забота, способно компенсировать упущенную возможность раннего установления контакта.

Важно

Нам доводилось видеть приемных родителей, которые во время первого общения со своим новорожденным в возрасте недели выражают чувства такие же глубокие и проявляют такую же заботу, как и биологические родители в родильной палате.

Установление контакта между отцом и новорожденным

Большинство исследований установления контакта с новорожденными сфокусировано на взаимоотношениях ребенка с матерью, отцы же в них лишь вежливо упоминаются. В последние годы отцы также стали предметом исследований, и отношения отца с новорожденным сразу после рождения даже удостоились особого термина — поглощенность.

Мы привыкли говорить о включенности или причастности отцов; теперь это будет поглощенность — что означает включенность в более высокой степени. Поглощенность — это не только то, что отец делает для ребенка — берет на руки и успокаивает, — но и то, что ребенок делает для отца.

Установление контакта с ребенком сразу после рождения пробуждает в отцах чувствительность.

Отцов часто представляют доброжелательными, но неуклюжими, когда они встают перед необходимостью самим заботиться о ребенке. Отцы иногда воспринимаются как няньки второго уровня, которые нянчатся с мамой, пока мама нянчится с ребенком. Это лишь половина правды. Отцы имеют свой собственный уникальный подход к общению с ребенком, и дети нуждаются в этой разнице.

В действительности исследования по установлению контакта отцов с новорожденными показали, что отцы, которым дается возможность и которых поощряют принимать активную роль в уходе за своим новорожденным ребенком, могут стать такими же заботливыми, как матери. Реакции отца могут быть менее автоматическими, и заботливость может раскрываться медленнее, чем у матери, но отцы способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.

Установление контакта после кесарева сечения

Роды через кесарево сечение — это хирургическая операция, но в первую очередь это роды, что достойно уважения. Установление раннего контакта отнюдь не невозможно, если потребовалось кесарево сечение: лишь продолжительность и роли немного меняются.

Совет

Теперь отцов рады видеть при кесаревом сечении, и как прекрасно смотрится отец со своим ребенком на руках во время родов с хирургическим вмешательством.

Вот несколько рекомендаций, способствующих установлению контакта с новорожденным вслед за кесаревым сечением.

Для матери. Требуйте местного обезболивания — то есть эпидураль-ную анестезию, при которой вы потеряете чувствительность от уровня пупка до пальцев ног.

В отличие от общего наркоза, при котором вы будете спать на всем протяжении родов, эпидуральная анестезия позволяет вам оставаться в сознании и видеть все происходящее, поэтому вы можете получить радость установления раннего контакта с новорожденным, несмотря на операцию.

Будьте готовы к тому, что время на общение будет весьма ограниченным, поскольку вы можете быть физически истощены, у вас будет лишь одна свободная рука, чтобы взять ребенка (к другой будет подключена капельница), и ваш ребенок, возможно, будет в состоянии провести

с вами щека к щеке, глаза в глаза лишь несколько минут. Важно лишь то, что вы сможете пообщаться со своим ребенком сразу после его рождения, неважно, сможете ли вы прикоснуться к нему или только посмотреть. Хотя после хирургического вмешательства установление контакта происходит иначе, важная связь все же устанавливается. (См. о грудном вскармливании после кесарева сечения.)

Для отца. Вы можете во время операции сидеть у изголовья стола, держа руку своей жены. В момент извлечения ребенка вы можете заглянуть за стерильную занавеску и посмотреть, как достают ребенка.

Сразу после хирургического извлечения из матки ребенка незамедлительно кладут в стоящий рядом обогреватель для новорожденных, откачивают жидкость из дыхательных путей, при необходимости подают кислород и наблюдают за ним, пока все системы не придут в норму.

Как только состояние ребенка стабилизируется (на что обычно требуется чуть больше времени, чем при вагинальных родах), вы или акушерка приносите ребенка к маме для непродолжительного общения.

Обратите внимание

Затем, пока операция завершается и вашу жену увозят в палату для восстановления после операции, отправляйтесь со своим ребенком в детскую палату и начинайте установление контакта между отцом и новорожденным. В детской возьмите своего ребенка на руки, покачайте своего ребенка, поговорите с ним, спойте ему и погладьте его — у вас все условия для полноценного установления контакта.

Если вашему ребенку требуется интенсивная терапия, вы все равно можете быть рядом с инкубатором и, получив разрешение медицинского персонала, вы можете погладить ребенка и дать ему услышать ваш голос. Вы обнаружите, что ваш ребенок реагирует на ваш голос, поскольку он слышал его на всем протяжении своего пребывания в матке. Я замечал, что отцы, которые сразу после родов прикоснулись к своему ребенку и принимали активное участие в уходе за ним, легче привязываются к своим детям в дальнейшем.

Как бывший заведующий отделением новорожденных больницы при университете и, на момент написания этой книги, заведующий детским отделением нашего местного роддома в Сан-Клементе, штат Калифорния, я присутствовал при родах через кесарево сечение много раз и лично отводил многих отцов — одни шли охотно, другие упирались — из операционной в детскую палату, где давал им работу. Вот история о Джиме и о том, что сделал с ним его рожденный через кесарево сечение малыш. Я познакомился с Джимом и его женой, Мэри, еще до родов, во время пренатального наблюдения, и Мэри поделилась со мной, что ей с большим трудом удалось добиться, чтобы ее муж проявил какой-то интерес к ее беременности, а также поделилась своими опасениями, что он не менее равнодушен останется и к рождению малыша. Она была убеждена, что он, по всей вероятности, станет одним из тех отцов, которые не замечают своих детей, пока те не станут настолько взрослыми, чтобы с ними можно было гонять футбольный мяч. Джим считал, что появление на свет детей — это все только для женщин, а он подождет в приемной. Но вышло так, что Мэри пришлось делать кесарево сечение, и я убедил Джима сопровождать ее в операционную палату и быть рядом с ней во время родов. Когда ребенок родился и все его системы жизнеобеспечения стабилизировались, я завернул его в два теплых одеяла и устроил непродолжительное общение для Мэри, Джима и малышки Тиффа-ни, пока заканчивалась операция. Затем я попросил Джима пройти вместе со мной в детскую. Меня не удивило, что его первоначальное нежелание участвовать в рождении ребенка уже растаяло. Джим все еще был под впечатлением от операционных ужасов, но охотно последовал за мной.

Когда мы пришли в детскую, я сказал Джиму: «Мне нужно быть еще на одних родах. Нужно, чтобы кто-то побыл с вашим ребенком для стимуляции, потому что новорожденные лучше дышат, когда кто-нибудь гладит их и разговаривает с ними».

Я убедил Джима взять малышку на руки, петь ей, гладить ей спинку и просто позволить себе быть таким любящим и заботливым, каким он может. Он оглянулся, чтобы убедиться, что никто из его приятелей его не видит, и согласился «нянь-каться».

Я вернулся примерно полчаса спустя и застал большого Джима стоящим там и напевающим и гладящим малышку; они действительно знакомились друг с другом. Я заверил его в том, что его первый вклад окупится в дальнейшем хорошими дивидендами.

На следующий день, когда я совершал свой обход и заглянул к Мэри, она воскликнула: «Что же, господи, случилось с моим мужем? Я не могу отнять у него нашего ребенка. Он действительно увлекся. Он бы и грудью стал кормить сам, если бы мог. Никогда и не мечтала увидеть этого большого парня таким чувствительным».

Дополнительные советы по установлению контакта с новорожденным

Отложите процедуры.

Чаще всего медсестра сразу после рождения ребенка проделывает обязательные процедуры: делает инъекцию витамина К и закладывает в глаза ребенка глазную мазь — и лишь после этого передает ребенка матери для установления контакта.

Важно

Попросите медсестру отложить эти процедуры на час-другой, чтобы к тому времени ваш малыш успел получить радость первого общения. Глазная мазь временно затуманивает зрение или же заставляет ребенка держать

глаза закрытыми. Ребенку нужно четкое первое представление о вас, а вам нужно увидеть эти глаза.

Не прерывайте связи. Попросите акушерку и медсестер положить ребенка вам на живот и грудь сразу после рождения или после обрезания пуповины и откачивания жидкости из дыхательных путей, если только какое-либо осложнение не требует временного раздельного пребывания.

Дайте ребенку грудь сразу после рождения. Большинство новорожденных довольны уже тем, чтобы просто полизать сосок; у других имеется сильное желание пососать грудь сразу же после рождения.

Как уже было сказано выше, эта стимуляция соска способствует выделению гормона окситоцина, который усиливает сокращения вашей матки и уменьшает послеродовые кровотечения.

Сосательные движения ребенка сразу после родов также способствуют выработке пролактина, гормона, который помогает как можно скорее включиться материнскому инстинкту.

Прикоснитесь к своему ребенку.

В дополнение к удовольствию, которое ваш малыш получит от непосредственного контакта, лежа у вас на животе и груди, осторожно погладьте своего ребенка по всему его тельцу. Мы отмечали, что матери и отцы гладят своих детей по-разному. Новоиспеченная мама обычно

гладит все тело своего ребенка осторожными движениями кончиками пальцев; а вот папа чаще всего кладет всю ладонь на головку своего ребенка, словно символизируя этим жестом свою готовность защищать жизнь, которую он дал.

Совет

Кроме того, что это приятно, поглаживание кожи оказывает на новорожденного благотворное воздействие и с медицинской точки зрения. Кожа, самый объемный орган человеческого организма, чрезвычайно богата нервными окончаниями.

В период когда ребенок совершает переход к дыханию воздухом и первоначальный дыхательный ритм очень неровный, поглаживание заставляет ребенка дышать более ритмично — вот в чем заключается терапевтическая ценность родительского прикосновения.

Внимательно посмотрите в глаза своего ребенка. Ваш новорожденный лучше видит вас на расстоянии 20—25 см от глаз до глаз — как ни удивительно, это практически обычное расстояние во время кормления.

Поверните своего ребенка к себе лицом к лицу, так чтобы ваша голова и его были направлены одинаково и ваши глаза встретились. Наслаждайтесь этим визуальным контактом в тот недолгий период бодрствования, который следует за рождением, пока ваш малыш не погрузился в глубокий сон.

Если вы будете смотреть в глаза своему ребенку, это может вызвать прилив нежных материнских чувств.

Визуальное общение является важной частью процесса установления контакта; ваш

новорожденный ребенок лучше всего видит вас

на расстоянии примерно двадцати пяти

сантиметров (от глаз до глаз).

Разговаривайте со своим новорожденным. В первые часы и дни после рождения между матерью и ребенком возникает естественный диалог. Голосовой анализ показал, что голос матери обладает уникальным ритмом и успокаивающими модуляциями.

Источник: https://medn.ru/semiy/statyi/ustanovleniekontaktasrebenkomc.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector