Ректор медуниверситета рассказал о перспективах российской медицины

Панков рассказал о «броваде» ректора СГМУ и «толирантности» Володина

Сегодня, 3 октября, председатель Госдумы Вячеслав Володин приехал в Саратовскую область с рабочей поездкой. В частности, спикер нижней палаты российского парламента посетил Перелюбский и Ивантеевский районы, где обсудил с местными жителями строительство спортивных комплексов открытого типа рядом со школами. В Перелюбском районе он также посетил Центральную районную больницу.

Сопровождающий Володина депутат Государственной думы от Саратовской области Николай Панков в режиме текстовой трансляции рассказывает в своем Telegram-канале «Пара слов» о визите спикера ГД. Сообщения депутата изобилуют грамматическими ошибками.

Как сообщает Панков, Володин посетил школу в Перелюбе.

«Учителя пригласили Володина на чаепитие. За чаем обсудили и ремонт школы и плохую дорогу к Перелюбу. Спикер интересуется зарплатой молодых учителей, признает что молодые кадры не системно идут в отрасль.

А на встрече он заявил об отдельной программе для отдаленных районов. Причем спикер сам из семьи учителя. Его мама учила всю жизнь детей в начальных классах.

Обратите внимание

Поэтому он внимательно выслушивал учителей и присекал когда они говорили что у них все хорошо», – пишет депутат (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены – прим. ред.).

Также Панков сообщил, что Володина в поездке сопровождает ректор СГУ Алексей Чумаченко и ректор СГМУ Владимир Попков. В ходе встречи в ЦРБ Перелюбского района глава саратовского медвуза рассказал, что учился вместе с главным врачом районной больницы Валентиной Ивлиевой.

«Володин предложил ректору медуниверситета взять шефство над районом. Стала явью пикантное признание Попкова. Он признался что вместе с главврачом больницы вместе учился. Спикер возвращает ректора к реалиям жизни. Он довел до ректора что в медицине 50% вакансии.

Это говорит о том что сложно о качестве услуги говорить. Поэтому университеты не должны только обучать. Но и способствовать чтобы дипломированные специалисты шли в профессию. А для этого должна быть система вовлечения студентов для возвращения в районы , в профессию.

Он предостерег ректора подавать фанфары, так как все видят не достаток кадров в здравоохранении. Виден отрыв науки от практики. Видна затемненная спина ректора. Но критика и диалог Володина правильный, он за людей. Предлагает ректору проводить личный прием в районах.

(…) Вижу на фото володин сильно озадачен бровадой ректора. И толирантно доводит ему в голову клятву Гиппократа.а серьезно, он прав . Люди не виноваты. Они хотят получать качественную помощь. Спикер Госдумы поддержал главврача что ей не за что извиняться. Она 30 лет здесь работает и может требовать с сокурсника помощь.

Когда ректор сам начнет  приезжать в сельские районы однозначно и качество здравоохранения улучшится .  И  студенты появятся сказал Володин», – пишет Панков.

Также депутат рассказал, что «перемычку дороги Перелюб- Озинки губернатор начнет строить в следующем году», «как и перемычку Перелюб- Ивантеевка».

Источник: https://fn-volga.ru/news/view/id/90954

Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем

КОТЕЛЬНИКОВ Геннадий Петрович – ректор Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

В мае 2008 года в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ прошло совещание с ректорами образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения, в ходе которого было принято решение о создании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов. В него вошли 55 руководителей учебных заведений. По мнению главы министерства Татьяны Голиковой, создание совета поможет оперативно решать самые острые вопросы в сфере медицинского и фармацевтического образования. Председателем президиума совета ректоров единогласным решением избран ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ.

– Геннадий Петрович, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны был создан совсем недавно. Чем это было продиктовано? Каковы цели и основные направления новой организации? Какими были ее первые шаги?

– Прежде всего, отмечу, что создание Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны – это инициатива партии «Единая Россия», которую активно поддержало Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Совет является структурным подразделением Общероссийской общественной организации «Российский союз ректоров». Свою работу он будет осуществлять в форме межрегиональной общественной организации без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Здесь важно подчеркнуть, что совет ректоров – это консультативный орган при Министерстве здравоохранения РФ, поэтому решения нашей общественной организации будут рассчитаны, прежде всего, на сотрудников министерства.

Важно

Другими словами, представители Минздравсоцразвития, прежде чем принять какие-то важные решения, смогут базироваться на мнении профессионалов медицинского и фармацевтического сообщества.

С другой стороны, ректоры вузов помогут сами себе, поскольку будут готовить приемлемые и реализуемые решения. Таким образом, мы будем совместно решать актуальные задачи.

Цели, задачи и направления деятельности нашей общественной организации подробно и четко изложены в уставе.

Сразу отмечу, что главная целевая установка – это объединение усилий и координация взаимодействия ректоров всех отраслевых вузов страны по таким направлениям, как развитие системы высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования; совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области медицинского образования и науки; улучшение социальной защищенности обучающихся и работников образовательных учреждений.

Мы намерены развивать систему социального партнерства отраслевых вузов и иных образовательных организаций, государственных структур, научных, профсоюзных и других организаций. Кроме того, члены совета будут способствовать практической реализации программ интеграции высшего и послевузовского профессионального образования.

– Ваши коллеги утверждают: «Без качественного образования нет качественного здравоохранения». Каковы, на ваш взгляд, самые болевые точки отраслевого образования? Какие проблемы можно решить в ближайшее время, а какие вырисовываются в долгосрочной перспективе?

– Главным результатом деятельности медицинских вузов, безусловно, должно стать повышение качества и доступности оказания медицинской помощи.

Именно поэтому сегодня перед нами стоят конкретные задачи: повышения качества подготовки кадров для отрасли, обеспечения непрерывности подготовки специалистов на последипломном уровне, повышения качества прикладной и фундаментальной вузовской науки и, наконец, совершенствования лечебной работы на базах практического здравоохранения и в собственных вузовских клиниках. Наиболее значимые вопросы, касающиеся деятельности всех отраслевых вузов, выносятся членами президиума совета и рассматриваются на его заседаниях, а также на общих собраниях советов. Именно так сейчас и строится работа, для более детальной проработки вопросов созданы и активно включились в работу комиссии и рабочие группы по направлениям.

– На одном из заседаний совета, прошедшем в Минздравсоцразвития России, обсуждались подготовленные министерством при участии вашей организации предложения по определению целевых показателей деятельности медицинских и фармацевтических вузов, а также критерии оценки эффективности работы их руководителей. Что, прежде всего, учитывалось при разработке конкретных целевых показателей и критериев? На основании чего определялись критерии оценки деятельности?

– Действительно, на заседании обсуждались предложения по определению целевых показателей деятельности медицинских и фармацевтических вузов, а также критерии оценки эффективности работы их руководителей.

Все показатели определены с учетом возможности объективной оценки, чтобы исключить субъективный подход, и построены во взаимосвязи друг с другом.

При разработке конкретных целевых показателей и критериев учитывалась, в первую очередь, уставная деятельность учреждений. Критерии отбирались с таким расчетом, чтобы в их выполнении были задействованы все структурные подразделения учреждения.

В основу определения критериев оценки деятельности были положены сквозной принцип оценки работы ректора и деятельности университета; разумная достаточность в формировании оценочных критериев; прозрачность в оценках; возможность совершенствования критериев оценки.

Для всех федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, были определены три основные группы критериев: по основной деятельности учреждения; по финансово-экономической деятельности и исполнительской дисциплине; по кадровому обеспечению основной деятельности.

Так, например, для вузов среди критериев, характеризующих основную деятельность учреждений и качество образовательных услуг, был определен такой, как доля обучающихся в высшем учебном заведении, прошедших тестирование на соответствие полученных знаний установленным требованиям (не менее 80 процентов).

Совет

Для оценки этого критерия будет создана экспертная комиссия из представителей вузов и Минздравсоцразвития России, которая будет осуществлять тестирование обучающихся в вузах по основным дисциплинам учебных программ, что позволит определить качество подготовки студентов в каждом конкретном учебном заведении.

Кроме качества подготовки студентов, среди перечня целевых показателей предусмотрен и характеризующий качество учебно-производственных комплексов в вузах, а именно: наличие утвержденных программ подготовки, учебно-методической литературы, оборудования для практических занятий и пр. Также есть показатель, характеризующий наличие высококвалифицированных кадров среди преподавательского состава вуза.

В предложениях рабочей группы также представлены количественные показатели: выполнение госзаказа по плану приема, подготовки и переподготовки обучающихся.

Блок финансово-экономических показателей направлен на строгое соблюдение финансовой дисциплины и целевое использование бюджетных средств.

– Медицинские вузы в национальном проекте «Образование» занимают особое место.

При этом специалисты подчеркивают, что хотя российское высшее образование развивается в русле международного образовательного процесса, не стоит забывать и о своих достижениях в этой области.

В частности, при приеме в медицинские вузы никак нельзя ограничиваться только результатами единого государственного экзамена, необходимы некоторые дополнительные испытания. Какую позицию по этому вопросу занимает совет ректоров?

– Этот вопрос на сегодняшний день – один из самых сложных. Есть решение Правительства РФ, и с 2009 года все абитуриенты должны зачисляться в вузы по результатам ЕГЭ. Однако, на наш взгляд, при поступлении в медицинские вузы, помимо ЕГЭ, должны существовать дополнительные испытания, так называемые экзамены на профессиональную пригодность.

Для медицины этот вопрос актуален, прежде всего, потому, что система здравоохранения избирательна и требует от человека особых личностных качеств. Здесь нужны доброжелательные и ответственные люди, способные сопереживать.

Согласитесь, что выявить профессиональные способности и особенности человека можно только в результате дополнительных профессиональных испытаний, а не по результатам тестирования.

Безусловно, высшее образование в России идет в русле международного образовательного процесса, но при этом надо разумно отстаивать свои достижения в этой области.

– Под вашим началом в Самарском государственном медицинском университете сформировалась школа научно-педагогических кадров. Как вы считаете, какое место в деятельности совета ректоров должно занять повышение качества фундаментальных и прикладных научных исследований в медицинских и фармацевтических вузах?

– Как известно, качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше полученного образования. Качество полученного базового образования – вот основа основ, и подчас она определяет путь человека, и не только профессиональный, но и жизненный.

Обратите внимание

Качество подготовки специалистов зависит от многих составляющих, однако главными здесь все же являются квалификация и академичность преподавательского состава, а также наличие мощной материально-технической базы вуза.

Особенность вузовской науки – ее тесное и самое непосредственное взаимодействие с образовательным, а для медицинских вузов и с лечебным процессами. В век высоких технологий нельзя учить студентов только по рисункам и книгам. Без «живой» науки, инновационного подхода во всем невозможно качественное образование.

Такое тесное переплетение, в свою очередь, позволит повысить качество и самих фундаментальных, и прикладных научных исследованияй в медицинских и фармацевтических вузах.

– В системе здравоохранения Самарской области наблюдается глубокое взаимопроникновение медицинской науки и практики. Собираетесь ли вы предложить модель такого сотрудничества коллегам из других регионов?

– Вы правы, взаимопроникновение медицинской науки и практики в нашем регионе с каждым годом становится все более глубоким. Сегодня в практическом звене Самарской области работают 37 докторов и 385 кандидатов медицинских наук.

Из 87 внештатных специалистов областного министерства здравоохранения и социального развития 27 человек являются сотрудниками СамГМУ. Статус клинических имеют 15 лечебных учреждений, в том числе 3 поликлиники.

Организаторы здравоохранения возглавляют кафедры вуза, при этом трудно сказать, какой именно вид деятельность для них первостепенен и более важен – заведование кафедрой или работа в должности главного врача ЛПУ.

Отдельно хотелось бы сказать о клиниках университета, которые своим предназначением являют модель технопарка биомедицинского направления, где решается триединая задача – лечить, учить и заниматься наукой. Такое взаимодействие позволяет совместными усилиями решать очень многие проблемы профессионального плана и, безусловно, влияет на качество подготовки специалистов.

Читайте также:  Как производят молочные улуны в тайване

Полагаю, что наш опыт будет интересен и полезен коллегам, и мы сможем обсудить ключевые моменты во время встреч и совещаний.

– Разработка нового поколения государственных образовательных стандартов для высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений – работа трудоемкая и ответственная. Будет ли совет ректоров в своей деятельности уделять ей соответствующее внимание?

– Безусловно.

Мы считаем очень важным, что Министерство здравоохранения и социального развития России и совет ректоров будут совместно разрабатывать образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов, которые впоследствии будут утверждаться в Министерстве образования и науки. Завершение работы по совершенствованию образовательных стандартов планируется в 2009 году. Большой объем подготовительной работы в этом направлении уже сделан.

Важно

Надеемся, что профессиональный подход к содержательной составляющей государственных образовательных стандартов по медицинским и фармацевтическим специальностям тоже будет способствовать подготовке специалистов достойного уровня качества.

Источник: http://akvobr.ru/intervju_s_rektorom_sgmu_kotelnikovym.html

Роман Козлов: «Задача Смоленского медуниверситета – выпускать суперспециалистов»

Новости 09:00, 26 мая 2018

Ректор Смоленского государственного медицинского университета Роман Козлов рассказал «Рабочему пути» о задачах вуза, миссии врача и подготовке к 100-летнему юбилею СГМУ.

– Роман Сергеевич, уже год, как вы исполняете обязанности ректора СГМУ. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы за это время успели сделать, что планируете на ближайшее будущее.
– Мы – крупнейший вуз в Смоленской области, говорю это, никоим образом не желая обидеть коллег-ректоров. Но исходя из тех задач по улучшению демографии, которые поставил президент в обращении к Федеральному Собранию, медицина будет играть основополагающую роль. Сбережение нации напрямую зависит от подготовки медицинских кадров.  Что касается того, какие выводы я сделал за прошедший год, скажу, что этот период из-за насыщенности событиями прошел очень быстро. Что мне удалось для себя подтвердить – коллектив мед-университета действительно уникальный, это высококвалифицированные кадры и в большинстве порядочные люди. Ну и конечно, у нас очень хорошие студенты. Еще один важный фактор – это наши партнеры, с которыми мы работаем, они помогают нам решать задачи стратегического характера. И я искренне им за это благодарен. Посмотрите, например, как преобразилась после ремонта столовая вуза, мне сейчас очень приятно заходить туда. Мы также благодарны комбинату студенческого питания, который продолжает работать на территории университета, что дает возможность нашим студентам получить нормальное питание. Я говорил с самого начала, что обеспечение качественным и вкусным питанием по адекватным ценам – это одна из основных задач. У нас хорошие отношения с нашим индийским партнером, благодаря которому приведено в порядок общежитие, где произошел пожар. Оно построено еще в середине века и было полностью реконструировано: системы водоснабжения, канализации, полы, крыша и так далее. Начали ремонтировать – оказалось, что мебель в плохом состоянии, была приобретена новая. Это инвестиции в будущее, и университет практически не истратил ни копейки. Также мы прекрасно понимаем проблему нехватки общежитий. Ее озвучивал президент в своей речи. И для нас это критично. К 100-летию СГМУ, которое состоится 4 апреля 2020 года, планируем провести большую работу – в том числе привести в нормальный вид общежития, и если получится – даже построить новые корпуса. Должен быть некий прорыв, чтобы не стыдно было встречать юбилей. Я искренне благодарен губернатору Алексею Владимировичу Островскому за поддержку в этом вопросе. Согласно статистике – мы лучший вуз по числу подтверждения дипломов нашими индийскими выпускниками, поэтому они к нам и едут. Обучение иностранных студентов – достаточно сильный конкурентный рынок, и эта статистика – показатель качества обучения и возможностей университета. То, что мы стараемся сбалансировать, чтобы, с одной стороны, обеспечивать достаточное количество и не ухудшать качество образования. Это имиджевые вещи, которые мы не хотим нарушать. Но в вузе развивается не только образование по специальности. Наши студенты стали вторыми на конкурсе творческих коллективов, мы хорошо выглядим на спортивных мероприятиях. Сотрудник, который является доктором исторических наук, не медицинских, выиграл президентский грант для молодых ученых. Это показатель глубины преподавательского корпуса.  И, конечно, нужно сказать о проблеме, которую нам не удалось полностью решить и которая вызывает наибольшее количество вопросов – это развитие вузовской науки. Не хочется говорить о финансировании, но количество денег, которое мы получаем, просто абсурдно с точки зрения развития науки. При этом мы должны понимать, что в науку люди должны идти еще со школьных лет. Поэтому совместно с администрацией области реализуем очень хороший проект: на базе нашего научно-исследовательского центра действует учебно-лабораторный комплекс, который является одной из площадок Центра молодежного инновационного творчества ЯВИР. Это прекрасный пример того, как мы можем профориентировать наших будущих абитуриентов. Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Подготовка к столетию должна стать не просто формальным праздником, это возможность привести в порядок наши основные здания и в определенной степени создать основу для развития в XXI веке.

– У вас близится горячая пора приема студентов. Поговорим в общих чертах о срезе современного абитуриента. Я от ректоров других вузов часто слышу, что качество общего среднего образования падает, что нужно раньше начинать профориентировать школьников. Каковы ваши впечатления? И какие медицинские специальности пользуются большей популярностью у поступающих? 

– В прошлом году у нас был конкурс 21 человек на место, по целевым направлениям – более 4 человек на место. Это 1739 заявлений, примерно на 70 больше по сравнению с позапрошлым годом. При таком конкурсе сложно судить о падении уровня абитуриентов, в СГМУ в хорошем смысле учится элита. И мы не ожидаем снижения интереса к профессии. Тем более, здравоохранение становится приоритетом государства. В этом году только что закончились Дни открытых дверей – залы были полные, пришло где-то 1300 человек за три дня, включая субботу. Что касается популярности отдельных специальностей, в принципе, они равны. Это лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация, потому что на рынке требуются квалифицированные фармацевты с высшим образованием. Клиническая психология – это факультет, который чрезвычайно популярен, потому что клинический психолог должен быть в каждом учебном учреждении. Также психолого-социальный факультет, специальность «органическая психология». О факультете иностранных учащихся уже говорил. Там есть люди, которые обучаются не только на английском языке, но и наши соотечественники и друзья из Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана, они хотят получать образование на русском языке. Я не стал бы выделять специальности, которые пользуются большим интересом, они все популярны, другое дело, что на педиатрии и фармации обычно больше девушек. Такие вещи конечно существуют.

– В этом году какие-то новшества при поступлении абитуриентов в вуз планируются? Дополнительные испытания, экзамены и так далее?

– Нет, все определяется Федеральными законами, а в них больших изменений для абитуриентов не предвидится. Результаты ЕГЭ, стандартный набор экзаменов. Количество бюджетных мест у нас не уменьшилось, их по-прежнему 410, за что мы очень благодарны Министерству здравоохранения. Платный прием у нас тоже достаточно большой, поэтому здесь все зависит от результатов ЕГЭ. Появились некоторые изменения для поступающих в ординатуру, мы, естественно, будем консультировать по этому вопросу. Но поступающие сами должны быть очень внимательными. 

– Не секрет, что на селе, и даже в Смоленске, медицина испытывает серьезный дефицит кадров. Главные врачи подчеркивают, что нужны молодые специалисты. На ваш взгляд, можно ли выпускника медицинского вуза закрепить в каком-то месте на определенный срок, если он отучился на бюджетном месте? Ведутся такие разговоры, что нужно ввести систему распределения по советскому образцу.

– В целом, конечно, идея разумная, потому что если государство вкладывает в образование человека деньги, конечно, оно должно получить какие-то дивиденды. Другое дело, что нарушать Конституцию Российской Федерации невозможно – каждый человек имеет право на свободный выбор места жительства и работы. Пример Смоленской области в деле привлечения кадров на село показательный – есть программа «Земский доктор» или «Земский фельдшер». Когда люди получают дополнительно подъемные в районе 1 000 000 рублей или 500 000 руб. Им оказывается помощь с жильем и так далее. Конечно, это работает. Вероника Игоревна Скворцова (и. о. министра здравоохранения) недавно озвучила впечатляющую цифру: около 70 процентов людей, уехавших на село, по прошествии трехлетнего срока остаются там. Еще один положительный пример из Смоленской области по работе с кадрами: администрация нашла возможность доплат из регионального бюджета врачам и медицинским сестрам, среднему медицинскому персоналу, и сейчас проблема анестезиологии и реанимации закрыта.  Что мы должны хорошо понимать с точки зрения перспектив: заставлять человека работать – это путь в никуда. Необходимо повышение социального статуса профессии врача. Может быть, я скажу крамольную вещь, за которую меня могут критиковать, дело даже не в размере заработной платы. Речь идет об обеспечении социальных гарантий. С моей точки зрения, можно распространить на медиков те льготы, которые есть у военных. Это жилищные сертификаты, военная ипотека. Ну почему не реализовать это для системы здравоохранения? Я абсолютно уверен, нам не придется заниматься принудительным распределением, если дать возможность человеку отработать, например, 20 лет – и вот на тебе, жилищный сертификат. Человеку нужно нарисовать перспективу. В нашей стране профессия врача никогда не была супероплачиваемой, но ты получал гарантии. Идет человек в ординатуру и четко понимает, что скоро он станет ассистентом, поработает и сможет претендовать на жилье. Неважны детали: служебное-неслужебное, для человека важным является возможность качественно жить и иметь возможность зарабатывать деньги соответствующим образом, иметь перспективу. 

Окончание беседы – в ближайшие дни.

Источник: https://www.rabochy-put.ru/news/101065-roman-kozlov-zadacha-smolenskogo-meduniversiteta-vypuskat-superspetsialistov.html

Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета рассказал об инновациях в медицине – МК Нижний Новгород

На специальность «лечебное дело» конкурс – 12 человек на место

22.03.2018 в 13:17, просмотров: 453

В начале февраля Нижегородская медицинская академия стала Приволжским исследовательским медицинским университетом (ПИМ/У). Его возглавил Николай Карякин. В ходе беседы он рассказал о происходящих в вузе переменах, инновациях в медицине и конкурсе среди желающих стать врачами.

– НижГМА стала ПИМУ. Какие первоочередные задачи вами поставлены и как они реализуются?

– Я пришел в университет из практического и научного здравоохранения. Вся система здравоохранения делится на три части. Это учеба (образование), наука и практика (реализация полученных знаний).

Образование – это та нулевая точка, в которую человек приходит после школы. Выбор школьника – стать врачом – сделан, далее нужен рост. Я сейчас уже понимаю, что в этой нулевой точке должно быть сосредоточено всё самое современное.

Для медицины нулевая точка – это фундамент.

Если система образования сильная, то мы получим самое ценное для медицины – личность врача. Он успокоит пациента, объяснит ему правила здорового образа жизни. Врача нельзя заставить совершенствоваться, повышать свои знания. Его можно только научить учиться.

Сейчас академия стала университетом, получила клиническую базу, практику. Практика пришла вместе с наукой, так как Приволжский университет был в первую очередь научным учреждением. Мы стали единым целым.

Внешняя сторона – это изменения наименования вуза, присоединение. Но и внутри должны быть качественные перемены.

Администрация создает новые условия, это должно дойти до каждого сотрудника, до каждой кафедры. Чтобы выпускник хотел прийти потом на работу в вуз, в клинику или на кафедру.

Теперь для трудоустройства врача будет одно условие: совмещать практику и теорию – в образовании или в науке.

Читайте также:  Как оснастить химическую лабораторию

– Это легко или сложно?

– Сотрудникам, наверное, сложно, но ничего, будут привыкать. Для этого должны пройти годы, и мы это прекрасно понимаем.

У сотрудников также должно появиться понимание, что клиника – это твоя полноценная деятельность, твой личный арсенал.

Лаборатории, исследования, наука – это все должно быть у педагога, у него должна быть потребность к развитию в профессии. Все преобразования должны дойти до каждого сотрудника, а это, повторюсь, время.

– Какие новые стимулы появились у сотрудников ПИМУ для совершенствования в профессии?

– Мы выделили 25 миллионов рублей на гранты, которые пойдут только на заработную плату. В феврале запустили эту программу, в мае рассмотрим результаты.

Совет

За три месяца каждый участник должен подготовить анализ научного материала по своим научным темам. На его основании будет новая наука, новые методики преподавания, образования.

Моя задача как руководителя – найти инструменты для совершенствования образовательного процесса. Я увижу, кто захотел этим инструментом воспользоваться, а кто нет.

Одно из условий участия в грантовой программе – использование зарубежных авторов и работы не старше семи лет. Для ученого и педагога это основа – быть в тренде современной медицины. Для сотрудника это профессиональный вызов. Один грант размером 200 тысяч рублей, команда может состоять от одного до трех человек. Переработать свой материал за 200 тысяч за три месяца – это и есть зачет.

– Обратная связь есть?

– Мы выставили более ста грантов, и уже получено 150 заявок. Рассчитываем получить порядка 200–250, чтобы был конкурс. Любой еще может подать заявку. Крайний срок – 15 мая. Потом будем смотреть результат.

– Инновации в медицине – еще одна важная, интересная тема. Что вообще сейчас там происходит? Насколько инновации востребованы?

– Отношение к инновациям, к медицинским открытиям я для себя сформулировал уже давно. Безусловно, есть яркие вещи, открытия, которые могут привести к технологическим революциям. Но нужно понимать одну простую вещь. В мире много чего появляется.

Однако мы в своем практическом здравоохранении, даже в своем вузе понимаем, что любое внедрение основано на бюджете, который есть, которым ты располагаешь в данный момент. Например, можно купить современный компьютерный томограф или самый современный аппарат МРТ или УЗИ.

Но они будут стоить как два или три обычных томографа, а их обслуживание будет стоить в разы дороже обычного оборудования. Причем в 95 процентах клинических случаев все решает и обычный аппарат.

С другой стороны, есть базовые факторы риска – онкология и сердечно-сосудистые заболевания. И вот если мы туда сейчас не направим все имеющиеся средства, то тогда грош нам цена. Эффективность в медицине – это не экономия. Это количество спасенных жизней при вложенном одном рубле.

Если ты вкладываешь миллионы рублей, а жизни не спасаешь, то это плохо. Должны быть эффективные вложения и положительная динамика по охвату больных и по их излечению.

Наша задача в том, чтобы все доступные технологии были внедрены, чтобы наши больницы и поликлиники были обеспечены рутинными вещами.

– Ну и как сегодня с этим обстоят дела?

– Хорошо, что власть это понимает и помогает. Недавно к нам приезжала министр здравоохранения России Вероника Скворцова, она дала понять, что все силы и средства нужно бросить на борьбу с онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это понимает и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Обратите внимание

Финансирование сферы здравоохранения увеличивается ежегодно. Поэтому задача вуза – научить врача лечить, а задача государства – обеспечить здравоохранение, медицину всеми необходимыми и доступными технологиями и материалами. Повторюсь, что инновации в медицине есть и они важны, но мы сегодня должны думать не о полетах в космос, а о реальных результатах.

Врач обученный должен уметь применять свои знания.

– Неужели бывает обратное?

– Да. Например, специалист прошел практику за рубежом, приезжает из-за границы, готов оперировать. Приходит к главврачу больницы, а тот ему говорит – оборудования нет, препаратов нет.

Вопрос – а зачем тогда нужно было ехать за рубеж, учиться? Поэтому я надеюсь, что мы все выступим единым фронтом: и наш университет, и региональный минздрав. Чтобы мы использовали и внедряли то, что уже известно. Потому что дефицит еще есть.

Мы иногда смотрим ноу-хау, а упускаем базовые вещи. Врачу в больнице не нужны ноу-хау, ему нужны медикаменты, расходники, оборудование.

– Какова динамика по наиболее сложным заболеваниям?

– В 2010 году в Нижегородском ИТО мы принимали и выписывали 5500 пациентов в год, в 2017 году – уже 14 400, увеличилось и количество коек в стационаре – с 400 до 420. Очень много идет операций по ревизионному протезированию. Если раньше это считалось технологической помощью, то сейчас это плановая операция.

Когда через маленькие проколы вставляются новые связки в коленный или в плечевой сустав. Наши врачи справляются с этими вызовами. Многие нижегородские больницы уже делают такие операции, меняют связки, суставы, хотя это одни из самых непростых операций. Задача федеральных клиник – развивать это направление и помогать самым тяжелым пациентам.

Также у нас в регионе успешно работает федеральный детский ожоговый центр, мы принимаем пациентов со всей страны. Когда врачи-комбустиологи спасают жизнь, а педиатры уже затем – здоровье. После ожогов страдают печень, легкие, мозг, другие органы, и уже потом педиатры ставят на ноги, возвращают обществу здорового человека.

То есть можно говорить о том, что нижегородская медицина делает серьезные шаги на пути излечения многих серьезных заболеваний и увечий.

– Какой в последние годы конкурс в медицинский университет? Как сейчас вообще молодежь относится к профессии врача?

– Мы видим стабильно высокий конкурс. У нас нет сокращения объемов госзаказа на обучение. На специальность «лечебное дело» конкурс без целевого заказа – 12 человек на место. Это очень серьезный конкурс, туда приходят только отличники, иначе просто не поступить.

На целевой прием чуть меньше, туда идут учиться из соседних регионов страны. Зимой я услышал от многих своих знакомых, что их дети целенаправленно выбрали обучение в нашем вузе. Потому что это современно, технологично, есть все условия.

Именно наш современный потенциал их подкупил, и они сделали выбор в нашу пользу.

Молодежь сегодня позитивно смотрит на профессию врача, это факт. Гуманизм без медицины немыслим. Если ты готов отдавать добро, то ты выбираешь медицину. Если нет, то другая специальность.

Работа врача многогранна, есть лаборатории, ученые-медики, которые работают с различными аппаратами, ведут исследования и так далее. В медицине себя найдет каждый, только нужно руководствоваться словом «добро». Если готов отдавать его, помогать людям, то тебе дорога в медицину, к нам.

Но ты должен постоянно совершенствоваться, читать литературу, ездить по научным конференциям, постоянно получать новые знания. Без этого в нашей профессии никак.

Источник: https://nn.mk.ru/articles/2018/03/22/rektor-privolzhskogo-issledovatelskogo-medicinskogo-universiteta-rasskazal-ob-innovaciyakh-v-medicine.html

Анатолий Щастный: о перспективах ВГМУ, медицине будущего и хоккее

Главная / Пресс-центр / Выступления и интервью / Интервью

О государственной деятельности, проблемах, с которыми граждане обращаются к сенатору, о перспективах регионального медвуза, медицине будущего, хирургической практике, а также о важности здорового образа жизни и… хоккейных баталиях корреспондент «ВВ» беседовала с Анатолием Щастным.

Анатолий Щастный – член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, ректор Витебского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, руководитель областного научно-практического центра хирургии заболеваний печени и поджелудочной железы.

«Надо полностью отдаваться работе»

Анатолий Тадеушевич, расскажите подробнее об относительно новой для вас работе в Совете Республики Национального собрания. Какую задачу вы себе ставили как парламентарий, как ее реализуете?

– На выборах в октябре прошлого года я делегировался от округа, в который входили несколько регионов нашей области: Лепельский, Бешенковичский, Витебский и Городокский. Серьезно изучил положение в этих районах.

У каждого – своя специфика в экономике, промышленности. Встречаясь с избирателями, не только представлял свою предвыборную программу, а также узнавал, какие проблемы волнуют местное население.

Сейчас каждый месяц провожу приемы граждан.

Люди обращаются по различным поводам: от образования до трудоустройства, просят разъяснений по Декрету №3, достаточно обращений, касающихся ЖКХ. В решении проблем плотно работаем с жилищно-коммунальными службами, администрациями районов, местными Советами. Стараемся сделать так, чтобы каждый человек уходил, получив исчерпывающий ответ и реальную помощь.

– Приведите конкретные примеры, когда удалось помочь человеку выйти из проблемной ситуации.

– В Витебском районе решался вопрос о признании гражданина не участвующим в финансировании госрасходов. Вместе с комиссией разобрались в его жизненных обстоятельствах.

Оказалось, что человек ухаживает за больной матерью, ведет большое приусадебное хозяйство, с которого имеет официальный доход. И, разумеется, ему пошли навстречу. Не зря глава государства поручил разбираться в каждом конкретном случае.

Важно

Внимательно вникая в суть, всегда можно найти пути решения даже сложных ситуаций и вопросов.

– Вы являетесь членом Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству. Каковы особенности этой деятельности?

– Необходимо отлично знать существующую законодательную базу, особенно если впервые сталкиваешься с каким-либо вопросом, когда голосуешь за тот или иной проект, согласовываешь назначение.

К этой деятельности нельзя формально относиться. Она требует внимания, времени и определенной подготовки. Но самое основное – это ответственность перед самим собой, перед гражданами, перед страной.

И это действительно не просто высокие слова. Надо полностью отдаваться работе.

– Сегодня вузы не просто готовят кадры для отрасли, но и выступают в роли научных, инновационных центров. Как в этом плане обстоят дела в ВГМУ?

– Кто-то мудрый давно сказал: «Постройте университет, и через сто лет там будет огромный город».

Еще в средние века высшие учебные заведения становились центрами культуры, науки, образования, вокруг которых строилась жизнь.

Сейчас действительно университетам, и нашему в частности, нельзя ставить в приоритет только образовательную функцию. Хотя, безусловно, основная задача для нас – подготовка специалистов для здравоохранения.

Есть еще и исследовательская составляющая. Вузовская наука сегодня – значимый сектор. Что касается инновационной деятельности, то на базе ВГМУ в 2015 году создан первый в регионе медико-фармацевтический кластер. У нас отличная база: фармацевтический факультет – один из старейших в стране, имеются необходимые кадры, научный, интеллектуальный потенциал.

Главная, глобальная цель проекта – обеспечить население доступными, эффективными лекарственными средствами.

Мы плотно работаем не только с региональными государственными и частными производителями, но и с Санкт-Петербургской фармацевтической академией, российскими предприятиями.

Следующий этап развития кластера – лаборатория трансферта технологий, в которой будут проходить доклинические испытания и создаваться новые лекарственные формы, субстанции и т. д.

Сейчас идет бизнес-проектирование, мы вошли в инновационную программу развития региона.

– У Витебского медуниверситета отличная репутация за пределами нашей страны. Как организована международная деятельность вуза?

– У нас учатся представители 38 стран. Из более чем 5 тысяч студентов дневного отделения – 1070 иностранных, то есть почти 20%. Это тоже своеобразный показатель работы.

Совет

Приятно отметить, что, возвращаясь на родину, они легко подтверждают диплом нашего университета.

Недавно ВГМУ посещал посол Индии в нашей стране, он отметил, что наши выпускники весьма востребованы на рынке труда этого государства.

Кстати, мы первый медицинский вуз, который имеет подготовительное отделение за пределами страны в городе Коломбо (Шри-Ланка). Абитуриенты там готовятся именно по нашей программе, после успешной сдачи тестов молодые люди получают приглашение учиться в вузе.

Также налажены международные научные контакты. Мы реализуем большой совместный проект со Словакией по разработке методики лечения онкобольных.

Партнерами являются Братиславский медицинский университет, в частности, его научное подразделение молекулярной медицины (Биомед) и Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Александрова.

Уже созданы программа, дорожная карта, и мы совместно направим наши усилия на разработку инновационных методик.

Читайте также:  Эндоскопическая диагностика: что это и кому она показана

– Какова, по-вашему, медицина будущего? Какое направление сейчас наиболее перспективно?

– Наиболее развивающееся направление в нашей стране – трансплантология. Эта специализация на очень высоком уровне. В РНПЦ трансплантологии приезжают пациенты из-за рубежа и получают высококвалифицированную помощь.

У нас постоянно разрабатываются новые методики, совсем недавно впервые в Беларуси удачно произведена пересадка комплекса сердце и легкие.

Мы многого достигли по этому направлению: не только помогаем пациентам, но и обучаем наших коллег, делимся опытом.

Обратите внимание

Помимо этого, перспективными являются различные малоинвазивные формы лечения. Для пациента это минимальная травматизация, а врач выполняет оперативные объемы, которые раньше делались через большой хирургический доступ.

Не так давно наши специалисты ездили в Республиканский научно-практический центр онкологии, где делились опытом с коллегами. Замечу, что некоторые лапароскопические операции на поджелудочной железе впервые были выполнены именно в Витебске.

Также входят в практику различные хирургические вмешательства под контролем УЗИ.

– Чем вы как ректор больше всего гордитесь?

– Молодежью. Это действительно наше будущее. Создание условий, позволяющих молодому ученому, педагогу реализовать себя в учреждении, – одно из важных направлений. В прошлом году у нас был организован союз молодых ученых.

В нынешнем – введены университетские гранты для молодежи. Ребята разрабатывают пилотные проекты, затем из них на конкурсной основе выбираются лучшие, которые финансируются.

Это одновременно и поддержка, и стимул для дальнейшего развития.

– Разумеется, каждая из сфер вашей жизни много значит для вас. Но если бы все-таки пришлось делать категоричный выбор, то каким бы он был?

– Не хочу что-то умалить или преуменьшить. Для меня одинаково высочайшая ответственность быть членом Совета Республики, руководителем вуза и, конечно, врачом. Жизнь ставит такие условия, что надо успевать везде.

Я просто обращусь к истокам. Когда поступал в вуз, то мечтал быть хирургом. Я им стал и продолжаю быть – стараюсь оперировать еженедельно. Есть определенные программы. К примеру, сейчас работаем над пересадкой почки.

Каждый день я на связи с клиникой, дважды в неделю выполняю обходы пациентов. Думаю, благодаря тому, что состоялся как профессионал, у меня и появились новые виды деятельности, которые, надеюсь, также останутся со мной.

Но хирургия – это моя жизнь.

– Какими качествами должен обладать хороший врач?

– Профессию обычно выбирают достаточно юными, в 17 лет. Но ведь в этом возрасте человек даже окончательно физически не сформировался, ему надо помочь сориентироваться, адаптироваться к профессии. Однозначно сказать, получится ли из студента хороший врач, нельзя. Цели достигает тот, кто прилагает больше усилий.

Вообще, чтобы стать профессионалом, надо четко понимать, что ты не должен себя жалеть. Каждая выученная лекция, прочитанная статья, ночное дежурство или ассистенция на операции – вклад в самого себя, в свой профессионализм. Перед абсолютно самостоятельной деятельностью нужно набрать очень большой багаж знаний и опыта.

– А как вы сами пришли в профессию?

– Не могу сказать, что болел этим с детства. Все решила ситуация. Наша семья переехала в Витебск, до этого я готовился поступать в университет иностранных языков. Со второго класса изучал французский, были хорошие оценки.

Но подходящей школы в городе не оказалось. Повлияло на выбор то, что химию и физику знал гораздо лучше, чем математику. Попал на день открытых дверей Витебского мединститута. Особенно меня впечатлил опыт с сердцем лягушки.

Поэтому и начал тщательно готовиться к поступлению именно в этот вуз.

– Что считаете своим самым значимым достижением?

– Я очень рад, что у меня есть ученики, последователи. Приятно, что на моем опыте выросла молодежь. Переняв мои знания, они могут самостоятельно решать любые задачи, поставленные перед ними. Причем кто-то из них состоялся и в науке, другие – в хирургии.

– Знаю, что вы достаточно серьезно относитесь к состоянию здоровья студентов, в вузе активно пропагандируете здоровый образ жизни, в том числе личным примером.

– Есть немного (улыбается). Это не самореклама. Одно из первых совместных действий с администрацией в университете – чтобы все наши спортивные залы были открыты в выходные дни.

Студенты приняли нововведение отлично, но я хочу, чтобы и сотрудники туда приходили, пока это только мое желание. Сам занимаюсь спортом. Причем это не просто общеукрепляющая гимнастика.

Постоянно хожу в тренажерный зал, играю в хоккей.

– На какой позиции играете?

– Где тренер поставит (смеется). У нас сложился свой коллектив, команда сыгранная. Сейчас межсезонье, поэтому хоккей заменяем футболом. Спорт помогает мне восстановиться, что особенно важно при напряженном рабочем графике, и приносит огромное удовольствие.

– Спасибо за беседу!

НАТАЛЬЯ КАМЛЁВА

Все интервью

Источник: http://www.sovrep.gov.by/ru/interview-ru/view/anatolij-schastnyj-o-perspektivax-vgmu-meditsine-buduschego-i-xokkee-184/

Нашим медикам всё по плечу!

Уходящий 2016 год оказался очень богат на хорошие новости для вузовской жизни Ставрополья. Начался он с того, что благотворительный фонд Владимира Потанина по итогам жесткого конкурса выделил 23 ставропольских студента и молодых ученых, которые теперь получают премиальные стипендии и гранты на реализацию научных идей.

Среди них, скажем, доцент кафедры «Теория и история государства и права» СКФУ, кандидат философских наук Эльвира Майборода и специалист отдела организации учебного процесса СтГАУ, кандидат экономических наук Станислав Молчаненко.

В уходящем году многие ученые – как молодые, так и уже состоявшиеся – получили различные гранты на поддержку своих исследований в самых перспективных направлениях.

Только именных президентских грантов удостоились сразу 11 краевых исследователей – такого богатого «урожая» на Ставрополье не было никогда!Скажем, от Ставропольского медицинского университета (СтГМУ) это Александр Качанов, который разрабатывает новые способы лечения новорожденных с хирургическими болезнями брюшной полости.

Важно

Впервые получил президентский грант и сотрудник Всероссийского НИИ кукурузы из Пятигорска: Владимир Мартиросян разрабатывает функциональные пищевые продукты из зерна гибридов кукурузы отечественной селекции.

Отметили на президентском уровне и коллектив научной школы по проблемам демографии (ее возглавляет профессор СКФУ Виталий Белозеров), который за счет финансовой поддержки Москвы будет заниматься изучением иностранных мигрантов.

Обладателями грантов от Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 2016 году стали ученые-физики СКФУ под руководством профессора Юрия Диканского, которые работают над созданием «умных» материалов с управляемыми свойствами.

Получил грант РФФИ и химик Николай Аксенов из СКФУ, который вместе с коллегами-медиками разрабатывает новые методы синтеза «полезных» молекул (которые, например, можно использовать в качестве лекарства от рака).

Или вот, скажем, молодой ученый Иван Чуксин оказался единственным на Ставрополье, чей проект поддержали в фонде «Сколково»: он выращивает картофель методом аэропоники (это когда саженцы прорастают в буквальном смысле в воздухе без использования почвы).Обо всех этих успехах «Открытая» откровенно разговаривает с ректорами ведущих вузов Ставрополья. Так, в прошлом номере нашей газете дал интервью ректор Ставропольского аграрного университета, академик РАН Владимир Трухачев. 2017 год мы начнем с беседы с Алиной Левитской, которая возглавляет СКФУ.Сегодня же мы подводим итоги уходящего года вместе с ректором Ставропольского медицинского университета Владимиром КОШЕЛЕМ (на фото).

– Владимир Иванович, практически год прошел с момента создания научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский», который объединил все медвузы федерального округа. Само слово «кластер» для большинства жителей мудреное. Вот как бы вы объяснили рядовому пациенту, какова цель этой реформы?

– Идея объединения медицинских вузов в научно-образовательные кластеры принадлежит Министерству здравоохранения РФ. Всего таких кластеров было создано 13, и в каждом приказом министра определены вузы-координаторы.

В наш кластер было первоначально включено три вуза – Ставропольский университет, а также медакадемии Северной Осетии и Дагестана. И сразу же возникло решение расширить этот список, были проведены переговоры на уровне министров здравоохранения всех регионов Северного Кавказа.

И с разрешения министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Игоревны Скворцовой сегодня в нашем кластере также и «классические» вузы из Чечни, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии, где есть медицинские факультеты. И, конечно, Пятигорский медико-фармацевтический институт (это филиал Волгоградского медуниверситета).

– Все они – равноправные члены объединения?

– Даже наш статус вуза-координатора не дает нам никакого преимущества перед коллегами. Мы осуществляем организационно-методическое сопровождение работы кластера.

Сразу после создания кластера коллегиально было принято решение о распределении ответственности по направлениям деятельности среди его участников.

Совет

Основная цель при этом – координация работы, обмен опытом по учебной, лечебной, воспитательной, международной деятельности, решение общих задач.

– Ставрополью, конечно, есть чем похвастаться перед коллегами из соседних республик?

– Не скрою, есть. Скажем, мы в нашем вузе еще два года назад ввели на первом курсе экзамен по химии, что позволило еще жестче оценивать, скажем так, случайно поступивших в вуз студентов.

А с этого года мы впервые с введения ЕГЭ вернули и вступительный экзамен. Это дополнительное профессиональное испытание: комплекс тестов и заданий по некоторым разделам общей биологии, анатомии и физиологии человека, генетике…

Все, разумеется, в рамках школьной программы, но именно то, что необходимо для будущего врача. Мы успешно прошли лицензирование и все проверки. Все-таки, когда речь идет о выборе такой профессии, как врач, важно не только то, что абитуриент хочет им стать, но и может.

И мы реально видим, что набор студентов сегодня более качественный. Первокурсникам этого года впервые в истории вуза повезло, на праздник посвящения студентов лично пришел губернатор.

Конечно, были и все деканы, заведующие кафедр. И, поверьте, очень приятно было смотреть в зал, ведь большинство из этих ребят мы уже видели.

И это совсем не то ощущение, как было еще в прошлом году, когда заходишь в зал с мыслью: ну кого же нам бог послал по итогам ЕГЭ?..

– И эти новшества, видимо, вы готовы предложить другим вузам Северного Кавказа, входящим в кластер?

– Речь, конечно, идет, не только об обмене конкретными наработками. Например, мы будем всячески поддерживать академическую мобильность, чтобы профессора из разных вузов приезжали в соседние регионы читать лекции по своей специализации, чтобы студенты выезжали на практику в другие республики.

Я, например, главный внештатный оториноларинголог Минздрава по Северному Кавказу. И хорошо знаю, что очень сильная ЛОР-школа в Дагестане. Уверен, многие мои коллеги из Ставропольского края готовы были бы повышать квалификацию именно здесь.

Но чтобы обеспечить академический обмен, необходимо, чтобы уровень преподавания в разных вузах не сильно отличался. И чтобы незначительно различались образовательные программы. Собственно, мы сегодня к этому движемся в том числе, например, за счет активного внедрения симуляционных центров.

– Кстати, совсем недавно в Ставрополе открылся перинатальный центр, и там ведь ваш вуз получил отличную базу для нового симуляционного комплекса.

– Действительно, нам выделили помещения площадью 550 кв.м, где есть роботы-симуляторы роженицы, новорожденного и недоношенного ребенка. Эта учебная комната максимально приближена к реальному родзалу, здесь могут обучаться студенты, ординаторы, медсестры, врачи разных специальностей – акушер-гинеколог, неонатолог, педиатр.

Обратите внимание

Причем симуляторы совмещаются с реальным высокотехнологичным оборудованием: это в том числе система искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и акушерские кровати с пневмоприводом. И в рамках нашего кластера студент или врач, скажем, из Дагестана или Карачаево-Черкесии сможет приехать в перинатальный центр в Ставрополь для практического обучения.

Источник: https://www.opengaz.ru/stat/nashim-medikam-vsyo-po-plechu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector