Адаптация инвалидов к жизни в современном обществе

Социальная адаптация инвалидов

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации.

Обратите внимание

У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни.

Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения.

Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще.

Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Важно

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya_invalidov/

Социальная адаптация инвалидов

Время чтения: ~10 минут Ирина Смирнова 505

По статистическим данным, в России насчитывается примерно 16 миллионов инвалидов, то есть около 10% граждан страны имеют серьезные проблемы со здоровьем, мешающие в той или иной мере их жизни. Основная цель таких людей (и их семей) – адаптироваться в социуме настолько, чтобы сделать свое существование максимально комфортным.

Неполноценность какой-либо группы индивидуумов в целом также влияет на слаженное функционирование общества, поэтому социальная адаптация инвалидов (САИ) является одной из актуальных задач государства. Решение этого вопроса заключается в обеспечении таким людям правовой, экономической, трудовой защищенности и всех остальных возможных благ.

Понятие «инвалидность»

Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий».

Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д.

В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично недееспособный человек – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

Совет

Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

Трудности социализации

Основные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и других странах СНГ связаны с многочисленными социальными барьерами, не дающими им включиться в жизнь современного общества. К сожалению, такая ситуация следствие неправильной политики социализации, направленной только на «здоровых» граждан, и по большей мере выражающей лишь их интересы.

При этом сама структура быта, производства, социальных услуг, а также культуры и досуга практически не приспособлена к нуждам недееспособных людей. Об этом говорят частые скандалы с авиакомпаниями, суть которых в отказе пускать на борт самолета инвалидов-колясочников.

Огромное неудобство для них также связано с отсутствием возможности пользоваться общественным транспортом и иными средствами передвижения. Элементарно, ведь даже подъезды многих домов, к примеру, в Москве не оборудованы спецподъемниками, а иногда попросту закрыты на замок и неизвестно у кого находится ключ.

В отличие от столицы, в небольших городах дело обстоит еще хуже – если инвалид проживает не на первом этаже в доме без лифта, то он автоматически лишается возможности попадать на улицу без посторонней помощи. В результате чего получается, что такие люди становятся социально-демократической категорией с существенным ограничением передвижения, что противоречит Конституции.

Отсутствие необходимой мобильности приводит большинство инвалидов к трудностям с получением образования, адаптации на производстве, и как следствие, снижению уровня доходов. Статистика гласит, что полноценно работать и получать доход, достаточный для удовлетворения своих потребностей, на текущий момент может совсем небольшое количество граждан с ограниченными возможностями.

Социальная и трудовая адаптация

Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

Центры социальной реабилитации инвалидов

Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

Обратите внимание

В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

Читайте также:  Лечение рака в германии: оптимальные методы

Причем негативная оценка своего существования основывается на нестабильном либо низком материальном положении, и чем меньше доход, тем пессимистичнее взгляды инвалида на жизнь и прогноз будущего.

Тогда как у работающих людей, имеющих группу, самооценка и отношение к жизни намного оптимистичнее, что обусловлено более высокой материальной базой, качественной производственной и социальной адаптацией, а также возможностью общения.

Не следует забывать, что инвалиды (как и все остальные) испытывают неуверенность и тревогу за будущее, дискомфорт, напряженность, и потеря работы для них – еще больший стресс, чем для обычного человека. Малейшие изменения доходов или трудности с занятостью способны существенно расстроить таких людей и даже вызвать паническое настроение.

Возможность для инвалида обучаться наравне со здоровыми людьми – путь к социализации

Реабилитация и адаптация детей-инвалидов

О том, сколько сложностей приходится изо дня в день преодолевать недееспособным взрослым сказано немало, а ведь у детей с ОВЗ их гораздо больше.

Поэтому для них важность социально-бытовой адаптации ничуть не меньше, чем для людей, получивших группу уже в процессе жизни.

К примеру, ребенку-инвалиду детства нужно обучиться всем доступным для него навыкам, позволяющим обеспечить обслуживание своих основных нужд (прием пищи, гигиена, туалет и т. д.)

Важно

В противном случае отсутствие у них достаточных практических умений станет существенным препятствием к дальнейшему развитию и социализации. А это, в свою очередь, сделает таких детей обузой для их семей.

Не менее значимой является и реабилитация, без которой дети, потерявшие частичную дееспособность, также испытывают определенные сложности с учебной деятельностью, самореализацией и другими актуальными потребностями.

Справка! Социальная реабилитация и адаптация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление ранее утраченных либо отсутствующих социальных связей в результате инвалидности.

На сегодняшний день отмечается катастрофическая динамика возрастания детской инвалидизации, сопровождающаяся с социальной неустроенностью и неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим постоянно разрабатываются новые программы реабилитации, позволяющие ребенку быстрее и качественнее преодолеть препятствия, мешающие процессу социализации.

Проблемы инвалидности полностью контролируются государственным аппаратом управления.

Им же установлены конкретные способы, направленные на восстановление утраченных или приобретение новых умений у детей, имеющих инвалидность. Все решения относительно данного вопроса регламентированы приказами МОЗ.

Система здравоохранения предусматривает несколько аспектов, лежащих в основе реабилитационных или адаптационных программ.

К ним относятся следующие:

  • адаптация ребенка в условиях, существовавших до наступления инвалидности;
  • проведение реадаптации – создания новых условий для ставшего недееспособным;
  • открытие специальных заведений для оздоровления (физического и психологического).

Главная цель этих мероприятий – восстановление ребенка, определение его потенциала, а также составление прогноза для корректировки реабилитационной программы.

Виды и методы реабилитации

Реабилитация ребенка-инвалида в обществе предусматривает различные подходы, учитывающие специфику отклонений или заболеваний, выявленных у него. Оптимально, если используются несколько методов – это позволяет быстрее добиться желаемого результата. В процесс реабилитации детей с ОВЗ входят:

  • профессиональные консультации родителей или близких родственников;
  • комплекс обучающих мероприятий для начальных периодов адаптации;
  • организация обучения и поддержка индивида с целью привития социальных навыков;
  • адаптация инфраструктуры и прочих жилищных объектов для комфорта личности за счет государства;
  • организация лечебных, культурных, спортивных мероприятий, поездок в санаторно-курортные заведения и т. д.

Вышеперечисленные мероприятия и используемые технологии могут применяться на все возможные виды адаптации или реабилитации.

Программы реабилитации

При выборе реабилитационных программ выделяется несколько вариантов, учитывающих все сферы жизни ребенка и особенности его состояния здоровья. В данный перечень входят следующие направления:

  • Медицинская реабилитация – направлена на улучшение и стабилизацию физического состояния, необходимого для последующих развивающих мероприятий.
  • Психологическая реабилитация – формирование у ребенка внутреннего стремления к обучению и развитию, избавление от страха социализации и восприятия себя как полноценного объекта взаимоотношений.
  • Социально-трудовая реабилитация – осуществление привития соответствующих умений и навыков ребенку с ОВЗ.
  • Социально-средовая адаптация – обеспечивающая введение пациента в общество с целью общения и прочего взаимодействия с другими детьми. Часто такой вариант сочетается с социально-трудовой реабилитацией.
  • Социально-бытовые восстановительные мероприятия – направлены на создание условий при проживании индивида с семьей, повышения качества жизни, улучшения жилья и коммуникации с близкими родственниками.
  • Социально-педагогические программы – поиск особого подхода, облегчающего контакт с больным ребенком для более качественного восприятия обучающих мероприятий. Такие программы лучше всего реализуются в специализированных заведениях – центрах или школах-интернатах.

Для получения максимального эффекта, подразумевающего скорейшее и качественное обучение ребенка-инвалида необходимым умениям и навыкам, реабилитационный процесс должен охватывать все вышеуказанные программы.

Справка! С 01.01.2016 года материнский капитал, полученный на ребенка инвалида можно использовать на его социальную адаптацию или реабилитацию. Однако нюансы нового положения вызвали много пересудов, что показывает необходимость его усовершенствования.

Совет

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.

Развивающее занятие в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

Это далеко не единственный центр на сегодняшний день в России. Подобное заведение уже открыто в Томской и других областях, а также планируется дальнейшее расширение данного сервиса.

Поэтому родственникам, желающим воспользоваться их услугами, следует детальнее ознакомиться с информацией и узнать порядок оформления соответствующих документов.

Для человека-инвалида – это уникальная возможность обрести утраченные навыки социализации или обрести новые.

Источник: https://invalidu.com/raznoe/socialnaya-adaptaciya-invalidov

Адаптация инвалидов в современном обществе

Профессиональная реабилитация и реадаптация, особенно трудоустройство будущих специалистов-инвалидов является очень важным показателем эффективности работы вузов со студентами-инвалидами, выпускниками.

Восстановление трудовой деятельности инвалида в бывшей или новой профессии.

Обеспечение конкурентоспособности человека с ограниченными возможностями на современном рынке труда и его работоспособности, как в обычных производственных условиях, так и в специально разработанных для них условиях труда, также необходимо.

Сегодня современная реабилитация студентов-инвалидов предусматривает помощь при обучении в вузах комплекса социальных, физических, психологических и педагогических мероприятий, обеспечивающих возможность для людей с особыми потребностями учиться в вузах и по окончании вернуться или максимально приблизиться к полноценной социальной жизни. Итоговой целью реабилитации людей является обеспечение инициативного их участия в основных сферах деятельности и жизни общества. С успехом проводят обучение студентов с инвалидностью по компьютерно-новейшим технологиями в соответствии с современными принципами модифицированного здорового, качественного стиля их жизни.

Эффективность применения средств физической реабилитации, компьютерных новейших технологий при обучении студентов-инвалидов зависит от учета следующих принципов: принципа сознания; принципа активности; принципа систематичности; принципа постепенности; индивидуализации; научности; воспитательного обучения и других.

Занятия физической культурой и спортом с инвалидами проводятся по специальным программам с учетом характера патологии, степени отклонения в физическом развитии и подготовленности, функционального состояния организма.

Если особенности состояния здоровья не позволяют справляться с современной физической нагрузкой в специальной медицинской группе, то с ними занимаются, как правило, по индивидуальным программам физического оздоровления и реабилитации.

Перед оздоровительной физической и психологической реабилитацией лиц с особыми потребностями ставятся следующие задачи:

• укрепление общего здоровья, улучшение физического развития и закалки организма;

• формирование морально-волевых, физических, психических и основных двигательных умений и навыков, подготовка к сдаче отдельных тестов из методов физической и психологической реабилитации;

• устранение или уменьшение последствий заболеваний и травм;

• предупреждение развития патологического процесса;

• повышение функциональных возможностей органов и систем, физической, психологической и умственной работоспособности;

• адаптация организма студентов-инвалидов к компьютерным нагрузкам, которые постепенно увеличиваются в творческом учебно-воспитательном процессе.

Однако при внедрении физической и психологической реабилитации в жизнь и учебу студентов-инвалидов часто возникает большое количество проблем государственного, общественного, индивидуального, морально-психологического, социокультурного и педагогического характера. Реабилитационный процесс студентов-инвалидов очень сложный и длительный, он включает в себя прохождение ряда этапов физической, психологической и социальной реабилитации:

• разработки индивидуальной комплексной программы реабилитации, не только общей, но и индивидуальной программы оздоровительной физической реабилитации и обучения в условиях учебного заведения;

• формирования мотивации студентов-инвалидов к активной деятельности;

• создание современной учебно-методической и педагогической группы, которая помогает освоению работы студентов на индивидуальном компьютере, знакомиться с научно-воспитательными программами, особенно для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями нервной системы.

Источник: http://www.ccdi.ru/novye-stati/adaptacija-invalidov-v-sovremennom-obschestve.html

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,686

1Метляева Т.В. 1 Учиткина А.А. 11 ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервисаНастоящая статья посвящена исследованию влияния социально-культурных подходов к адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты существующие проблемы и потребности людей с инвалидностью.

Также в статье рассматривается сущность и влияние социально-культурного подхода в адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта относительно подходов к реабилитации инвалидов. Определенны основные методы применимые в социокультурной адаптации и возможные мероприятия для ее продвижения.

В рамках исследования было проведено анкетирование инвалидов-колясочников г. Владивостока, с целью выявления существующих проблем, касательно доступности среды города, информированности услугами и культурно-досуговых мероприятий для людей с инвалидностью.

По результатам исследования составлены рекомендации по улучшению социально-культурной реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья.социально-культурная адаптациялюди с ограниченными возможностями здоровья1. Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие; [под ред. Н.Ф. Басова]. – М.: Проспект, 2013. – 592 с.2. Гасанова Х.К.

Читайте также:  Контактные линзы и их виды

, Валиева П.В. Проблемы социальной адаптации инвалидов // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/169/3455 (дата обращения: 03.05.2015).3. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. Доклад на II Всероссийском социологическом конгрессе. – М., 2003.4. Прошина А.Н.

Обратите внимание

Адаптация персонала в российских организациях: социально-управленческий анализ (на примере работников с ограниченными возможностями) монография. – М.: Инфра-М, 2014. – 122 с.5. Сербина Л.Ф. Психологические проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи, 2012.6. Ядов В.А.

Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 2006 – № 1 – 35 с.

В стремительно развивающемся современном мире, охваченном различными политическими, экономическими и социальными разногласиями, общество озабочено больше разделением ресурсов и динамикой курса валют, чем заботой друг о друге.

Именно во времена таких кризисов наиболее остро ощущается необходимость общества в объединении, чтобы поддержать людей, которые в ситуации безработицы и утраты ценностных ориентиров находятся под влиянием психологических стрессов.

На современном этапе социально-экономического развития общества одно из ведущих направлений государственной политики по обеспечению достойного уровня жизни всех граждан Российской Федерации, наряду с развитием различных социальных объектов и подразделений таких как, многодетные семьи, сироты и пенсионеры, является адаптация инвалидов как наименее социально защищенной группы.

Проведенное исследование показало, что медико-социологический подход, являющийся ведущим в социальной политике нашего государства в XX веке, продемонстрировал свою неэффективность, так как не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем ее жизненной устойчивости.

В результате чего у инвалидов появилась потребительская установка в отношении общества, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, желание снять с себя ответственность за организацию своей жизни.

Впоследствии у многих инвалидов появились большие психологические барьеры при взаимодействии с социумом, которые сформировались из незнания своих сил и страха перед обществом, с которым они взаимодействуют [3].

Именно поэтому в современном обществе чрезвычайно актуален социокультурный подход, ориентированный на реабилитацию духовного мира инвалидов, с целью вернуть им ощущение полноценной жизни даже при ограниченных физических возможностях.

Сегодня проблема социокультурной адаптации в научной литературе рассматривается в нескольких направлениях: терапия природными материалами, театртерапия, танцтерапия, арт-терапия, библиотерапия, терапия спортом, музыкотерапия и др.

Современные взгляды на проблемы социальной адаптации при изменяющихся условиях жизнедеятельности индивида и социума нашли свое отражение в работах различных российских исследователей: З. Голенковой, Т. Вершниной, Л. Беляевой, Н. Римашевской. До них проблемами социальной адаптации за рубежом занимались Т.И. Заславская, Л.B. Корель, И.А. Милославова, М.В. Ромм и Ю.А. Урманцев.

Важно

Особый интерес для изучения процесса социальной адаптации представляют диспозиционная концепция В. Ядова и социокультурная концепция нетипичности Е. Ярской-Смирновой.

Диспозиционная концепция связывает готовность личности к поведению в социальной ситуации в условиях предшествующей деятельности, в которых формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей объекта в сложившихся условиях [6].

Существенное влияние на понимание теоретической модели адаптации оказали труды Л. Корель, П. Кузнецова, исследовавшего социологическую теорию адаптации. И лишь небольшое количество работ посвящено практическим исследованиям социальной адаптации инвалидов: М. Латухи, М.

Солонниковой, Х.К. Гасановой, П.В. Валиевой, Д. Стотта, С. Аревьева, Р. Даймонда, Т. Дорохиной, Р. Гайнутдинова, М. Битяновой.

Так, например, в работе Х.К. Гасановой и П.В. Валиевой отмечается тот факт, что вследствие существующих ограничений и барьеров, формируемых обществом относительно инвалидов, их относят в особую социально-демографическую группу [2].

Показателями которой являются: низкий уровень дохода, невысокая возможность получения места работы и образования отделяют инвалидов от общества в целом. Важнейшим условием достижения социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов.

В связи с чем необходимо осуществлять системный переход от отдельных видов помощи инвалидам к более качественным методам, формирующим у них навыки социального взаимодействия и активной жизненной позиции.

Интересна с точки зрения данного исследования работа Л.Ф. Сербиной, которая выявляет отличия в самооценке работающих и безработных инвалидов [5].

Совет

Так безработные считают себя более «несчастными» (63,5 %, а в среднем у инвалидов 44,2 %), «пассивными» (соответственно 56,2 % и 28,4 %), «грустными» (40,9 % и 29 %).

Одиноким инвалидам сложнее адаптироваться в обществе, хотя в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Именно поэтому, в первую очередь инвалидам необходима психологическая помощь.

Их плохое морально-психологическое состояние, как и у всех людей, объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране, тревога и страх за будущее, неуверенность в завтрашнем дне. Сочетаясь с материальным неблагополучием, это приводит к тому, что малейшие проблемы вызывают у инвалидов сильный стресс.

Таким образом, можно резюмировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации инвалидов затруднён, поскольку: удовлетворённость жизнью у инвалидов низка; самооценка имеет отрицательную динамику; существуют значительные проблемы во взаимоотношений с окружающими; эмоциональное состояние характеризуется тревожностью, неуверенностью и пессимизмом.

Для изучения заданной проблемы, может быть применим аксиологический подход, изучающий ценности, потребности и интересы исследуемой группы.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: «общие», т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и «особые», т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

К «особым» потребностям инвалидов можно причислить следующие: в восстановлении нарушенных способностей к различным видам деятельности; в самостоятельном передвижении; в межличностном общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др.

Обратите внимание

сфер; в возможности получения образования; в трудоустройстве; в комфортных жилищно-коммунальных условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке [1].

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех реабилитационных мероприятий для инвалидов.

Социокультурная реабилитация – комплекс методов и мер культурологической направленности, ориентированный на возвращение индивида в активную социальную жизнь, создание психологических условий для личностного роста, способствующий восстановлению и развитию индивидуальных качеств личности.

Искусство способствует развитию разнообразных познавательных навыков, повышению уровня самооценки личности, творческому самовыражению, развитию навыков общения, формированию активной жизненной позиции.

Мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов могут включать: художественные концерты; обучение основам работы на ПК; выставки изобразительного творчества; занятия в музыкальном или драматическом кружке; занятия в школе ремесел; занятие в студии рисования; занятия вокальной студии; занятие в кружках рукоделия; занятия в хореографической студии.

К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов) могут привлекаться такие специалисты как, социальные работники, врачи, психологи, работники культуры и др.

Проведенный анализ зарубежного опыта реабилитации инвалидов показал, что на Западе особой популярностью пользуются такие формы содействия социокультурной реабилитации как трудотерапия (Великобритания), и также большой упор делается на оккупациональную терапию (терапию повседневными занятиями) (США).

Инновационные для России методы реабилитации – театртерапия и оккупациональная терапия постепенно входят в обиход. Отдельное внимание стоит обратить на терапию физической культурой и спортом.

Как показали параолимпийские игры, инвалидам доступен спорт в различных формах от «колясочного баскетбола» до конного спорта.

Важно

Социокультурная реабилитация у инвалида независимо от формы способствует формированию положительной самооценки, навыков межличностного общения, человек начинает менее болезненно воспринимать свое положение, все чаще проявляет жизненную активность, раскрывается его личностный потенциал. Наряду с этим следует учитывать тот факт, что социокультурная реабилитация успешно реализуется только при программе взаимодополняющих индивидуальных и групповых занятий, направленных на решение конкретно поставленной цели в определенный специалистом период времени.

В процессе исследования нами было проведено анкетирование, с целью анализа доступности среды г. Владивостока, в том числе культурно-досуговой жизни и информированности инвалидов о существующих событиях и переменах в городе.

Во Владивостоке на сегодняшний день проводятся различные культурно-досуговые мероприятия для инвалидов-колясочников, такие как: конкурсы красоты, спортивные состязания и тренировки, конкурсы талантов, можно выучится в автошколе и участвовать в автопробеге, посещать театр оперы и балета или цирк, а летом отправится в палаточный реабилитационный лагерь «Инвалето».

По итогам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что:

– большинство респондентов считают, что в городе оснащение объектов социального устройства для доступа к ним практически не осуществляется (67 %);

– труднодоступными в настоящий момент являются: государственные учреждения (82 %), учреждения культуры (78 %), предприятия здравоохранения (76 %), реабилитационные учреждения (68 %);

– к числу недоступных, но необходимым для людей с ограниченными возможностями были отнесены услуги спорта (45 %), комплексной реабилитация на дому (36 %) и занятости населения (45 %);

– большинство инвалидов трудоспособного возраста, не имеют постоянного места работы (60 %);

– существует острый дефицит информации об изменениях нормативно-правовой базы (74 %), о действующих правах и льготах (95 %), о возможностях приобретения технических средств реабилитации (78 %) и об учреждениях, предоставляющих необходимые реабилитационные услуги (67 %);

– лучшим каналов распространения информации для инвалидов является Интернет, так как он удобен, быстр и экономически выгоден (51 %);

– самыми недоступными объектами для инвалидов является: посещение общественных мест (42 %), а также путешествия и туризм (42 %).

Таким образом, в современных условиях нельзя говорить о возможности для полноценной социальной интеграции, доступности досуга, спорта, туризма, культурного отдыха и пр. мероприятий инвалидов, существуют серьезные ограничения, так как окружающая среда еще недостаточно адаптирована для них.

Поэтому, как отметило большинство респондентов, в качестве рекомендаций на первом месте стоит именно создание доступной среды, а на втором трудоустройство. Потому как возможность в свободном и самостоятельном передвижении решит множество проблем, которые стоят перед инвалидами сегодня.

В-третьих, необходимо вести информирование инвалидов о доступных объектах инфраструктуры. В- четвертых, организовать единый банк данных об инвалидах и их проблемах. В-пятых, провести работу по корректировке законодательной базы совместно с инвалидами-колясочниками.

Далее, нужно расширить круг услуг социального обслуживания, заняться переподготовкой и повышением квалификации кадров, установить достойную оплату труда для специалистов этой сферы.

Активное участие инвалидов г. Владивостока показало, что большинство из них желает и, главное, может приносить пользу обществу. Они с огромным удовольствием ходят в театр и занимаются спортом, стремятся к саморазвитию и хотят показать всем, что способны на многое.

У человека с ограниченными возможностями существует нереализованная потребность в социокультурной деятельности.

А в осуществлении данной потребности велико значение культурно-досуговых учреждений, осуществляющих социальные и социокультурные функции, именно поэтому, тесное сотрудничество с ними это необходимость для успешной реабилитации инвалида.

Библиографическая ссылка

Метляева Т.В., Учиткина А.А. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИВОСТОК) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-2. – С. 386-389;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7107 (дата обращения: 20.02.2019).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7107

Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

на правах рукописи

Жилина Светлана Александровна

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством» Специализация: «Экономика народонаселения и демография»

Читайте также:  Польза и вред от занятий в плавательном бассейне

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва 2004

Работа выполнена в Институте социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии Наук

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук Авраамова Елена Михайловна

доктор экономических наук, профессор

Тебиев Борис Константинович

кандидат социологических наук Доброхлеб Валентина Григорьевна

Ведущая организация: Центр по изучению социально-

экономических проблем народонаселения Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова

Совет

Зашита диссертации состоится 25 мая 2004 года в 15-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 002.091.01 в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН по адресу: 117218. Москва, Нахимовский проспект, д. 32, комн. 923

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Автореферат разослан

т от

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 002.091.01

кандидат экономических наук X' 1 Е.В. Жилинский

Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, ростом числа инвалидов в нашей стране.

В настоящее время инвалидами являются, по оценкам Госкомстата РФ, одиннадцать миллионов сограждан, которые объективно находятся в наиболее сложных социально-экономических условиях.

Уровень инвалидности является одним из основных показателей, характеризующих качество населения. В Российской Федерации на протяжении многих лет, вплоть до настоящего момента, этот показатель остаётся наиболее неблагополучным.

Ряд факторов обуславливает тенденцию роста числа инвалидов: низкий уровень здравоохранения; рост бытового и производственного травматизма; нищенские условия существования значительной части населения; неблагополучная экологическая обстановка; рост наркомании, алкоголизм, высокий уровень преступности.

Несмотря на то, что в последнее время был принят ряд законов, направленных на усиление социальной поддержки инвалидов, их положение остаётся тяжёлым, что связано как с недофинансированием принятых социальных программ, так и с отношением общества к инвалидам.

Для того, чтобы они стали полноценными членами общества, как это декларируется международными организациями (ООН, ВОЗ. МОТ и др.), а также Конституцией РФ, следует решать не только вопросы реабилитации инвалидов, в чем у нашей страны есть достаточно большой опыт, но и проблемы их социально-экономической адаптации к условиям современного общества.

Социально-экономическая адаптация, в первую очередь, предполагает взаимную открытость общества и той его значительной части, которую составляют инвалиды. В России сегодня недостаточно развита инфраструктура, обеспечивающая их функционирование в социуме.

Обратите внимание

Кроме того, не только общество еше не выработало механизмов взаимодействия с инвалидами, позволяющих им на равных сосуществовать со здоровыми людьми, но и сами инвалиды часто предпочитают замыкаться в семье или своём узком сообществе.

Эти обстоятельства требуют особого внимания к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды, определения того, что препятствует их успешной

Цель диссертации состоит в выявлении особенностей социально-экономической адаптации инвалидов и разработке мер, направленных на их интеграцию в современное общество.

Для достижения цели диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- изучена эволюция понятия «инвалидность» в контексте различных социально-экономических систем;

- описан мировой опыт социально-экономической адаптации инвалидов;

на основе отечественного исторического опыта определена специфика отношений общества к инвалидам;

- определён социально-демографический портрет инвалидности:

выявлены основные социально-экономические проблемы, возникающие в процессе адаптации инвалидов к жизни в современном обществе;

- проанализированы особенности функционирования российских организаций инвалидов;

- разработаны практические рекомендации по облегчению процесса социально-экономической адаптации инвалидов.

Предмет исследования - социально-экономическая адаптация инвалидов.

Объект исследования - инвалиды Ш группы - люди с ограниченной трудоспособностью.

Степень научной разработанности проблемы

Исследованиям в области изучения феномена инвалидности в последнее время уделяется всё большее внимание.

Вопросы, связанные с реабилитацией инвалидов, долгое время развивались в русле исключительно медицинского подхода. В первой половине XX века наибольших результатов в этой области достигли специалисты ЦИЭТИН (О.С.Андреева, Д.И.Лавров. Е.С.Либман. С.Н.Пузин, Л.Н.Чикинова и др.) и ленинградского ИЭТИН (А.А.Дыскин, Т.М.Пылина и др.) Работы В.А.Воробьёва, Ш.Заннеля, Е.М.Куниикого,

В.Н.Молоткова и др. были посвящены созданию комплексной системы реинтеграции инвалидов в общество.

Важно

Медико-социальный подход в исследовании данного явления позволил сосредоточиться на социальной природе болезни и инвалидности. Это направление наиболее полно разработано в трудах А.Клейнмана, В.Коккерхама, М.Оливера, Дж.Ричмана, Б. Тюрнера, Б.Эренрайха.

Сравнительный анализ социальной и медицинской моделей поддержки инвалидов дали К.Герхардт и Р.Гиллеспи. В России плодотворные междисциплинарные исследования, сочетающие медицинский и социальный подход к проблеме инвалидности, осуществили Т.А. Добровольская, И.П.

Каткова, Н.Б. Шабалова.

Постепенный переход к социальной модели инвалидности был осуществлён благодаря освоению зарубежного опыта социальной работы. К первым публикации, рассматривавшим социальные аспекты реабилитации инвалидов в России, можно отнести работы Е.А.Белослюдовой, Н.ФДементьевой, С.Н.Кавокина, В.Н.Конториной, Е.Н.Ким, В.И.Лагункиной, А.И.Осадчих, Е.А.Сигиды, Е.Р.Смирновой, Л.П.Храпылиной и др.

Другим использованным в работе теоретическим направлением стал феноменологический анализ (работы П.Бергера, Т.Лукмана, А.Щюца), позволивший изучать повседневное восприятие инвалидов обществом.

Изучены также исследования Э.Лемертнона, склонного закреплять за инвалидами статус девиантного поведения. В отечественной литературе подобное направление разрабатывается М.П. Ливийкой и B.C. Собкиной.

Следует отметить, что пока отсутствуют специальные исследования, посвященные проблемам адаптации инвалидов в современном обществе.

В качестве теоретической базы исследования использованы работы Э.Дюркгейма, рассматривавшего адаптацию как способ реализации универсальных социальных норм; учение об адаптации и социальном порядке М. Вебера, показавшего, что удовлетворение человеком своих потребностей наиболее оптимальным образом и есть адаптация; работы Т. Парсонса, где социальная адаптация

отождествляется с равновесием, а болезнь - с формой социального отклонения, в рамках которой индивид играет специфическую роль.

Совет

Среди отечественных ученых наиболее весомый вклад в изучение социально-экономических проблем адаптации инвалидов внесли: чл.-корр. РАН Н.М. Римашевская, определившая риски попадания инвалидов в число наиболее нуждающихся слоев населения; проф. Р.В. Рывкина. исследовавшая поведение инвалидов на современном рынке труда: Е.Р.

Ярская-Смирнова, разработавшая социокультурную теорию нетипичности, в рамках которой ограниченные возможности инвалидов рассматриваются как результат специфической роли, навязанной человеку социальным окружением; Е.М Авраамова, Е.Н. Сметанин, М.А.

Шабанова, исследовавшие специфические проблемы социально-экономической адаптации различных групп населения.

Информационной базой исследования являлись:

• данные государственной статистики,

• данные массового опроса населения1, характеризующие социально-экономическое положение инвалидов как группы со специфическими потребностями.

• результаты проведенных автором углубленных интервью с проживающими в Москве инвалидами, направленных на исследование наиболее острых проблем социально-экономической адаптации,

• анализ деятельности общественной организации инвалидов «Перспектива» за весь период ее существования.

В диссертации разработана концепция исследования адаптационных возможностей и потенциала инвалидов, проанализирован международный и отечественный опыт решения социально-экономических проблем, связанных с адаптацией инвалидов, собран фактический материал, демонстрирующий современное состояние проблемы, проведена обработка и анализ информации.

1 База данных исследования «Формирование среднего класса в России», реализованного в 13 регионах России в 2000 г. Выборка составила 4 ООО домохозяйств

Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:

1.

Показано, что успешная адаптация инвалидов в современном обществе может быть реализована на базе социальной концепции, согласно которой общество приспосабливает существующие в нём стандарты к нуждам людей со специфическими потребностями. Изученный международный опыт позволил выявить наиболее эффективные пути информирования общества о проблемах людей с ограниченной трудоспособностью, используя СМИ и опираясь на деятельность общественных организаций инвалидов.

2.

Исследование возможностей социально-экономической адаптации инвалидов к жизни в современном обществе показало, что инвалиды располагают меньшим, по сравнению со здоровыми людьми объемом адаптационных ресурсов: более низким образовательно-профессиональным уровнем, уровнем материальной обеспеченности, пониженной социальной самооценкой. Кроме того, инвалиды обладают сравнительно меньшими возможностями использования социального капитала (внесемейных социальных связей), как в случае приобретения материально-вещественной помощи, так и при получении информационной поддержки.

3.

Выявлен низкий уровень информированности инвалидов обо всех положенных им льготах: 20% сообщили, что не имеют никакого представления о видах социальных льгот, которые должны получать по существующему законодательству, 50% имеют неполное и часто устаревшее представление о том, что должны получать по существующему законодательству. На практике 40% опрошенных вообще не получают никакой социальной помоши.

Обратите внимание

4. Разработан механизм взаимодействия, с одной стороны, государственных структур, финансирующих программы, направленные на переобучение и трудоустройство инвалидов, и, с другой стороны, общественных организаций, объединяющих и организующих финансовые, интеллектуальные, информационные и гуманитарные возможности заинтересованных субъектов.

Основные положения, выносимые на защиту

1.

Наличие инвалидности существенно ограничивает возможности поиска работы. Установлено, что около половины инвалидов Ш группы не имеют регулярной занятости, что в полтора раза превышает число незанятых среди тех, кто не имеет заболеваний, ограничивающих трудоспособность.

Даже при наличии регулярной работы инвалиды в меньшей степени, чем относительно здоровые люди, ощущают стабильность собственного положения в сфере занятости.

2.

Причинами, препятствующими решению проблем трудоустройства инвалидов, являются следующие: рабочие места не адаптированы под нужды инвалидов; работодатель не заинтересован в выделении рабочих мест людям с ограниченными возможностями по причине необходимости предоставления им льгот по условиям, характеру и режиму труда, обеспечению специальным оборудованием рабочих мест; отсутствуют меры, стимулирующие работодателя нанимать на работу инвалидов.

3.

Для инвалидов значимы проблемы доступа к образованию и развитию профессиональных навыков. Среди основных причин отказа от дальнейшего образования инвалиды назвали две: нехватку средств и неразвитость инфраструктуры для инвалидов, предполагающей возможность свободно ориентироваться и передвигаться в учебном заведении.

4. Инвалиды испытывают серьезные трудности в достижении приемлемых материальных и статусных позиций в современном обществе. Основным источником доходов для 80% инвалидов является заработная плата членов семьи, вторым по значимости - собственные заработки; третье и четвёртое места занимают стипендии и пенсии соответственно.

Оценка материального положения инвалидов существенного варьируется в зависимости от демографического типа семьи. Так, уровень жизни одиноко проживающих инвалидов заметно смешается в сторону бедности. Молодые инвалиды, проживающие в неполных семьях, также испытывают большие материальные трудности, чем проживающие с родителями.

Практическая значимость данного исследования.

Полученные результаты могут быть использованы для разработки социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, при формировании законодательной базы, определяюшей образовательный и трудовой статус инвалида, а также применены реабилитационными центрами и общественными организациями, работающими с инвалидами. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в учебные курсы по актуальным проблемам демографии, социологии труда, экономической социологии.

Апробация работы

Основные результаты исследований и выдвинутые автором предложения были представлены на ряде Всероссийских и Международных конференций («Проблемы регионального и муниципального управления». Москва.2000; «Чаяновские чтения».

Важно

Москва 2001, 2002, 2003;), а также использованы в разработке социальных программ Российской Общественной организацией инвалидов «Перспектива».

Основные позиции исследования нашли своё отражение в учебных курсах по демографии и экономической социологии.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Объем работы - 147 страниц, список литературы включает 171 наименование на русском и иностранных языках.

Публикации

По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 1.9 печ. л.

Основное содержание работы

Первая глава - «Теоретические подходы к изучению проблем реабилитации и адаптации инвалидов» - включает четыре параграфа.

Источник: http://economy-lib.com/sotsialno-ekonomicheskaya-adaptatsiya-invalidov-v-sovremennom-obschestve

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector