Особенности детского массажа

Блог о массаже

Опубликовано: 19 Июля 2018

Детский массаж – это действенная и совершенно безопасная возможность значительно оздоровить малыша уже в течение первых месяцев жизни.

Многие родители не понимают, зачем необходимо профессиональное воздействие, если у ребенка не наблюдается проблем и патологий.

Проведение сеансов рекомендуется не только в тех случаях, когда проблема уже есть и заметна, но и для совершенно здоровых малышей. 

Обратите внимание

Процедура снижает мышечный тонус, обеспечивает пластичность, нормализует кровообращение, успокаивает младенца.

Массаж для ребенка: почему полезен

Массажная процедура – физиологичный способ, способствующий профилактике и лечению различных заболеваний. В детской практике массирование оказывается не только эффективным методом стабилизации мускулатуры и позвоночника малыша, но и способствует спокойствию, стрессоустойчивости младенца.

Организм малыша непрерывно развивается и реагирует на любое воздействие: от питания до медицинских мероприятий. Именно поэтому массаж грудничка не просто оздоравливает и лечит, но и помогает ему развиваться гармонично с психофизической точки зрения.

Процедура для ребенка:

  • оказывает расслабляющее воздействие на мышцы;
  • улучшает и нормализует кровообращение;
  • положительно влияет на защитные функции организма;
  • минимизирует колики;
  • стабилизирует нервную систему;
  • стабилизирует работу пищеварительного тракта;
  • положительно влияет на работу и развитие опорно-двигательного аппарата;
  • тренирует, развивает моторику.

Типы массажа для новорожденных

Сегодня существует три главных назначения выполнения детского массажа:

  • лечебный;
  • коррекционный;
  • профилактический.

Лечебный и коррекционный массажи проводятся специалистом после консультации с лечащим врачом, если наблюдаются патологические проблемы. Такие сеансы способствуют излечению от определенного недуга. Назначение выписывает невролог, ортопед или хирург. Занятия можно начинать с двухмесячного возраста, в отдельных случаях их назначают на пятой неделе жизни.

Профилактический массаж проводится с целью повышения защитных функций организма, качественного формирования иммунной системы малыша и его гармоничного развития. 

Особенности работы детского массажиста

Многие мамы самостоятельно учатся делать детский массаж, однако без большого опыта такой подход может быть опасен: вместо развития и крепкой нервной системы из-за неприятных ощущений грудничок начинает больше плакать, нервничает в процессе сеанса. Негативная реакция может вызвать беспокойное поведение в дальнейшем. Отсутствие специфических знаний по физиологии может нанести серьезный вред здоровью ребенка.

В первый год жизни рекомендуется проводить три курса процедур, важно, чтобы сеанс проводился тогда, когда отсутствуют даже малейшие противопоказания. Если родители все-таки решили самостоятельно проводить массажные процедуры, можно использовать исключительно техники поглаживания, а также растирания. 

Для эффективности процедуры нужно придерживаться следующих правил:

  • один курс процедур длится десять дней;
  • длительность сеанса не более 45 минут, продолжительность зависит от реакции;
  • первый сеанс занимает не более получаса;
  • мероприятия проводят утром;
  • между курсами должен быть перерыв 30 дней минимально, но желательно 3 месяца;
  • если выполняются гимнастические упражнения, нужно заняться ими сразу после завершения сеанса;
  • профилактический массаж проводится только при условии хорошего самочувствия и доброжелательности малыша;
  • массирование проводится через 60 минут после кормления или за 60 минут до его начала, также не рекомендуется процедура перед сном;
  • профилактический и укрепляющий массаж рекомендуется делать детям до года, когда ребенку исполняется два года, становится достаточно природной физической активности, но это не относится к лечебному.

Первый год жизни человека условно делится на пять возрастных этапов, от возраста зависят особенности выполнения процедуры. 

В первые три месяца жизни у младенцев гипертонизированны мышцы, отвечающие за сгибание ручек и ножек. В этом периоде массирование призвано расслаблять напряженную мышечную ткань.

С четвертого месяца гипертонус проходит, поэтому специалист фокусируется на укрепление мышц конечностей с помощью пассивных упражнений. Максимальное внимание уделяется массированию ладоней, пальцев, так как такой подход позволяет повлиять на мелкую моторику и способствует развитию речевых центров. В этом же возрасте начинают выполнение простейших гимнастических упражнений для грудничков. 

Важно

Полугодовалый малыш уже сам способен сидеть и переворачиваться, поэтому основная задача в этом периоде – гармоничное развитие мускулатуры зоны живота и спинной зоны.

В девять месяцев малыш делает первые шаги, поэтому массаж приобретает комплексный характер, он направлен на полное укрепление организма.

На двенадцатом месяце жизни ребенку становится неинтересно на сеансах, из-за этого важно его развлекать. В этом периоде основная задача сеансов состоит в укрепление мышц, развитии хорошей координации.

Как проводить детский массаж

Массирование ребенка существенно отличается от сеансов, которые проводят со взрослыми людьми, подростками. 

Подготовка кожи малыша проводится с помощью легких поглаживаний в направлении лимфотока к лимфоузлам. Первый этап направлен на нормализацию кровообращения и максимальное расслабление мышечной ткани.

После кожу малыша растирают, повышают ее упругость, улучшая естественное мышечное питание, успокаивающе влияет на нервную систему.

Растирают по направлению часовой стрелки, проводят тремя пальцами с большей интенсивностью.

Когда тело малыша подготовлено к полноценному воздействию, специалист или родитель переходит к разминанию, которое выполняется  по кругу, поступательными движениями, используется также только три пальца: безымянный, средний и указательный. Этот этап отличается тем, что оказывает воздействие глубже, устраняет отечность и улучшает лимфоток. 

Легкий тонизирующий эффект дают вибрации – завершающий этап массажной процедуры. Они отличаются обезболивающим эффектом, также действуют как спазмолитики. На этом этапе улучшается метаболизм малыша. Выполнять можно как пальцами, так и ладонью с достаточной интенсивностью. 

Важно понимать, что неправильное выполнение массажа ребенку может вызвать не только мгновенные нарушение, но и отразиться на развитии малыша в дальнейшем: некачественно выполненная процедура может спровоцировать различные заболевания позвоночника (сколиоз, остеохондроз) и ухудшить состояние мышц. Если у родителя отсутствует успешный опыт массажа новорожденного, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Совет

Массажисты из “Практика-М” – это эксперты с большим опытом работы. Находим подход к каждому младенцу, исключаем даже минимальные риски и, как следствие, достигаем максимальной эффективности.

Процедура проводится на дому для максимального комфорта ребенка. Мы найдем подход даже к самому капризному пациенту. Позаботьтесь о здоровье своего малыша уже на первом году жизни – обратитесь к нам.

С нами ваш малыш будет здоров и активен!
 

Источник: https://praktika-m.ru/blog/massazh-grudnichkam

Особенности детского массажа первого года жизни

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Ключевые слова: массаж, приемы, ребенок, развитие, комплексы, гипертонус.

«Здоровье — это драгоценность, и притом, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка.

Это достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы.

Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются своего рода фундаментом физического развития.

Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы, следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка.

Комплексы ЛФК и массажа должны быть составлены таким образом, чтобы учесть все тонкости психомоторного развития малыша.

Комплекс ЛФК включает в себя упражнения, которые базируются на врождённых рефлексах, упражнения активные и такие, которые делают с помощью взрослого (пассивные).

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5–2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25–30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день.

Обратите внимание

В светлой, хорошо проветренной комнате, температура воздуха не должна быть ниже 22 градусов.

В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Рассмотрим пять основных этапов развития ребёнка:

1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ: В первый месяц жизни ребенок называется новорожденным, т. е. этот период длится со дня рождения до месяца. ребёнок адаптируется к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

2. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ: Данный возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.

ОТ 1,5 до 3 МЕСЯЦЕВ

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает. Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей. Необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

К числу врождённых рефлексов относятся; ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). Важно выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз.

У детей до 2,5–3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже подошвы стопы, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. Рефлекторное упражнение для стоп. При спинном рефлексе Галанта — происходит разгибание мышц позвоночника.

Покачивание в позе «эмбриона» благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день (можно использовать надувной мяч большого размера).

«Ходьба» — рефлекторное упражнение, при выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору.

Активизация различных ручных умений. Постепенно ребенок учится владеть своими руками, увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Во — время массажа важно акцентировать внимание на каждый пальчик, на отведение большого пальца и ладошку малыша.

Разминание пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке — это стимулирует работу речевого центра.

Тактильного воздействия на органы осязания дает импульс в моторные центры Брокка и Вернике, которые расположены в головном мозге, что способствует благоприятным условиям для дальнейшего развития речи, а так же мышления, т. к. эти две психические функции взаимосвязаны.

Важно

Очень важно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка во время проведения сеанса массажа. Для этого следует общаться с ребенком, ласково с ним разговаривать, хвалить, что способствуют достижению лучшего результата.

ОТ 3-х ДО 4 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.

Обучение навыкам изменения положения тела, действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза. Можно применять упражнения для нижних конечностей и проводить пассивные движения для рук.

ОТ 4-х ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Массажные приемы должны постепенно усложняться.

Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию. Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально.

Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре), можно включать ритмическую музыку.

Читайте также:  Londa: немецкое качество по советским ценам

ОТ 6 ДО 10 МЕСЯЦЕВ

Если к шести-семи месяцам ребёнок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Благодаря ползанью укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

Совет

Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. Следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.

В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать. Все упражнения сопровождаются краткими, отчётливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т. д.

Во время гимнастики желательно использовать простейшие предметы (кольца, палочки), яркие музыкальные игрушки.

ОТ 10 МЕСЯЦЕВ до года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию- когда малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия, предложите подлезть под невысокий столик, стул и тому подобное, заинтересовывая игрушкой.

Поощряйте стремление ребёнка забираться на диван, кресло и так далее, спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки.

Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время, это игра, игра весёлая и увлекательная, активно участвуйте в ней, придумывая новые задания, станьте сами ребёнком хоть ненадолго.

Но первое время ребёнок часто падает, падение — неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Литература:

1.      Массаж и гимнастика для детей / Красикова И. С. — М.: Корона-Принт, 2002. — 246 с.;

Обратите внимание

2.      Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. — Л., 1990. — С. 104–131.

3.      Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974.

4.      Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966.

5.      Большой справочник по массажу — Васичкин В. И. — Практическое руководство. Изд. Эксмо, 2004–448 с

Источник: https://moluch.ru/archive/77/13261/

Особенности детского массажа

Необходимые для жизни ребенка навыки, а также важные процессы в организме формируются под влиянием многих факторов. Одно из важных мест в этом принадлежит гимнастике. Здесь очень важно правильно подобрать комплекс упражнений и соответствующий возрасту двигательный режим.

Массаж представляет собой отдельный вид пассивной гимнастики. Его выполнение положительно сказывается на укреплении опорно-двигательного аппарата, на развитии мышечной системы.

Кроме того, движения вызывают у ребенка положительные эмоции, способствующие расслаблению и растягиванию мышц лица (улыбка). Ученые выявили зависимость развития речи у детей от тактильного контакта с ними.

Исследования подтвердили, что первый лепет возникает в ответ на поглаживание ног, живота, тогда как другие формы общения со взрослыми (улыбка, ласковый разговор) не выполняют эту функцию.

Массажные приемы раздражают рецепторы центральной нервной системы, находящиеся в коже, мышцах и связках, и те в свою очередь направляют бесчисленные потоки импульсов в кору головного мозга, тонизируя работу всего организма.

Покраснение кожи после массажа вызвано усилением притока крови к массируемому участку, что положительно влияет на питание кожи и ее оздоровление.

Под воздействием массажа ускоряется лимфоток, освобождая ткани от продуктов обмена.

Важно

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание (поверхностное и глубокое), разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. Этот прием рекомендуется применять в массаже возбудимым детям со слабой нервной системой. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон у таких детей.

Прием растирания в детском массаже отличается от приема поглаживания большим нажимом рук.

При разминании применяется еще большее давление на мышцы, чем при растирании.

Вибрация является наиболее сильнодействующим элементом массажа. Этот прием применяется в основном в профилактическом массаже, назначается детям с избыточной массой тела. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ в организме ребенка.

Поколачивание вызывает в организме рефлекторную реакцию. Данный прием позволяет снизить возбудимость центральной нервной системы, улучшить работу внутренних органов. Под воздействием приема поколачивания углубляется дыхание и учащается пульс.

Таким образом, все перечисленные приемы массажа делятся на две группы: 1) успокаивающие — приемы, основанные на поглаживаниях различной силы; 2) возбуждающие — поколачивание и вибрация.

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. Массаж как вид тактильного контакта в младенческом возрасте является очень важным фактором, положительно влияющим на эмоции и развитие речи.

https://www.youtube.com/watch?v=y5KM5FVeua8

В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Источник: https://medn.ru/statyi/Osobennostidetskogomassaz.html

Детский массаж: особенности детского массажа – Медицинский массаж и лечебная физкультура

Детский массаж: особенности детского массажа

Детский массаж: особенности детского массажа

Массаж- научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Организм ребёнка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения, любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) Оказывают на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегося человека.

Ребёнок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьёзный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Совет

Детский массаж выделяется как особый вид массажа так как Способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Методики, разработанные виднейшими специалистами российской педиатрии (в первую очередь А.

Ф.

Туром, его учениками и сподвижниками), уже многие годы успешно применяются в детских медицинских и оздоровительных учреждениях, практический опыт, накопленный за долгие годы, и последние научные исследования позволяют считать массаж эффективным и, что очень важно, безопасным средством профилактики и лечения большого числа заболеваний, коррекции нарушений развития опорно-двигательной и нервной систем.

Под действием массажа в организме человека происходит ряд местных и общих реакций, в результате этого сложного биологического процесса нормализуется деятельность всех органов и систем, улучшается питание (а значит, и рост) костей и мышц, кожа становится упругой и эластичной.

Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём дейстие массажа тем сильнее, чем младше ребёнок.

Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после неё, однако не следует утомлять ребёнка слишком сложными или продолжительными упражнениями так как Массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм, широко используются пассивные движения (то есть Движения, выполняемые ребёнком с помощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки.

Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям.

Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы- всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений.

Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приёмов, можно менять характер воздействия.

В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий, тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приёмы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приёмов.

Обратите внимание

Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание- более медленное и глубокое, ударных приёмов меньше.

В любом случае массаж должен быть безболезненным, это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным).

У ребёнка болезненные приёмы могут вызвать различные патологические реакции (например, рефлекторное мышечное напряжение), а кроме того, появляется страх, который сводит к нулю весь положительный эффект, создаёт устойчивую негативную установку.

Ребёнок не всегда (по разным причинам) может сказать, что ему больно или неприятно, поэтому надо очень внимательно наблюдать за состоянием ребёнка, за выражением его лица, реакцией его тела.

От массирующего требуется особая внимательность и чуткость, он должен ощущать своими руками изменения, происходящие в тканях тела и адекватно реагировать на них, это придёт с опытом, главное не торопиться и внимательно прислушиваться к своим тактильным ощущениям.

Главный критерий правильности проведения массажа- настроение ребёнка, если ребёнок любит массаж, становится более крепким и жизнерадостным- значит, всё сделано хорошо.

Красикова Ирина СемёновнаДетский массаж

массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет

2-е издание, Санкт-Петербург, Корона принт, 2003 год.

Опубликовал Верочка 07.06.2009, 22:04 9815 Прочтений ·

Источник: http://razvitielife.ru/bolezni-u-detej/lechenie/4359-detskij-massazh-osobennosti-detskogo-massazha-meditsinskij-massazh-i-lechebnaya-fizkultura

Особенности проведения детского массажа

В проведении детского массажа специалист использует четыре основные техники – поглаживание, растирание, разминание и вибрации. Поглаживание выполняется нежно и мягко скользящими по кожному покрову движениями. Данное движение используется вначале и в конце сеанса, а также между другими техниками, играя роль перестроечного механизма.

Нежные скользящие движения положительно влияют на тургор кожного покрова, механически его очищая, и активизируя дыхание через поры. Детский массаж способствует успокоению гипервозбудимых мышц, нормализации тока лимфы, активизации кровотока, улучшению работы всех внутренних органов и систем.

Действует расслабляюще на отдельные группы мышц, помогая снять болевой синдром. Поглаживания и легкие растирания помогают активизации притока крови к периферическим мышечным тканям, способствуют его нормализации. Поглаживание выполняют ладонной поверхностью кисти, двигаясь от периферии к центру и тыльной поверхностью, двигаясь в обратном направлении.

Выполняемые движения идут по направлению тока лимфы, к лимфоузлам и обратно.

Растирание относят к плотному, но мягкому контакту с мышечными волокнами, поскольку воздействие уже направлено на мышцы.

Данный прием расслабляюще воздействует на мышцы, позволяет снять напряжение мышц, улучшить трофику (питание) тканей, принести успокоение периферической и центральной нервной системе.

Кроме этого благодаря ему осуществляется первичное воздействие на глубжележащие ткани, в том числе сухожильно-связочный аппарат.

Растирание в грудничковом возрасте носит чрезвычайно мягкий и нежный характер, с постепенным активизированием направленного воздействия. В технике выполнения массажа используются подушечки пальцев, двигающиеся по спирали.

Важно

В дальнейшем в процедуру детского массажа вводят пиление, выполняемое ребром ладони с небольшим надавливанием. Для массажа ручек и ножек используют кольцевое растирание, обхватив ладонью массируемую область и двигаясь быстро, но аккуратно.

Читайте также:  Теория боли – история развития

При этом происходит небольшое смещение кожного покрова.

Выполняя массаж стоп, растирающие манипуляции осуществляют большим пальцем руки, рисуя на ней восьмерку. Кроме этого у основания пальчиков выполняют мягкие надавливания, что позволяет расслабить сгибатели и снять боль.

Разминание позволяет успокоить мышцы при гипертонусе, активизировать их питание и ток лимфы. Данный прием оказывает непосредственное воздействие на глубоко лежащие ткани.

В процедуре используются щипкообразные движения, характеризующиеся нежным, но интенсивным характером. Захватив небольшой фрагмент кожного покрова, массажист смещает медленно и аккуратно ее. Данный прием используют для массажа мышц, расположенных вдоль позвоночника, в направлении от ягодичной области к плечевому отделу. Таким образом, разминаются ягодицы, ручки и ножки.

Вибрации, применяемые в детском массаже, носят анальгетический характер, и выполняются методом встряхивания. Затем с трехмесячного возраста встряхивания заменяют поколачиванием, которое выполняется сомкнутыми пальцами.

Все массажные процедуры начинаются и заканчиваются легким поглаживанием, что способствует успокоению разгоряченных мышц.

Источник: http://www.supermamma.ru/osobennosti-detskogo-massazha

Книга Детский массаж. Поэтапное руководство. Содержание – Глава 1 Особенности детского массажа и гимнастики

Маленькие дети, особенно малыши первого года жизни, подвержены разным заболеваниям, так как их организм еще плохо приспособлен к жизни вне утробы матери.

Иммунная и другие системы ребенка недостаточно развиты, а в первые месяцы жизни даже самая «безобидная» инфекция грозит ребенку серьезными осложнениями.

Совет

Медикаменты в этом случае дают очень сомнительный результат и часто вызывают у малышей аллергические реакции. Кроме того, даже самые современные антибиотики негативно влияют на неокрепший организм.

Вот здесь и приходит на помощь ребенку незаменимая профилактика простудных и прочих заболеваний – детский массаж, который в последнее время приобретает все большую популярность.

В Европе, например, он распространен повсеместно и дает очень хорошие результаты. С помощью массажа можно не только укрепить иммунную систему ребенка, но и помочь ему набрать вес, исправить кривошею, плоскостопие, искривление ног и др. Ведь, как известно, в раннем возрасте детский организм очень податлив и с готовностью откликается на любое воздействие.

Детский массаж – единственный в мире вид массажа, у которого нет ни одного противопоказания, кроме тех, которые налагает на процедуру педиатр при гнойничковом воспалении кожи, диатезе, высокой температуре или серьезном органическом заболевании. В наше время почти всем родителям известно, что даже обычное поглаживание или растирание приносит ребенку массу удовольствия. А одна-единственная детская улыбка способна поднять матери настроение на целый день.

Но массаж – это не только приятные эмоции. Он оказывает лечебное и профилактическое воздействие. Кроме того, регулярное его проведение способствует как физическому, так и психическому развитию малыша.

Детским принято называть массаж, который проводят в период от 2–3-недельного возраста и до 1 года. Хотя никто не запрещает делать его и более «взрослым» детям 2–3 лет. Детский массаж – это основа будущего здоровья подрастающего человека и его полноценного развития.

Ни для кого не секрет, что в больших городах здоровых детей с каждым годом рождается все меньше, поэтому детский массаж в настоящее время актуален как никогда. От него не отказываются даже те родители, чьи дети абсолютно здоровы. Ведь это не только профилактика простудных заболеваний, но и развитие моторики пальцев, и основа физического контакта с ребенком.

А при лечении различных недугов детский массаж приносит максимальную пользу, причем без каких-либо побочных эффектов.

Однако массаж детей до 1 года неотделим от гимнастики, которая в не меньшей степени, чем массаж, нужна малышам. Рекомендуемые для этого возраста комплексы, сочетающие в себе массаж и специальные упражнения, вы найдете уже в начале этой книги.

Обратите внимание

Затем следуют комплексы для детей недоношенных, с деформациями опорно-двигательного аппарата, переболевших ОРВИ и др. А в конце книги вас ждет таблица, из которой вы сможете узнать, что должен уметь ваш малыш в возрасте от 1,5–3 месяцев до 3 лет.

На организм маленького ребенка массаж оказывает разностороннее и благотворное влияние. Под воздействием массажа от нервных окончаний кожи в мозг поступает огромное количество импульсов, оказывающих тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

Вследствие этого улучшаются ее основные функции, в том числе контроль над работой различных органов и систем. Такой уникальный и доступный тактильный раздражитель, как массаж, особенно важен в первые месяцы жизни ребенка.

Он оказывает влияние на формирование положительных эмоций и развитие двигательных реакций.

Первые улыбки маленького человека вызываются поглаживаниями или легкими похлопываниями по щечке, в то время как прочие раздражители – слуховые или зрительные – не всякий раз достигают цели.

В отличие от улыбки, вызванной обращением к младенцу, педиатры называют подобную улыбку физиологической. Однако изучающие этот феномен психологи знают, что первичные речевые реакции ребенка чаще всего возникают в ответ на тактильные формы общения – поглаживание живота, ног и др.

Прочие формы контакта с взрослыми в это время практически не вызывают у малыша никакой реакции.

Описанные явления были теоретически обоснованы физиологами, которые утверждают, что проводящие пути кожных анализаторов созревают у ребенка к моменту рождения, тогда как другие – слуховые и зрительные – еще не готовы к контакту с взрослыми. В связи с этим малыш в первые месяцы жизни в большей степени доступен воздействиям через кожу: прикосновения близких вызывают у него не только эмоциональную, но и двигательную реакцию.

Важно

Мозг новорожденного растет и развивается только благодаря использованию его возможностей. И чем чаще задействуются двигательные и тактильные его функции, тем большие объемы он занимает в процессе роста, то есть рост мозга маленького ребенка мало чем отличается от роста мышц.

Что касается массажа ребенка до 12 месяцев, в нем используются практически все известные приемы классического «взрослого» массажа – поглаживание, растирание, разминание, потряхивание, ударные приемы и элементы акупунктуры.

Разные приемы массажа оказывают на малыша различное влияние. Так, мягкое растирание, разминание или поглаживание стимулирует процессы торможения, то есть успокаивающе действует на нервную систему.

И напротив, пощипывание или поколачивание производит стимулирующий эффект.

Массаж влияет не только на нервную систему малыша, но и на органы и системы, расположенные близко к коже, например на лимфатическую систему. Это ускоряет лимфоток, что способствует очищению тканей от вредных продуктов обмена, поэтому утомленные массажем мышцы отдыхают быстрее, чем даже при полном покое.

После такого воздействия периферические капиллярные сосуды расширяются, что проявляется легким покраснением кожи. Кстати, именно этого эффекта нужно добиваться при проведении процедуры, так как приток крови обеспечивает питание и оздоровление кожи: она становится блестящей, розовой и эластичной. Что касается мышц, разные приемы массажа воздействуют на них неодинаково.

Например, растирание, поглаживание и разминание вызывают их расслабление, а пощипывание и поколачивание – сокращение.

Нередко малыши страдают от скопления газов в кишечнике, что объясняется вялостью мускулатуры брюшного пресса и кишечника. Массаж живота в этих случаях приобретает особое значение, так как он способствует быстрому отхождению газов.

Однако при проведении такой процедуры нужно помнить, что кожа у ребенка (особенно первых 3 месяцев жизни) очень ранимая, тонкая и сухая. В связи с этим в раннем возрасте применяют максимально щадящие приемы массажа, в частности поглаживание.

По мере роста малыша можно разнообразить сеанс растиранием, разминанием и поколачиванием, выполняемым 1–2 пальцами. Вместе с интенсивностью процедуры наращивают и ее продолжительность.

Совет

Во время сеанса тело малыша должно находиться строго в горизонтальном положении, а при массаже ног или рук конечности нужно удерживать полусогнутыми.

Кроме того, массируя ноги, следует избегать резких толчков коленных суставов: коленную чашечку нужно «обойти» снаружи и ни в коем случае не трогать передние поверхности голеней.

Массируя область живота, следует точно так же «обходить» половые органы и правое подреберье (печень), а при похлопывании спины – поясницу (почки).

1

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/meditsina/book/detskiy-massaj-poetapnoe-rukovodstvo/content/2579698-glava-1-osobennosti-detskogo-massaja-i-gimnastiki/

Особенности детского массажа

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи­ тельно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная функция — контроль над работой всех органов и систем.

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в груд­ ном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда спо­ собны ее стимулировать.

Педиатры называют эту улыбку физиологичес­ кой, в отличие от улыбки в ответ на обращение.

Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах фи­ зиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анали­ затора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до­ ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмо­ циональные, но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отли­ чается от роста мышц.

Обратите внимание

В детском массаже используются все приемы классического масса­ жа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на н е р-в н у ю с и с т е м у : поглаживание, мягкое растирание и разминание уси­ ливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Покола-чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и систе­ мы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего л и м ф а т и ­ ч е с к а я с и с т е м а . Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая к а п и л л я р н а я с е т ь расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого сле­ дует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: погла­ живание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола чивание и пощипывание — сокращение.

При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), мас­ саж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

Читайте также:  Гуманизм, как профессия

При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачи вание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном положении (лежа), а при массаже конечностей — их следует удерживать в состоянии легкого полусгибания.

При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю повер­ хность голени.

Важно

При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).

ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, кос­ тей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичности.

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несу­ щей ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлы­ ми, эластичными, сильными и выносливыми.

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раз­ дражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще, шире и крепче.

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, уве­ личивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насы­ щение крови кислородом.

Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание. Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки — то же, что для взрослого прогуляться пешком несколько километров.

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыха­ ния, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согла­ сованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соот­ ветствующей нервной регуляции.

Совет

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физио­ лог И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной сис­ темы*.

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат на­ ходится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.

* См. И. М. Сеченов . Рефлексы головного мозга. М., 1961.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля­ ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ­ ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение — основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо­ приятные условия для питания и работы органов.

Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмо­ ций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древнос­ ти: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д.

, или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение этой связи И. П.

Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое «чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражают­ ся на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью»*.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно­ сится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж­ ные игры.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен­ ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме­ нее утомительная из всех форм двигательной активности детей.

https://www.youtube.com/watch?v=2CJhy7L3EYY

Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребен­ ку чрезвычайно большая потребность в движениях.

Ни одна из всех дру­ гих форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность де­ тей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия,

*И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 5. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952, с. 330-332.

игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.

Обратите внимание

Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и пло­ хие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз­ нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности.

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом разви­ тии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.

Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвиж­ ных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия — гимнастика.

В этих занятиях формирование правильного двигательного сте­ реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по­ степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра­ вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига­ тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать­ ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результа­ те чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

Важно

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак­ тивности детей, направленной на развитие статических и динамических

функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично­ сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе­ чивающих меньшую утомляемость.

Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру пред­ ставляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответ­ ствует характеру жизненно необходимых движений человека.

По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные дви­ жения; такие движения не представляют для детей интереса и не свой­ ственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движе­ ний — правильность и точность движений в гимнастических упражнени­ ях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или спе­ циальными приспособлениями.

Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх.

Совет

В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свобод­ ных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе.

Общительность и положи­ тельное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого.

Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельнос­ ти ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в грудном возрасте — руками родителей, в более старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле­ менты домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть

доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возмож­ ностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполне­ нию упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Обратите внимание

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или стра­ дающих какими- либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации.

Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатором и строго следовать его указаниям и рекомендациям.



Источник: https://infopedia.su/2x3aac.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector