Когда уже малыш заговорит: 5 эффективных способов развития речи в раннем возрасте

Как помочь развитию речи у детей раннего возраста?

Развитие речи у ребенка начинается почти с самого момента его появления на свет. Огромную роль в этом процессе играет общение мамы со своим крохой во время кормления и купания, прогулок или укладывания спать. Воспринимая обращенные к нему слова взрослых, малыш постепенно учится реагировать на них сначала эмоционально, улыбкой, а позже стараясь издавать ответные звуки (гуление).

Еще до формирования активной речи ребенок обучается и диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом.

Обратите внимание

К возрасту 12 месяцев, когда начинается формирование собственно речи и ее словесного выражения, ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь (слова, которые он знает и понимает, но не умеет пока произносить).

Поэтому так важно общаться с малышом, начиная с 1-го месяца его жизни. Способствуют восприятию и формированию речи всевозможные песенки, ласковые стишки и потешки, простые обращенные к ребенку слова, произносимые эмоционально, с хорошо выраженной мимикой во время любого действия мамы.

Как развивать речь у ребенка раннего возраста?

Можно выделить такие этапы развития речи у детей до годовалого возраста:

    1. В 3-4 месяца малыш уже хорошо держит головку и может некоторое время лежать на животике, рассматривая окружающий мир. В это время можно раскладывать перед крохой разные предметы, обязательно называя их. Важно проговаривать каждое свое действие. Например: а куда пойдет Вася? Вася пойдет купаться (спать, гулять, кушать). Проговаривать подобные слова надо спокойным, доброжелательным тоном, с ласковой улыбкой, можно немного растягивать ударные гласные звуки, придавая словам мелодичное, песенное звучание. В это время чадо уже реагирует на игру «Коза рогатая», «Поехали-поехали»:
      1. Простые рифмованные слова (идет коза рогатая за малыми ребятами: кто кашки не ест, молочка не пьет, того коза забодет-забодет), сопровождаемые движениями рукой, сложенной в виде «рожек», надо произносить плавно и нараспев, с улыбкой.
      2. Еще одна игра — стишок «Поехали-поехали, за грибами, за орехами. Приехали-приехали, и с грибами и с орехами» сопровождается покачивающими, потряхивающими движениями, имитирующими поездку. Ребенок в это время находится на руках у взрослого. Ритм произнесения должен соответствовать ритму движений.
    2. В 4-6 месяцев малыш начинает издавать первые звуки — гулит. Эти звуки должны вызывать ответную реакцию родителей, изображаемую радостной улыбкой и ответными звуками, имитирующими те, которые издает дитя.В этом возрасте можно начинать целенаправленно развивать речевой аппарат маленького человека:
      1. Сесть лицом к ребенку и надуть щеки. Повторять несколько раз, стараясь вызвать подражание. Когда щеки не надуты, нужно весело улыбаться, давая понять, что это такая новая игра.
      2. Высунуть язык, можно с выдохом через рот, издавая характерные звуки. Улыбаться ребенку в промежутках, проговаривать действия.
      3. Высовывая язык, облизать кончиком губы влево-вправо, нижнюю, верхнюю, как только подскажет воображение. Не забывать улыбаться, проговаривать, провоцируя ребенка на повторение.
      4. Протяжно произносить гласные звуки, имитируя гуление ребенка и провоцируя его на включение в игру.
      5. Давать ребенку игрушки или любые безопасные предметы, которые он сможет зажать в кулаке, облизать. Сделать попытку отобрать у малыша зажатый в руке предмет, обязательно проговаривая процесс. Например, как хорошо Вася держит (назвать предмет), отдай маме (назвать предмет). Не забывать о доброжелательной улыбке и спокойной ласковой интонации.
    3. В полугодовалом возрасте начинается новый этап в развитии речи ребенка: он осваивает произнесение слогов, лепет. Выражается это в однократном или многократном повторении одинаковых слогов «ма-ма-ма», «та-та-та и других сочетаний. Влиять на речевое развитие детей раннего возраста взрослые должны, общаясь в это время с ребенком как можно больше, произнося короткие слова из 1-2 одинаковых слогов в ответ на звуки, издаваемые им. Игры и действия по-прежнему проговариваются.
      В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!». Впоследствии игра усложняется: игрушку кладут в коробочку, спрашивая у крошки, где она.Много пользы принесут игры в «Ладушки» или «Сороку»:
      1. «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку. Кыш, полетели, на головку сели». При словах «Ладушки, ладушки…» — показать ребенку, как хлопают в ладоши, похлопывать его ручками. При окончании стишка производят движение улетающих и «садящихся на головку» рук малыша.
      2. «Сорока-сорока, кашку варила, деток кормила» — ладошка малыша поглаживается круговыми движениями маминого пальца, затем пальчики начинают по одному загибать, как будто считая: «Этому — дала, этому — дала… А этому — не дала!». Такое упражнение способствует формированию мелкой моторики пальцев и напрямую связано с развитием речи у детей раннего возраста.

Среди развивающих речь занятий должны присутствовать игры с называнием частей лица и тела у куклы, ребенка и взрослого. Игрушку рассматривают, называют ее и концентрируют внимание ребенка на одной из частей тела, называя ее: «А вот у ляли ручка. Ручка! А у Васи где ручка? Вот у Васи ручка! Где у мамы ручка? Вот у мамы ручка!»

Для развития мелкой моторики пальцев ближе к году ребенку надо давать рисовать пальчиковыми красками, цветными карандашами или мелками, разбрасывать некрупные игрушки, предлагая собрать их в ящик или в кучку.

Хорошим подспорьем станет «волшебный мешочек» с разными игрушками. Взрослый показывает часть игрушки (голову кошки, кабину машины и др.), оставляя все остальное закрытым. Спрашивает, что это и, услышав ответ, называет игрушку, доставая ее полностью.

Спрашивает, какие звуки издает изображенный игрушкой объект, побуждая ребенка к звукоподражанию.

Развитие речи у детей старше 1 года

После года ребенок обретает неведомую ему до сих пор свободу: он уже ходит и ему доступны самые разные уголки в доме. На этом этапе формируется любознательность, что вызывает постоянное волнение за ребенка и ограничивать его передвижение.

Очень важно не запрещать крохе брать разные предметы, тащить их в рот, играть с ними — он познает мир, ему это нужно.

Для его безопасности и своего спокойствия надо убрать подальше все, что может представлять даже минимальную угрозу для здоровья малыша и позволить ему свободно осваивать всю территорию дома.

Уже в 1-м полугодии малыш начинает переводить часть слов из пассивного словаря в активный. Часто предметы или явления, сходные между собой для восприятия, он называет общим для них словом. Родители обязательно должны проговаривать все свои действия, которые видит ребенок. Развивать речь в это время помогают такие игры:

  1. Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
  2. Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла спать, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
  3. Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает грубым голосом, маленькая — высоким.

Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу и т.д.). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.

Незаменима роль детской книги в развитии речи детей раннего возраста. Для привлечения внимания выбирайте такие книжки, содержание которых будет понятно малышу. Яркие картинки побуждают к рассматриванию их и называнию изображенного, имитации звуков, издаваемых им. Чтение должно быть хорошо интонировано и выразительно.

Упражнения для развития речи

Чтобы сформировать артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:

  1. Для развития речевого дыхания очень полезно учиться делать плавный и долгий выдох ртом, с напряженными губами. Хорошо тренирует такой навык сдувание легких предметов со стола или с руки. Эта игра может иметь множество вариантов:
    1. сдувать клочки ваты, изображая снег;
    2. сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
    3. заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
    4. пускать мыльные пузыри;
    5. «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.
  2. Мышцы языка хорошо тренируются при помощи любых действий, которые могут производиться языком:
    1. облизывать губы или ложку:
    2. показывать язык, вытягивать его вперед, поднимать или опускать;
    3. широко открывая рот, поболтать языком или показать, как лакают воду кошка или собака;
    4. цоканье языком, присасывание его к небу способствует легкому обучению в дальнейшем; произнесению звуков «р», «т» и других, для которых требуется поднимать вверх кончик языка.
  3. Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:
    1. Выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.
    2. Нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку. Постепенно размер бусин надо уменьшать.
    3. Шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды.
    4. Застегивать крупные яркие пуговицы. Их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка.
    5. Пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.
    6. Разобрать по цветам мелкие шарики, фасоль или подобные им предметы, смешанные вместе, как это делала Золушка.

Скорость развития у всех детей разная и не заставлять чадо стараться делать то, что кто-то умеет лучше него.

Речевое развитие ребенка в возрасте 2-3 лет

На этом этапе ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Для тренировки произношения очень полезны скороговорки.

Классические варианты еще недоступны детям, они просто не смогут произнести сложную конструкцию скороговорки.

Поэтому применяют упрошенные подобия, направленные на овладение произнесением какого-то звука во время скороговорки: «Бы-бы-бы, дым идет из трубы», «Та-та-та, отворяйте ворота» и похожие, которые можно бесконечно придумывать самостоятельно.

При произнесении скороговорки надо обращать внимание на отчетливость артикуляции и стимулировать ребенка произносить звук правильно.

В дальнейшем скороговорки для развития речи должны усложняться, превращаясь в коротенькие стишки: «У нашего мишки в мешке большие шишки», «Серая кошка села на окошко» и др. Приведенные скороговорки направлены на освоение шипящих, что обычно вызывает затруднения у детей до 3-х лет.

Нужно побуждать ребенка произносить скороговорки для развития речи отчетливо и слитно, без ощутимых пауз между словами, постепенно подводя его к тому, что скороговорки должны быть сказаны как можно быстрее и правильнее. Так в жизнь ребенка войдет новая игра-соревнование, в которую можно играть и со сверстниками — скороговорки.

Развитие речи происходит постоянно, для этого родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает буквально обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка.

Дефекты речи у детей 2-3 лет

Они сводятся к неумению произносить некоторые звуки или группы звуков (шипящие, свистящие, «р»). Исправлять дефекты лучше начинать, посоветовавшись с логопедом.

Он предложит специальные упражнения для усиления мышц языка, губ, щек, назначит массаж лица для расслабления скованных групп мышц. Логопед посоветует и скороговорки для развития именно тех навыков произношения, которые нужны.

Заниматься с ребенком можно в домашних условиях, тщательно следуя предписаниям врача.

Отставание в развитии речи или задержка речевого развития у детей требует обязательной консультации с логопедом. В этом случае лучше не ставить диагноз и не проводить лечение самостоятельно.

Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitiyu-rechi-u-detej-rannego-vozrasta.html

Речевое развитие ребенка до 1 года

В раннем возрасте основным показателем интеллектуального развития ребенка является уровень формирование его речи. Если здоровый ребенок в 3 года говорит не более 30-50 слов, скорее всего, это упущение со стороны родителей, которые в течение первого года жизни не разговаривали с ним.

Многие считают, что до того, как ребенок произнесет первое слово, а это обычно случается в возрасте около года, говорить с ним бесполезно, так как он все равно ничего не понимает и не может ничему научиться. Это ошибочное мнение.

Читайте также:  Как правильно подобрать очки для зрения?

Чтобы к году был достаточно развит артикуляционный аппарат, доречевым развитием ребенка необходимо заниматься с первого дня жизни.

Основные этапы развития речи ребенка до 1 года

Если мама с рождения разговаривает с малышом, иными словами занимается доречевым развитием ребенка, он сначала реагирует на интонацию, затем начинает понимать отдельные слова. Это – важный этап доречевого развития ребенка. К своему первому дню рождения малыш в общих чертах уже понимает речь взрослых.

Формирование речи происходит поэтапно:

  1. Крик – первый доступный для ребенка способ заявить о себе, когда он приходит в этот мир. В первые месяцы крик для ребенка становится сигналом о дискомфорте, но постепенно младенец учится не только использовать крик для привлечения внимания, но и для общения. Уже к 3 месяцам у большинства детей появляется способность менять интонацию крика, так что чуткая мама выделяет несколько его видов, которые передают разные эмоции и состояния малыша;
  2. Гуление – повторение различных вариаций звуков. Дети начинают гулить в возрасте 1-2 месяца и делают это примерно до полугода, при этом младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно ребенок осваивает новые звуки, появляются новые интонации. Для раннего речевого развития ребенка на этом этапе важно взаимодействие. Малыш может гулить и один, но с появлением мамы он делает это активнее, ждет ее ответа и пытается таким образом общаться. Нужно обязательно поддержать его в этом стремлении, отвечать ему и поощрять его, стараясь построить своеобразный диалог;
  3. Лепет – в ходе постепенного доречевого развития ребенка, в возрасте 6-7 месяцев, гуление затихает, ему на смену приходит лепет. На этом этапе малыш произносит отдельные слоги «ма», «ба» и т.п., сначала однократно, затем все чаще, складывая их в цепочки. Лепет очень важен для развития речи ребенка до года, поэтому нужно стараться его активизировать. Расположившись лицом к лицу с ребенком, чтобы ему были видны движения губ, повторяйте разные слоги, пойте песни, читайте детские стишки и просто разговаривайте. Хоть первые лепетные слова-слоги и не несут в себе содержательного смысла, ребенок с их помощью пытается общаться с вами, а значит, его нужно в этом поддержать.
  4. Первые слова – рождаются в 11-12 месяцев из лепета. Ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающего мира, на этом этапе нужно помочь ему в словотворчестве. Нужно больше читать вслух, стараться называть все предметы и вещи своими именами, комментировать свои действия, находясь рядом с малышом. Для лучшего развития речи ребенка в 1 год рекомендуется тренировать мышцы губ и щек. Это можно делать с помощью свистулек, губных гармошек, игрушечных флейт, полезно выдувать мыльные пузыри. На этой стадии ребенок активно использует лепетные слова («би-би», «бум», «ав-ав») для обозначения определенных ситуаций и объектов, они помогают ему перейти к нормальной речи. В то же время взрослым, обращаясь к малышу, не следует использовать этот милый детский язык. На этом этапе важно, чтобы ребенок слышал правильную речь.

Слова и жесты

Мимика, жесты и интонация необходимы для общения между людьми.

В разговоре значительная часть информации передается с помощью мимики и жестов, а для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, так как на определенном этапе развития речи ребенка до года – это единственный способ общения с взрослыми.

Поэтому для взаимопонимания с малышом полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест (к словам «дай», «возьми», «принеси», «до свидания»), а потом повторяет слово. Научите ребенка также утвердительно и отрицательно качать головой, показывать на предметы указательным пальцем.

Приемы раннего речевого развития ребенка

Существуют различные способы помочь ребенку освоить речь. Так, на развитие речи ребенка до года благотворно влияет разработка мелкой моторики рук. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он заговорит. Развитию моторики способствует лепка, рисование, сбор мелких предметов и т.п.

Есть и еще несколько приемов, которые способствуют раннему речевому развитию ребенка:

  • Проговаривание – взрослый медленно и четко, короткими простыми предложениями проговаривает свои действия, ситуацию или происходящие события в присутствии малыша, можно также описывать действия ребенка (что он видит, слышит, делает, трогает), подсказывая ему слова, выражающие его опыт.
  • Провокация – иногда взрослым стоит притвориться, что они не понимают ребенка, это стимулирует малыша активизировать свои речевые возможности;
  • Игры – использование песенок, потешек и поговорок в играх с детьми доставляет им большое удовольствие. Они учат вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл. Произведения устного народного творчества способствует формированию речевой активности ребенка, поэтому они очень важны для развития речи ребенка в 1 год. Эффективны также музыкальные игры, пусть ребенок двигается под музыку и подпевает словам детских песенок.

Ничто более не способствует развитию речи ребенка, чем общение с ним. Каждый взрослый член семьи должен находить достаточно времени, чтобы поговорить с малышом.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/rechevoe-razvitie-rebenka-do-1-goda.html

Этапы развития речи ребенка от 1 до 3 лет

Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово,  а когда начнет говорить «как взрослый».Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное, но с некоторыми основными моментами мы сегодня вас познакомим.

Подготовительный, доречевой этап развития

2-4 месяц – этап «гуления»

В 2-3 месяца младенец реагирует на маму и папу, которые подходят или обращаются к нему и активно «гулит». Этот «комплекс оживления» – начало формирования диалогической речи. Малыш прислушивается к матери, ее речи, а когда она замолкает, словно ей в ответ, начинает «гулить», потом замолкает, делая паузу, во время которой в диалог вступает мама.

Читай также: Речь человека формируется в раннем детстве

5-8 месяц – этап лепета

К 5-6 месяцу «гуление» сменяется у детей лепетом, ребенок уже способен произносить звуки, напоминающие слоги. Такие слова состоят из сочетания гласного и согласного звуков: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, ай-яй-яй-ай-яй-яй и т. д.

В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых, но пока, в силу незрелости речевого аппарата и мозговых центров, может подражать лишь интонациям.  

Важно

Примерно в этот же период младенец начинает использовать для общения жесты и мимику, например улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению.Ребенок уже может понимать отдельные слова или словосочетания.

Читай также: Развитие речи ребенка: с чего начать? 

Формирование пассивного словаря

9 – 14 месяц

После 8-9 месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла, значения всего, что его окружает, и событий, которые происходят вокруг, начинает более полно понимать значения речевых высказываний взрослых.

В этом возрасте пассивный словарь ребенка – слова, которые он понимает, активно пополняется и становится гораздо шире и, чем его активный словарь – слова которые он произносит. Накопление слов в пассивном словаре помогает переходу ребенка к самостоятельной речи.

Ребенок к 12-ти месяцам сознательно использует несколько слов, его словарный запас составляет в среднем 5-6 слов, он понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает на картинке знакомые слова (кошечка, собачка), знает какие звуки издают животные (коровка, лошадка).

Читай также: Как научить ребенка говорить: простые и эффективные советы

Формирование активного словаря

1,5 – 3 года

Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте речь развивается сразу в нескольких направлениях: ребенок учится правильно строить фразы, овладевает произношением звуков, учится связно выражать свои мысли. Формируется активный словарь малыша.

В этом возрасте как можно больше разговаривайте с карапузом, называйте предметы, с которыми вы играете, а также комментируйте происходящее: свои действия, действия самого ребенка и других людей.

Наша форумчанка Lubasha рассказывает: «Моя доченька в свои 2 с половиной года не очень то хотела разговаривать, но у нас вся семья молчунов, я и от нее не ждала особой говорливости. Но тут летом к нам в гости приехала свекровь, а уж она у нас из числа людей, которые не мыслят себя без общения.

Лично я иногда от нее устаю, но для нашей Кати общение с Валентиной Сергеевной стало речевым прорывом! Свекровь не уставала ежесекундно комментировать все, что она делала и постоянно общалась с внучкой, они ходили вместе гулять и на прогулке, по словам мужа, Валентина Сергеевна также не умолкала, рассказывая Кате обо всем вокруг.

Через месяц ее пребывания у нас ребенок заговорил, за что ей большое спасибо!»

Отвечайте на все детские вопросы, но старайтесь говорить так, чтобы карапуз понимал вас. Не упрощайте слишком сильно свой лексикон, потому что крохе необходимо постоянно слышать все новые и новые слова. Периодически играйте в «непонимание», как бы подталкивая малыша объяснить вам происходящее.

Читайте книжки, стихи и сказки, рассматривайте картинки и называйте то, что нарисовано, задавайте вопросы, обсуждайте, просите ребенка не только показать, но и назвать то, что он видит. Помните: речь тренируется практикой!

Читай также: Этапы развития речи ребенка от года до трех лет

В 18 месяцев словарный запас ребенка может состоять из 10-15 слов, в основном существительных. Ребенок говорит достаточно быстро, иногда придумывая собственные слова, может показать 1-2 части тела. В этом возрасте много информации дети извлекают из интонации, мимики и жестикуляции взрослых.

В 20-22 месяца ребенок использует фразы из двух слов, начинает задавать простые вопросы, словарный запас ребенка составляет 15-20 слов. Малыш может назвать свое имя и сколько ему лет. В этом возрасте ребенок понимает речь еще неполно, фрагментарно, и значительно лучше ориентируется в знакомых словах, повторяющихся действиях или ситуациях.

Совет

В 24 месяца (2 года) ребенок может назвать несколько предметов из его окружения, может четко дать понять о своих намерениях словами «да» и «нет», знает несколько местоимений, например «моя», «мое», «твой», умеет использовать предлоги «в», «под», «над», может назвать свои части тела. Словарный запас ребенка составляет около 50 слов.  

Читай также: Словарный запас ребенка: нормы от года до двух лет

В 30 месяцев (2 года и 6 месяцев) малыш уже знаком с понятием количества, понимает разницу между словами «один» и «два», ребенок безошибочно может показать на рисунке «кто сидит», «кто стоит», «кто поет», «кто бежит», начинает задавать вопросы типа «что это?», «кто это?». Активный словарный запас составляет около 100-150 слов.

В 36 месяцев (3 года) речь ребенка уже понятна окружающим, малыш умеет связно рассказать о простых событиях, знает все основные части тела и может их показать, активно использует в речи глаголы и союзы. Словарь ребенка составляет 250-300 слов и больше.

Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать.

Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета.

Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания». 

Читай также: Если ребенок плохо говорит…

Помните, что все приведенные выше данные достаточно примерные, ориентировочные, поэтому если речевое развитие вашего ребенка отличается – не повод волноваться, каждый малыш развивается индивидуально. Главная задача родителей – работать над развитием речи ребенка и у нас есть несколько простых рекомендаций, как это сделать.

Разговаривайте с ребенком как можно больше, проговаривайте все происходящие вокруг события и свои действия, помните, что все слова ребенок повторяет за вами, а если вы молчите – ему нечего повторить.

Не угадывайте. Дайте ребенку возможность говорить самому за себя, не догадывайтесь обо всем, чего он хочет. Малышу нет никакого смысла начинать разговаривать, если мама по движению его глаз понимает, что он хочет на качели или скушать вот это яблочко.

Читайте также:  Современные пломбировочные материалы

Изучайте собственное тело. Вместе с малышом старайтесь выучить, где находится носик, ротик и глазки, покажите это на всех родных и любимом мишке. Попробуйте вместе с ребенком рисовать фигурку человека, это отличный способ изучения частей тела,  сочетающий в себе речевое развитие и работу по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика. Вы ведь помните, что от развития мелкой моторики ребенка зависит развитие его речи? Поэтому чтобы движения пальцев малыша стали свободными, лепите из пластилина, складывайте пирамидки, расстегивайте и расстегивайте пуговицы, занимайтесь со шнуровками.

Тренируемся вместе. Организовывайте совместные дела с ребенком, например, вместе вытираем пыль, поливаем цветы, лепим пельмени или разбираем ящик со старыми вещами. Во время совместной деятельности комментируйте свои действия, рассказывайте, что именно и зачем вам нужно сделать, какую пользу это принесет.

Расширяем горизонты. Не забывайте не только сами разговаривать с малышом, а и читать ему различные книжки, слушать аудиосказки, читать скороговорки, складывать пазлы и кубики, ходить на спектакли и в кино. Ребенку необходимо развивать фантазию, учиться понимать не только речь близких и родных людей, а и воспринимать информацию из других источников. 

Читай также: Задержка речи у малыша

Источник: http://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-34038-etapy-razvitiya-rechi-rebenka-ot-1-do-3-let/

Развитие активной речи у детей 1-3 лет

Развитие речи у ребенка идет сначала медленно, но постепенно наращивает обороты. Вот уже малышу исполняется год, и он с каждым днем изучает и осваивает все больше новых слов.

Затем составляет из них словосочетания, связные предложения, вполне осмысленно разговаривает.

Но чтобы наконец-то поговорить со своим ребенком, нужно помочь ему изучить буквы, произношение звуков, дать понимание смысла слов.

Что речь дает ребенку

  • Речь помогает наладить контакт ребенка и взрослых, которые рядом с ним.
  • С ее помощью ребенок узнает, как называются вещи и предметы, его окружающие.
  • Помогает передавать впечатления и эмоции детей.
  • Полезна для развития мышления.
  • Закрепляет житейский опыт ребенка.
  • Развивает воображение и память.
  • Представляет собой полезные методы и приемы для развития творческих навыков.

Какая бывает речь

Речь бывает пассивная и активная. Пассивная — это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

  • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
  • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
  • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей — это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.

Характеристика речевого развития

До 1,5 лет у ребенка идет активное развитие освоения связей между предметами, вещами и их наименованиями. Он слышит, как родители называют предметы в разговоре и запоминает эту информацию.

Его мозг в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом. Именно между годом и тремя в мозг ребенка закладывается основа речевой функции.

В этот период он получает те навыки, которые в будущем позволят ему полноценно освоить все приемы правильной речи.

Эти связи закрепляются на подкорке малыша не сразу. Какое-то время, пока ему еще нет полутора лет, он может путать слова и их значение. Например, при слове лошадка вполне может показать на жирафа и делать тому подобные ошибки. В этом причин для паники нет. Ребенок обязательно научится, нужно только немного подождать.

Чем старше ребенок, тем более активной становится его деятельность и тем больше он хочет общаться. Любопытство не дает ему покоя, он все старается разузнать у родителей. Это признак нормального развития, поэтому родителям надо терпеливо и неустанно объяснять ребенку — что, зачем и почему и как называется.

Обратите внимание

Эти методы развития посредством бытового общения — самые доступные и действенные.

Осмысленно говорить среднестатистический ребенок начинает с двух лет. В это время с ним уже можно вести диалог. Но если ребенок в два года еще говорит плохо, это совсем не повод расстраиваться.

Все дети индивидуальны, и речь может появится позднее, зато после этого развитие пойдет очень быстрыми темпами.

Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года

Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.

  • В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
  • Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
  • После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
  • От года до трех ребенок — замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
  • Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
  • К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
  • Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
  • Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
  • После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
  • От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
  • Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
  • В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
  • К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.

Есть одна особенность — ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.

Стадии речевого развития

  • К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.

Когда развивается речь ребенка

Рассмотрим, при каких ситуациях и жизненных моментах речь ребенка развивается особенно активно:

  • Во время ходьбы.
  • Когда малыш двигается, находится в процессе активной игры.
  • Когда сильно заинтересовался чем-то.
  • При внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.

Можно использовать эти ситуации как методы развития словарного запаса малыша и его речевых навыков.

Особенности

  • Для маленьких детей не важно произношение звуков. Они произносят слова, так насколько позволяет им их речевой аппарат, то есть пока невнятно. Но в первых словах и фразах для ребенка важнее всего их смысл и осознание, что он что-то произнес — и мама его поняла. Таким образом процесс начинает ему нравиться.
  • Дети развиваются по разному, поэтому, когда еще ребенку мало лет, стоит переживать, только если ребенок совсем не пытается начинать говорить.

Как развивать речь — приемы

Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки, ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

  • От 2-х до 3-х лет ребенок уже способен заметить неправильное произношение отдельных слов в речи своих ровесников. После этого он начинают контролировать и собственное произношение, старается его совершенствовать по мере своих сил и способностей — так идет развитие правильного произношения. В этом возрасте особенно полезно разговаривать с ребенком, обсуждая какие-либо предметы, давая им оценки или характеристику, описывать их свойства. Эти методы и приемы рекомендуется активно использовать в повседневной жизни.
  • С 2-х лет с ребенком можно заниматься по картинкам. В этом возрасте он уже знает практически все предметы мебели в квартире, свои игрушки и т. д. Пора показывать ему, что в мире много других предметов, вещей, животных, растений, которых он пока еще в реальной жизни не видел. Знакомить с этими предметами его лучше по красочным, ярким книжкам. Так малышу будет интересно, и обучение пойдет быстрыми темпами.
  • Обучая ребенка речи, нужно показывать, например, на картинку с кошкой и спрашивать — где у нее глазки, носик и т. д. Пусть ребенок все это показывает. Если ошибается, обязательно поправьте и покажите, как правильно. Можно показать и на ребенке, где у него самого находятся эти ушки/носик/глазки.
  • Общаясь с ребенком 1-3 лет, произносите слова и фразы правильно, не подстраиваясь под речь малыша. Не нужно коверкать звуки и слова. Малыш должен четко усвоить, каким должно быть правильное произношение в активной речи.
  • Если малыш ошибается, произнося то или иное слово, поправляйте его и показывайте, как правильно. Пусть попробует снова произнести, но уже правильно. Хвалите, если у него получилось. Но и не ругайте, если пока не выходит. Чем чаще он будет правильно произносить слова или хотя бы пытаться это сделать, тем быстрее в его памяти закрепится это навык — это непрерывный процесс. Используйте эти приемы как основу.
  • К 3-м годам малыш уже вполне в состоянии достаточно связно рассказать о себе, описать происходящие события простым языком, назвать большинство окружающих его предметов правильно. В этом возрасте у него велика потребность в общении. Поэтому, постоянно разговаривая с ним, вы закрепляете и усиливаете развитие его речевых навыков.
  • К трем годам, хоть ребенок и имеет уже достаточно обширный словарный запас, произношение еще «хромает» Многие звуки он смягчает, упускает, поэтому речь пока «детская» Особенно трудно поддаются произношению звуки л, р, некоторые шипящие типа «ж». Трудные звуки малыш или коверкает или предусмотрительно упускает. Не забываете поправлять и показывать, как правильно произносить слова.
Читайте также:  Температура тела во время беременности: норма и отклонения

Приемы:

  • Используйте книги. Покупайте большие красивые книжки с цветными красочным иллюстрациями и с самых маленьких лет показывайте малышу все, что нарисовано на картинках.
  • В комнате ребенка полезно развесить по стенам плакаты и картинки например, с алфавитом, в забавном стиле с картинками, с надписями и т д. Он будет видеть эти картинки перед глазами и волей-неволей запомнит их. Причем, процесс запоминания и развития пройдет без его явных усилий.
  • Самый лучший способ развить речь детей — без устали с ними разговаривать. Никакие книги и картинки не заменят живое общение. Хотя бы потому, что в этом случае ребенок слышит живую речь и пытается ее воспроизвести. Поэтому рассказывайте, разговаривайте, пойте, декламируйте. Все в ваших руках. И малыш обязательно овладеет речевым навыком.
  • Не сюсюкайте и не смягчайте свою речь. Это только замедлит процесс речевого развития малыша.
  • Давайте малышу от года до двух лет слушать звучание разных предметов — колокольчика, бубенчика, других музыкальных инструментов, а затем называйте их.
  • Побуждайте его произносить слова. Например, спросите, где тут на картинке нарисована машинка.
  • Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Делайте ее вместе — пусть малыш повторяет движения ваших губ и языка. Помогайте ему, если не получается. Логопеды советуют делать ее ежедневно по 3-4 раза. Каждый такой «гимнастический процесс должен длиться от 3-х до 5 минут.
  • Говорите с ребенком с первых лет медленно, ясно, четко и выразительно. Так процесс запоминания становится более осознанным.
  • Не ждите слишком многого от ребенка, не опережайте события. Если у подруги сын уже разговаривает вовсю, а ваш, хоть ему и ровесник, но только произносит отдельные слоги, не волнуйтесь. Вполне возможно, что ваш, научившись говорить, обгонит ребенка подруги по всем показателям. Больше занимайтесь и общайтесь с ним.

Старайтесь воспитывать ребенка, побуждая его к какому-то действию. Например, говорить: « принеси, подай, скажи что это» и т. д. Такие методы развития речи помогают быстрее закрепить следственные связи в мозгу, что чашка — это вот этот предмет, а кукла — вот этот.

Все психологи советуют для того чтобы ребенок быстро и прочно овладел знанием о чем либо, нужно на первых порах вызывать у него двигательные рефлексы по направлению к этому предмету. Например, сказать «сядь на стульчик» — он научится понимать, что такое стульчик и т. д.

Эти педагогические методы обязательно должны присутствовать в вашем воспитательном процессе.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой — пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

Источник: http://pervenets.com/razvitie/razvitie-1-3-goda/razvitie-rechi-u-detej-ot-goda.html

10 простых способов стимулировать развитие речи ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи.

А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию.

Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает).

Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”.

Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»

– «Меня зовут Маша»

– «Привет. Маша! А я мама Оля»

– «Привет, мама Оля! А это кто?»

– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра.

К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем.

Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними.

Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка.

При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,

Если только захочу!

Я и маленького братца

Обуваться научу!

Вот они сапожки –

Этот с правой ножки, этот с левой ножки!

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Эта – с левой ножки,

Эта – с правой ножки!

Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано  Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

— игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)

— рисование и письмо

— аппликация и лепка

— игры с пуговицами и петельками

— игры с ленточками

— игры-шнуровки

— игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)

— игра на клавишных инструментах

— простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)

— игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!

Погулять выходят мыши!

А за ними рыжий кот,

Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

Источник

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/10-prostykh-sposobov-stimulirovat-razvitie-rechi-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector