Мемориальная плита и траурный венок были установлены на месте крушения штурмовика ил-2

В северной моравии погребли останки экипажа советского штурмовика ил-2

ГЛУЧИН /Чехия/, 29 апреля. /ТАСС/. На мемориальном кладбище красноармейцев в городе Глучин в Северной Моравии (северо-восток Чешской Республики) прошла траурная церемония погребения останков экипажа советского штурмовика Ил-2.

Младший лейтенант Агафон Тезиков и рядовой Павел Васильев погибли 15 апреля 1945 года при выполнении боевого задания в ходе наступательной Моравско-Остравской операции Красной Армии.

Почтить память героев пришли чешские ветераны Второй мировой войны, представители региональных и муниципальных властей, политических партий, общественных объединений, жители Глучина, среди которых было много школьников и студентов, а также соотечественники и российские дипломаты.

“Старейшие жители Глучина помнят тяжелейшие бои, которые вела Красная Армия с фашистами в городе и на его подступах весной 1945 года. Все население Глучина от мала до велика, а это — 14 тыс. граждан, с огромной благодарностью вспоминают воинов-освободителей. Для нас является огромной честью ухаживать за одним из крупнейших в Чешской Республике мемориальных кладбищ красноармейцев, которых здесь похоронено более трех тысяч”, — сказал корреспонденту ТАСС мэр Глучина Павел Пашек.

Имена советских летчиков установили чешские поисковики

Он подчеркнул, что имена многих из почти 23 тыс. красноармейцев, павших весной 1945 года в Северной Моравии, до сих пор не установлены. Благодаря чешским поисковикам из «Клуба друзей Сухдола-над-Одрой», исследовавших обломки Ил-2, удалось установить, из кого состоял его экипаж.

Обратите внимание

Погибших братьев по оружию пришли почтить сражавшиеся с ними бок о бок чешские ветераны-фронтовики. «Вечная слава советским летчикам, отдавшим жизнь за нашу свободу и счастливое будущее наших детей и внуков.

Это были полные отваги, бесстрашные и бескорыстные солдаты, пришедшие к нам удавить фашистскую гадину. Они были очень далеко от своего дома.

Теперь наша чешская земля стала и для них родной землей, где они будут лежать вечно, а мы, чехи, будем им вечно говорить спасибо», — заявил корреспонденту ТАСС ветеран 1-го Чехословацкого армейского корпуса полковник чешской армии в отставке Ян Игнатик.

Ветеран, которому вскоре исполнится 96 лет, резко осудил попытки пересмотреть историю Второй мировой войны и принизить роль СССР в разгроме фашистской Германии.

«Свобода от гитлеризма к нам пришла с Востока, из России, а вовсе не с Запада, откуда наступали союзники. Те, кто утверждает обратное, оскверняют память миллионов таких героев, какими были Агафон Тезиков и Павел Васильев», — сказал Ян Игнатик.

Над свежей могилой, куда были погребены останки летчиков-героев, отслужил заупокойную службу настоятель православного храма Рождество Богородицы в городе Острава (Северная Моравия) Николай Попов.

Почетный караул военнослужащих чешской армии и активистов местных военно— исторических клубов произвел из советского стрелкового оружия времен Второй мировой войны троекратный выстрел в воздух.

Мемориальное кладбище красноармейцев в Глучине является крупнейшим советским захоронением периода Второй мировой войны в Северной Моравии. В 1946 году сюда были свезены эксгумированные останки воинов-освободителей из 59 мест Моравии и Силезии.

Его архитектурной доминантой является массивный каменный обелиск с изображением серпа и пятиконечной звезды. За обелиском расположены две братские могилы красноармейцев, в которых похоронено 1556 и 1657 бойцов.

Перед центральным монументом находится ряд малых памятников на одиночных могилах с информацией о каждом лежащем там бойце.

В Чешской Республике трепетно оберегают захоронения воинов-освободителей

Важно

К обелиску возложили венки соотечественники и российские дипломаты во главе с послом РФ в Чешской Республике Александром Змеевским.

«Мне трудно сказать, где еще с таким вниманием, как в Чешской Республике, относятся к могилам советских и русских воинов. Это дорого стоит.

Мы очень признательны чешскому народу и чешским властям за это отношение», — подчеркнул в беседе с корркспондентом ТАСС глава российского дипломатического представительства.

28 апреля церемонии почтения памяти советских воинов-освободителей также состоялись в Национальном музее Второй мировой войны в Грабыне близ города Опава (Северная Моравия). Венки были возложены к памятнику первому советскому танку, ворвавшемуся в занятую фашистами метрополию региона — город Острава — 30 апреля 1945 года.

Источник: https://news.rambler.ru/europe/36762328-v-severnoy-moravii-pogrebli-ostanki-ekipazha-sovetskogo-shturmovika-il-2/

В северной моравии погребли останки экипажа советского штурмовика ил-2

ГЛУЧИН /Чехия/, 29 апреля. /ТАСС/. На мемориальном кладбище красноармейцев в городе Глучин в Северной Моравии (северо-восток Чешской Республики) прошла траурная церемония погребения останков экипажа советского штурмовика Ил-2.

Младший лейтенант Агафон Тезиков и рядовой Павел Васильев погибли 15 апреля 1945 года при выполнении боевого задания в ходе наступательной Моравско-Остравской операции Красной Армии.

Почтить память героев пришли чешские ветераны Второй мировой войны, представители региональных и муниципальных властей, политических партий, общественных объединений, жители Глучина, среди которых было много школьников и студентов, а также соотечественники и российские дипломаты.

“Старейшие жители Глучина помнят тяжелейшие бои, которые вела Красная Армия с фашистами в городе и на его подступах весной 1945 года. Все население Глучина от мала до велика, а это – 14 тыс.

граждан, с огромной благодарностью вспоминают воинов-освободителей.

Для нас является огромной честью ухаживать за одним из крупнейших в Чешской Республике мемориальных кладбищ красноармейцев, которых здесь похоронено более трех тысяч”, – сказал корреспонденту ТАСС мэр Глучина Павел Пашек.

Имена советских летчиков установили чешские поисковики

Он подчеркнул, что имена многих из почти 23 тыс. красноармейцев, павших весной 1945 года в Северной Моравии, до сих пор не установлены. Благодаря чешским поисковикам из “Клуба друзей Сухдола-над-Одрой”, исследовавших обломки Ил-2, удалось установить, из кого состоял его экипаж.

Погибших братьев по оружию пришли почтить сражавшиеся с ними бок о бок чешские ветераны-фронтовики. “Вечная слава советским летчикам, отдавшим жизнь за нашу свободу и счастливое будущее наших детей и внуков.

Это были полные отваги, бесстрашные и бескорыстные солдаты, пришедшие к нам удавить фашистскую гадину. Они были очень далеко от своего дома.

Теперь наша чешская земля стала и для них родной землей, где они будут лежать вечно, а мы, чехи, будем им вечно говорить спасибо”, – заявил корреспонденту ТАСС ветеран 1-го Чехословацкого армейского корпуса полковник чешской армии в отставке Ян Игнатик.

Совет

Ветеран, которому вскоре исполнится 96 лет, резко осудил попытки пересмотреть историю Второй мировой войны и принизить роль СССР в разгроме фашистской Германии.

“Свобода от гитлеризма к нам пришла с Востока, из России, а вовсе не с Запада, откуда наступали союзники.

Те, кто утверждает обратное, оскверняют память миллионов таких героев, какими были Агафон Тезиков и Павел Васильев”, – сказал Ян Игнатик.

Над свежей могилой, куда были погребены останки летчиков-героев, отслужил заупокойную службу настоятель православного храма Рождество Богородицы в городе Острава (Северная Моравия) Николай Попов. Почетный караул военнослужащих чешской армии и активистов местных военно- исторических клубов произвел из советского стрелкового оружия времен Второй мировой войны троекратный выстрел в воздух.

Мемориальное кладбище красноармейцев в Глучине является крупнейшим советским захоронением периода Второй мировой войны в Северной Моравии. В 1946 году сюда были свезены эксгумированные останки воинов-освободителей из 59 мест Моравии и Силезии.

Его архитектурной доминантой является массивный каменный обелиск с изображением серпа и пятиконечной звезды. За обелиском расположены две братские могилы красноармейцев, в которых похоронено 1556 и 1657 бойцов.

Перед центральным монументом находится ряд малых памятников на одиночных могилах с информацией о каждом лежащем там бойце.

В чешской республике трепетно оберегают захоронения воинов-освободителей

К обелиску возложили венки соотечественники и российские дипломаты во главе с послом РФ в Чешской Республике Александром Змеевским.

“Мне трудно сказать, где еще с таким вниманием, как в Чешской Республике, относятся к могилам советских и русских воинов. Это дорого стоит.

Мы очень признательны чешскому народу и чешским властям за это отношение”, – подчеркнул в беседе с корркспондентом ТАСС глава российского дипломатического представительства.

28 апреля церемонии почтения памяти советских воинов-освободителей также состоялись в Национальном музее Второй мировой войны в Грабыне близ города Опава (Северная Моравия). Венки были возложены к памятнику первому советскому танку, ворвавшемуся в занятую фашистами метрополию региона – город Острава – 30 апреля 1945 года.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4223049

Возвращение пилота штурмовика Ил-2. Пилот найден

?Денис Ульянкин (shark_er) wrote,
2015-10-15 12:40:00Денис Ульянкин
shark_er
2015-10-15 12:40:00Category:Работа на местности велась уже с 8 октября, сначала ребята передавали документы в администрацию, затем проверяли информацию по пушке с самолёта в школьном музее в селе Долгое.

После беседы с директором школьного музея и местными жителями был сделан вывод, что одна пушка ВЯ-23 с “нашего” штурмовика ИЛ-2 (фото Андрея «Лешего»). Пушки ВЯ-23 размещались симметрично в крыльях штурмовика Ил-2. Осколочный и осколочно-трассирующий снаряды были довольно эффективны против пехоты и легкой техники противника.

Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Это позволяло использовать ВЯ-23 для борьбы с лёгкими, а в случае попадания в верхнюю броню — и со средними танками.
Затем был установлен лагерь и начата работа по сбору частей самолёта и поиску останков пилота.

Я попал в лагерь возле места крушения самолёта только в ночь с 9 на 10 октября. Мы с Максимом (позывной «Белка») добрались до лагеря только к 5 утра. Самым большим переживанием этой ночи был проезд по дороге, пролегающей по месту, где раньше была железная дорога-узкоколейка. Ночь, узкая дорога, а слева и справа от неё обрывы в болота.

Одна ошибка и машина кубарем скатится вниз. Периодически приходилось останавливаться и оттаскивать с дороги брёвна, ведь по краю дороги широкий УАЗ Патриот не проходил.

Приехали, попили горячего чая. Вокруг тёмнота, лагерь спит, где-то сверху мерцают звезды и морозный воздух холодит лицо. Через 10 минут палатка поставлена, свет фонаря освещает стволы деревьев и лес становится намного уютнее. Макс решил спать в машине.

В 7 утра крик “ЛАГЕРЬ, ПОДЪЕМ!” старшего инструктора сорвал сонных птиц с деревьев, усыпал тропинку листьями и поднял весь лагерь на ноги. На завтрак дымящаяся молочная каша с сухофруктами или куриный суп, на выбор, творения командира отряда Дмитрия «Дикого».

Обратите внимание

Вместе с нами Анна и Екатерина Бурухины, внучка и правнучка пилота.Информационная поддержка – фотограф Владимир Гердо и журналист Анастасия из кадетской газеты «Звездочка».

Алексей (позывной «ЛИСС»), инструктор, грустит, возможно из-за того, что выбрал кашу.

Я выбрал суп. Объедение! Правда потом и кашки попробовал, непонятно чего это Лисс грустил – тоже очень вкусно.

Андрей (позывной «Леший»), инструктор, готовит стойку шасси самолёта к покраске. Она будет использована как основа для памятного знака.

На щупах у костра сушится обувь.Завтрак закончен. Все, кроме дежурных, собрались и выдвинулись на место крушения штурмовика. Местами ещё лежит снег.Анна и Екатерина смотрят на груду железа в которую превратился “летающий танк”.Найденные детали сносят в одно место.

Немцы называли этот самолёт Schwarzer Tod или “Черная смерть”.

Земля усыпана частями самолёта.Это только малая часть того, что осталось после сбора металла местными жителями в 90-е.Глубинник Whites TM 808 – отличный помощник в нашем деле.Взорванный ракетным снарядом бронекорпус. Постарались дети.Предполагаемое место гибели пилота. Территория разделена на квадраты, для удобства поиска.Начинается перекапывание и перебор земли. Важно быть очень внимательным, чтобы ничего не пропустить.Корпус самолёта в районе кабины.«Леший» находит кусок обшивки с частью звезды.Исторический кадр. Это дерево вчера не было проверено – тут лежал большой кусок обшивки. Андрей проверяет корни дерева, Анна с Екатериной стоят рядом. Проходит совсем немного времени и Андрей сообщает о том, что найдены останки пилота.Дерево выросло на костях, проросло сквозь пряжку парашютной системы.Шугарт разглядывает деталь самолёта.”Манометр заполнения”Схема кабины штурмовика. Манометр заполнения под номером 1
1. Манометр заполнения 2. Манометр перезарядки 3. Штурвал шторки водорадиатора 4. Запорный кран 5. Манометр бортового баллона 6. Дополнительный кран 7. Рукоятка крана щитков 8. Тормозной кран 9. Рукоятка крана шасси 10. Рукоятка высотного корректора 11. Рукоятка нормального газа 12. Рукоятка триммера 13. Указатели наддува 14. Термометр воды 15. Счетчик оборотов 16. Термометр входящего масла 17. Штурвал управления шагом винта 18. Штурвал управления самолетом 19. Гашетка для стельбы из пушек 20. Гашетка для стельбы из пулеметов 21. Трехстрелочный индикатор 22. Бензиномер 23. Указатель скорости 24. Вариометр 25. Высотомер 26. Указатель поворота 27. Авиагоризонт 28. Переключатель магнето 29. Выключатель освещения приборной доски 30. Выключатель освещения кабины 31. Радиоприемник 32. Педаль(правая)управления самолетом 33. Панель электроуправления 34. Часы 35. Вольтметр 36. Розетка включения подсвета ПБП-1 37. Сигнальные лампы шасси 38. Панель предохранителей 39. Панель электровыключателей 40. Рукоятка пожарного крана 41. Манометр баллона запуска 42. Рукоятка аварийного сбрасывания бомб 43. Рефлектор кабинной лампочки 44. Электросбрасыватель снарядов ЭСБР-ЗП 45. Электросбрасыватель бомб ЭСБР-ЗП 46. Рукоятка аварийного выпуска шасси 47. Топливный агрегат (кран системы запуска, распределительный кран,плунжер бензонасоса, воздушный кран 48. Рукоятка управления шторками маслорадиатора 49. Рукоятка предохранителя пневмоперезарядки 50. Микротелефонный щиток 51. Рукоятка стопора костыля 52. Бронекорпус 53. Прицел ПБП-1 54. Компас.Боеприпасы пушки ВЯ-23 (калибр 23 мм.)Из земли показался кожаный ремешок.Вторая пряжка.Екатерина работает наравне со всеми.Целое стекло от приборов.Пластины от аккумулятора.«Дикий» заполняет протокол эксгумации.На раскоп приехали местные жители во главе с егерем.Андрей сокрушается, что пока не найдено личных вещей пилота.

Александр «Наблюдатель» ходит по округе и постоянно приносит новые детали.

Земля перебирается вручную.Копают землю с использованием ножа. Лопата тут не поможет.Антон, волонтёр – первый раз на Вахте.Короткое совещание.Дюралюминий срезан в 90-е.Наушник шлема.Каждый на раскопе чувствовал иногда себя так же. Много деталей, назначение которых не сразу понятно.Похоже, что это инструмент мародёров, разбиравших самолёт.На бронещитке есть какие-то номера.Приехал Владимир Михайлович, отец Андрея.Полина копает.Телеканал “Звезда” берёт интервью. В итоговом 2-х минутном ролике места для слов Владимира Михайловича не хватило.Сейчас мне уже кажется, что подобные интервью – это зря потраченное время. Новость промелькнула и исчезла. Журналисты были с нами полдня, задавали вопросы, в итоге написали глупость – “Личность пилота, чьи останки были найдены прямо за штурвалом, удалось установить”. Принесла ли она пользу? Не уверен.Александра

Алексей «Ставр»

Один из приборов.

Святослав «Свят», волонтёр. Человек-батарейка.

Принесли памятник и цветы.У нас обед. Святослав приобрёл и привёз много ИРП для отряда, накормил всех.Отличные наборы, спасибо!После обеда, с новыми силами, приступаем к работе.Тем временем, выбрано место для памятника и он временно установлен.Рая, позывной «Парадис», мама Александры.Дерево решено срубить, останки лежат под ним. Егерь был не против.

Магнето БСМ-12-ш. Именно по его номеру (с другой стороны) была определена фамилия лётчика.

В итоге дерево спилили.Все части самолёта сносят к памятнику. Дальше было построение отряда и возложение цветов.Два поколения.Начинает темнеть, Мы возвращаемся в лагерь. Дмитрий начинает священодействовать на кухне.Неугомонный Свят решил обезопасить лагерь от сухих стволов деревьев.Готовится борщ!Зажарка.

Связь в лагере плохая, но вот таким образом можно её улучшить.Андрей устал физически, а ещё больше морально.Стемнело. Дмитрий позвал всех в общественную палатку на ужин. Игорь достал сало. Это прекрасно!Сегодня был сложный, но очень плодотворный день.Продолжение следует…

Читайте также:  Виды зубных протезов

Возвращение пилота Ил-2 Штурмовик:

Истории участников
Пилот найден!
Окончание работ и установка памятникаСсылки по теме:

Будни поискового отряда “Зелёная верста”. Часть 1

Будни поискового отряда “Зелёная верста”. Часть 2
Музей “Зайцева гора”

Завершающая вахта 2015 года

Источник: https://shark-er.livejournal.com/71424.html

Останки двух советских летчиков, погибших в 1945 году, захоронили в Чехии

Траурную церемонию погребения Агафона Тезикова и Павла Васильева, членов экипажа советского штурмовика Ил-2, провели на мемориальном кладбище красноармейцев в городе Глучин в Северной Моравии Чешской Республики жители города 29 апреля, сообщает ТАСС.

Младший лейтенант Агафон Тезиков (пилот) и рядовой Павел Васильев (стрелок-радист) погибли 15 апреля 1945 года при выполнении боевого задания в ходе наступательной Моравско-Остравской операции Красной Армии.

«Старейшие жители Глучина помнят тяжелейшие бои, которые вела Красная Армия с фашистами в городе и на его подступах весной 1945 года.

Все население Глучина от мала до велика, а это — 14 тысяч граждан, с огромной благодарностью вспоминает воинов-освободителей.

Для нас является огромной честью ухаживать за одним из крупнейших в Чешской Республике мемориальных кладбищ красноармейцев, которых здесь похоронено более трех тысяч», — рассказал мэр Глучина Павел Пашек.

Важно

Благодаря чешским поисковикам из «Клуба друзей Сухдола-над-Одрой», исследовавших обломки Ил-2, удалось установить имена членов экипажа.

Почтить память героев пришли сражавшиеся с ними бок о бок чешские ветераны-фронтовики, представители власти, члены политических партий и общественных объединений, жители Глучина, школьники и студенты.

«Вечная слава советским летчикам, отдавшим жизнь за нашу свободу и счастливое будущее наших детей и внуков. Это были полные отваги, бесстрашные и бескорыстные солдаты, пришедшие к нам удавить фашистскую гадину. Они были очень далеко от своего дома.

Теперь наша чешская земля стала и для них родной землей, где они будут лежать вечно, а мы, чехи, будем им вечно говорить спасибо», — сказал 96-летний ветеран 1-го Чехословацкого армейского корпуса, полковник чешской армии в отставке, Ян Игнатик.

Он резко осудил попытки пересмотра истории Второй мировой войны и роли СССР в разгроме фашистской Германии. «Свобода от гитлеризма к нам пришла с Востока, из России, а вовсе не с Запада, откуда наступали союзники. Те, кто утверждает обратное, оскверняют память миллионов таких героев, какими были Агафон Тезиков и Павел Васильев», — подчеркнул Ян Игнатик.

К обелиску возложили венки российские дипломаты во главе с послом РФ в Чешской Республике Александром Змеевским. Почетный караул чешских военнослужащих и активистов военно-исторических клубов произвел троекратный залп в воздух.

Мемориальное кладбище в Глучине является крупнейшим советским захоронением периода Второй мировой войны в Северной Моравии. В 1946 году сюда были перемещены останки воинов-освободителей из 59 мест Моравии и Силезии.

28 апреля церемонии почтения памяти советских воинов-освободителей также состоялись в Национальном музее Второй мировой войны в Грабыне близ города Опава (Северная Моравия). Венки были возложены к памятнику первому советскому танку, ворвавшемуся 30 апреля 1945 года в занятую фашистами столицу края, город Острава.

Источник: https://rossaprimavera.ru/news/ostanki-ekipazha-sovetskogo-shturmovika-il-2-zahoronili-v-chehii

Штурмовик Ил-2. Правда и мифы

В Красной Армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его «бетонный самолёт», мясник, мясорубка, чёрная смерть. 

Принято считать, что с самого начала боевого применения на фронте штурмовик Ил-2 зарекомендовал себя как очень прочный и «выносливый» боевой самолет. Многим летчикам он спас жизнь, сохраняя летучесть при таких повреждениях, которые для любого другого самолета были, что называется, «несовместимыми с жизнью».

Нередкими бывали случаи, когда поврежденные в бою самолеты, выполнив нормальную посадку на свой аэродром, буквально разваливались на части или не подлежали ремонту по причине значительного количества больших и малых повреждений. Инженеры штурмовых авиаполков в отчетных документах указывали: «Было трудно представить, как такие самолеты могли продолжать полет.

Совет

Ясно было одно, летчики принимали все меры к тому, чтобы дотянуть до аэродрома, зная о крупных повреждениях самолета». 

Конечно, высокую живучесть Ил-2 в полной мере использовали главным образом только опытные летчики. Примеров возвращения на разбитых самолетах молодых летчиков зарегистрировано очень мало, и всё же Благодаря отменной живучести Ил-2 летчикам-штурмовикам зачастую удавалось либо совершить вынужденную посадку на любой мало-мальски пригодной площадке, или же долететь на нем до своего аэродрома. 

Около 10% поврежденных самолетов Ил-2 отправлялись в ремонтные органы или списывались ввиду невозможности ремонта. Остальные 90% восстанавливались силами техсостава и полевых авиаремонтных мастерских. 

Однако многие специалисты отмечали и недостатки легендарного ИЛ-2. 

Он имел низкую результативность бомбоштурмовых ударов, огромный уровень боевых потерь.  

Преподносившееся как главное достоинство Ил-2 бронирование для 41— 45 гг. также было уже недостаточным – и не спасало эти «летающие танки» от уничтожения в огромных количествах немецкими истребителями и зенитчиками. Отнюдь не идеальным «самолетом поля боя» делала Ил-2 и его полудеревянная конструкция – еще больше уменьшавшая боевую живучесть этой машины. 

Помимо недостаточно совершенной материальной части, результативность ударов советской штурмовой авиации снижали также многочисленные пороки ее тактики и слабая летная, стрелковая и тактическая выучка рядовых летчиков в первые годы войны.  

Но одномоторный и простой по конструкции штурмовик был проще и дешевле в производстве, чем двухмоторные цельнометаллические бомбардировщики.  

В первые же дни войны выяснилось, что одноместные штурмовики несут неоправданно большие потери от истребителей противника.

Обратите внимание

Для защиты пилотов в верхней части фюзеляжа прорезали отверстие для возможности разместить стрелка и смонтировать пулемёт. Между собой временную конструкцию стрелки называли «кабиной смерти».

Позже позиция пулемётчика была включена в конструкцию ил-2, однако эта  должность всё равно оставалась одной из самых опасных профессий той войны. 

Здесь необходимо заметить, что у нас совершенно неверно сформулирован образ героя-летчика. Им, как правило, является истребитель со своим списком побед. А летчики-бомбардировщики и штурмовики незаслуженно отодвигаются на второй план.

Однако, тактика советских ВВС предусматривала использование авиации сугубо в интересах сухопутных войск. Поэтому чем важнее цель, тем нужнее ее разбомбить и тем сильнее её защищает противник.

На штурмовика наводятся десятки стволов зенитной артиллерии, а он летит, не вправе изменить уже пристрелянный зенитчиками курс, до тех пор летит, пока не поразит цель.

Истребитель все же имеет инициативу – он может отвалить от сильного огня, изменить направление атаки, снова атаковать, другими словами, он как-то может и себя поберечь. А штурмовик беречь себя не может – он обязан прорваться сквозь огонь к цели!  

Ремесло стрелка на «горбатом» считалось невероятно рискованным делом, ведь смертность воздушных бойцов была в 2 раза выше, чем возможность сбития штурмовика.

Броневой лист толщиной 6 мм защищал только от пулеметного огня при атаках истребителей противника со стороны хвоста.

Важно

К тому же угол обстрела из крупнокалиберного пулемёта не всегда позволял вести огонь по вражеским машинам, и немцы быстро усвоили, что атаковать «чёрную смерть» нужно сзади и снизу, там, где очереди стрелка их не могли поразить. 

Теперь, держа в голове все эти детали и подробности, обратим внимание на свидетельство старшины Георгия Афанасьевича Литвина, которые в очередной раз доказывают, что исход военного дела далеко не всегда определяет  техника, решающее значение имеют люди, которые управляют этой техникой.   

***

Это случилось 2 ноября 1943 года, когда 4-я воздушная армия поддерживала керченский десант. Летим с молодым лейтенантом Зиянбаевым, над Эльтигеном дым, видны сполохи взрывов. Падают сбитые самолёты.

Мы с ходу сбрасываем бомбы, снижаемся и, стреляя из пушек и пулемётов, проходим вдоль плацдарма.

По нам бьют из всех видов оружия с земли, прорываются «мессершмитты», но прикрытие на месте, и мы вырываемся из ада живыми. 

При сборе группы наш самолёт, как часто бывает с замыкающими, отстал. Для истребителей противника такие самолёты – подарок. Их сбивают в первую очередь. Первую атаку двух «мессершмиттов» я отбил, но это их не остановило.

В наш самолёт попали несколько пуль, повредив самолетное переговорное устройство, поэтому лётчик не мог слышать меня и делать нужные манёвры. К тому же нас прикрывал только один ЛаГГ, хотя и делал это мастерски. Hемцы прекрасно понимали своё преимущество.

Они парой пошли на наш самолёт, а Зиянбаев почему-то стал уходить на максимальной скорости по прямой – как раз то, что и нужно «мессерам». Я взял в прицел ведущего и, когда он сократил расстояние между нами до ста метров, нажал гашетку.

Совет

Видимо, попал: «мессершмитт» взмыл вверх, где его сразу настиг идущий нам на помощь ЛаГГ прикрытия. За ведущим вражеской пары потянулся чёрный шлейф. Hо, увлёкшись им, я упустил из виду ведомого, а он, воспользовавшись этим, подобрался к нам снизу и завис в мёртвом пространстве, готовый к атаке.

 Hемецкие истребители знали, что бронированный ИЛ-2 можно было поразить только с близкого расстояния; знали и то, что его турельная установка имеет ограниченный угол стрельбы. Для его увеличения необходимо чёткое взаимодействие лётчика и воздушного стрелка.  

Опасность всегда страшна своей неожиданностью. Раз «мессер» завис под нашим «подбрюшьем», это конец. Мелькает бредовая мысль: стрелять через фюзеляж своего самолёта. Конечно, можно перебить тяги рулей и тогда точно – хана. Hо эти тяги, да и всё остальное, вот-вот перебьёт «мессер»…

 И я, прицелившись примерно, прошил пулемётной очередью фюзеляж своего самолёта. Зиянбаев, посчитав, что самолёт достала очередь незамеченного им немца, моментально скользнул влево. Это нас спасло: короткая очередь «мессершмитта» нас не задела, но зато он напоролся на мою длиннющую очередь.

 Hемецкий самолёт перевернулся через крыло и рухнул вниз…  

Я, с ужасом посматривая на изрешеченный фюзеляж, решил проверить, не задеты ли тяги рулей, иначе при манёвре они могут оборваться. К счастью, всё оказалось в порядке. ЛаГГ то и дело возникал надо мной, и летчик делал рукой знаки, будто что-то хотел нам сообщить.

 Hо что именно, мы узнали только на земле. Дотянули до своего аэродрома. Сели благополучно. Зиянбаев зарулил на стоянку. Я заметил, что сопровождающий нас ЛаГГ приземлился перед нами.

Мы с Мансуром вылезли из кабин, посмотрели друг на друга, на развороченный фюзеляж самолёта и побрели на командный пункт. У входа стояли командир и истребитель Владимир Истрашкин, который прикрывал нас.

 Зиянбаев доложил о выполнении задания, а я не очень связно – о мёртвом пространстве, повреждённой   машине, «мессерах».  «Hичего, машину исправим»,- похлопал меня по плечу командир. «Молодец! Лихо срубил «месса»!» – обнял меня Истрашкин.  

Из нашей шестёрки ИЛов на аэродром вернулись только три машины… 

***

Обратите внимание

Какие качества помогали старшине Литвину не только вернуться живым из боя, но и подбить вражеский самолет в ситуации, когда казалось, что исход должен быть совершенно противоположным? 

У советских героев не было сохранений, виртуальной реальности и возможности выйти из он-лайн игры. Они не были мутантами-супергероями с суперспособностями, они просто делали невозможные вещи в реальной жизни. Смогли ли бы мы, познающие ТТХ военной техники лишь в он-лайн баталиях, совершать что-то подобное?

Подробности в видео:

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/shturmovik-il-2-pravda-i-mify

У реки ивот на месте крушения самолета ил-2кр, погибшего в 1950 году, установлена памятная табличка

12:51 4 сентября 2017

Активисты сахалинского отделения “Поискового движения России” установили памятную табличку на месте крушения самолёта Ил-2КР в районе реки Ивот.

Самолёт Ил-2КР (корректировщик-разведчик) вылетел 30 ноября 1950 года на выполнение служебного задания. Через 30 минут после вылета с аэродрома в Новоалександровке резко ухудшились метеоусловия в зоне полёта. Экипаж с задания не вернулся. Летчик — старший лейтенант Реуцков Павел Сергеевич, штурман — старший лейтенант Попов Александр Петрович, погибли при катастрофе самолёта.

В документах расследования сказано, что место падения самолёта найдено не было, посчитали, что он упал в море, а может быть, его и не искали. От места падения до моря — 500 метров.

Самолёт был с полным боекомплектом снарядов к крыльевым пушкам ВЯ-23, патронам к крыльевым пулемётам ШКАС и к оборонительному пулемёту УБТ. До сих пор вокруг места падения лежат обрывки звеньев и деформированные гильзы.

Много плавленого алюминия, самолет после падения очень сильно горел.

Поисковики работали на месте падения с 2012 года, и каждый выезд сопровождался находками.

За все время работ были найдены пряжки от парашютной и пристяжной системы, замок пристяжных ремней в закрытом положении, кительные пуговицы, детали от шлемофонов и парашютных сумок.

В день установки таблички также были найдены уникальные предметы, это нагрудный знак штурмана, тот самый, что на фотографии из учетно-послужной карты Попова, а также его штурманские часы-секундомер.

Важно

Табличка установлена в том месте, где лежал двигатель самолёта, а к ее основанию сложили все оставшиеся фрагменты. В завершении церемонии прозвучали холостые выстрелы в воздух в память о лётчиках, стоявших на страже сахалинского неба.

“Несколько лет нам потребовалось, чтобы обстоятельства катастрофы стали известны, но, по-прежнему остается загадкой, где останки экипажа. На месте найдены только мелкие фрагменты, в областном ЗАГСе отсутствует информация о регистрации смерти и захоронении.

Поэтому точку ставить рано, работа не закончена, планируем еще не раз вернуться, для того чтобы просеять всю землю на месте падения в поисках останков экипажа.

Параллельно ведутся поиски родных, Павла Реуцкова и Александра Попова”, — рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения “Поискового движения России” Артем Бандура.

Работа ведется поисковиками в рамках грантового проекта “Вечный полёт” по увековечению памяти лётных экипажей, погибших в Сахалинской области. При его реализации используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта и на основании конкурса, проведенного национальным благотворительным фондом, сообщает пресс-служба регионального отделения “ПДР”.

Источник: https://sakhalin.info/news/138180

Ил-2. Верятин, Бородин. Вернувшийся экипаж

Не смотря на мощную броневую защиту, потери штурмовиков были огромны.

Анализ потерь советской авиации в Битве за Кавказ в период лета 1943 года позволяет утверждать, что 60 % потерь приходилось на долю именно Ил-2 и оставшиеся 40 % это истребители, бомбардировщики и самолеты вспомогательной авиации.

Достаточно сказать, что в этот период средняя «продолжительность жизни» пилота-штурмовика составляла 16 боевых вылетов.

С учетом того, что порой приходилось совершать по нескольку вылетов в день, молодой летчик прибывший в штурмовой авиационный полк, спустя месяц уже считался опытным летчиком, если конечно ему удавалось уцелеть. Еще меньше шансов выжить было у воздушных стрелков экипажей Ил-2. Бытует даже версия, что провинившихся летчиков в качестве наказания назначали стрелками в экипажи штурмовиков.

Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что самая большая плотность мест падения штурмовиков приходится на участок между населенными пунктами Молдованское и Саук-Дере Крымского района. Расстояние между этими селами около 3-х км, а количество уже разведанных нами мест падения Ил-2 составляет двенадцать.

Читайте также:  Государственная регистрация изделий медицинского назначения

Об одном из них я и хочу рассказать в этой статье.

Само место было обнаружено нами еще весной 2013 года. Среди фрагментов обшивки самолета и боекомплекта от бортового вооружения 7,62, 12,7 и 23 мм, были обнаружены фрагменты шлемофона и летных очков. При этом останков членов экипажа, и даже воронки, которая как правило, образуется на месте падения, обнаружено не было.

Не было найдено и никаких номерных деталей, позволивших бы установить обстоятельства катастрофы, имена экипажа и их судьбу.

Мы предположили, что это была вынужденная посадка и летчики остались живы, возможно попали в плен, поскольку место падения находилось прямо посреди немецких артиллерийских позиций, которые контролировались ими до середины сентября 1943 года.

Совет

Информация была внесена на интерактивную карту и на этом работа по данному самолету закончилась. В сентябре 2014 года в этом районе проводилась краевая «Вахта Памяти» и поисковиками ПО «Щит и меч» было проведено повторное обследование территории по координатам указанным в Карте мест падения самолетов.

Ребятам повезло больше чем нам, им удалось обнаружить воронку, вернее то место, где она когда-то была. Как выяснилось самолет упал прямо в русло небольшого ручья.

За прошедшие годы воронка полностью затянулась и именно этим обстоятельством объясняется то, что при первичном обследовании она не была обнаружена.

В самом начале сентября, объединенными усилиями двух поисковых организаций «Кубанский плацдарм» и «Щит и меч», была проведена экспедиция по подъему обломков самолета. Сочетание боекомплекта не оставляло ни каких сомнений, что мы имеем дело со штурмовиком Ил-2.

На глубине двух метров из раскопа были извлечены останки экипажа. Обломки мотора находились на глубине около 4-х метров, а редуктор еще глубже. Но прежде чем до него добраться предстояло проделать огромный объем работы.

Повторюсь еще раз, что место падения находилось в самом центре русла горного ручья, и даже прорытая нами траншея с целью отвода воды в другое русло, решила только часть проблемы. В раскоп постоянно продолжали поступать грунтовые воды.

Стоя по колено в холодной жиже, участники экспедиции продолжали сантиметр за сантиметром углубляться в недра земли, хранящие обломки грозной боевой машины.

В какой-то момент начали возникать сомнения в том, что за эти выходные нам удастся извлечь из земли мотор. По мере углубления раскопа стала возникать угроза оползания стенок ямы и пришлось сосредоточить усилия на установке опалубки, после чего работы были продолжены. Наконец лопата уткнулась в металл.

Опустив руки в холодную грязную воду и ощупав металлические конструкции, мы поняли, что это мотор самолета. У ребят открылось второе дыхание, и с новыми силами все принялись вычерпывать воду и обкапывать двигатель.

Перенос работ на следующие выходные означал бы начинать все с самого начала: за неделю воронка заполнится водой, а ее стенки оплывут и поставят крест на проделанной нами работе.

Обратите внимание

И снова удача была на нашей стороне. Обмотав трос лебедки вокруг большой шестеренки, мы скорее от безысходности, чем реально рассчитывая на успех этой попытки, стали постепенно вытягивать мотор из обволакивающей его глины.

И, о чуда, прямо на глазах мотор шевельнулся! Еще несколько движений лебедки и мотор послушно продолжил подниматься к поверхности. Спустя 10 минут двигатель полностью вышел из глины и обнажил нам свой правый борт.

В воздухе повис резкий запах бензина и моторного масла, а на поверхности воды появились характерные радужные разводы.

Не дожидаясь когда двигатель будет полностью очищен от облепившей его грязи, мы произвели осмотр тех частей, где должен быть выбит номер мотора. Законсервированный 71 год в масле и бензине металл, из которого был сделан мотор, отлично сохранился. Номер Ф245185 сохранился так, будто только вчера был выбит на заводе.

Дальше было дело техники. Как было указано в созданной нами базе данных, мотор АМ-38 № 245185 был установлен на самолета Ил-2 № 1879061, выпущенном с конвейера завода 22.06.1943 г.

Источник: http://iskatelklada.tuapse.ru/razdely-sajta/velikaya-otechestvennaya-vojna/krylya-vojny/305-il-2-veryatin-borodin.html

Погибший экипаж штурмовика Ил-2 вернулся из Эстонии в Россию

В четверг, 16 апреля, в городе Ивангороде Кингисеппского муниципального района Ленинградской области прошла торжественно-траурная церемония передачи останков двух погибших на территории Эстонии в 1944 году летчиков – экипажа советского штурмовика Ил-2.

В церемонии приняли участие начальник Управления Минобороны Российской Федерации по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Александр Кирилин, Генеральный консул Российской Федерации в Нарве Николай Бондаренко, председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленобласти Александр Соболенко, представители администрации Кингисеппского муниципального района, Ивангородского городского поселения. На торжественно-траурной церемонии присутствовала также племянница одного из погибших – сержанта Дмитрия Ермоленко – Вера Фоменко.

Как сообщили корреспонденту 47News в департаменте информации областного правительства, подобный акт передачи останков произошел впервые в новейшей истории отношений России и Эстонии, которые на сегодняшний день не имеют соответствующих межгосударственных соглашений.

Как отметил в своем выступлении начальник Управления Минобороны Александр Кирилин, сегодняшнее событие послужит новым импульсом развития отношений между Россией и Эстонией в области мемориальной работы и увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Важно

Свято хранить память о павших в годы войны призвал участников церемонии председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области Александр Соболенко.

Тепло поблагодарив от лица губернатора и правительства области всех, кто принял участие в подготовке и проведении сегодняшней акции, он отметил, что усилиями областных и муниципальных властей, энтузиастов из поисковых отрядов сегодня на ленинградской земле обнаружены останки 45 тысяч советских воинов, 4 тысячам из которых возвращены имена.

Гробы с останками советских летчиков прибыли к месту церемонии в сопровождении Генерального консула Российской Федерации в Нарве Николая Бондаренко.

Настоятель храма Святой Троицы протоирей Александр провел поминальную панихиду по погибшим.

К праху погибших были возложены цветы.

Участники церемонии почтили их память минутой молчания.

После окончания траурной церемонии начальник Управления Минобороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества вручил руководителю клуба «Поиск» («Otsing») Игорю Седунову и Генеральному консулу Российской Федерации в Нарве Николаю Бондаренко за отличие в мемориальной работе Знаки военно-мемориального центра Вооруженных сил Российской Федерации.

Напомним, что осенью 2007 года в районе Сиргала на северо-востоке Эстонии поисковиками Ида-Вируского клуба «Поиск» под руководством Игоря Седунова, были обнаружены обломки самолета и останки экипажа. При останках воздушного стрелка самолета были обнаружены чудом сохранившиеся документы – красноармейская книжка, выданная на имя Дмитрия Николаевич Ермоленко.

По установленному имени погибшего в документах Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации были найдены документы, рассказывающие об обстоятельствах гибели экипажа самолета.

3 августа 1944 года самолет Ил-2 (заводской номер 1878299) из состава 448-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13 Воздушной армии в составе экипажа: летчика младшего лейтенанта Лазарева Владимира Михайловича, 1922 г.р., (уроженец Ивановской области Лугского райлна д.

Сафроново) и воздушного стрелка сержанта Ермоленко Дмитрия Николаевича, 1924 г.р., (уроженец Алтайского края Залесовского района д. Большой Колтай) не вернулся с выполнения боевого задания по штурмовке переднего края противника.

Совет

При нанесении бомбоштурмового удара по немецким войскам штурмовик был подбит зенитной артиллерией и горящим упал в болотистый лес.

После установления имен погибших, полученная информация была размещена на российском поисковом сайте Soldat.ru, с обращением о помощи в поиске родных погибших.

Спустя некоторое время, благодаря российским поисковикам удалось разыскать родных и близких погибших летчиков.

В Новосибирске проживают две сестры Дмитрия Николаевича Ермоленко – Нина Николаевна Савченко и Людмила Николаевна Гречина, а в городе Вичуга Ивановской области живет двоюродный брат летчика самолета Владимира Михайловича Лазарева – Лазарев Геннадий Васильевич.

По обоюдному согласию родных погибших было принято решение о захоронении погибших на Родине.

На основании этого были подготовлены соответствующие обращения в МИД Эстонии, которые и получили официальную поддержку.

Об этом согласии было проинформировано Генеральное консульство Российской Федерации в Нарве и Управление Минобороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

После торжественной передачи на территории Ленинградской области, останки погибших будут отправлены в 16-й Государственный центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы в город Ростов-на-Дону для проведения идентификации, и далее в город Новосибирск и Ивановскую область для организации церемонии захоронения праха воинов на Родине.

Обратите внимание

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области – подписывайтесь на канал 47news в Telegram

Источник: http://47news.ru/articles/26168/

Фотографии самарцев могут помочь в реставрации памятника Ил-2 | «Другой город» самарский интернет-журнал

В 2018 году будет закончено строительство развязки Московского шоссе с проспектом Кирова и вновь возведён мемориальный комплекс «Боевой и трудовой славе куйбышевцев».

Для полноценной реставрации комплекса архитекторам нужны фотографии горожан, сделанные в разные годы у монумента во время свадебных фотосессий, пионерских и других торжественных мероприятий.

Как при создании проекта восстановления могут пригодиться любительские фотографии, рассказала в своём эссе архитектор-реставратор Яна Котельникова.   

Образ мемориального комплекса «Боевой и трудовой славе куйбышевцев» ассоциируется с Ил-2, знаменитым «летающим танком», самым массовым боевым самолётом в истории человечества, который выпускался в Куйбышеве на авиационном заводе № 18.

Мемориальный комплекс 1975 года является символом вложенных горожанами усилий в победу 1945 года. Авторами проекта стали скульптор И.Б. Федоров и в то время главный архитектор города А.Г.

Моргун, который во время войны работал на заводе № 18 клепальщиком.

Когда в 1972 году обнаружили сбитый в войну в Мурманской области штурмовик, только Куйбышеве нашлись мастера в авиационном цехе № 19, которые смогли его фактически заново восстановить. По рекомендации заводчан, самолёт на постаменте представлен в момент взлёта с ещё выпущенными шасси.

В 2015 году, во время создания проекта демонтажа, изучив рабочие чертежи самолёта, разработчики плана установили, что у модели «отстёгиваются» крылья и снимаются колёса шасси, что облегчило его транспортировку и хранение. Теперь самолёт ожидают реставрация, очистка, выпрямление или замена деформированных элементов и покраска в аутентичный цвет.

Важно

Не менее интересен и разбор постамента памятника, который с фасада представлен в образе звезды, а с боковых сторон – воздушным шлейфом, оставленным как будто при взлёте самолета.

Под дюралюминиевыми панелями была обнаружена конструкция из алюминиевых уголков на ручной сварке. Высота постамента 7 метров, он изготовлен на заводе «Прогресс».

База постамента облицована полированным чёрным гранитом, а со стороны «звезды» находится памятная мемориальная надпись из бронзовых букв, позднее покрытых краской.

Некоторые фрагменты повреждены, другие утрачены или искажены, но все аккуратно снято, промаркировано и отправлено на хранение. Все демонтируемое – первоначальное, выполнено по проекту А.Г. Моргуна.

А вот боковые треугольные пилоны возведены позже, в 1985 году, на месте демонтированных первоначальных. Надписи из латунных букв высотой 38 см: «Всё для фронта» и «Всё для победы», имеют ступенчатое расположение, так, чтобы лозунги хорошо читались для въезжающих в город по Московскому шоссе.

Форма пилонов входной группы также поздняя, цифры «1941» и «1945» должны быть выгравированы в граните, однако выполнены из плитки. Следы первоначальной гравировки не обнаружены. Изначально в проекте были предусмотрены пандусы при заезде на кольцо, но затем с одной из сторон появилась лестница.

Современное покрытие площадки — колерованный асфальтобетон, тоже ремонтный материал. Первоначально площадь была вымощена из серых бетонных плит 1х1 метр и символизировала взлётно-посадочное поле аэродрома, а за счёт включения в панораму магистралей её размеры значительно увеличивались.

Для проекта восстановления памятника не хватает исторических фотографий. Ирония в том, что эта хроника есть в большинстве частных фотоколлекций жителей Самары и области.

Совет

Это могут быть памятные фотоснимки со свадеб, прогулок с внуками, школьные фото в пионерском галстуке.

Авторы проекта восстановления обращаются к жителям города: для полноценных выводов по проекту реставрации необходимы фотографии мемориального комплекса с любого ракурса и любого качества.

Особенно будут интересны фото 1975-1985 годов, до первой реконструкции объекта, чтобы понять, как выглядел осуществлённый проект Алексея Моргуна. Фотографии в отсканированном виде можно отправить на почту mastehina@yandex.ru или позвонить по телефону 8 (937) 651-42-28.

Текст, фото: Яна Котельникова

Источник: http://drugoigorod.ru/il_2_21_11/

Самарский Ил-2 вернулся после реставрации

?amarok_man (amarok_man) wrote,
2017-11-08 10:01:00amarok_man
amarok_man
2017-11-08 10:01:00

Один из символов Самары, памятник легендарному штурмовику «Ил-2», вернулся на свое место на перекрестке Московского шоссе и проспекта Кирова после двух лет реконструкции. В понедельник, 6 ноября, прошла торжественная церемония открытия монумента. Его не было на месте, пока сроилась новая кольцевая развязка в рамках реконструкции Московского шоссе. Ее проект изначально создавался закрытым, чтобы сохранить место для памятника.

Во время реставрации штурмовику была возвращена первоначальная окраска – черно-зеленый камуфляжный верх вместо темно-зеленого и серебристый низ. Появился у него и бортовой номер.

Также были отремонтированы поврежденные элементы самолета и возвращены отсутствующие части – прицел и мачта антенны.

 Самолет после реконструкции доставляли на площадку частями – сначала привезли крылья, затем фюзеляж. Сборку производили на месте.

Первоначальный вид вернули и второй важной части композиции – постаменту Ил-2. Его полностью восстановили и заменили облицовку.

 Теперь сверкающий постамент штурмовика соответствует задумке архитекторов, напоминая воздушный шлейф, оставленный при взлете боевой машины. Ил-2 уже более 40 лет является символом Самары и главной достопримечательностью той части города.

Он буквально врос в город и в сердца самарцев, поэтому поздравить его с возвращением пришли сотни человек.

Обратите внимание

В ближайшее время по периметру будет установлено освещение и возвращена мемориальная табличка. Штурмовик Ил-2 был создан в ОКБ-240 под руководством советского авиаконструктора Сергея Ильюшина. Серийное производство этих самолетов началось в 1941 году.

Читайте также:  Симптомы и диагностика межпозвонковых грыж

Самолеты стали самыми массовыми боевыми машинами — всего было выпущено более 36 тыс. единиц. Штурмовики были вооружены двумя пушками в консолях крыльев, двумя пулеметами ШКАС, могли нести авиабомбы и реактивные снаряды РС-82 или РС-132.

Их выпускали как в одноместном, так и в двухместном вариантах.

Этот оригинальный боевой ИЛ-2, бортовой номер 1872932, был найден в болотах Карелии и восстановлен на Куйбышевском авиационном заводе. Известен экипаж самолёта:пилот К.КОТЛЯРЕВСИЙ, воздушный стрелок – Е.МУХИН.

Борт был сбит в марте 1943 года. Памятник торжественно открыли 9 мая 1975 года “в ознаменование боевой славы куйбышевцев в годы великой отечественной войны”.

отсюда: http://www.yaplakal.com/forum2/topic260820.

html

Крылья самолёта привезли отдельно, чтобы не перекрывать движение в городе.

Крепёж крыла

Источник: https://amarok-man.livejournal.com/2779267.html

Памятник самолету Ил-2 в Самаре. Фотографии, история создания

Этот фоторепортаж я сделал еще прошлой осенью, но публиковать не спешил — все ждал более подходящего момента. Кажется, этот момент настал. В самом деле — трудно придумать более уместный повод для рассказа о легендарном самолете-штурмовике Великой Отечественной, чем 70-летняя годовщина Дня Победы. Ведь роль этой машины в достижении победы над фашистской Германией переоценить трудно.

Сегодня я хочу рассказать не только историю создания Ил-2, но и историю памятника самолету, установленного в городе Самара. Рассказ получился обстоятельный и довольно объемный — надеюсь, вам будет интересно.

Часть 1. История штурмовика Ил-2

Сам класс таких боевых машин как «штурмовик», начал зарождаться еще в конце двадцатых годов XX столетия.

Тогда военные теоретики пришли к мысли о необходимости иметь в арсенале самолеты, способные бороться с техникой и живой силой противника непосредственно на поле боя, а также во вражеском тылу.

Были сформулированы технические требования к подобным летательным аппаратам, начались работы над созданием первых самолетов-штурмовиков.

Гражданская война в Испании, которую военные всех ведущих европейских стран использовали как полигон для обкатки новой техники и тактик, показала абсолютную правильность концепции штурмовиков и, вместе с тем — абсолютную неэффективность выбранных для этих целей самолетов.

Как правило, в роли штурмовиков выступали самолеты-разведчики, с бомбовой нагрузкой и легким частичным бронированием. Так, в Красной Армии в качестве штурмовика использовали самолет Р-5ССС (позже он получил обозначение Р-5Ш), который был, по сути, все тем же деревянным бипланом-разведчиком, но с усиленным вооружением. Боевая живучесть такой машины была практически нулевой.

А меж тем, испанский конфликт показал, что именно боевая живучесть — самый главный фактор для самолета такого назначения.

Все упиралось в технологии — долгое время не получалось создать броневую сталь, которая была бы достаточно легкой для установки на самолет, и, вместе с тем, достаточно технологичной, чтобы из нее можно было изготавливать детали аэродинамических форм. В 1938 году в Советском Союзе, наконец, удалось создать такой материал. В том же году, авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин начинает, по своей инициативе, разработку нового самолета-штурмовика, о чем сообщает Сталину в своем письме:

Сталин проект одобрил, машина получила «зеленый свет» и индекс ЦКБ-55.

Главной особенностью нового самолета стал обтекаемый бронекорпус, защищающий экипаж и все важные агрегаты штурмовика.

Летчик и кормовой стрелок сидели в бронированном «коконе», надежно защищенные от огня стрелкового вооружения противника.

Важно

Также самолет проектировался исходя из достижения высокой скорости — он имел убирающееся шасси, а часть бомбовой нагрузки располагалась во внутренних отсеках.

Осенью 1939 ЦКБ-55 совершает свой первый полет. Облетывал машину бессменный летчик-испытатель КБ Ильюшина — Владимир Константинович Коккинаки. В 1940 году под названием БШ-2 («бронированный штурмовик») самолет поступил на испытания.

Советская, а потом и российская пропаганда внушила нам образ легендарного штурмовика Ил-2, «черной смерти» — как выдающегося примера инженерного гения авиаконструктора, машины без недостатков, совершенного оружия, от которого не знали спасения солдаты Вермахта.

Нисколько не умаляя роль ильюшинского штурмовика в победе над фашистской Германией, хочу все же заметить, что все было не так радужно. БШ-2 изначально показал себя очень слабой машиной. Практически все расчетные характеристики (скорость, скороподъемность, дальность, высотность и т.д.

) на реальном образце так и не были достигнуты. Чтобы хоть как-то исправить положение, Ильюшин переделал самолет в одноместный — на место бортового стрелка установили дополнительный топливный бак. Это увеличило не только дальность, но и скорость полета — на 60 км/ч.

С такими доработками машина, что называется, со скрипом, но прошла государственные испытания и была запущена в серию, для дальнейшего устранения недостатков.

До начала войны успели сделать 249 машин. Боевое крещение они приняли в июле, в Белоруссии, а чуть позже — и в битве за Москву.

Самолет сразу показал свою высокую эффективность по борьбе с наземными силами, но, вместе с тем — крайнюю уязвимость от атак истребителей. Машина была абсолютно не защищена с задней полусферы.

Как результат — средний налет летчика на Ил-2 (до его гибели) составил всего 5 боевых вылетов. Потери были ужасающими. Необходимость в наличии стрелка стала очевидной.

Совет

От безысходности летчики шли на самые различные меры. Летали звеньями, использовали построение «круг» — когда каждая последующая машина прикрывала впереди летящую.

Кое-где в частях на штурмовик ставили муляж пулемета (кусок швабры, покрашенный в черный цвет) — но немецкие летчики-истребители довольно быстро раскусили этот обман.

Часто в строевых частях самостоятельно переделывали Ил-2 в двухместный — снимали топливный бак и ставили любое доступное вооружение на самодельном лафете . Однажды был случай — в одной из частей пулемет ШКАС установили на уключину от деревянных весел. В первом же бою стрелок сбил из такой турели «Мессер».

Необходимо было срочно дать фронту самолет с кормовой пулеметной установкой. Ситуация осложнялась тем, что заводы, производящие Ил-2, эвакуировались подальше от линии фронта.

В Куйбышев был перевезен сначала московский авиационный завод №1, а затем — воронежский авиазавод №18. Люди работали практически в чистом поле, сами строили себе заводские корпуса, обустраивали рабочие места, налаживали конвейер.

Выпускать получалось по 1-2 самолету в день. Именно тогда Сталин отправил в Куйбышев ту знаменитую телеграмму:

В таких условиях наладить выпуск новой модификации — задача далеко не из легких. Но коллектив КБ Ильюшина справился.

В 1942 году в части начал поступать двухместный Ил-2 — с полноценной кормовой установкой. В качестве кормового использовался пулемет Березина калибром 12.7 мм.

Обратите внимание

Дальнейшие модификации самолета шли всю войну — конструкторы как могли устраняли недостатки машины, работали над скоростью, скороподъемностью и другими характеристиками.

И все это — без остановки конвейеров, которые производили Ил-2 для фронта.

Самолет прошел всю войну, успел повоевать не только против Германии, но и против японской армии, использовался во флоте как торпедоносец и бомбардировщик для топ-мачтового бомбометания (это когда бомба сбрасывается в нескольких метрах от воды, отскакивает от поверхности и рикошетит в борт корабля).

Всего было построено 36 163 штурмовика — таким образом, Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории. Этот рекорд не побит до сих пор. Почти 74% от этого количества были выпущены на авиазаводах в Куйбышеве (сейчас — Самара). Поэтому, нет ничего удивительного в том, что именно в Самаре был установлен памятник этому крылатому символу Победы.

Часть 2. История памятника

В начале 1970-х годов, за несколько лет до празднования 30-летия Великой Победы руководство Куйбышевского авиационного завода №18, на котором в военные годы выпускался боевой самолет ИЛ-2, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но где его взять? Найти целый самолет ИЛ-2 было невозможно, ведь его выпуск прекратился ещё в конце войны. Самолет давно был снят с вооружения в частях ВВС, разобран и пущен на металлолом. Из 36 163 изготовленных машин, в Советском Союзе не осталось ни одного Ил-2!

Решили начать поиски сбитых машин в местах боевых действий Великой Отечественной. Возглавил работы по поиску самолета организатор заводского Музея Валерий Быков. Он обнаружил первый сигнал: в газете «Известия» появилась заметка о том, что в Новогордской области найден сбитый в войну самолет ИЛ-2.

Поисковики-энтузиасты на месте установили, что для памятника он непригоден – это была груда покореженного металла. Нашли еще одну газетную информацию о том, что где-то под Петродворцом обнаружен сбитый гитлеровцами ИЛ, но он был с грузом бомб на борту, падая – взорвался и снова нашли только куски корпуса.

Но поиск продолжался! Группа поиска побывала во многих городах на местах, где проходили жестокие воздушные бои, — и вновь безрезультатно.

Неожиданно в газете «Труд» за октябрь 1972 года появилась небольшая заметка «Тайна озера Ориярви», в которой говорилось, что в Кандалакшском районе Мурманской области, недалеко от озера Ориярви, охотники обнаружили остатки легендарного штурмовика.

Прибывшая к месту падения самолета комиссия обнаружила останки человека в кабине воздушного стрелка, пулемет с пустыми лентами, пистолет, ракетницу и лётный планшет. Заводской номер машины (1872932) помог выяснить, что она была построена на Куйбышевском авиационном заводе №18.

С завода самолет отправили в Заполярье в 1943 году в 828-й штурмовой авиаполк. В том же 1943-м самолет был сбит после ожесточенного боя за большой аэродром Алакуртти, где базировались немецкие самолеты.

Важно

По бортовому номеру определили имена летчика и воздушного стрелка, ими оказались летчик младший лейтенант Константин Котляревский и стрелок старший сержант Евгений Мухин. Начались поиски следов Котляревского, предстояло выяснить, как погиб и где похоронен.

Каково же было удивление, когда на запросы откликнулся сам Константин Михайлович! Оказалось, что он чудом остался жив, после войны 14 лет работал летчиком-испытателем и возглавлял штаб гражданской обороны одного из заводов Новосибирска.

В мае 1973 с Куйбышевского авиационного завода №18 для доставки самолета отправили группу во главе с В. Быковым и старейшим мастером отдела эксплуатации Е. Капустником. Тридцатилетнее пребывание самолета на болоте не прошло бесследно, многие части сильно проржавели и сгнили.

Практически нетронутым остался лишь бронекорпус. Соседний леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришел на помощь. Была прорублена 1,5 километровая просека, директор выделил тралёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета.

Вскоре части самолета были доставлены в Куйбышев.

В восстановлении машины принимал участие весь коллектив авиационного завода.

Для многих из них, ветеранов труда, это была встреча со своей тревожной юностью, с теми незабываемыми днями, когда они, забыв об отдыхе и сне, прямо под открытым небом сделали первый советский штурмовик, ставший грозой фашистов.

Старые кадровые рабочие по памяти собрали и отремонтировали его корпус, вооружение и другие элементы — вплоть до антенны бортового передатчика и оружейных стволов.

Самолет установили на проходной Куйбышевского авиационного завода в качестве памятника. На торжественном открытии присутствовал тот самый Константин Михайлович Котляревский — пилот боевой машины.

И так бы стоять ему до сих пор на проходной завода — сейчас носящего название «Авиакор» — но история памятника получила неожиданное продолжение.

Совет

Городские партийные и советские руководители, учитывая, что создание легендарного штурмовика — это самоотверженный коллективный труд многих городских заводов и огромного количества самарцев, — приняли решение о сооружении монументального памятника на открытой городской территории, доступной для всех горожан.

Предложенное место на пересечении Кировского и Московского шоссе было одобрено сразу. Возникли различные варианты постановки и композиционного решения. Поначалу предлагалось протяженный пьедестал совместить с продольной осью Кировского шоссе и головной частью обратить к волжским просторам, на запад.

Этому положению придавался символический смысл: стремительный вылет «с Безымянки — на фронт». Но при изучении подосновы участка выяснилось, что стометровый диск площади всей композиции частично накрывают линии правительственной связи, проходящей по Московскому шоссе в районе ипподрома.

В их перекладке было отказано и поневоле пришлось развернуть строение на 90 градусов, поставить вдоль этого шоссе.

Первоначальный вариант пьедестала тоже был иным, стремительным: штурмовик устанавливался на огромной консоли из нержавеющей серебристой стали, летящим на бреющем полете, почти горизонтально, как он часто летал в боях. Но с таким проектным решением категорически не согласились заводчане.

Свое несогласие они мотивировали тем, что в этом случае на памятнике будут отсутствовать шасси, прочность конструкции которых выдерживала любые удары при взлетах-посадках в полевых условиях. Они гордились ими.

Компромиссный вариант — показать момент взлета, когда шасси только убираются, но еще видны — тоже не удалось осуществить, поскольку каркас пьедестала был почти готов по окончательному варианту проекта, по которому боевая машина установлена в натуре, как экспонат, в своем первоначальном виде.

В итоге, штурмовик установили на той стелле, на которой он стоит и по сей день.

28 сентября 2008 года Ил-2 сняли с пьедестала и отвезли на «Авиакор» для реконструкции. На место он вернулся только спустя год — 12 ноября 2009 года. А через полгода на монументе установили подсветку. Один из символов города стал еще более выразительным.

Часть 3. Монумент Ил-2 в деталях

Эта небольшая фотосессия была сделана мной в сентябре 2014 года. Предлагаю вам посмотреть на легендарный Ил-2 в деталях.

Возможно, с приобретением нового фотоаппарата, я сделаю отдельную фотосессию ночного памятника Ил-2. Ночью, при свете городского освещения и собственной подсветки, он выглядит очень классно!

Ну а пока — на этом все! Спасибо, что смотрели и читали, оставляйте свои впечатления в комментариях, и с праздником Великой Победы!

Источник: http://techtraveling.ru/inscale/monument-il-2-v-samare/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector