Дети доверяют клоунам в лечении

Дети доверяют клоунам в лечении

Post 08 июля 2014 в 12:55By Юрий ЛавричПросмотров: 528Все люди вспоминают о детстве, как о чудесной беззаботной поре.

Однако, к сожалению, есть и такие дети, которые вынуждены проводить много дней в стенах больничных палат.

Малышам приходится принимать горькие таблетки и проходить ряд неприятных процедур.

Иногда самые близкие люди – родители не в состоянии помочь своему ребенку пережить лечение, так как сами нуждаются в помощи и поддержке.

В таких ситуациях на помощь приходят необычные доктора. Изначально кажется, что в больницах нет места смеху, но каждый врач скажет, что положительный настрой действительно помогает легче перенести болезнь и победить ее.

Обратите внимание

Профессия «доктор-клоун» возникла в 1986 году в США. Результат такого лечения превзошел все ожидания – дети стали принимать лекарства и выполнять указания врачей намного охотнее, когда этот процесс происходил в форме веселой игры.

В России такие доктора появились 6 лет назад. Первой больницей, рискнувшей пойти на такой эксперимент, стала Российская детская клиническая больница.

Главный врач РДКБ, профессор Николай Ваганов утверждает, что у него не возникало никаких сомнений в том, что доктора-клоуны необходимы его юным пациентам.

Ссылаясь на опыт американских и израильских коллег, стало очевидно, что такая терапия приносит пользу не только малышам, но и взрослым.

Персонал больницы прошел подготовку к появлению коллег в виде докторов-клоунов. Роль клоунов выполняют волонтеры. Изначально было тяжело и врачам, и самим волонтерам. Некоторые маленькие пациенты и их родители не хотели контактировать с такими докторами.

Художественный руководитель проекта «Доктор Клоун» Максим Матвеев сказал, что одной из главных проблем любой благотворительной организации является переоценка собственных сил людьми, которые не в состоянии осознать всю ответственность, которая на них ложится. Поэтому стать «доктором-клоуном» может не каждый. Волонтеры, желающие одеть медицинский халат и прицепить ярко-красный нос, сначала проходят предварительный отбор в виде общения с психологом и обучения искусству клоунады при работе с такими детьми.

На сегодняшний день веселые доктора работают в нескольких больницах РФ: Морозовской больнице, Российской детской клинической больнице, НИИ нейрохирургии им. Бурденко, Институте детской гематологии и трансплантологии им. Горбачевой, НИИ онкологии им. Блохина, НПЦ «Солнцево», 31-й больнице Санкт-Петербурга и многих других медицинских учреждениях.

Несомненно, недостаточно просто приобрести медицинские халаты, купить (http://medshvetsmarka.com.ua/) красный нос и парик веселого цвета. Важно быть тонким психологом и настоящим врачем-профессионалом.

Коментарии:

Источник: https://zdorowiye.ru/blog-o-zdorove/2534-deti-doveryayut-klounam-v-lechenii

«Я пришла играть, а не утешать». Узнали, кто такие больничные клоуны и каково им работать с онкобольными детьми

Тяжелый труд, подвижничество и самопожертвование. Ирина, или ее альтер-эго больничного клоуна Фроси, не любит, когда о ее волонтерской работе отзываются в таких определениях.

Несколько раз в месяц на выходных она в паре с Татьяной, больничным клоуном Трусей, идет в палату гематологического отделения, чтобы около часа провести с детьми, которые борются с онкологическими заболеваниями.

Кто-то не может читать без слез истории маленьких борцов с тяжелым недугом, но Ирина и Татьяна уверяют, что общение с этими «отважными трусишками» сравнимо с радужным потоком.

— Мне нравится ощущение свободы и полета, которое мне дарит работа больничным клоуном. Мне даже удивительно слышать от людей, что я молодец. Мне кажется, это преувеличение и романтизация этой деятельности. Она больше дает, чем забирает.

Важно

Казалось бы, клоунам не место в стенах больницы, но как раз такой позитивной встряски порой не хватает ее пациентам.

Больничные клоуны — это те же медицинские волонтеры, которые приходят к детям во время лечения и проводят с ними время: играют, организуют конкурсы, мастер-классы, просто общаются и веселятся.

Отличие лишь в том, что в образе клоуна они вольны оставить все домашние проблемы за дверями больницы и расширить собственные границы фантазии, своих способностей. Никакой жалости или поглаживаний по головке. С ребенком в больнице нужно быть наравне, чтобы разделить с ним радостные моменты.

— Если честно, — рассказала Ирина, — у меня никогда не было такого, чтобы плакал сам ребенок. Плачут чаще бабушки и мамы, но чаще бабушки.

Был случай, когда я зашла в палату с игрушкой и на вопрос: «А что вы тут делаете?» услышала от одной из бабушек ответ: «Болеем!».

И в течение того времени, что я работала, она продолжала акцентировать внимание на болезни ее внука. От таких эмоций я обычно стараюсь дистанцироваться.

Больничный клоун Ирина:

— Я пришла играть, а не утешать. Я это очень хорошо поняла: когда жалеешь, то немного возвышаешься над человеком, и суть твоей работы теряется. Мы с ребенком должны стать партнерами по радости. А какое это партнерство, если я выше? Соответственно, бабушку и маму лучше всего тоже вовлечь в игру.

Идея привести клоунов к детям с онкозаболеваниями принадлежит Юлии Тубис, создателю и руководителю благотворительного фонда имени Арины Тубис.

На своем опыте она поняла, какую важную роль в процессе лечения детей, их качестве жизни играет такого рода поддержка. Впервые она столкнулась с клоуном в израильской больнице, куда вместе с дочерью приехала на лечение.

В незнакомой обстановке в чужой языковой среде клоун сумел вызвать детскую улыбку буквально за несколько секунд работы в палате.

— Она сидела в больнице, где было страшно и непонятно. В Израиле же все по-другому. Клоуну сразу сказали, что в отделении появился новый ребенок-турист. Он осторожно заглянул к нам, затем достал чесалку для спины.

Совет

Сперва он тихонечко почесал спинку мне, затем ей. После вытащил соску и пососал ее. Дочь уже засмеялась, ей стало смешно. А потом клоун начал предлагать сосочку ей самой, маме.

В таком диалоге клоун в израильской больнице начал играть с ребенком без языка.

Юлия рассказывает, что в Израиле больничный клоун — не забота волонтеров, а настоящая профессия. Существует специальная бакалаврская программа, а в больницах клоунам платят зарплату.

Больничный клоун провожает и встречает ребенка из операционной, работают в хирургии и онкологии.

В России подобными практиками занимаются на общественных началах и чаще всего, по словам Юлии Тубис, без должного сопровождения и подготовки.

А подготовка нужна серьезная, причем дело не только в детях, но и в здоровье самих волонтеров.

Как рассказывает директор некоммерческой организации «Семейного центра «Вереск» психолог Екатерина Бойко, главный риск работы медицинского волонтера и больничного клоуна в том, что она может поглотить, что приведет к эмоциональному выгоранию, паническим атакам или другим психологическим проблемам.

Разобрать и подготовить волонтеров к трудным ситуациям в общении с детьми с недетскими диагнозами — одна из сторон обучения. Специалист рассматривает с группой ситуации детского плача, первого контакта с ребенком.

Взрослый большой незнакомец может напугать маленького пациента, поэтому подходить к нему нужно именно так, как это делал израильский клоун, — постепенно через контакт с близким человеком. Одно и упражнений, которое проводят наставники с будущими волонтерами, называется фейерверк: клоун должен приблизиться к ребенку так, словно хочет показать ему эти горящие огни, но так, чтобы не обжечь.

Обратите внимание

В Петрозаводске подготовкой больничных клоунов и медицинских волонтеров занялись благотворительный фонд имени Арины Тубис и семейный центр «Вереск». Полугодовое обучение прошли уже два набора волонтеров, курирует курсы Екатерина Бойко. Она ответственна за стрессоустойчивость своих слушателей и образы клоунов, которые будут приходить в детские палаты больниц.

— НКО мало поддерживают своих волонтеров. В других регионах люди приходят и уходят потоками, потому что у них начинаются проблемы: панические атаки, тревожные состояния.

Слава богу, волонтеры говорили нам об этом, поэтому в рамках программы мы давали готовили людей к разным ситуациям, чтобы они могли правильно это принять.

Мы даем дальнейшее сопровождение, и если человека начинает что-то беспокоить, то можно прийти к Кате и рассказать о своих тревогах и страхах, — рассказывает Юлия Тубис.

О сложности работы больничного клоуна говорят цифры. На первые тренинги премьерного набора волонтеров пришли полсотни человек. Из них в фонде до сих пор работают всего семеро.

Поначалу люди так сильно проникались проблемами болеющих детей, их родителей, что давали свои телефоны, пытались стать друзьям с пациентами, их папами и мамами. По мнению Екатерины Бойко, такой подход в корне неверен.

Важно, чтобы у волонтера оставалась личная жизнь, время на работу, свою семью и друзей. Больничный клоун не друг, но помощник, который делает жизнь в четырех стенах с капельницами и врачами немного лучше.

Юлия Тубис, руководитель благотворительного фонда:

— Главная ошибка, которую совершают медицинские волонтеры, это когда ты даешь свои номера телефонов родителям.

Некоторые мамы и папы начинают звонить, настаивать, чтобы ты пришел в больницу и провел время с его ребенком: «Он вас ждет и плачет. Вы должны прийти!» — говорят они.

Но ведь у волонтеров своя личная жизнь, нельзя допускать этого вмешательства. Сейчас мы даем телефон только руководителя, через которого решаются все вопросы.

Важно

Еще одна ошибка, которую совершали сперва волонтеры, — это сильное сближение с ребенком. К детям начинали ходить каждый день, сидели с ними по три-четыре часа, что приводило к просьбам родителей прийти и погулять с сыном или дочкой, потому что без своего «нового друга» ребенок плачет.

— Родители могут звонить каждый день, рассказывать о здоровье своего ребенка. И мы их понимаем, они хотят сделать как лучше. Мы никого не осуждаем, но волонтеров нужно беречь.

В этом году «Вереск» получил президентский грант на проект «Радуга на ладонях», в рамках которого создадут систему обучения больничных клоунов и медицинских волонтеров.

Совместно с фондом Юлии Тубис планируется увеличить число волонтеров, чтобы клоуны появились не только у пациентов онкогематологического отделения Республиканской больницы, но и в детской республиканской больнице, причем как в палатах, так и в ее коридорах.

Будущих волонтеров ждет полгода занятий, которые включают в себя как занятия по актерскому мастерству и анимации, так и тщательную работу с психологом. Программа была разработана специалистом из Санкт-Петербурга Ириной Артюховой совместно с Екатериной Бойко.

Слушателям курсов расскажут теоретические вопросы по темам эмоционального выгорания, детской психологии и психологии больного ребенка, реакции на заболевание детей и родителей.

Ждут будущих волонтеров и нелегкие шестичасовые интенсивы, на которых отчасти проверяется, способен ли человек заниматься работой с детьми со сложными диагнозами.

— Само участие в такого рода работе — это испытание. Ты выбираешь работать с тяжелобольным ребенком. Теперь человеку придется сталкиваться со сложными ситуациями. Тренинги включают в себя тренировку на возможность переносить их, — рассказывает Екатерина Бойко.

Одна из самых сложных ситуаций в работе больничного клоуна и волонтера — это уход из жизни ребенка, с которым ты работаешь. Больничные клоуны Татьяна и Ирина пережили уже два таких случая. Несколько дней они не возвращались в палату, считая смех и веселье тогда неуместными, но затем они снова зашли к детям и поняли, что нужны тем, кто продолжает борьбу с недугом.

Екатерина Бойко, психолог, руководитель семейного фонда «Вереск»:

— Это тяжело и трудно, в первый раз всегда неожиданно. Смерть нужно пережить, чтобы потом понять. Мы проводит с волонтерами супервизионные встречи, даем волонтерам дальнейшее сопровождение: встречаемся и обсуждаем эту ситуацию, говорим о чувствах и как дальше с этим работать. Жизнь других детей продолжается, и клоун как приходил, так и приходит.

По словам Екатерины Бойко, для того, чтобы стать медицинским волонтером в больнице, не нужно каких-то особенных талантов. Главное — быть психически здоровым и понимать свою мотивацию.

Судя по практике, желание помогать детям возникает у людей в кризисные моменты жизни: потеря близкого, возрастные кризисы, поиски смыслы жизни. Если правильно поддерживать человека, прояснить его мотивацию, то такая работа может помочь.

Но не стоит начинать заниматься волонтерством ради невыполнимых целей.

— Бывает так, что человек приходит бороться со смертью: «Я хочу, чтобы люди не болели, дети не умирали», — говорит он. Это невозможно, и когда человек это понимает, то он может уйти. У нас были такие ситуации, когда человек на последнем тренинге признавался, что не готов пока к этой работе. Мотивация такова, что она не позволит ему долго находиться в больнице.

Сейчас благотворительный фонд имени Арины Тубис и центр «Вереск» объявили набор в группы желающих стать медицинскими клоунами или больничными волонтерами. Для этого нужно заполнить анкету, после чего сотрудник фонда свяжется с человеком и объяснит дальнейшие действия. Первая информационная встреча с будущими волонтерами запланирована на февраль 2018 года.

Совет

Проект «Радуга на ладонях» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник: https://runaruna.ru/articles/7808-ya-prishla-igrat-a-ne-uteshat-uznali-kto-takie-bolnichnie-klouni-i-kakovo-im-rabotat-s-onkobolnimi-detmi/

Научиться верить клоунам

У меня есть друг с удивительным свойством - его обожают все без исключения дети. Секрет в том, что он совершенно не умеет с ними общаться. То есть вместо бесполезного стереотипного сюсюканья что-то бурчит, как взрослый взрослому, равный - равному.

А еще не нужно пытаться натужно развеселить ребенка, чтобы пойти с ним на контакт. Тем более, если этот ребенок болен, врачей интересуют только его симптомы, а у родителей в глазах плохо скрываемая паника. Это совершенно точно знает Константин Седов. Он клоун. Больничный клоун. И один из основателей некоммерческой организации с одноименным названием.

Читайте также:  Диагностика и лечение в израиле

Люди из этой организации приходят в палаты к детям, находящимся на стационарном лечении, нацепив колпаки и поролоновые носы. Преодолевая недоверие родителей и скепсис врачей, они приходят, чтобы делать глупости. И в итоге отвлечь ребенка, вырвать его из зоны дискомфорта и стресса, навязанной тягостной атмосферой, присущей даже лучшим из больниц.

“В Европе уже более 30 лет процветает такая практика, как профессиональная работа клоунов-реабилитологов, когда клоун выполняет заказ по работе с пациентом психотерапевта, психолога, диетолога, реабилитолога. Все проходит с элементами игры, заметьте, не развлечения. Преобладает игровая терапия.

Работа с тяжелобольным пациентом в палате ведется творческими средствами, фокусами и другими психическими устройствами при процедурах, после операции, до операции, во время долгого нахождения в палате. В онкологии, к примеру, дети лечатся от трех месяцев до трех лет, и мы посещаем их регулярно”, - говорит Константин.

“Ребенок в отделении видит клоуна минимум раз в неделю, иногда даже больше. Знаете, это как врач, ведущий ребенка, так и клоун. Не так эффективно конечно, мы не врачи, мы не лечим.

Мы только психологически пытаемся его стабилизировать, привнести гармонию и детство в его лечение, которых у него нет, он вырван из школы”, - продолжает основатель АНО “Больничные клоуны”.

Как юридическое лицо проект стартовал 26 апреля 2011 г., но, как выражается Константин, “в хаотичном виде” эта организация существует в России уже более восьми лет. “В 2005 году я начал работать в этом направлении, где-то через три - четыре месяца после Беслана”, - вспоминает Седов.

https://www.youtube.com/watch?v=OAoSqkwL-9Y

Ни больницы, ни родители работу клоунов не оплачивают - организация финансируется через спонсоров, причем участие в проекте принимают как юридические, так и частные лица.

“Мы в постоянном поиске финансирования, чтобы нам хватило на содержание штата клоунов. Штат очень широк, у нас пять регионов: Ростов, Петербург, Казань, Москва и Орел, а это уже 55 клоунов.

Некоторые уходят на сессии, некоторые на гастроли, мы постоянно вознаграждаем их за работу”, - рассказывает Константин.

“Это не просто шоу-программа в палате, мы работаем на контакт, понимаем, чего хочет ребенок”, - объясняет он. - Спросите врача, как вылечить тяжелобольного ребенка. Это системный подход, лекарства, правильная диагностика. Так и здесь, диагностика - поиск контакта с ребенком.

К примеру, взрослым свойственна депрессия, а дети подвержены ей в меньшей степени. Детство - это игра, активность, даже у больного ребенка работает этот моторчик, как бы химия его ни долбала. Клоун может только понять, в каком направлении, этот моторчик работает, как найти контакт с пациентом, чтобы ему было интересно.

Обратите внимание

Нет цели развеселить, есть цель его отвлечь и быть интересным ребенку. Нет посыла “Смейся, я пришел”.

В России больничная “смехотерапия” существует гораздо меньше времени, чем в Европе и США, где подобные должности есть даже в штатном расписании. Но там, где, казалось бы, ждешь столкновения с нашей более суровой и неприветливой ментальностью, на помощь приходят сами дети. “Наши дети намного ближе подпускают клоунов.

Французы удивлялись, когда ребенок начинал играть в ладушки и заниматься любой другой интерактивной деятельностью.

Наши подростки могут, конечно, и отправить клоуна куда подальше, но они намного активнее”, - делится сравнением Седов, стажировавшийся и работавший больничным клоуном, как и его сотрудники, за рубежом - в Израиле, во Франции.

Но при том, что польза “клоунотерапии” - общепризнанный факт, пока этот груз несут на себе едва ли не только волонтеры. И их хватает не всегда. “Мы не подаем заявления в больницы. Многие зовут нас сами. Мы уже не справляемся, некоторым приходится объяснять, что не хватает ресурсов.

Мы знаем все больницы с тяжелыми пациентами, в Москве посещаем их все. РДКБ, ФНКЦ, Каширка, Морозовская больница, Балашиха, НИИ Бурденко, ожоговое отделение Сперанского. Выбираем тяжелые отделения и все их покрываем.

Мы еще посещаем детский дом для детей с физическими отклонениями в Новочеркасске”, - перечисляет Седов.

Пополняется коллектив некоммерческой организации путем набора в школу больничных клоунов. “Мы размещаем объявление на сайте о наборе клоунов. Нужны люди актерского образования, мы требуем возрастной ценз от 24 лет и определенных профессий: режиссер, музыкант, актер, психолог, педагог.

Важно

И делаем отбор: из 36 отбирается половина, на семинарах идет дальнейший отсев, и на последнем выпуске из школы было семь человек. В учебу входит три месяца обучения, а затем двухмесячная стажировка в паре со старшими клоунами. Только потом мы вручаем им договоры и вознаграждаем за труд, - резюмирует Константин.

- Это не актерская халтурка, а работа - системная и регулярная”.

Источник: https://utro.ru/amp/articles/2013/08/28/1140335.shtml

Методы работы больничного клоуна

В больницу приходят клоуны. Красные носы, нелепые костюмы, странные ужимки. Стерильная атмосфера детского отделения наполняется яркими красками, детским смехом, веселыми играми.

И на некоторое время исчезают больные и лечащие их врачи, жесткие правила поведения и плановые лечебные процедуры…

Коридор больницы становится местом возвращения ребёнка в мир детства - в мир новых впечатлений, спонтанного взаимодействия, беззаботности. А проводником в этот мир становится больничный клоун.

Что же такое есть у доктора-клоуна, что позволяет ему за короткое время установить контакт и вызвать улыбку у ребёнка, который чаще всего подавлен длительным пребыванием в больнице?

Описывая инструменты психологической поддержки, которые есть у больничного клоуна, важно подчеркнуть значимость самого образа Шута, его архетипическую силу.

Энциклопедический словарь определяет слово «клоун» как «цирковой артист, комический персонаж, использующий приемы гротеска и буффонады».

В русский язык слово «клоун» стало входить в начале сороковых годов девятнадцатого века.

Совет

Вот так описывает историк Рудольф Славский происхождение клоунады: «…Если бы каким-нибудь образом можно было бы восстановить родословную, то следы привели бы нас в ярмарочный балаган, на раус, где зазывала весело приглашал почтеннейшую публику побывать у них на представлении. А попав вовнутрь, мы бы встретились и с паяцем.

И увидели бы, что и паяц, и зазывала позаимствовали у своих предшественников - скоморохов-балагуров - содержание их потешных сценок, комические фортеля, многие смеховые приемы, но главным образом способность коротко, в репризной форме освещать жизненные явления.

А если бы мы пошли и дальше по этому следу, то попали бы к весельчакам-исполнителям арлекинад и фарсов, которые в свою очередь были наследниками «дурацких персон» из интермедий школьного театра. Фигура русского клоуна вобрала в себя также традиции придворного шутовства и вольнолюбивого Петрушки.

Живительной водой для русских комиков были родники народной литературы: лубок, ёрнические присказки Фомы да Еремы или Фарноса-Красного носа… Таким образом, в своем экскурсе в глубь веков добрались мы до какого-нибудь VIII-X столетия - прямиком в обрядовые игрища, где односельчан вдосталь потешал шустрый, находчивый, наделенный от природы чувством смешного - лицедей-любитель».

Анализируя архетип Шута, Карл Юнг описывает его как могущественный дух или божество-трикстер, которому доставляют наслаждение всевозможные шутки и проказы. Согласно Юнгу архетип Шута побуждает нас к получению удовольствий от жизни.

Позитивный Шут приглашает нас всех выйти поиграть, показывая, как превратить работу, взаимодействия с другими и даже самые рутинные задачи в веселье. Шут учит нас лёгкому отношению к жизни, умению жить сегодняшним днем и получать удовольствие от общения с окружающими, не слишком обременяя себя размышлениями о том, что они могут о нас подумать.

Шут позволяет себе отпустить вожжи, демонстрируя веру в то, что можно оставаться собой и в то же время быть любимым и даже обожаемым окружающими.

В ряду других архетипов Шут представляет собой архетип, который наиболее полезен для того, чтобы справиться с абсурдностью современного мира и безликой, повседневной бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти - потому что больше всего ему нравится нарушать правила. Архетип Шута помогает нам проживать настоящую жизнь в настоящем и позволяет быть импульсивными и спонтанными. И когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное желание - быть спонтанным, возвратить себе то состояние игривости, которое было присуще ему в далёком детстве.

Клоуны – символы жизненной силы.

Средневековые шуты изображаются с высунутыми языками, с ослиными ушами, часто - в двухцветных одеждах, что обозначает двойственность образа, их существование на границе между миром реальности и фантазии.

Шуты могли развеселить, но могли ведь и зло подшутить, посмеяться. В некоторые времена считалось, что они обладают мистическим даром исцелять и убивать. Поэтому исторически люди и тянулись к шутам, и одновременно опасались их.

Обратите внимание

Используя силу архетипа Шута, больничный клоун, общаясь с ребенком в условиях детского отделения, имеет возможность помочь маленькому человеку вернуться к естественным проявлениям игры, обычно забытым в стерильной атмосфере обязательных процедур.

Появление клоуна в больнице само по себе привлекает внимание. Этот нелепо одетый персонаж нарушает правила поведения, вызывая смех своими ужимками и гримасами.

Главный атрибут образа - красный нос, а также фантазийная прическа, чрезмерное количество аксессуаров, яркие и контрастные цвета одежды не могут остаться незамеченными в обстановке больницы, привлекая взгляды детей, вызывая желание приблизиться к этому диковинному персонажу.

Прикосновение к своему внутреннему «дураку», поиск своего индивидуального образа и характера является первым, инициирующим упражнением при подготовке больничных клоунов. Красный поролон, резинкой прикрепленный к носу волонтера, магическим образом меняет поведение человека, пробуждая к жизни архетипического Шута.

Какой он, твой внутренний клоун? Нелепый, тихоня, говорун, скромник, забияка, добряк, вредина? Умеет ли он говорить или только смешно посвистывает? Спотыкается ли он на каждом шагу или гордо вышагивает, надувая щеки? Смущается ли он, не зная, чем занять руки, или ловко жонглирует? Исследование и раскрытие своего клоунского потенциала является основой для дальнейшего взаимодействия с детьми, вовлечения их в мир благотворного веселья.

Но для больничного клоуна детское отделение – не сцена для сбора оваций. Основная задача работы - поддержать детей в трудные минуты болезни, напомнить о ярком мире детства, которого лишены больные, а не выступить аниматором, отыгрывающим привычный номер.

Конечно, особенности работы больничного клоуна во многом связаны со структурой и содержанием работы медицинского учреждения.

Основным субъектом помощи в стационаре является больной ребёнок, работа с которым может быть обусловлена как профилями работы стационара и особенностями лечебного вмешательства, так и собственно психологическими характеристиками ребёнка и его социального окружения.

Важно

Многопрофильность детского стационара, разнообразие направлений медицинской помощи детям определяют особенности стоящих перед клоуном задач и путей их решения в каждом из отделений больницы. Например, доктору-клоуну важно учитывать и возраст детей, и особенности их заболевания, выбирая способ приглашения к игре.

Высокая стрессогенность работы медицинского персонала, постоянное столкновение с эмоциональными реакциями и переживаниями больных и их близких обусловливает необходимость при оказании помощи детям одновременно проводить психологическую работу с персоналом. Доброй шуткой, веселой импровизацией, маленьким жестом клоун может снять напряжение, дав небольшую передышку работникам детского отделения.

В своей работе больничный клоун должен быть подготовлен к тому, что заболевание может быть связано как с собственно физиологическими нарушениями, так и с особенностями формирования личности на различных возрастных этапах, спецификой социально-эмоционального опыта ребёнка, характеристиками его первичного социального окружения. Детская больница нередко становится тем местом, где впервые выявляются как соматические заболевания, так и особенности психического развития и функционирования ребёнка, а также характер его отношений с близкими людьми. Часто клоун при работе с ребёнком вступает в тесное взаимодействие с его родителями, другими членами семьи. Диаде «мать-ребёнок» важно уделить внимание, не забывая обратить внимание как на настроение матери, так и ребёнка, ведь в напряжении больной и его семья находятся весь период болезни, а не только в периоды кризисов.

Читайте также:  Софосбувир – препарат для лечения гепатита c

Цель деятельности доктора-клоуна — регулярная помощь детям и их родителям в преодолении постоянного стресса в больнице на любых этапах лечения. Оказание клоунской терапевтической, отвлекающей, психологической и адаптивной помощи детям делает возможным решение следующих важнейших задач:

  1. сокращения шоковых состояний при первой и последующих госпитализациях ребёнка;
  2. сокращения сроков синдрома госпитализма и периода пребывания между этапами хирургического и консервативного лечения;
  3. отвлечения и психологической разгрузки ребёнка в предоперационный период и непосредственно после операции в реанимации;
  4. отвлечения и снятия болевого синдрома при проведении медицинских манипуляций, которые ребёнок оценивает как агрессию;
  5. психологической гармонизации ребёнка в больнице через игру и интерактивное общение;
  6. мотивации детей на правильное и при этом веселое принятие лекарств и пищи.

Доктор-клоун может участвовать в проведении психологических, реабилитационных, социально-культурных и развлекательных мероприятий. Он проводит локальную, индивидуальную работу с детьми в случаях экстренной необходимости или при знаменательных датах в их жизни. Ему под силу поднять общее настроение ребёнка, его жизнестойкость.

В международных организациях обучение больничной клоунаде включает в себя обязательное прохождение трехступенчатой программы обучения, построенной на основе приемов циркового мастерства и психологической поддержки.

Волонтёры обучаются не только традиционным клоунским техникам – надувание шариков, жонглирование, фокусы, импровизация – но и проходят основы возрастной психологии и психологии эмоций, а также получают психологическую подготовку, включающую развитие навыка работы в паре с другим клоуном, построение контакта с коллегой, пациентом, родителями и врачами, развитие гибкости мышления, игротерапии и т.д.

Чаще всего клоуны работают в паре – Белый и Рыжий. Характер Белого – строгий, серьезный. Он в паре главный и ведет за собой Рыжего, который более шаловлив и непоседлив.

Психологический смысл работы в паре выражается в двух задачах:

  • построить более полный контакт с пациентом;
  • предотвратить профессиональное выгорание.

Первая задача реализуется за счет того, что два клоуна в состоянии создать пространство, наполненное юмором и смехом, между собой и затем уже вовлечь в него пациента.

Дети испытывают множество эмоций, находясь в больнице: страх, одиночество, скука, с которыми они не в состоянии справиться, и которые влияют на их состояние.

Ребёнок может быть застенчив и боязлив, и чтобы выйти с ним на контакт необходимо, чтобы он владел ситуацией, не видел в ней опасности.

Часто дети, к которым приходит клоун, умирают. Когда ребёнок умирает, необходимо, чтобы у тех, кому он был близок, был кто-то, с кем можно пережить утрату. Как правило, к таким пациентам клоуны ходят в течение долгого времени и успевают сблизиться с детьми. С партнёром волонтер может обсудить эмоциональные сложности, с которыми он сталкивается во время работы.

Двумя основными методами работы больничных клоунов являются юмор и игра.

Смех и юмор играют очень важную роль в жизни людей – они являются не только способом наладить контакт с окружающими, но и формой психологической защиты в ситуациях, угрожающих психическому здоровью.

Смех является формой социальной коммуникации, что было показано во многих исследованиях, в том числе и с детьми.

Психологическая поддержка с помощью юмора основывается на том, что юмор позволяет совладать со сложной ситуацией, в которой оказывается ребёнок.

Совет

В различных исследованиях, посвященных вопросу роли юмора в улучшении физического и психического состояния человека, отмечается, что юмор позитивно отражается на здоровье человека.

Также существует ряд исследований, подтверждающих позитивное влияние юмора на построение отношений пациента с другими пациентами и с персоналом больницы, на отношение к тем последствиям, с которыми сталкивается больной человек.

Больничный клоун помогает детям снять напряжение, выплеснуть скопившуюся энергию от эмоционально угрожающей темы и направить её в социально приемлемое русло.

Игра является основным способом ребёнка взаимодействовать с окружающим миром. Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

В соответствии с определением игры, игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребёнком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребёнка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребёнок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного для ребёнка средства коммуникации. Игра представляет собой попытку ребёнка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребёнок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

В целом же, можно отметить: игровая терапия основывается на том положении, что игра – это естественное средство самовыражения у детей. Эта возможность дается детям, чтобы они «проиграли» свои чувства и проблемы, точно так же, как человек «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии взрослых.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом.

В процессе игры клоун решает следующие задачи:

  1. Создает для ребёнка атмосферу безопасности.
  2. Понимает и принимает мир ребёнка. Сообщение о принятии мира ребёнка передается ему через живой и искренний интерес к тому, что ребёнок предпочитает делать. Принятие также означает терпение в отношении темпа самоисследования. Понимание достигается способностью взрослого воспринимать реальность с точки зрения ребёнка.
  3. Поощряет выражение эмоционального мира ребёнка. Что бы ребёнок ни чувствовал - это принимается клоуном без вынесения суждений.
  4. Создает ощущение дозволенности. Это не означает, что дозволено абсолютно все. Важным аспектом игровой терапии является, однако, то, что у ребёнка появляется чувство свободы, парящей в этих стенах. Наличие у ребёнка выбора создает у него ощущение дозволенности.
  5. Облегчает принятие решений ребёнком.

Описанные задачи характерны для всех психологов-игротерапевтов и при этом применимы к игре, которую организовывает клоун. Игра – основной инструмент, который использует клоун во время встречи с ребёнком.

Больничная клоунада в России ещё только развивается. Инструментарий общения и взаимодействия с детьми в условиях больницы ширится и растёт, пополняясь индивидуальными находками клоунов-волонтёров. Также предпринимаются попытки систематизировать и обобщить международный опыт больничных клоунов со стороны профессиональных психологов.

Тем не менее, основа интерактивного взаимодействия клоунов с ребёнком и его окружением, направленная на поддержание позитивного эмоционального состояния и помощь в совладании с негативными эмоциями, обеспечивается не только при помощи профессиональных инструментов клоунады и психологии, но прежде всего эмоциональной включенностью и внимательным и отношением к миру детства самого волонтёра - больничного клоуна.

Источник: https://psy.su/feed/5329/

Клоунотерапия. Поделись улыбкой своей…

Когда ваш ребёнок болен, всегда невыносимо видеть его слёзы, слышать его плач, чувствовать жар его тела, невыносимо смотреть ребёнку в глаза и спрашивать себя снова и снова: “Почему он? Почему не я?”, “За что?”, “Что мы сделали не так”?

Каждому родителю знакома эта ситуация полной беспомощности, гнева, злости, желание помочь ребенку и невозможность сделать это. Когда ребенок болен – это всегда мучительно и больно, вдвойне мучительно, когда он болен тяжело. В период лечения, и в период последующей реабилитации важно помочь ребенку прийти в себя, восстановиться.

Всё чаще в израильских клиниках при лечении маленьких пациентов используются нетрадиционные методы терапии. Один из наиболее популярных сегодня – лечение смехом, или – “клоунотерапия” (“clowntherapy”). Это особая профессия, или, специальность, или, если хотите, призвание – возвращать больным детям радость жизни.

Задача “клоунотерапии” помочь:

  • детям, проходящим длительное и агрессивное медицинское лечение;
  • детям, которые остались без попечения родителей;
  • детям, которые нуждаются в адаптации на новой территории больницы;
  • детям в тяжелых кризисных ситуациях.

Игра и лечение детей

Через игру и интерактивное общение клоуны помогают малышам снять психологическую нагрузку перед операцией и после неё, помогают отвлечься и уменьшить болевые синдромы при проведении медицинских процедур, мотивируют детей на правильное и при этом веселое принятие пищи и лекарств.

Многие исследователи говорят сегодня о положительном эффекте смеха как части процесса излечения. В каждом ребенке заложена природная потребность в смехе: смех – это его естественное состояние. Первые 4-8 недель жизни улыбаться ребенка учат глаза матери. В возрасте 2-3 месяцев ребенок начинает не только улыбаться, но и смеяться.

К шести годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день, и смех его звучит весело и беззаботно, но в условиях больницы, в её непривычно-тяжелой для любого человека атмосфере процедур, с её запахом лекарств, и ощущением беды, эта потребность возрастает в десятки раз. Ребенок жестоко оторван от привычного и уютного мира – дома, семьи, друзей.

Он чувствует себя одиноким и заброшенным. Это неестественная и очень непростая ситуация.

Задача больничного (медицинского) клоуна – помочь ребенку справиться с ужасной реальностью, в которую тот попал, вернутьего к настоящей жизни. С помощью юмора, шутки, буффонады можно пробудить в ребенке веру в себя, помочь забыть трудности, да и просто - ободрить.

Обратите внимание

Маленький человечек видит, какие клоуны веселые, задорные, смешные! Они бегают, прыгают, танцуют, и он тянется за ними, он хочет быть таким же – веселым и здоровым. И не только.

Сегодня это уже доказанный факт, что смех и юмор помогают не только справиться с психологическим стрессом, но и влияют на клиническое состояние больного: способствуют облегчению боли, укрепляют иммунную систему. “Медицинская клоунада” – это не израильское изобретение. Первые медицинские клоуны появились в США в конце 80-х годов прошлого века.

Но только в 1998 году, после выхода на экраны фильма “Patch Adams” (“Целитель Адамс”), основанного на реальных событиях и рассказывающего о жизни доктора и клоуна, которого сыграл обаятельный Р. Уильямс, резко возрос интерес к профессии медицинского клоуна.

Сегодня во многих странах мира можно встретить в детских палатах больниц разукрашенных людей в ярких нарядах, смешных шляпах и огромных башмаках с мешками сюрпризов и чудес для маленьких пациентов.

Обычно для этих целей приглашают профессиональных артистов, но в Израиле эта деятельность имеет более высокий статус: медицинские клоуны работают совместно с медперсоналом во время процедур, и даже, зачастую, являются сотрудниками медицинского учреждения. В настоящее время на базе многих учебных заведений Израиля существуют специализированные курсы “медицинской клоунады”: школа искусства Хайфского университета, курс при университете Бар-Илана, курсы в колледжах и при больницах.

Работать больничным клоуном не просто. Эта работа требует от человека быть одновременно и актером, и врачом, и психологом, и воспитателем. Он должен быть внимательным, чутким, уметь налаживать контакт, понимать мир ребёнка, уметь импровизировать, а также иметь представления о медицинских процедурах, которые проходят маленькие пациенты.

Проект “Врачи мечты”

Проект “Врачи мечты” (“Dream Doctors”), появившийся в 2002 году в хайфском университете, стал первым крупным проектом по продвижению профессии медицинского клоуна.
Сегодня его принципы служат основой профессии медицинского клоуна в Израиле:

  • Ребёнок – это центр и цель нашей миссии.
  • Профессионализм во всём.
  • Полное взаимное сотрудничествос медицинским персоналом.
  • Постоянная обратная связь, мониторинг и прозрачность действий.
  • Желание узнавать новое, творчество и мужество, чтобы пробовать
  • Стабильность и преемственность.
  • Cоблюдение медицинских этических норм и правил.
Читайте также:  Соль, как источник здоровья

Не только детям помогают больничные клоуны, но и взрослым пациентам.

Эко и лечение смехом

Интересный эксперимент был проведен в 2006 году специалистами медицинского центра “Асаф а Рофе”. Врачи обнаружили, что здоровый смех повышает вероятность зачатия с помощью ЭКО почти вдвое. В эксперименте участвовали более 200 женщин. К первой группе сразу после имплантации оплодотворенной яйцеклетки приводили больничных клоунов, которые их смешили. Пациентки второй группы обходились без циркачей. В результате в первой группе успешно забеременели 38 женщин, а во второй — только 20. При этом учитывались все факторы – возраст, серьезность медицинских проблем, количество возвращенных в матку эмбрионов. Медики объясняли этот факт тем, что медицинская клоунада помогает женщинам, проходящим ЭКО, успокоиться и расслабиться, а также поднимает их настроение, что в итоге благотворно сказывается на результатах искусственного оплодотворения.

Источник: https://www.dramedical.ru/news/klounoterapiya-podelis-ulybkoyu-svoej

Анализ эффектов больничной клоунады как способа реабилитации в условиях стационара

Галаева К. С., Иванова Е. М. Анализ эффектов больничной клоунады как способа реабилитации в условиях стационара // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/archive/187/47688/ (дата обращения: 20.02.2019).



В данной работе представлены результаты исследования феномена больничной клоунады как формы социально-психологической помощи пациентам в условиях стационара.

На основе анализа литературы рассмотрены физиологические и психологические эффекты клоунотерапии.

Анализируются результаты эмпирических исследований воздействия клоунотерапии, которые подтверждают успешность реализации ряда задач, выдвигаемых больничными клоунами, и обсуждаются их ограничения.

Ключевые слова: больничная клоунада; клоунотерапия; кризис; юмор; реабилитация; социально-психологическая помощь.

На данный момент больничная клоунада становится все более популярным направлением работы в больнице. В России клоунотерапия развивается не только в крупных городах, но и по всей стране. В связи с таким развитием больничной клоунады возникает потребность в более точном изучении эффектов данной терапии на состояние больных пациентов.

Больничная клоунада – это форма оказания социально-психологической помощи детям, проходящим длительное лечение [1]. Что же делает больничный клоун, чтобы помочь пациентам? В первую очередь клоун приходит в больницу, чтобы поиграть с ребенком, развлечь его, помогает ему отвлечься на некоторое время от больничной атмосферы.

Реквизит больничного клоуна отличается от того, что используется в цирковой или эстрадной работе. Так, хотя костюм больничного клоуна тоже может включать отличительный красный нос, огромные ботинки, нарядную шапку, они не пользуются традиционным для циркового представления ярким гримом, чтобы не напугать ребенка.

Взаимодействие ведется на гораздо более близкой дистанции, чем в варианте сцены. Большую часть реквизита составляют предметы больничного быта и их имитация.

Зачастую клоунов можно встретить в халате, у них могут быть игрушки и муляжи шприцов, градусников, которые лишь напоминают настоящие, но совсем не пугающие ребенка, что помогает им справится с тревогой, связанной с болезненными процедурами. Перед первым походом в больницу, будущий больничный клоун проходит специализированное обучение.

Профессиональная больничная клоунада начала развиваться в 1986 году в США. В странах Западной Европы также используется практика больничной клоунады для реабилитации больных. Некоторые из них волонтёрские, некоторые профессиональные, например, Soccorso Clown в Италии, Rire medecin во Франции, Big Apple Circus в США и другие.

В нашей стране данным видом клоунады занимаются две некоммерческие благотворительные организации: – «Доктор клоун» – волонтерская и «Больничные клоуны» – профессиональная. Они работают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Орле и в Рязани. Также они расширяют свои границы и проводят обучающие семинары в других регионах России и СНГ [2].

Важно

Всё большее распространение практики клоунотерапии, с одной стороны, и её дискуссионность в контексте клиники, с другой, вызывают потребность в её научном обосновании. Эффективность больничной клоунады может достигаться за счёт различных механизмов: физиологических, психологических, социальных и др.

Ряд исследований, подтверждает влияние юмора и смеха на улучшение физического здоровья человека [3].

Были выявлены различные влияние смеха на артериальное давление. Обнаружили [9], что женщины с более высокими показаниями по шкалам оценки юмора, как правило, имеют более низкие уровни систолического артериального давления. Однако противоположные данные были получены в отношении мужчин.

Уровень систолического артериального давления был выше у испытуемых с более высокими показателями по шкалам оценки юмора. Авторы исследования предложили, что данный феномен связан со стилем юмора.

Женщины склонны использовать более адаптивные формы юмора, а мужчины предпочитают агрессивный вид юмора, который ведет к повышению артериального давления.

Наиболее определенные данные были получены в отношении болеутоляющего эффекта. В эксперименте [10] испытуемых просили погрузить руку в ледяную воду и засекали, сколько времени человек может терпеть такой болезненный стимул, тем самым измеряли их болевой порог.

Образовали четыре группы с разными стимулами: одним предъявляли аудиозапись с обычным повествованием (лекция по этике), другим аудиозапись для мышечной релаксации, третьим аудиозапись юмористического выступление и контрольной группе ничего не предъявляли.

В результате обнаружилось, что болевой порог испытуемых из второй и третьей группы оказался выше, чем для контрольной группы и для тех, кто слушал лекцию.

Совет

Эмоциональное состояние может влиять на иммунитет. Исследования [11] показывают, что отрицательные эмоции, такие как гнев, депрессия и страх, могут отрицательно влиять на ряд параметров иммунитета, хотя на другие его параметры те же самые эмоции могут влиять положительно.

В исследовании [12] изучали влияние просмотра комедийных записей на уровень секреторного иммуноглобулина А. Было обнаружено повышение уровня секреторного иммуноглобулина А после просмотра выбранной записи относительно начального уровня. Данных в этой области исследования немного, и они противоречивые, со многими методологическими ограничениями.

Механизмы этих влияний все еще недостаточно изучены, поэтому необходимо продолжать исследования в данной области.

Больничная клоунада оказывает положительное влияние на человека не только с биологической точки зрения, но и с психологической и социальной тоже. Ситуация госпитализации является психотравмирующей для человека, в особенности для ребенка. Исследование [4] была описана моторика таких детей.

Они становятся двигательно-пассивными, задерживается моторное развитие из-за ситуации тяжелой эмоциональной депривации.

Для успешного преодоления такого кризиса пациент нуждается в правильной организации больничной среды, которая могла бы минимизировать стресс и стимулировать дальнейшее выздоровление.

Больничные клоуны преследуют в своей работе выполнение таких задач, как [2]:

 сокращение сроков синдрома «госпитализма»;

 сокращение длительности стрессовых состояний у детей при первой и последующих госпитализациях ребенка;

 отвлечение и психологическая разгрузка ребенка в предоперационный период и непосредственно после операции; отвлечение и снятие болевого синдрома немедикаментозными методами при проведении медицинских манипуляций.

Другие авторы дополняют список задач [6]:

 гармонизировать психологическое состояние ребенка в больнице через игру и интерактивное общение;

мотивировать детей на правильное и при этом веселое принятие лекарств.

Успешность достижения целого ряда из этих задач подтверждается эмпирическими данными.

Так, исследование [5] показало, что наиболее эффективно снижается предоперационная тревога и беспокойство у детей медикаментозным методом, но он не лишен недостатков.

Обратите внимание

Многие пациенты могут проявлять сильный стресс и отсутствие готовности к процедуре в процессе введении анестезии. Больничная клоунада помогает избежать медикаментозного воздействия и способствует выстраиванию благоприятных отношений с ребенком.

По данным опроса [6] обнаружилось, что больничная клоунада улучшает самочувствие пациентов, улучшается их адаптация к больничной обстановке.

В результате исследования [7] обнаружилось, что обследуемые не только испытывают веселье, но и чувство, описанное как трансцендентное, которое включает: воодушевление, ценность собственной личности, свою привилегированность, эмоциональный подъем.

Тем не менее, эффективность реализации некоторых задач, декларируемых больничными клоунами, не получила подтверждения в эмпирических исследованиях. В одном из исследований [8] регистрировалась лицевая экспрессия пациента в процессе взаимодействия с больничным клоуном.

Сравнивалась частота улыбки Дюшена, которая считается наиболее точным объективным показателем переживания чувства смешного и радости, с количеством других видов улыбки (например, улыбка вежливости и т.п.). Оба типа улыбок проявлялись во время выступления больничного клоуна.

Результаты исследования показали наличие индивидуальных различий в эмоциональном реагировании пациентов на вмешательство клоунотерапевта. Терапия была наиболее эффективна с пациентами, у которых более выражена жизнерадостность как черта личности (использовался опросник State Trait Cheerfulness Inventory (STCI-T-60)).

Они в большей степени готовы реагировать положительно на юмористические стимулы в разных ситуациях. Таким образом, исследование демонстрирует, что вмешательства больничных клоунов подходят не всем группам пациентов и не всегда вызывают сильные положительные эмоции.

Хотя исследований в данной области становится все больше, по-прежнему существуют пробелы в определении того, какие аспекты наиболее эффективно приводят к положительным результатам.

Важно

Возможно, работа больничного клоуна лишь повторяет работу с другими специалистами, будь то психолога, социального работника, врача или эффект их работы больше напоминает семейную поддержку.

Несомненно, юмор и смех – важный аспект для выздоровления, но их влияние все еще нужно исследовать.

Литература:

  1. Гурьева Е. С. Теоретические аспекты больничной клоунады – анализ отечественной и зарубежной литературы // Казанский педагогический журнал. — 2016. — С. 139-141.
  2. Уракова Е. С., Седов К. С. Больничные клоуны: игра или профессия? // Российский журнал детской гематологии и онкологии. — 2015. — С. 61-64.
  3. Мартин Р. Психология юмора. — СПб: Питер, 2009. — 480 с.
  4. Ribble M. A. The rights of infants. N. Y., 1943.
  5. Vagnoli L., Caprilli S., Messeri A. Parental presence, clowns or sedative premedication to treat preoperative anxiety in children: what could be the most promising option? // Europe's Journal of Psychology. — 2010. — С. 937-943.
  6. Сиротина Т. В. Больничная клоунада как технология адаптации и реабилитации ребенка в больничном учреждении / Сиротина Т. В., Миллер С. М. // Baikal Research Journal. – 2015. — Т. 6, № 6. — DOI.
  7. Auerbach S., Hofmann J., Platt T., Ruch W. An investigation of the emotions elicited by hospital clowns in comparison to circus clowns and nursing staff // European Journal of Humour Research. — 2013. — С. 26-52.
  8. Auerbach S. Are Clowns Good for Everyone? The Influence of Trait Cheerfulness on Emotional Reactions to a Hospital Clown Intervention // Frontiers in Psychology. — 2017. — С. 1-8.
  9. Crawford M., Gressley D. (1991). Creativity, caring, and context: Women`s and men`s accounts of humor preferences and practices. Psychology of Women Quarterly, 15(2), 217-231.
  10. Cogan R., Cogan D., Waltz W., McCue M. (1987). Effects of laughter and relaxation on discomfort thresholds. Journal of Behavioral Medicine, 10(2), 139-144.
  11. Booth R. J., Pennebaker J.W. (2000). Emotions and immunity. In Lewis M., Haviland-Jones J.M. (Eds.), Handbook of emotions (2nd ed., pp. 558-570). New York: Guilford.
  12. Lefcourt H.M., Davidson-Katz K., Kueneman K. (1990). Humor and immunesysrem functioning. Humor: International Journal of Humor Research, 3(3), 305-321.

Основные термины (генерируются автоматически): больничная клоунада, больничный клоун, ребенок, клоун, социально-психологическая помощь, США, систолическое артериальное давление, артериальное давление, контрольная группа, шкала оценки юмора.

Источник: https://moluch.ru/archive/187/47688/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector