Когда искусство и наука создают красоту

Видеть невидимое, осязать неосязаемое… Об искусстве в цитатах и афоризмах

Дорогие читатели, задумывались ли вы о том, какой была бы жизнь человека, если бы в ней не было искусства? Совсем ничего: ни музыки, ни живописи, ни книг, ни театра, ни кино, ни танцев… Мне очень сложно представить мир таким серым и тусклым, где нет возможности душевного самовыражения, где нет места творчеству. Роль искусства в жизни человечества огромна. Оно дает ответы на вечные вопросы, наполняет наш мир красками, вдыхает в нас саму жизнь. Именно об этом так точно и метко говорится в цитатах и афоризмах про искусство.

Цель искусства – зажигать людские сердца

Что же такое искусство? Какова его цель? Некоторые считают, что оно – всего лишь описание окружающей нас действительности, другие – что искусство слишком идеализирует жизнь, изображая ее вовсе не такой, какова она самом деле, третьи называют этим определением передачу чувств и эмоций другим людям с помощью творчества. Все эти мнения нашли свое отражение в цитатах и афоризмах об искусстве.

«Произведение искусства — это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента».

Эмиль Золя

«Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства».

Ральф Эмерсон

«Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке.

Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?»

Николай Гоголь

«Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле».

Бертольд Брехт

«Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь».

Борис Пастернак

«Искусство — это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир».

«Искусство — это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле».

Андре Моруа

«Искусство — выражение самых глубоких мыслей самым простым способом».

Альберт Эйнштейн

«Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее».

Оноре де Бальзак

«Искусство — всегда метафора действительности».

Юрий Бондарев

«Искусство — это мудрость в обличии красоты».

«Искусство — это воплощение красоты, гармоничное сочетание частей. Искусство неподвластно разуму, оно интуитивно. Его постижение приходит прежде понимания умом. То, что не прекрасно, — не искусство».

Хорхе Анхель Ливрага

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете».

Федор Достоевский

В муках творчества рождаются шедевры

Творчество является абсолютно естественным состоянием человека. Оно приносит наслаждение и удовольствие, однако не стоит забывать о том, что это и еще величайший труд. В цитатах и афоризмах про искусство и творчество великие писатели, художники, музыканты делятся своими мыслями об этом.

«Без мук не рождается и духовный плод. Творчество – это как роды, пока не созрел плод, он не выходит, а когда выходит, то со страданием и потугами».

Лев Толстой

«Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют».

Антон Павлович Чехов

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа – и режут в кровь свои босые души!»

Владимир Высоцкий

«Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти».

«Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать».

«Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов… Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их… Прекрасный танец рождается из умения танцевать».

Антуан де Сент Экзюпери

«Это похоже на самоистязание».

Исаак Бабель

«Да, писание вовсе не приятное занятие, а изнурительный труд и мука. Сколько жизненной силы уходит на работу. Читают и думают, что вот так, между прочим, походя написал. Не знают того, что о сюжете думаешь неделями и месяцами. Какая-нибудь фраза не ложится уютно, так полночи не спишь».

Иван Бунин

«Для морального величия и чистоты искусства нет ничего губительнее, чем лёгкость, с какой самый равнодушный слушатель может в любую минуту наслаждаться самым святым и возвышенным. Ибо из-за этой доступности многие забывают о муках творчества и без благоговейного трепета потребляют искусство».

Стефан Цвейг

«Читатели и не подозревают, что текст, на чтение которого у них уходит несколько минут, автор писал кровью своего сердца. Чувства, которые кажутся им столь достоверными, он в полной мере испытал сам, орошая подушку горькими слезами».

Сомерсет Моэм

«Лишь то, что писано с трудом, читать легко».

Василий Жуковский

«Потребность писать терзает меня как мука, от которой я должен непременно освободиться. Но творчество никогда не бывает для меня удовольствием. Изображение на бумаге мучающих меня образов и идей – всегда тяжёлый труд».

Джордж Байрон

Большое искусство служит большим целям

Настоящее искусство никогда не указывает нам, какими мы должны быть, в нем нет прямого руководства к действию и не даны четкие ответы на волнующие вопросы.

Но оно затрагивает самые сокровенные струны души, заставляет задуматься о смысле жизни и убирает языковые и национальные барьеры между людьми.

Ведь, слушая «Аве Мария», разве важно то, что вы не знаете итальянского? Как верно сказано об этом в цитатах и афоризмах про настоящее искусство.

«Настоящее искусство тем-то и отличается от подделок, что умеет найти путь к самому загрубевшему сердцу и способно на секунду поднять в небеса, в мир полной и ничем не стесненной свободы».

Виктор Пелевин

«Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству».

Константин Станиславский


«Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им».

Альбрехт Дюрер

«Чувство меры в искусстве — все».

Анатоль Франс

«Борьба между выражаемым содержанием и ограниченностью выразительных средств есть необходимая предпосылка для возникновения настоящего искусства».

Вернер Гейзенберг

«Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту».

Хорхе Анхель Ливрага

«Люди, делающие искусство своим бизнесом, по большей части мошенники».

Пабло Пикассо

«Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо».

Людвиг ван Бетховен

«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства».

Леонардо да Винчи

«Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать».

Иоганн Вольфганг фон Гете

«Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души».

Максимилиан Волошин

«Самая возвышенная цель искусства – заставлять биться человеческое сердце, и так как сердце – центр жизни, искусство должно постоянно находиться в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человечества».

Жан Мари Гюйо

«Простота, правда и искренность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства».

Кристофор Глюк

«Можно лгать в любви, в политике, в медицине можно обмануть людей, но в искусстве обмануть нельзя».

Антон Чехов

«В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно».

Федор Достоевский

Великие люди об искусстве

Искусство появилось даже раньше, чем религия и наука. И это не удивительно, ведь потребность в красоте и гармонии изначально заложена в человеке. Уже в древности философы признавали огромное его влияние на формирование характера человека, его личности, душевных качеств. Об этом так мудро сказано в цитатах и афоризмах великих людей об искусстве.

«Искусство никогда не умирает».

Гай Петроний Арбитр

«Искусства смягчают нравы».

Публий Овидий Назон

«Жизнь коротка, путь искусства долог».

Гипократ

«Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым и сильным желанием сердца. Если эта сила достаточна, чтобы озарить каждый уголок этого внутреннего мира, то все то, о чем человек помыслит, будет обретать форму в его душе».

Парацельс

«Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни».

Теодор Драйзер

Творить — значит убивать смерть.

Ромен Роллан

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».

«Искусство без мысли, что человек без души – труп».

Виссарион Белинский

Произведение искусства — туман, изваянный в образ.

Джебран Халиль

«Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь».

Федор Шаляпин

«Величие искусства и состоит в этой вечной напряженной раздвоенности между красотой и страданием, любовью к людям и страстью к творчеству, мукой одиночества и раздражением от толпы, бунтом и согласием.

Искусство балансирует между двумя пропастями — легкомыслием и пропагандой. На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг — приключение, величайший риск.

В этом риске, однако, и только в нем заключается свобода искусства».

«У искусства случаются приступы целомудрия. Оно не может назвать вещи своими именами».

Альбер Камю

«Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других».

Фредерик де Стендаль

«Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству».

Томас Манн

Они творят искусство…

Живопись, наравне с музыкой – одни из древнейших видов искусства. Когда человеку для счастья стало недостаточно лишь еды и тепла, стала рождаться первая музыка и первые рисунки. О настоящей силе и величии творчества говорится в цитатах великих художников и музыкантов об искусстве.

«Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их».

«Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства».

«Живопись спорит и соревнуется с природой».

Леонардо да Винчи

«Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения».

«Творенье может пережить творца: творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный, веками будет согревать сердца.

Я тысячами душ живу в сердцах всех любящих

И, значит, я не прах, и смертное меня не тронет тленье».

Микеланджело Буонарротти

Искусство — ужаснейшая болезнь, но жить без неё пока нельзя.

Сальвадор Дали

«Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует».

«Искусство — ложь, которая делает нас способными осознать правду».

«Искусство — это исключение ненужного».

«Искусство смывает пыль повседневности с души».

Пабло Пикассо

«Искусство не то, что вы видите, но то, что заставляет видеть других».

Эдгар Дега

«С ужасом вспоминаю, как люди, считавшие себя образованными, бушевали против Вагнера, называя его музыку какофонией. Очевидно, каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками».

Николай Рерих

«Без фантазии нет искусства, как нет и науки».

Ференц Лист

«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Петр Ильич Чайковский

«Цель музыки — трогать сердца».

Иоганн Себастьян Бах

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой».


Михаил Иванович Глинка

«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали».

Николо Паганини

«В современном искусстве существует два пути: отрицание и продолжение традиций. Созидание – это путь продолжения. Важно осознать, что продолжение традиции не лишает художника свободы самовыражения».

Илья Гофман

«С тех пор как завелись у нас знатоки искусства, само искусство пошло к черту».

Рихард Вагнер

О современном искусстве

Понятия о прекрасном меняются со временем, так было во все времена. Искусство не может оставаться неизменным, оно тоже меняется, как и наша жизнь.

Ритм современной жизни стал гораздо быстрее, она буквально насыщена событиями и не удивительно, что появились новые жанры и течения в творчестве. К ним можно относиться по-разному, ведь все мы имеем право на собственное мнение.

Предлагаю вашему вниманию подборку цитат и афоризмов на тему современного искусства.

«Прежде боялись, как бы в число предметов искусства не попали предметы, развращающие людей, и запрещали его все. Теперь же только боятся, как бы не лишиться какого-нибудь наслаждения, даваемого искусством, и покровительствуют всякому. И я думаю, что последнее заблуждение гораздо грубее первого и что последствия его гораздо вреднее».

Читайте также:  Лучевая терапия и радиохирургия кибер ножа в лечении краниофарингиомы

Лев Толстой

«Современная живопись — это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше».

Роберт Орбен

«Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением».

Тьерри Гетта

«Музыка — это международный язык, выражающий эмоции и чувства людей. Это самый популярный жанр современного искусства, где, мне кажется, места хватит всем».

Джон Лорд

«У современного искусства нет проблем: автор не понимает, что такое хорошо; зритель не понимает, что такое плохо».

Сергей Веденье

«Проблема с кино в наши дни заключается в том, что оно превращается в математику. Люди могут читать фильм математически; они знают, когда это произойдет и что произойдет; примерно через 30 минут понимают, как это закончится. Таким образом, фильм стал математическим решением. И это скучно, потому что искусство не математика».

Николас Виндинг Рефн

«Искусство – это не зеркало действительности, а её неотъемлемая часть».

Алекс Громов

«Современное искусство подобно женщинам, вы не сможете получить от него удовольствие, если будете пробовать его понять».

Фредди Меркьюри

«Я думаю, что, когда речь заходит о признании современного искусства, отправной точкой должно стать не суждение о том, хорошо оно или нет, а понимание его эволюции от классических работ Леонардо до сегодняшних заформалиненных акул и неубранных постелей. Как и в случае с большинством кажущихся на первый взгляд непостижимыми объектов, искусство чем-то напоминает игру – стоит освоить основные правила, и поначалу непонятное сразу приобретает некий смысл».

Уилл Гомперц

«Наступит время, когда каждый будет гением хотя бы четверть часа».

Энди Уорхолл

«Знаете, что меня раздражает в современной музыке? В ней все начинается с большой буквы «Я».

Джордж Харрисон

Как бы не менялось искусство, высказывание древних римлян о том, что жизнь коротка, а искусство вечно никогда не потеряет своей значимости.

Разве может со временем потерять свою притягательность улыбка Моны Лизы, утратить величие собор Святого Петра в Риме, разве Моцарт может перестать быть гением? Искусство всегда восполняло человеческую потребность в красоте и гармонии, меняло мир к лучшему, и так будет всегда.

Предлагаю почитать другие статьи на блоге на тему искусства:
Цель музыки – трогать сердца. Цитаты о музыке
Гармония звуков: стихи о музыке и музыка стиха
Бах – это вечная гармония
До слез Чайковский потрясал…
Музыка Шопена для сердца и души
Волшебный эффект Моцарта
Ференц Лист.

Судьба и музыка
Эннио Морриконе.

Обратите внимание

Искренняя и яркая музыка для души
Русская осень в творчестве Исаака Левитана
Акварели Willem Haenraets
То, что видит только сердце…
Играют ангелы на струнах наших душ…
Красота спасет мир… Цитаты и афоризмы о красоте
Цитаты Ремарка о самых прекрасных чувствах на свете

А для души предлагаю посмотреть великолепный фильм Аркадий Райкин. Волшебная сила искусства режиссер Н.Бирман.

Моя дорога к счастью и любвиЦель музыки – трогать сердца. Цитаты о музыкеКрасота спасет мир… Цитаты и афоризмы о красотеНа лепестках цветка написано посланье… О цветах в цитатах и афоризмахКак здорово, что в жизни снова лето… Цитаты и афоризмы про летоБез женщин жить нельзя на свете, нет…

Источник: https://irinazaytseva.ru/ob-iskusstve-v-citatax.html

Что общего между наукой и искусством?

Что общего между наукой и искусством? Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – изобретение человеческого разума, но по сути – совершенно несвязанные явления. Но это в корне неверно.

И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути – искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.

Так чем же являются наука и искусство на сегодняшний день – соперниками или союзниками? Наука познает мир при помощи логики, а искусство - с помощью эмоциональных образов.

Наука движет прогресс вперед, позволяет человеку выживать, улучшать быт, познавать мир с «технической» стороны.

Искусство же позволяет человеку познать себя изнутри, проникнуть в глубины подсознания, оно же находит путь к потаенным уголкам души, взывает к доброте и милосердию в человеческом сердце.

Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть произведение искусства в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним.

Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, согреться, защититься от опасностей окружающего мира нашему телу. Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не разочароваться в бытие. Искусство – пища для наших душ.

Важно

Искусство позволяет испытать катарсис – чувство, описанное Аристотелем; оно очищает, дает душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации. Наука может сдвинуть горы, но не сделает человека добрее.

Получается, что искусство и наука – противоположные грани познания? Но наблюдательный человек найдет и места, где эти грани пересекаются.

Ранее наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите – почитайте хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землей). Тем не менее, в последнее время искусств,о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону.

В наше время наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце.

С практической стороны, если углубляться в детали – наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом.

Не станем же разделять Искусство и Науку – двух сестер, вечно пытающихся превзойти одна другую, но и помогающих друг другу достигать собственных целей. В целом, у них весьма гармоничные отношения.

Источник: https://masterkrasok.ru/posts/chto-obshchego-mezhdu-naukoy-i-iskusstvom

Изображая науку, создавая искусство

Древняя индийская легенда гласит, что Брахма сотворил вселенную и все прекрасные, покрытые снегом горы, реки, цветы, всех птиц, все деревья и даже людей. Но вскоре после этого он сидел, обхватив голову руками.

Его супруга Сарасвати спросила: «Господин мой, ты сотворил прекрасную вселенную, населил её людьми огромного достоинства и ума, которые поклоняются тебе, почему же ты так подавлен?» Брахма ответил: «Да, все это правда, но люди, которых я создал, не ценят красоту моих творений, а без этого весь их разум ничего не значит».

Тогда Сарасвати заверила Брахму: «Я сделаю человечеству подарок искусство». И у людей развилось чувство прекрасного, они стали эстетически одарёнными и увидели божественную искру во всем. Сарасвати с тех пор поклоняются в Индии как богине искусства и музыки как музе человечности.

Так что такое искусство? Почему некоторые картины, музыка, природные явления вызывают у нас наслаждение? Как наш мозг определяет, что красиво, что нет? На все эти вопросы пытается отыскать ответ достаточно молодая научная дисциплина на стыке нейробиологии, искусства и - нейроэстетика.

Зеркальные нейроны

Совет

Зеркальные нейроны были обнаружены в 1990-х годах учеными из Пармы во главе с Виторио Галлезе. Внутри некоторых областей мозга находится особый класс нервных клеток, называемых зеркальными нейронами. Зрительные нейроны связывают визуально получаемую информацию и моторный ответ.

Эти нейроны активизируются не только когда мы сами выполняем действие, но и тогда, когда мы видим, что кто то другой выполняет это же самое действие. Мы на мозговом уровне имитируем, то что делают другие. Это имеет непосредственное отношение к искусству и красоте.

В качестве примера можно упомянуть кино как вид искусства, который на полную катушку задействует работу зеркальных нейронов. За один киносеанс мы способны испытать полную гамму чувств: мы сопереживаем героям, эротические сцены вызывают в нас возбуждение, сцены насилия рождают страх и так далее. Часто мы будто сами действуем вместо героев фильма.

Наш мозг думает, что всё, что происходит на экране, на самом деле происходит с нами в реальности. Когда мы наблюдаем жестокие пытки изображенные на картине Гойя у нас срабатывают те же нейроны, которые бы сработали если бы это происходило с нами. От этого возникающие переживания и ужас.Наблюдая картины Лучо Фонтаны, мы в мозге повторяем те же движения, следы работы.

Видимые следы целенаправленных движений. Именно это у нас вызывает эстетическое удовольствие. Мы и сами создатели этой картины.Кроме того, возможно, что художники подсознательно используют в создании своих работ методы, способные впоследствии оказывать на зрителя сильное эмоциональное воздействие.

Художник в некотором смысле невролог, изучающий потенциалы и возможности головного мозга посредством своих визуальных инструментов. Творения, которые способны вызвать эстетические переживания, обнаружат себя в реакциях нейронов головного мозга зрителей.

Рамачандран и его теория художественного опыта

В своей книге «Рождение разума. Загадки нашего сознания» профессор Рамачандран сформулировал десять нейроэстетических принципов:1) максимальное смещение;2) группировка;3) контраст;4) изоляция;5) решение проблем восприятия;6) симметрия;7) отвращение к сходному мнению;8) повторение, ритм и порядок;9) баланс;10) метафора.

Максимальное смещение. По Рамачандрану искусство всегда некое преувеличение реальности. Некоторыми аргументами к этому могут служить Венера Виллендорфская и богиня Парвати. Индийский скульптор взял среднеарифметическую женскую форму и изъял среднюю мужскую форму, оставив большую грудь, широкие бедра и тонкую талию.

А затем он усилил образ. В результате получилась анатомически неправильное олицетворение идеальной женщины. Усиленно можно использовать и цветовую гамму. Примером этого является рисунок Матисса. Принцип максимального смещения обозначает, что мозгу приятно что важнейшие качества изображения выражаются ярко.

Обратите внимание

Рамачандран приводит интересный пример: представьте, что вы учите крысу отличать квадрат от прямоугольника, давая ей кусочек сыра всякий раз, когда она видит конкретный прямоугольник. Когда крыса видит квадрат, то ничего не получает. Очень быстро она понимает, что прямоугольник означает еду, и начинает любить прямоугольник.

Но если вы возьмёте более удлинённый, тонкий прямоугольник и покажете крысе, она станет предпочитать второй прямоугольник первому. Это происходит потому, что крыса выучила правило – прямоугольная форма – это хорошо.

Отсюда, чем прямоугольник более удлинённый и тонкий, тем он «прямоугольнее», а крыса понимает – чем «прямоугольнее», тем лучше.

Группировка. Когда нашему мозгу удается из сложного фона выделить четкую фигуру или объект, то это определенно приносит нам некоторое эстетическое удовольствие. Мозгу нравится решать задачи.

Именно на этом основан принцип «группировки» в изобразительном искусстве. Примером такой картины-головоломки является далматинец Ричарда Грегори.

Поначалу мы не видим ничего, кроме набора пятен, но можем почувствовать, как наш зрительный мозг пытается решить эту перцептивную задачу, стараясь вычленить смысл из этого хаоса.

И затем, через 30-40 секунд внезапно всё становится на своё место, мы группируем фрагменты в правильном порядке и можем видеть далматинца. Из зрительных центров мозга в эмоциональные центры лимбической системы поступает сообщение, давая им толчок: «Ага, здесь есть объект – это собака».

Изоляция. Еще один закон восприятия – закон изоляции, или преуменьшения.

Почему же первобытные рисунки буйволов выглядят гораздо более выразительно и дают даже больше представления о буйволах, чем более реалистичная фотография из National Geographic, хотя казалось бы? Почему простой рисунок обнаженной натуры, сделанный Пикассо, Роденом или Модилиани, может впечатлять нас намного сильнее, чем цветная фотография красотки?

Дело в том, что у нас ограниченное количество внимания. В фотографиях внимание распределяется между фактурой кожи, оттенками травы, бликами и прочем. Каждому параметру достается мало внимания. Несущественная информация перегружает картину и отвлекает внимание от сути. Художник же выделяет один параметр, одну идею, и передает только ее, очищая от всех ненужных дополнительных деталей.

Симметрия. На протяжении всей истории люди пытались «измерить» красоту, описать с помощью математических формул или геометрических пропорций, тем самым обеспечить возможность ее воссоздания. Эстетико-математическое восприятие мира Пифогора проходит через всю античность и переходит в средние века через творчество Боэция и Августина.

Важно

Симметрия характеризовала гармоничность, пропорциональность, стройность природных тел и тела человека. Поэтому понятия симметрии и красоты тождественны. Нередко требования симметрии заставляли художника изменить картину, если даже нарушались исторические факты. В росписях Суассанского собора один из трех волхвов отсутвуют, так как не вписывается в задуманную симметрию.

В Пармском соборе святой Мартин делит накидку не с одним, а с двумя нищими.

На сегодняшний день нейроэстетика не описывает и не может описать взаимосвязь искусства и работы мозга — хотя бы потому, что мы пока мало знаем о его устройстве. 280 миллионов нейронов в затылочной доле мозга (там находятся основные зрительные центры), внутренняя логика, механизм переключения внимания, целая система, создающая эмоции, — а вы всего лишь бросили взгляд на «Мона Лизу».

Читайте также:  Плазмолифтинг в безоперационной пластике

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/1015525.html

Что дает искусство человеку

Хочу поговорить с вами о том, что дает искусство человеку – думаю, многих заинтересует эта тема. Порой наша жизнь сложна и непредсказуема, но и прекрасна одновременно, благодаря событиям и моментам, украшающим ее и делающим необыкновенно восхитительной.

что дает искусство человеку

Окружающие воспринимают друг друга по-разному, но всем нам присуще стремление к прекрасному, к лучшему.

Мы все живем, любим, учимся, занимаемся полезными делами для окружающих людей и для себя, конечно – и это просто восхитительно! Но искусство не менее важно для всех нас, чем перечисленное выше.

Согласитесь, ведь все окружающее нас, тоже имеет отношение к искусству! Из истории мы знаем о наскальных рисунках древних людей, они рисовали и на кусках кожи, украшали рисунками свои тела, отображая в этих своеобразных картинах какие-то события своей жизни – охоту, военные действия, быт.

И было им невдомек, что именно по этим картинам в будущем, будет воссоздана история жизни древних… А ведь эти деяния наших предков тоже относятся к искусству, и этот вид искусства имеет огромную ценность для нас.

Конечно же, многие согласятся с тем утверждением, что науке, труду физическому, свойственно удовлетворить лишь материальные нужды людей, когда предметы искусства, само искусство, является пищей духовной — что дает искусство человеку.

Люди, в ходе эволюции изменялись, однако без духовной пищи все явственнее ощущалась дисгармония внутри каждого. Попытавшись преодолеть эту дисгармонию, люди изобрели религию и стали внедрять искусство в свою жизнь – так появились картины художников, актерское искусство, музыка, книги… Предлагаю посетить сайт магазина-галереи — http://print4you.com.

ua/, где можно полюбоваться известными картинами и заодно выбрать репродукцию по своему вкусу. Всем нам известно, насколько хорошо гармонизирует человеческую душу талант художников, которое носит название изобразительного искусства – это ведь особая психотерапия для избавления от всякого рода психических заболеваний.

Наверное, не просто так в лечебницах для таких больных введено рисование – занятие, лечащее душу…

Совет

И что касается художников, то воплотив свои замыслы, тревоги в написание картины, художник тем самым отторгает проблемы, мучительные для него. Проделанная работа одаривает мастера гармонией и дает сил для продолжения жизни. Касается это не только художников, но и поэтов, писателей, композиторов, музыкантов – людей искусства — что дает искусство человеку!

Я как-то прочла записи Гете о том, что благодаря его роману о молодом Вертере и его страданиях, он смог и дальше жить, не смотря на все перипетии судьбы.

По-моему, это о многом говорит… Всевозможные направленности искусства содействуют развитию личности каждого из нас – развитию нравственности и культуры, то есть обучают видеть прекрасное вокруг нас, одновременно и реальное.

Музыка, поэзия, полотна художников, книги, чудесные фильмы дарят нам возможность познания эстетику окружающего, именно по этой причине, значение искусства для нас неоценимо.

Своим творчеством поэтам с писателями и актерами, скульпторам с архитекторами, художникам с композиторами и музыкантами, свойственно передавать нам свое восприятие мира, чего-то тайного, нам не известного и необычного! Благодаря их творчеству возрастает культурное развитие всех нас.

Еще будучи детьми, все мы прикасаемся к миру искусства, нарисовав свой первый рисунок, или прочитав стихотворение, сочиненное самостоятельно.

Становясь старше, мы формируем свои вкусы относительно одежды, предпочтения музыкальные и отношение к фильмам, книгам — что дает искусство человеку.

Столкнувшись с произведениями искусств, у всех нас появляется логическая цепочка относительно мировоззрения и эстетического вкуса – но лишь индивидуальная оценка каждого из нас, сможет повлиять на создание личных предпочтений и вкусов. Именно по этой причине полезно бывать в музеях, театрах, что бы воочию познакомится с истинными шедеврами.

Обратите внимание

Поверьте, стоит лишь начать, и уже не сможешь без этого существовать – истинные духовные ценности войдут в суть каждого человека – настолько велико значение истинного искусства. Человек, познав истинное искусство, станет видеть признаки его во всем – в кулинарии, в парке, в домашней обстановке, в обычном полевом цветке, в закате и восходе…

Ведь мы все живем рядом с шедеврами, только иногда, не замечаем истинную красоту окружающего мира и людей рядом – нужно просто прикоснуться к искусству, и оно будет сопровождать нас всю жизнь — что дает искусство человеку!

Полезные знания для всех

Источник: https://znaniyapolza.ru/chto-daet-iskusstvo-cheloveku.html

Нейроэстетики выяснили, как люди воспринимают искусство и красоту | Новые Известия

Крайне любопытную статью о том, как человек воспринимает искусство, публикует сайт одной из главных американских газет The Washington Post, а ее перевод на русский - телеграм-канал Newочём.

Если задуматься, убеждение, что в театре можно отлично провести время, во многом противоречит логике. Там мы окружены незнакомцами, на нас обрушиваются необычные образы, а зачастую и символический язык, не поддающийся словесному выражению.

Но если вечер действительно удался, мы обычно смеемся, плачем или получаем больше удовольствия от живого выступления, чем от просмотра той же постановки дома и в записи.

В театре мы можем полностью погрузиться в происходящее и ощутить связь с чем-то большим, чем мы сами. Как это происходит?

Ответы на многие загадки искусства можно найти с помощью науки. Считается, что искусство понимают сердцем, однако его путь начинается с мозга. Сложные внутренние системы сознания с поразительной скоростью воспринимают и интерпретируют эти тонкие материи. Представители новой науки — нейроэстетики — изучают отношения между искусством и мозгом.

Мы любим развлекаться в больших компаниях

Способность к социальному взаимодействию — одно из главных преимуществ нашего вида. Именно благодаря ему мы способны учиться на чужом примере. Мы стремимся внимательно считывать и анализировать эмоции и действия окружающих, поскольку эта особенность заложена в нашем мозге.

Если, например, вы когда-либо посещали экспериментальный перформанс, где присутствовало мало зрителей, и вы почувствовали себя немного выставленным на всеобщее обозрение, то вы понимаете почему.

Важно

Нам необходимо общение с себе подобными. И сигналы, получаемые от других людей, помогают мозгу понять логику окружающей реальности. Этот процесс начинается сразу после того, как мы оказываемся в толпе.

Социальное взаимодействие — ключевая особенность мозга

Социальные связи помогают понять человеческое поведение, большая часть которого складывается из оценок действий и эмоций — как наших, так и чужих. Мозг любит делиться эмоциями с окружающими.

Это лишь одна из причин, почему посещение живого выступления — концерта, пьесы, оперы — возбуждает наши нервы.

Учитывая способность мозга к эмпатии, неудивительно, что даже в таких бессловесных формах искусства, как живопись или танец, мы можем начать видеть скрытый смысл — и целую историю.

Повествование — эффективный способ передать информацию. Мы можем косвенно получать новые знания, пользуясь чужим опытом. При этом мы в безопасности и не испытываем необходимости действовать самостоятельно. Именно поэтому рассказ так сильно влияет на нас.

Мы отправляемся в путешествие, маршрут которого уже придуман кем-то другим. Пример балета «Лебединое озеро» доказывает, что мы можем сопереживать главным героям, не испытывая при этом эмоций того же масштаба.

Невозможно сопротивляться движению

Основные участки нашего мозга в первую очередь координируют опорно-двигательную систему: отправляют мускулам команды, обеспечивающие движение и, соответственно, выживание. Мозг реагирует на язык тела, мимику, жесты — все движения, от которых может зависеть выживание или успех в социальной среде. Все они встречаются в «Лебедином озере».

Но мы воспринимаем чужие движения не только на визуальном уровне. Мы неким образом воспринимаем их всем своим телом.

Когда мы наблюдаем, как танцор стремительно пересекает сцену, мы зачастую тоже ощущаем внутреннюю дрожь. Согласно теории зеркальной нейронной системы, наш мозг автоматически повторяет воспринимаемые им чужие действия через двигательную зону своей коры.

Давайте разберем это утверждение на примере пошаговой последовательности движений. Когда танцор делает прыжок или поворачивается, мы можем сами испытать ощущение полета.

Многие ученые полагают, что мы анализируем поступки окружающих людей с помощью соматосенсорной системы: она обеспечивает передачу информации о полученных ощущениях от тела к мозгу и помогает нам ощущать эмоции другого как свои собственные.

Совет

Этот механизм позволяет нам воспринимать последовательность движений артиста как единый в психологическом плане фрагмент. Серия прыжков может стать выражением стремления, поскольку мы неосознанно воспринимаем скрытую за ними эмоцию.

Структура искусства активизирует нейроны в нашем мозге

Ученые, которые исследуют различные формы искусства, считают, что существуют некоторые компоненты, способные особенно воздействовать на мозговую активность. Нейробиолог Вилейанур Рамачандран разработал несколько универсальных законов искусства. Эти закономерности были выявлены в целом ряде произведений искусства, которые принадлежат к разным периодам и культурам.

Эти принципы активируют визуальные центры нашего мозга. Теоретически они воздействуют на усвоенные нами в процессе эволюции навыки, необходимые для выживания. В «Лебедином озере» прослеживаются следующие закономерности:

Выделение одного элемента помогает мозгу блокировать остальную сенсорную информацию и сконцентрироваться. Повышенный уровень внимания способствует усилению эмоциональной реакции, особенно когда сам элемент максимально упрощен. Одетта отделена от остальных исполнителей, а ее лебединая сущность передана всего несколькими жестами.

Чем проще нашему мозгу воспринимать разделительные линии, тем быстрее он определяет границы — в особенности если речь идет о близлежащих объектах. Черно-белая цветовая схема «Лебединого озера» четко разделяет главных героев.

Если зритель обнаруживает связь между абсолютно разными, как кажется поначалу, вещами, то откликается эмоциональнее и активнее, появляется эмпатия. Наш мозг проводит параллель между «лебединой» партией Одетты и ее психологическим состоянием, и эта аналогия углубляет наше восприятие ее боли.

Разные движения порождают разные эмоции

Нейробиолог Джулия Ф. Кристенсен и ее коллеги из Лондонского университета попросили участников своего исследования оценить эмоции от просмотра коротких беззвучных видео с выступлениями танцоров балета. Так на их восприятие не могла повлиять ни музыка, ни выражения лиц исполнителей.

Позитивный отклик вызывали мягкие движения с круговой амплитудой — как, например, в сцене полета Одетты,которая состоит из плавных движений и па. Угловатые позы провоцировали негативные эмоции: асимметричные движения Черного лебедя впечатляли зрителей, но казались тревожными.

Музыка — идеальная составляющая

Обратите внимание

В ходе другого исследования Кристенсен и ее коллеги демонстрировали испытуемым как беззвучные, так и музыкальные отрывки из выступлений балетных танцоров. На кончиках пальцев у участников эксперимента были закреплены устройства по контролю потоотделения, чтобы отслеживать их эмоциональный отклик.

Когда печальная музыка сопровождала исполненный грусти танец, испытуемые демонстрировали сильный отклик, в том числе и на телесном уровне. Если музыка не совпадала с содержанием видео, реакция ослабевала.

Когда музыка и танец со схожим эмоциональным посылом совпадают, происходит нечто необъяснимое. Оно вызывает более мощный эмоциональный отклик, чем случайная комбинация.

Когда вы отправляетесь на балет (или любое другое представление) вы вступаете в область действия подконтрольного эксперимента. Если все пройдет так, как планировалось, все элементы сольются воедино и сформируют нечто вроде коллективного бессознательного.

Миллиарды клеток вашего мозга будут взаимодействовать с миллиардами мозговых клеток других людей, устанавливая соединения на микроуровне и способствуя слиянию наших сознаний.

Этот процесс начинается, когда мы неосознанно включаем себя в число зрителей. Затем перед нами разыгрывается история, соединяющая нас с актерами.

Мы начинаем чувствовать и понимать смысл происходящего на сцене, реагируя на магнетизм специфических визуальных центров. Испытываем эмоциональный подъем, когда музыка точно соответствует повествованию. Даже начинаем чувствовать эмоциональную привязанность в отношении других зрителей.

Все, как и задумали артисты, а также хореографы, режиссеры, сценаристы и композиторы. Вся эта магическая трансформация начинается на уровне мозга одного индивида. Начинается с вас.

На протяжении десятков тысяч лет искусство создавалось усилиями человеческого мозга. У каждой культуры есть собственный вид искусства. Однако ученые только сейчас начинают понимать, как наш мозг воспринимает и создает искусство и почему он это делает.

Как и многие произведения искусства, наш мозг остается загадкой. Один из секретов мозга — то, как хрупкая материя, спрятанная в нашем черепе, может не только придумывать, создавать и наслаждаться искусством, но выходить с его помощью за пределы головы, тела, космоса, самого времени и реальности.

Источник: https://newizv.ru/article/general/02-10-2017/neyroestetiki-vyyasnili-kak-lyudi-vosprinimayut-iskusstvo-i-krasotu

Наука и эстетика: всегда ли истина красива, а красота — истинна


В следующем году общей теории относительности Альберта Эйнштейна исполнится 100 лет. Проверка временем для нее прошла вполне успешно. По мнению многих, она не просто выдержала эту проверку, но и стала образцом идеальной научной теории.

Эйнштейн объяснил силу тяготения с помощью геометрии: искажение пространства-времени из-за присутствия в нем материи и энергии рождает силу, которая заставляет объекты и сам свет двигаться по определенным траекториям. Это очень похоже на то, как реки текут по своему руслу из-за того, что ограничены берегами.

Общая теория относительности основывается на классической ньютоновской механике, а также на обычной интуиции, однако она прошла огромное число экспериментальных проверок.

Важно

Сам Эйнштейн к проверкам теории был довольно равнодушен. В 1919 году британский физик Артур Эддингтон наблюдал отклонение лучей света в поле тяготения Солнца во время солнечного затмения.

Читайте также:  Мрт придаточных пазух носа

Что, если бы наблюдения не подтвердили предсказания Эйнштейна (правда, Эддингтона иногда обвиняют в неточности результатов, но это другая история)? Сам Эйнштейн на это ответил: «Мне было бы жаль Всевышнего, поскольку теория верна».

В этом весь Эйнштейн. Как говорил в свое время датcкий физик Нильс Бор, Эйнштейн слишком часто указывал Богу, что делать. Но это не было банальным невежеством или проявлением отцовской гордости за свою теорию. Эйнштейн был уверен в правильности общей теории относительности, потому что она была слишком красивой, чтобы быть ошибочной.

Это одновременно обнадеживает и пугает современных физиков.

Разве не эксперимент (сама природа) должен установить истину в науке? Причем тут красота? «Эстетические аргументы не решают научных споров», — утверждает струнный теоретик Брайан Грин, автор «Элегантной вселенной» (1999), самой успешной книги по физике последних лет.

«В конечном счете истинность физических теорий проверяется тем, насколько успешно они объясняют бесстрастные и упрямые экспериментальные данные. Эйнштейн имел в виду именно это. Красота теории — это признак того, что вы на верном пути», — настаивает Грин.

Рядом нет Эйнштейна, чтобы возразить, но думаю, он бы сделал это, если бы мог. В конце концов, именно Эйнштейн утверждал, что мы с готовностью признаем только красивые физические теории. Если даже он просто защищал теории от поспешных экспериментальных выводов, с ним можно согласиться.

Кто сказал, что в случае расхождений теории и эксперимента ошибка содержится именно в теории, а не в подсчетах? Но Эйнштейн имел в виду не это. Скорее всего, он утверждал, что красота превосходит опыт, чего бы это ни стоило. В своих мыслях он был не одинок.

Великий немецкий математик Герман Вейль бежал из нацистской Германии, чтобы стать коллегой Эйнштейна в Институте перспективных исследований в Принстоне.

«В своих работах я всегда пытался соединить истину с красотой, и когда мне приходилось выбирать между ними, я обычно останавливал выбор на красоте», — говорил он.

Но может, это просто дух эпохи и проявление романтизма конца века? Хорошо, если бы так. Однако споры об эстетике в науке никогда не затихали. Даже Лев Ландау и Евгений Лифшиц в своем выдающемся, но суровом и беспощадном к читателю «Курсе теоретической физики» называли общую теорию относительности «самой красивой из всех существующих теорий».

Совет

Сегодня такие популяризаторы науки, как Грин, пытаются заинтересовать людей именно красотой в физике. В прошлом году в этом журнале выходила статья квантового теоретика Адриана Кента, в которой он говорил, что сама уродливость некоторых трактовок принципов квантовой механики может вызвать к ним недоверие.

По его словам, это та научная область, где «элегантность представляется чрезвычайно сильным свидетельством физической обоснованности».

Возникает вопрос: о какой красоте говорят ученые? Некоторые уходят от прямого ответа. Лауреат Нобелевской премии по физике Поль Дирак в 1963 году заявил, что гораздо важнее искать красивые уравнения, нежели пытаться добиться их экспериментального подтверждения (как бы это объяснил Грин?).

Но на прямой вопрос, что же это за важнейшая красота, Дирак развел руками. Математическая красота, по его словам, не может быть определена, так же как и красота в искусстве. Но при этом у математиков не возникает никаких сложностей с тем, чтобы оценить ее. Это напоминает определение «хорошего вкуса», которое дают современные искусствоведы.

Кажется, здесь присутствует та же смесь предрассудков и патернализма.

После такого ухода от ответа я был рад услышать объяснение значения красоты для науки от физика-теоретика Нимы Аркани-Хамеда в прошлом ноябре. Он беседовал с писателем Иэном Макьюэном в Музее науки в Лондоне во время открытия выставки, посвященной Большому адронному коллайдеру.

«Те идеи, которые считаются красивыми — это не просто мнение капризного эстета. Это не мода, это не общественное мнение. Это не то, что можно счесть красивым сегодня, а через 10 лет посчитать уродливым. То, что красиво сегодня, останется красивым навечно.

Так происходит, потому что то, что мы называем красотой, на самом деле есть нечто иное. Законы, которыми мы описываем природу, таят в себе что-то неотвратимое.

Принципов на самом деле не так много, и они могут работать только определенным образом, так что если вы хорошо поняли их природу, то ваша теория будет красивой».

Есть ли здесь хоть какая-то связь с тем, что понимается под красотой в искусстве? Аркани-Хамед попытался объяснить: «Вспомните о Бетховене, который пытался развить свою Пятую симфонию в строгом соответствии с ее внутренней логической структурой».

Бетховен действительно известен тем, что пробовал бесконечное количество вариаций и направлений в музыке в поисках «правильного» варианта, не оставляя на своих рукописях живого места от пометок и правок. Писатели и поэты также иногда одержимы поиском верного слова.

Читая романы Патрика Уайта или поздние работы Пенелопы Фицджеральд, испытываешь то же чувство почти логической неотвратимости, где одно слово совершенней другого.

Но такие вещи заметны, потому что редки. Обычно произведение искусства оживает не из-за неотвратимости, и не из-за решений, которые принимал художник.

Обратите внимание

У нас захватывает дух не потому, что слова, ноты, мазки «правильные», не потому, что мы видим целеустремленный процесс художника, а потому, что они открывают нам чувствительный ум, каждый раз делающий удивительный выбор.

Кстати, чистые математики отмечают, что именно это качество восхищает их в великом доказательстве. Не то, что оно правильно, а то, что за ним стоит конкретный, вполне реальный человеческий гений, который открыл неожиданное направление в решении.

«То, что красиво сегодня, останется красивым навечно», — именно этой фразой Аркани-Хамед дает понять, что нет никакой связи между красотой, которую ищет наука, и основными течениями художественной культуры. Единственное, что можно сказать о красоте, так это то, что она во многом зависит от ее носителя.

Мы до сих пор считаем красивыми рисунки эры палеолита в пещере Ласко и музыку Уильяма Берда, но при этом приходиться признать, что большая часть прекрасного зависит от моды и общественного мнения. А как иначе? Мы по-прежнему восхищаемся полотнами Ван Эйка.

Но сочтут ли его поклонники прекрасными работы Марка Ротко?

Самые серьезные нарушители в попытке переосмысления красоты — физики. Отчасти потому, что их область исследований — наследница идей платонизма, в которых утверждается непререкаемый космический порядок.

Такое убеждение фактически оправдывает физические исследования: зачем искать правила, если не верить в их существование? Физик из Массачусетского технологического института Макс Тегмарк идет дальше и заявляет, что математика составляет основную материю реальности, что напоминает самые радикальные идеи Платона в Тимее.

Но платонизм не поможет примирить науку с основными течениями эстетической мысли, в том числе и оттого, что Платон сам никогда не доверял искусству (в итоге он исключил из своей «Республики» поэтов). Лучше обратимся к Иммануилу Канту.

Кант потратил немало сил в своей «Критике способного суждения» (1790), пытаясь отделить эстетические аспекты красоты от чувства удовлетворения, которое испытывает человек, когда ему удается ухватить идею или распознать нужную форму. Не стоит снова смешивать эти два явления. Все, что дает нам понимание идеи, — это решение, которое удовлетворяет задаче.

Но не свободное и неопределенное высшее развлечение ума тем, что называется красотой. Иными словами, красота — это не само решение, это воображение.

Важно

Возможно, физики дальше всех прошли по пути Платона, но они не единственные. Можно вспомнить химиков, чье понятие о красоте сводится, прежде всего, к молекулам, которые им нравятся.

Обычно симпатию вызывает присущая им математическая симметрия, как у молекулы углерода бакминстерфуллерена, имеющей форму футбольного мяча (строго говоря, усеченного икосаэдра).

Конечно, это просто очередной пример математического поклонения, в котором красота соединяется со свойствами регулярности, которые не считались красивыми с художественной точки зрения даже в античности.

Брайан Грин утверждает: «В физике, как и в искусстве, одну из ключевых ролей в эстетических принципах играет симметрия». Однако для Платона именно отсутствие симметрии в искусстве (а значит, внятности) лишало его красоты. Искусство было слишком сумбурным, чтобы быть красивым.

Посмотрев на эти вопросы с другой стороны, Кант выступает от лица большинства ценителей эстетики в искусстве: «Все жестко правильное (близкое к математической правильности) содержит нечто противное вкусу». Мы устаем от этого, как от детских стишков.

Или, как говорил историк искусства Эрнст Гомбрих в 1988 году, изобилие симметрии приводит к тому, что «как только мы понимаем принцип построения рисунка, произведение теряет загадку».

Художественная красота, по мнению Гомбриха, основывается на напряженном соседстве симметрии и асимметрии. Это борьба двух одинаково сильных противников, бесформенного хаоса, в котором кружатся наши идеи, и жестко оформленного однообразия, в которое мы добавляем новые акценты».

Даже Фрэнсис Бэкон (ученый XVII века, а не художник двадцатого) понимал это: «В истинной красоте всегда есть изъян».

Возможно, я был немного резок по отношению к химикам — все эти молекулы-кубы и призмы по-своему забавны. Но Бэкон, Кант и Гомбрих абсолютно правы, ставя под вопрос их эстетическую ценность.

Как сформулировал в 2003 году философ химии Йоахим Шуммер, определять красоту как симметрию значит понимать ее слишком узко. Это все равно что отрезать ее от преобладающей традиции в искусстве.

Галереи неспроста не наполнены исключительно полотнами с совершенными сферами.

Почему ученые не могут по-своему понимать красоту? Возможно, могут.

Но не узок ли стандарт, который они выбрали? Это было бы не так плохо, если бы их культ красоты не угрожал достоверности доказательств, святость которых они постулируют с другой стороны.

Совет

Ученые говорят: неважно, кто ты, насколько знаменит, эрудирован или публикуем. Если твоя теория не соотносится с природой, это история. Но если все дело в этом, зачем же тогда вводить непонятного дополнительного игрока?

Ученые могут возразить, что по опыту знают, что истинные теории красивы. Ладно, с общей теорией относительности все прошло хорошо, но многие другие теории не выдержали испытания.

Взять хотя бы теорему о четырех красках: она утверждает, что всякую расположенную на сфере карту можно раскрасить четырьмя красками так, чтобы любые две области, имеющие общий участок границы, были раскрашены в разные цвета.

В 1879 году показалось, что британский математик Альфред Кемпе нашел доказательство, и его многие принимали в течение 10 лет, потому что считали его красивым. Но оно было ложным. Настоящее доказательство уродливо до безобразия.

Оно основывается на грубом использовании возможностей компьютера, и некоторые математики до сих пор отказываются принимать его из-за того, что его нельзя проверить вручную. Но иначе задачу решить невозможно. То же самое касается доказательства Великой теоремы Ферма Эндрю Уайлсом, о котором впервые стало известно в 1993 году. Условия задачи удивительно просты и элегантны, доказательство оказалось невероятно сложным. Это 100 страниц доказательства, которое сложнее центра Помпиду, там нет и тени простоты.

Несложно в истории науки найти примеры теорий и доказательств, которые были красивы, но неверны, или сложны и при этом правильны. Связь между красотой и истиной так и не была доказана.

Но хуже всего то, что иногда «красота» в том смысле, как ее понимает большинство ученых, грубо говоря, «элегантная простота», может сыграть как ложный козырь и не вызвать никаких вопросов.

В одной узкой научной области, которую, признаюсь, я знаю довольно хорошо, в 1959 году был предложен ответ на вопрос, почему гидрофобные частицы притягиваются, когда погружаются в воду (это эффект энтропии, молекулы воды менее упорядочены, если частицы слипаются).

Обратите внимание

Ответ был таким аккуратным и стройным, что его пытаются навязать до сих пор, хотя экспериментальные данные показывают, что он необоснован, и настоящее объяснение может быть ужасно длинным.

Может даже оказаться, что простота и убедительность теории естественного отбора больше поражает биологов как красивая идея, нежели как истина. Это островок упорядоченности в океане оговорок и противоречий.

Ее красота заставляет их защищать теорию любой ценой.

Иначе отчего все попытки показать ее ограниченность, ее исключения и компрометации до сих пор вызывают споры, которые ведутся с почти религиозной пылкостью?

Идея, что простота — это путь к истине, иными словами, идея, что бритва Оккама — полезный принцип, кажется каким-то избитым предрассудком. Из этих примеров видно, что совсем необязательно, что этот это будет так.

Возможно, логично выбирать простоту при прочих равных. Но в науке очень редко бывает ситуация с прочими равными. Чаще некоторые эксперименты подкрепляют одну теорию, а некоторые — другую без всякого критерия экономии.

Тем не менее точно можно сказать, что простота — не последний недостающий элемент в определении эстетической ценности. На самом деле, в музыке и живописи выдержан тот оптимальный уровень сложности, ниже которого ценность произведения падает.

График соотношения любования и сложности имеет форму перевернутой латинской буквы U: обычно люди предпочитают песню Beatles «Eleanor Rigby» детской песенке «Baa Baa Black Sheep» или авангардистским «Структурам» Пьера Булеза, так же как цветущие пейзажи унылым.

Вкусы обычно избегают крайностей.

Как ни странно, погоня за «последней теорией» глубинных физических законов природы говорит о том, что неотвратимость и простота (которые так высоко ценит Аркани-Хамед) теперь дальше от нас, чем когда-либо.

Важно

Теперь мы сталкиваемся с не менее, чем 10 500 возможными вариантами теории струн. Всегда есть вероятность, что все эти теории, за исключением одной, исчезнут в один миг благодаря открытию какого-нибудь будущего гения.

Однако в настоящее время мечта об элегантных фундаментальных законах находится посреди бескрайнего беспорядка.

Убежденность в том, что красота есть истина, легко соскальзывает в пустоту и упирается в утверждение, что истина должна быть красивой. Это видно на примере тех же химиков.

Они убеждены, что периодическая таблица прекрасна, несмотря на все вопросы с электронными оболочками, неопределенную позицию водорода и другие неясности.

Поиск идеальной, совершенной платонической формы таблицы среди спиралей, гиперкубов, пирамид свидетельствует об отчаянии.

Несмотря на все это, я не хочу, чтобы ученые перестали говорить о красоте. Все, что вдохновляет науку, — ценно, и если погоня за красотой, научной красотой, не имеющей связи с искусством, вдохновляет, она должна существовать.

Я только хочу, чтобы ученые признали, что они мучают несчастный мир, пытаясь подогнать его под свои требования. Я был бы больше воодушевлен, если бы художники, вместо того чтобы принять эту всеобщую погоню за красотой (как Ян МакЭван), сказали бы: «Нет, мы с вами в разных лагерях. Ваша красота для меня ничего не значит».

Если мы хотим, чтобы научная красота как-то взаимодействовала с эстетикой в искусстве, ее надо искать в человеческом аспекте: в гениальном построении эксперимента, элегантности логики, ясности описания, в удивительных переходах в рассуждении.

Совет

Эти вещи не являются обязательными составляющими правильной теории, или успешного эксперимента, или вдохновляющего объяснения. Но они прекрасны. Красота, в отличие от истины или природы, это то, что мы сами создаем.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10048-istina-i-krasota

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector