Задержка психического развития: причины и проявления

Как определить ЗПР у ребенка? Симптомы и признаки

Каждый ребенок уникален и неповторим. Однако, существуют временные рамки, в соответствии с которыми он должен развиваться физически, умственно и психологически. Родители с самого рождения должны внимательно следить за тем, какие навыки осваивает малыш.

Ведь очень важно своевременно выявить признаки ЗПР (задержки психоречевого развития). В данной статье мы рассмотрим вопрос который волнует некоторых родителей и специалистов: как определить ЗПР у ребенка, какие симптомы и признаки характерны для этого нарушения.

Диагноз ЗПР у ребенка — что это?

Родители должны знать, что диагноз ЗПР у ребенка — это не всегда приговор. Однако, данное нарушение требует особого подхода к воспитанию и обучению. У ребенка с таким диагнозом наблюдается серьезное отставание в психическом развитии. Не соответствуют возрасту уровень мышления, памяти, внимания.

Нарушения характерны для эмоционально-волевой сферы. В данном случае важна не только коррекционная работа педагогов, но и поддержка со стороны родителей. А во многих случаях также лечение соответствующими лекарственными препаратами.

Чем раньше начинается такая работа с ребенком, тем больше у него шансов на нормальную жизнь.

Симптомы и признаки ЗПР у ребенка

Первые симптомы и признаки ЗПР (задержки психического развития) у ребенка могут быть замечены родителями, которые внимательно наблюдают за развитием своего малыша.

Нужно записывать, когда дочь или сын начал переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, лепетать, говорить. Необходимо обратить внимание на то, как малыш проявляет интерес к окружающему миру.

В домашних условиях можно провести специальные тесты для выявления ЗПР.

Зачастую, ЗПР у детей обнаруживают в возрасте 5-7 лет. В более раннем возрасте диагноз ставят при очень явных признаках.

Итак, перечислим симптомы и признаки ЗПР у ребенка:

  • эмоции доминируют над послушанием
  • гиперактивность
  • наличие разного рода страхов
  • робость, застенчивость, отсутствие инициативы
  • слабая концентрация внимания на умственной деятельности
  • плохое восприятие информации на слух, преобладание зрительного восприятия
  • отсутствие целостной картины при запоминании информации, ребенок не может сделать выводы
  • небольшой объем знаний в сравнении со сверстниками
  • ограниченный словарный запас, сложность в построении предложений
  • искажение звуков при произношении
  • нарушения слуха
  • отсутствие желания принимать участие в коллективной деятельности
  • отсутствие желания следовать примеру взрослого

Причины возникновения ЗПР у детей

Причины возникновения ЗПР у детей могут быть самыми разными. Их условно можно разделить на 2 группы — биологические и социальные.

Среди биологических причин:

  • Неблагоприятное течение беременности: тяжелый токсикоз, внутриутробные инфекции, лечение сильнодействующими лекарственными препаратами, гипоксия плода, резус-конфликт, вредные привычки матери.
  • Перинатальная энцефалопатия (поражение головного мозга) вследствие внутричерепных родовых травм (применение щипцов, кесарево сечение, стимуляция), асфиксии, недоношенности, желтухи новорожденных и др.
  • Тяжелые соматические заболевания на раннем этапе жизни ребенка: грипп, рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, гидроцефалия, эндокринные нарушения и т.д.
  • Наследственная предрасположенность.

Среди социальных причин:

  • неполная, неблагополучная семья, отсутствие родителей
  • частые психологические травмы в жизни ребенка
  • авторитарный характер воспитания
  • гиперопека
  • дефицит общения со сверстниками и взрослыми

Стоит отметить, что биологические причины являются первоосновой ЗПР у детей. А наличие неблагоприятных социальных факторов усугубляет проблему.

Ребенку поставили диагноз ЗПР. Что делать?

Конечно, если ребенку поставили диагноз ЗПР, у родителей может возникнуть масса вопросов. Многие взрослые не знают, что делать: как теперь вести общение с ребенком, как это отразится на его судьбе. Надеемся, что наши советы, помогут Вам в такой непростой ситуации.

Первый совет для родителей детей с ЗПР — не надейтесь, что диагноз пройдет самостоятельно. Это не легкий насморк, а нарушение функций мозга.

Во-вторых, для точной диагностики обратитесь к специалистам, которые длительное время работают именно с интеллектуальными нарушениями. В рядовой поликлинике, как правило, таких специалистов нет. Ведь существует риск перепутать ленивость ребенка, нежелание заниматься скучной деятельностью, с его большим несоответствием в развитии.

В-третьих, при подтвержденном диагнозе ЗПР, смиритесь, что Вашему ребенку необходима регулярная помощь квалифицированных педагогов, психолога и, скорее всего, медикаментозное лечение.

Если малыш дошкольного возраста, то ему необходимо посещать коррекционную группу детского сада.

Если же диагностирован ребенок младшего школьного возраста, то ему будет лучше обучаться в специальном коррекционном классе или спецшколе.

В-четвертых, хорошая новость в том, что при грамотной работе специалистов и помощи со стороны родителей ЗПР- диагноз обратимый, ребенок может от него навсегда избавиться. Единственное условие — раннее начало коррекционной работы.

В-пятых, если родители детей с ЗПР отказываются признавать проблему, либо слишком поздно приходят к специалистам, то такие дети навсегда остаются неполноценными.

И последний совет родителям детей с ЗПР — примите во внимание, что с данным диагнозом ребенок может иметь полноценную жизнь. У него есть шансы на хорошую успеваемость в школе и поступление в ВУЗ. Для этого необходим комплекс мер: ранняя диагностика и коррекционная работа, благоприятная обстановка в семье, поддержка со стороны родителей и близких ребенка.

Необходимо хвалить Ваше чадо за малейшие достижения, иметь положительный настрой. Возможно, пересмотреть подход к воспитанию, отношения в семье. Тогда во взрослой жизни Ваш ребенок будет совершенно нормальным и психически здоровым человеком.

Источник: https://KinderBoo.ru/kak-opredelit-zpr-u-rebenka/

Задержка психического развития: причины и проявления

Post 22 августа 2014 в 13:14By Юрий ЛавричПросмотров: 973Задержка психического развития (ЗПР) выражается в замедленных темпах развития психики, которые зачастую обнаруживаются при поступлении ребенка в школу.

Проявляется задержка развития (http://www.newneuro.ru/zaderzhka-psixo-rechevogo-razvitiya.

html) в недостаточном количестве общего запаса знаний, незрелости мышления, неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью и преобладании игровых интересов.

Причины задержки психического развития ребенка кроются в нарушении конституционального развития. Когда ребенок начинает отставать от сверстников по своему физическому и психическому развитию возникает гармонический инфантилизм.

Зачастую причина задержки развития скрывается в более серьезных поражениях центральной нервной системы (например, дети с минимальной мозговой дисфункцией). При таких проблемах происходит существенное снижение работоспособности, внимания и памяти, возникают проблемы с развитием навыков письма, чтения, счета и речи, развиваются эмоциональные нарушения.

Обратите внимание

Задержку психического развития у ребенка при рождении выявить невозможно. Чаще всего у новорожденных нет пороков в физическом облике.

Первые тревожные признаки проявляются, когда ребёнок идет в детский сад или школу и когда воспитатели или учителя отмечают, что ребенок плохо усваивает учебный материал.

Зачастую таких детей относят к педагогически запущенным детям, отставание в развитии у которых обусловлено только социального рода причинами. Однако такое убеждение совсем несправедливо.

В некоторых случаях у детей с ЗПР на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы. Эмоции таких детей соответствуют психике ребенка более младшего возраста и находятся на более ранней стадии развитии.

Такие дети не устают играть и проявлять в процессе игры много творчества и фантазии, но в тоже время им быстро надоедает интеллектуальная деятельность.

Поэтому в самом начале учебы – в первом классе школы у них часто возникают трудности с соблюдением правил дисциплины.

В других же случаях при задержке развития преобладает замедление развития интеллектуальной сферы – ребенок склонен к боязливости, робости, стеснению, ему присущи страхи.

У таких детей возникают проблемы с формированием активности, самостоятельности, проявлением инициативы. Им очень трудно привыкнуть к школе и коллективу, ног поведение на уроках у них более правильное.

Нередко данные дети очень тяжело переживают свои школьные трудности и неудачи.

Важно

Родителям необходимо понимать, что дети с временной задержкой развития, ни в коем случае не относятся к умственно отсталым детям, так как они отлично воспринимают предлагаемую помощь. При своевременно оказанной помощи, большинство таких детей из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Коментарии:

Источник: https://zdorowiye.ru/blog-o-zdorove/2857-zaderzhka-psikhicheskogo-razvitiya-prichiny-i-proyavleniya

Задержка психического развития у детей: симптомы, воспитание, особенности

Психическое и моторное развитие является главным показателем здоровья малыша. Каждый малыш развивается по- своему, но, несмотря на это, существуют общие тенденции формирования эмоциональной, познавательной, двигательной активности ребенка.

Когда малыш сталкивается с трудностями в развитии или с неспособностью освоить новые знания, умения и навыки, то речь идет о задержке психического развития (или сокращенно — ЗПР). Обнаружение отставания на раннем этапе затруднительно из-за индивидуального графика развития детей, но чем раньше обнаружена проблема, тем легче ее скорректировать.

Поэтому каждый родитель должен иметь представление о главных факторах, симптомах возникновения отклонений в развитии, методах терапии.

Что понимается под задержкой психического развития?

Задержка развития представляет собой расстройство адекватного темпа психомоторного, психического и речевого развития. При отставании некоторые психические функции, такие, как способность к мышлению, память, уровень внимания и т. д.

не достигают адекватной степени выраженности, установленной для конкретного возрастного периода. Диагноз ЗПР достоверно ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Когда малыш взрослеет, а задержку до сих пор не удается скорректировать, то речь идет уже о тяжелых нарушениях, например, об умственной отсталости. Задержка чаще обнаруживается, когда детей определяют в школу или в начальном классе.

У ребенка наблюдается недостаток основного запаса знаний в первом классе, инфантильность мышления, доминирование игры в деятельности. Дети не способны заниматься интеллектуальной работой.

Причины

Оснований возникновения ЗПР несколько. Их делят на факторы биологического или социального типа. К причинам биологического типа можно отнести:

  1. Негативное протекание беременности. К этому относятся сильный токсикоз, инфекция, интоксикация и травма, гипоксия плода.
  2. Недоношенность, асфиксия или повреждения при родах.
  3. Перенесенные в младенчестве инфекционные, токсические или травматические заболевания.
  4. Генетические факторы.
  5. Нарушения конституционального развития, соматические заболевания.
  6. Нарушения работы центральной нервной системы.

К социальным причинам, порождающим ЗПР, относят:

  1. Препятствия, ограничивающие активную жизнедеятельность малыша.
  2. Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующая обстановка в жизни ребенка, его семьи.

ЗПР возникает из-за нарушений работоспособности нервной системы, наследственных заболеваний, а также многих социальных причин. Поэтому важно помнить, что особенности коррекции задержки психического развития зависят от того, насколько быстро устранят причины появления задержки.

Основные виды ЗПР

Типология форм ЗПР основана на причинах ее возникновения. Выделяются:

  1. Нарушение психического развития конституционального типа. Для детей характерны яркие, но нестойкие эмоции, у них доминирует игровая деятельность, непосредственность и высокий эмоциональный фон.
  2. Соматогенная задержка психического развития. Возникновение этой формы провоцируют перенесенные в раннем возрасте соматические заболевания.
  3. Задержка психогенного характера, т. е. задержка, обусловленная негативными условиями воспитания, недостаточной опекой или, наоборот, гиперопекой. Особенностью этой формы ЗПР считается формирование эмоционально незрелой личности.
  4. Задержка психического развития как результат неправильного функционирования нервной системы.

Знание типов ЗПР облегчает постановку диагноза, позволяет подобрать оптимальные методы коррекции заболевания.

Симптомы

При ЗПР нарушения познавательной сферы носят незначительный характер, но охватывают психические процессы.

  • Уровень восприятия у ребенка с задержкой психического развития характеризуется замедленностью и неспособностью сформировать целостный образ предмета. Наиболее страдает восприятие на слух, поэтому объяснение нового материала детям с ЗПР должно обязательно сопровождаться наглядными предметами.
  • Вызывают затруднения ситуации, которые требуют концентрации и устойчивости внимания, т. к. любые внешние воздействия переключают внимание.
  • Детям с ЗПР свойственна гиперактивность вместе с синдромом дефицита внимания. Уровень памяти у таких детей выборочен, со слабой избирательностью. В основном работает наглядно-образный тип памяти, вербальный тип памяти развит недостаточно.
  • Образное мышление отсутствует. Малыш использует мышление абстрактно-логического типа, но только под руководством педагога.
  • Ребенку сложно делать умозаключения, сравнивать, обобщать понятия.
  • Речь ребенка характеризуется искажением звуков, ограниченным словарным запасом, сложностью построения фраз, предложений.
  • ЗПР часто сопровождается задержкой речевого развития, дислалией, дисграфией, дислексией.
Читайте также:  «хранить нельзя выбросить» - или о сроках годности лекарств

Читаем также: лечение заикания у детей.

В сфере эмоций у малышей с отставанием развития наблюдают эмоциональную неустойчивость, лабильность, высокий уровень тревожности, беспокойства, аффекты. Детям сложно выразить свои эмоции, они агрессивны.

Дети с задержкой психического развития замкнутые, редко и мало общаются со сверстниками. В общении они испытывают неуверенность, предпочитают одиночество. У детей с ЗПР доминирует игровая деятельность, но она у них однообразная и стереотипная.

Дети не соблюдают игровые правила, предпочитают однообразный сюжет.

Главным свойством отставания психического развития является то, что компенсировать отставание можно только в условиях специального обучения и коррекции.

Обучение в обычных условиях ребенку с ЗПР не рекомендуется. Требуются особые условия.

Диагностирование

Отставание не диагностируется у детей при рождении. У младенцев не возникают недостатки в физическом облике, поэтому родители чаще всего не замечают отставания развития, т. к.

всегда высоко оценивают потенциал своего малыша. Первые признаки начинают замечать, когда чада идут в дошкольные учреждения или школу.

Обычно педагоги сразу замечают, что такие дети не справляются с учебными нагрузками, плохо осваивают учебный материал.

В некоторых случаях четко выражена задержка в развитии эмоций, а интеллектуальные нарушения не выражены. У таких детей эмоциональное развитие находится на начальной стадии формирования и соответствует психическому развитию ребенка младшего возраста.

Совет

В школе у таких детей возникают сложности с соблюдением правил поведения, с неспособностью подчиниться и следовать общепринятым правилам. У таких детей преобладающим типом деятельности по-прежнему остается игра.

Причем мышление, память и внимание достигают нормы в развитии – в этом заключается основная особенность таких детей. В других случаях наблюдаются явные недостатки в интеллектуальном развитии.

У них нет проблем с дисциплиной, они усидчивые, но им сложно усваивать учебную программу. Память и внимание находятся на низком уровне, а мышление примитивно.

Диагностировать отставание в развитии можно только используя комплексное психолого–педагогическое обследование, в котором участвуют психотерапевты, дефектологи, психологи и логопеды.

Особенностью подхода является то, что производится оценка уровня развития психических процессов, двигательной активности, моторики, анализируются ошибки в области математики, письма и речи. Родителям необходимо обратиться к специалисту при возникновении первых симптомов.

Каждому этапу развития соответствуют нормы, на их нарушение необходимо обращать пристальное внимание. Отклонения от нормы:

  1. В возрасте от 4 месяцев до 1 года у ребенка нет реакции на родителей, от него не слышно никаких звуков.
  2. В 1,5 года малыш не произносит элементарных слов, не понимает, когда его зовут по имени, не понимает простых инструкций.
  3. В возрасте 2 лет ребенок использует маленький набор слов, не запоминает новые слова.
  4. В 2,5 года словарный запас у ребенка не больше 20 слов, он не составляет фразы и не понимает названий предметов.
  5. В возрасте 3 лет ребенок не составляет предложения, не понимает простые рассказы, не может повторить сказанное. Малыш быстро разговаривает или, наоборот, растягивает слова.
  6. В возрасте 4 лет, малыш не имеет связной речи, не оперирует понятиями, снижена концентрация внимания. Низкий уровень слухового и зрительного запоминания.

Обратить внимание следует и на эмоциональную сферу. Обычно у таких детей наблюдается гиперактивность. Дети невнимательные, быстро утомляются, у них низкий уровень памяти.

Также они имеют трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Симптомы ЗПР могут также проявляться при нарушениях работы ЦНС (центральной нервной системы).

Здесь целесообразно провести исследование при помощи электроэнцефалографии.

Осложнения и последствия

Последствия в основном отражаются на личности ребенка. Когда вовремя не принимаются меры по устранению отставания в развитии, то оно, в свою очередь, оставляет отпечаток на дальнейшей жизни ребенка.

Если проблема в развитии не корректируется, то у ребенка усугубляются все его проблемы, он продолжает отделяться от коллектива, еще больше замыкается в себе. Когда наступает подростковый возраст, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности и появиться заниженная самооценка.

Обратите внимание

Это в свою очередь вызывает трудности в общении с друзьями и противоположным полом.

Уровень познавательных процессов также снижается. Еще больше искажаются письменная и устная речь, наблюдаются сложности в освоении бытовых и рабочих навыков.

Лечение и коррекция

Коррекцию необходимо начать как можно раньше. В основе лечения должен быть комплексный подход. Чем раньше оно начинается, тем больше вероятности того, что задержку удастся скорректировать. К основным методам лечения относят:

  • микротоковую рефлексотерапию, т. е. метод влияния электрических импульсов на работающие точки мозга. Метод применяется при ЗПР церебрально-органического происхождения;
  • постоянные консультации с дефектологами и логопедами. Применяется логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, методы развития памяти, внимания, мышления;
  • лекарственную терапию. Она назначается только врачом-неврологом.

Дополнительно необходима работа с детским психологом, особенно если задержка вызвана социальными факторами. Можно также использовать альтернативные методы, такие, как дельфинотерапия, иппотерапия, арттерапия, а также многие психолого-педагогические развивающие занятия.

Главную роль в коррекции играет участие родителей.

Создание благополучной атмосферы в семье, правильное воспитание и поддержка близких поможет ребенку обрести уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение и добиться эффективных результатов в лечении, и прогноз будет благоприятным.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

  • Отношения с матерью. Для ребенка крайне важны отношения с мамой, т. к. именно она его поддерживает, рассказывает, что делать, заботится и любит. Именно поэтому мать должна ради ребенка быть примером, поддержкой. Если всего этого от мамы ребенок не получает, то у него возникают обиды и упрямство. Т. е. ребенок таким поведением сигнализирует матери о том, что ему срочно требуются ее адекватная оценка и внимание.
  • Не подгоняйте ребенка. Что бы ни делал малыш, будь то поедание каши, сбор конструктора или рисование – важно не торопить его. Иначе вы вызовете у него стресс, а это, в свою очередь, негативно скажется на его развитии.
  • Раздражение родителей. Видя его, ребенок может впасть в ступор, и не сделать даже простые действия: малыш подсознательно чувствует разочарование и тревогу, потерю защищенности.
  • Связь. Важный этап – создать крепкую эмоциональную связь с ребенком и помочь ему перевести свои страхи из разряда «страх за себя» в «страх за других». Научите кроху состраданию — для начала на «неодушевленном» уровне (к игрушкам, персонажам книг), а потом к людям, животным и к миру в целом.
  • Страхам – нет. Свобода от страха позволяет ребенку развиваться интеллектуально, т. к. барьер из страха исчезает.
  • Навыки – важны. Выясните, что ваш ребенок отлично умеет, и развивайте это в нем. Невозможно научить рыбку полету, но вот плаванью – можно. Это вам и предстоит сделать.

Профилактика

Профилактика отставания в развитии у ребенка предполагает точное планирование беременности, а также предотвращение негативного воздействия на ребенка внешних факторов.

Во время беременности необходимо стараться избегать инфекций и различных заболеваний, а также проводить профилактику от них у ребенка в раннем возрасте. Нельзя обходить вниманием и социальные факторы развития.

Главной задачей родителей должно стоять создание положительных условий для развития малыша и благополучной атмосферы в семье.

Ребенком необходимо заниматься и развивать его с младенческого возраста. Большое внимание в профилактике ЗПР уделяется созданию эмоционально-телесной связи родителей и малыша. Он должен чувствовать уверенность и спокойствие. Это поможет ему правильно развиваться, ориентироваться в обстановке и адекватно воспринимать окружающий мир.

Прогноз

Отставание в развитии ребенка преодолимо, ведь при правильной работе с крохой и коррекции развития появятся положительные изменения.

Такому ребенку потребуется помощь там, где обычным детям она не нужна. Но дети с ЗПР обучаемы, просто требуется больше времени и усилий. При помощи учителей и родителей ребенок сможет освоить любые навыки, школьные предметы, а после школы поступить в колледж или ВУЗ.

Симптомы и методы воспитания детей с задержкой психического развития Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LechimKrohu.ru/psihicheskie/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej.html

Задержка психического развития у детей: как понять, что ребенок особенный

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).

К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.

Симптомы и признаки отставания в развитии

Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Психология детей с задержкой психического развития

  1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно.

    На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.

  2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций.

    Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными.

    Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.

В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

Виды ЗПР

Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
  2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
  3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
  4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

Осложнения и последствия ЗПР

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Диагностика ЗПР

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие;
  • память и мышление;
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
  • внимание;
  • игровая и изобразительная деятельность;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • школьные навыки.

Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

  • ЭЭГ;
  • КТ и МРТ головного мозга.

Как вылечить ЗПР

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
  • Глицин;
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.

Профилактика проблем с развитием

Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • создать дружественную обстановку в семье;
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.

Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

Доктор обращает внимание

  1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
  2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

Видео к статье

07.07.2015 Доктор деток

Источник: https://doktordetok.ru/nevrolog/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-kak-ponyat-chto-rebenok-osobennyj.html

Задержка психического развития (ЗПР) у детей: причины появления недуга, виды, симптомы и лечение

Расстройства психического развития

13.12.2017

1.1 тыс.

752

6 мин.

Задержка психического развития (ЗПР ) - заболевание обратимого характера, возникающее у детей и характеризующееся нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере.

Лечением этого недуга занимается логопед, в некоторых случаях помощь осуществляет психолог.

Такие дети усваивают школьную программу, учатся в ВУЗах, работаю и создают семью, если это заболевание выявлено в тот момент, как только появились первые признаки. Поэтому родителям надо внимательно относиться к здоровью своего ребенка.

Согласно определению в специальной психологии, ЗПР (расшифровка: задержка психического развития или нервно-психического развития ) - это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые сопровождаются наличием трудностей в обучении.

Среди детей встречается 15-16% лиц, страдающих этим недугом. Существует большое количество причин, влияющих на возникновение задержки психического развития. Это расстройство возникает у малышей, в раннем детстве, дошкольном возрасте (старше 3 лет) и у школьников.

Одной из причин возникновения этой проблемы является наследственный характер. Такие биологические факторы, как органические поражения центральной нервной системы, патологии беременности (токсикоз, резус-конфликт, гипоксия) влияют на формирование ЗПР. Внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность плода могут стать фактором развития этого расстройства.

Средовые факторы, такие как неправильное воспитание (гиперопека, гипоопека), недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми могут привести к развитию первичной ЗПР. Вторичная форма болезни развивается на фоне нарушений слуха и зрения, дефектах речи из-за дефицита коммуникации и информации. В детском возрасте ЗПР могут вызвать следующие причины:

  • гипотрофия мышц;
  • грипп;
  • нейроинфекции;
  • рахит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсия;
  • энцефалопатия.

У детей, страдающих задержкой психического развития, наблюдаются интеллектуальные нарушения, которые имеют легкую степень тяжести. Отмечается нарушение психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления и восприятия. Восприятие пациентов характеризуется фрагментарностью и замедленным темпам.

Наблюдаются трудности при формировании целостных (полных) образов окружающего мира. Зрительное восприятие у детей развито лучше, чем слуховое. Объяснение информации и учебного материала должно быть наглядным, с помощью предметов. Внимание у детей, страдающих ЗПР, неустойчиво, кратковременно и повехрностно.

Отмечается нарушение переключаемости внимания и его концентрации. Если ребенок переутомляется и устает, то возникают проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, т. е. отмечается повышенная активность и имульсивность. Память характеризуется мозаичностью, т. е. запоминание информации фрагментарно.

Важно

Отмечается слабая избирательность мнестических процессов, наглядно-образная память преобладает над вербальной. Наблюдается низкая мыслительная активность в момент воспроизведения информации. У таких пациентов сохранно наглядно-действенное мышление. Образное мышление нарушено в большей степени из-за расстройств восприятия.

Абстрактно-логический тип мыслительной деятельности не осуществляется без помощи взрослых. У больных детей возникают трудности анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Пациенты с задержкой психического развития не могут сформулировать выводы, упорядочивать события и строить различные умозаключения.

В речи детей отмечается искажение в артикуляции слов и предложений.

Наблюдаются сложности в различении звуков и произвольного контроля за грамматическим построением предложения, дислалия (нарушения звукопроизношения при сохранном слухе) и патологии письменной речи, такие как дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство чтения). У детей, страдающих ЗПР присутствуют изменения в личностной и эмоциональной сфере.

Отмечается наличие эмоциональной лабильности (резкие перепады настроения), эмоциональный фон меняется с легкостью. Больные внушаемы и у них отсутствует инициативность. Наблюдается безволие и незрелость личности.

Достаточно распространенным являются проявления агрессивность, конфликтности и высокого уровня тревожности. Они замкнуты, играют в одиночку и не общаются с ровесниками. Игровая деятельность характеризуется однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета.

Фантазия у малышей недостаточно развита. Они не соблюдают правила игры. Кроме вышеописанных нарушений, отмечается наличие двигательных расстройств. Встречаются гиперкинезы (внезапные непроизвольные движения мышечных групп) и тики.

В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Согласно К. С. Лебединской, существует четыре вида ЗПР:

Вид Характеристика
Конституциональная Возникает по причине замедленного развития и созревания нервной системы. Наблюдаются отличия во внешности от здоровых сверстников. Рост ниже среднего, лицо сохраняет черты более раннего возраста. Отмечается отставание в эмоциональной сфере, недостаточный объем памяти и внимания. Преобладают игровые интересы, эмоциональная лабильность, непосредственность (инфантилизм)
Соматогенная Связана с длительными соматическими заболеваниями (бронхиальная астма, патологии желудочно-кишечного тракта, пневмония, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность). Отмечается наличие снижения работоспособности, повышенной активностью или заторможенностью при переутомлении. Наблюдаются нарушения внимания и уменьшение объема памяти, астенический синдром (усталость, раздражительность и апатия)
Психогенная Во врачебной практике эта форма ЗПР встречается редко. Возникает при неблагоприятных социальных условиях. Отмечается отставание интеллектуального развития, импульсивность, вспыльчивость и отсутствие инициативы в действиях. Дети нецелеустремленны, безвольны
Церебрально-органического генеза Встречается в большинстве случаев. Возникает по причине органических поражений головного мозга и ЦНС. Особенно опасен период для детей в возрасте до 2 лет. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной сферы. Наблюдается отсутствие яркость и живость эмоций, бедность воображения и двигательная расторможенность

Диагностика ЗПР осуществляется непосредственно на момент поступления в школу в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ) с участием детского психолога, логопеда (коррекционного психолога), педиатра, дефектолога, детского невролога и врача-психиатра.

Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые заключаются в выяснении того, как протекала беременность травмы, анализ условий жизни ребенка, сбор жалоб, изучение медицинского документации. Проводится нейропсихологическое тестирование, т. е.

изучение двигательных функций, интеллекта, мышления, внимания и других познавательных процессов и диагностическое обследование речевых функций пациента.

Необходимо побеседовать с ребенком и провести исследование личностных особенностей. П о результатам обследования в условиях ПМПК специалистами выносится заключение о наличие задержки психического развития. Психолог и врачи дают рекомендации по организации учебного процесса или воспитания.

Для выяснения причины развития ЗПР необходимо применять инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ (компьютерная томография ) и МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография ).

Важное значение имеет дифференциальная диагностика ЗПР с олигофренией (умственная отсталость) и аутизмом. Правильно поставить диагноз сможет только компетентный специалист, который сможет отличить симптомы похожих патологий.

Лечение этого отклонения осуществляется с помощью педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. Коррекция этого недуга должна осуществляться в дошкольном возрасте и проводиться долгое время.

Совет

Дети с ЗПР должны посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы, так называемые школы 7-го вида или коррекционные классы общеобразовательных школ, потому что у них существуют трудности в обучении, которые можно исправить при многократном повторении материала, частой смене видов деятельности, дозированности предоставляемой информации и использовании сберегающих здоровье технологий.

Коррекция этого расстройства осуществляется благодаря развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоциональной, двигательной и сенсорной сферы с помощью игровой терапии, терапии с использованием сказок, детской арт-терапии (рисование, песочная терапия, танцы, музыка). Проводится коррекция нарушений речи логопедом.

Кроме этого, для лечения детей прибегают к помощи социальных педагогов и психологов (с целью формирования навыков адаптации в социуме). В лечении этого расстройства применяются медикаменты, если у пациента обнаружены соматические или органические патологии, физиотерапия, лечебная физическая культура (ЛФК), массаж и водолечение (воздействие на кожу пациента с помощью воды).

Дети с задержанным психическим развитием обучаемы и при правильной организации коррекционной работы наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить основные знания, умения и навыки для жизни, которые здоровые ровесники способны освоить самостоятельно. После окончания школы они продолжают свое обучение в колледжах и высших учебных заведениях, могут найти работу.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya.html

Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР): симптомы, прогноз и лечение с помощью коррекционного обучения

Задержка психического развития (или сокращенно ЗПР) характеризуется отставанием в формировании психических функций. Наиболее часто выявляется данный синдром перед приемом в школу. Детский организм реализует свои возможности в замедленном темпе.

Для задержки психического развития также характерен малый запас знаний у дошкольника, скудность мышления и неспособность долго заниматься интеллектуальной деятельностью.

Для детей с данным отклонением более интересно просто играть, а сосредоточиться на обучении для них крайне проблематично.

Задержка психического развития чаще всего выявляется перед приемом в школу, когда интеллектуальная нагрузка на ребенка значительно возрастает

Задержка психического развития захватывает не только психологические аспекты личности. Нарушения наблюдаются в разных видах деятельности, физической и психической.

Задержка психического развития – промежуточная форма нарушений в развитии малыша. Некоторые функции психики развиваются медленнее, чем другие. Имеет место повреждение или неполноценное формирование отдельных областей. Степень недостаточного формирования или глубина имеющихся повреждений может варьироваться от случая к случаю.

Причины ЗПР

Причины биологического плана:

  • проблемы при беременности (перенесенные инфекции, травмы, сильные токсикозы, интоксикации), гипоксия плода, зафиксированная в период вынашивания;
  • недоношенность;
  • родовые травмы, асфиксия;
  • заболевания в младенческом возрасте (травмы, инфекции, интоксикации);
  • генетическая предрасположенность.

Причины социального характера:

  • долговременная изоляция ребенка от общества;
  • частые стрессы и конфликты в семье, в саду, ситуации, наносящие психологическую травму.

Имеет место сочетание ряда факторов. Две или три причины, обуславливающие задержку психического развития, могут объединяться, что приводит к усугублению нарушений.

Виды ЗПР

ЗПР конституционного генеза

В основу данного вида ложится наследственный инфантилизм, затрагивающий психические, физические и психологические функции организма. Эмоциональный уровень при данном типе задержки развития, а также уровень волевой сферы больше напоминают уровни младшего школьного возраста, а значит, занимают более раннюю ступень формирования.

Какова общая характеристика данного вида? Он сопровождается прекрасным настроением, легкой внушаемостью, эмоциональностью поведения. Яркие эмоции и переживания очень поверхностны и нестойки.

ЗПР соматогенного генеза

Данный вид связан с соматическими или инфекционными болезнями у ребенка, либо хроническими болезнями мамы. Психический тонус в данном случае снижается, диагностируется задержка развития в эмоциональном плане.

Соматогенный инфантилизм дополняется различными страхами, которые связаны с тем, что дети с задержкой развития не уверены в себе или считают себя неполноценными.

Неуверенность дошкольника вызвана множественными запретами и ограничениями, имеющими место в домашней среде.

Нездоровая обстановка в семье и постоянные запреты также могут стать причиной ЗПР у ребенка

ЗПР психогенного генеза

Данный вид вызывается частыми стрессовыми ситуациями и травмирующими психику условиями, а также плохим воспитанием. Условия внешней среды, не соответствующие благоприятному воспитанию детей, способны ухудшить психоневрологическое состояние ребенка с задержкой развития. Одними из первых нарушаются вегетативные функции, а затем и эмоционально-психологические.

ЗПР церебрально-органического генеза

Вид, предполагающий частичное нарушение некоторых функций организма, которое сочетается с незрелостью нервной системы. Поражение центральной нервной системы носит органический характер. Локализация поражения не влияет на дальнейшее нарушение умственной деятельности. Поражение ЦНС такого плана не приводит к умственной неполноценности.

Широко распространен именно этот вариант задержки психического развития. Какие симптомы для него актуальны? Характеризуется он ярко выраженными нарушениями в эмоциональном плане, а также чрезвычайно страдает волевой аспект. Заметно замедление формирования мышления и познавательной деятельности.

Данный вид задержки развития в целом характеризуется замедлением в созревании эмоционально-волевого уровня.

ЗПР церебрально-органического генеза характеризуется нарушением развития эмоционально-волевой сферы

Особенности проявления ЗПР

Физическое развитие

У детей с задержкой развития всегда довольно сложно диагностировать синдром. Особенно непросто это понять на ранних этапах роста. Какие есть особенности детей с ЗПР?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: задержка речевого развития у детей 5 лет: причины и лечение

Воля, память и внимание

Дети с ЗПР слабо заинтересованы в том, чтобы их деятельность или работу оценивали, хвалили, у них нет присущей другим детям живости и эмоциональности восприятия. Слабоволие сочетается с монотонностью и однообразием деятельности.

Игры, в которые предпочитают играть дети с задержкой развития, обычно абсолютно нетворческие, в них отсутствуют фантазия и воображение.

Детки с задержкой развития быстро устают от работы, потому что их внутренние ресурсы моментально истощаются.

Обратите внимание

Ребенок с ЗПР отличается плохой памятью, неспособностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, медлительностью. Он не может долго фиксировать внимание. В результате задержки ряда функций малышу требуется больше времени для восприятия и обработки информации, зрительной или слуховой.

Одним из наиболее ярких признаков задержки развития является то, что ребенок не в состоянии заставить себя что-то сделать. Работа эмоционально-волевой сферы заторможена, и, как следствие, появляются проблемы с вниманием. Ребенку сложно сконцентрироваться, он часто отвлекается и никак не может «собраться с силами». В то же время вероятно увеличение двигательной активности и речи.

Восприятие информации

Детям с задержкой развития сложно воспринимать информацию цельными образами. К примеру, у дошкольника вызовет затруднение определить знакомый предмет, если он помещен в новом месте или представлен в новом ракурсе. Обрывистость восприятия связана с малым количеством знаний об окружающем мире. Скорость восприятия информации также отстает и затруднено ориентирование в пространстве.

Из особенностей деток с задержкой психического развития следует выделить еще такую: они лучше запоминают зрительную информацию, чем словесную. Прохождение специального курса по освоению различных техник запоминания дает хорошие успехи, показатели детей с ЗПР становятся лучше в этом плане по сравнению с детьми без отклонений.

Улучшить память и восприимчивость ребенка помогут специальные курсы или коррекционная работа специалистов

Речь

Ребенок отстает в развитии речи, что приводит к различным проблемам в речевой деятельности. Отличительные особенности становления речи будут индивидуальными и зависят от тяжести синдрома. Глубина ЗПР может влиять на речь по-разному.

Иногда присутствует некоторая задержка в речевом формировании, которая практически соответствует уровню полноценного развития. В некоторых случаях имеет место нарушение лексико-грамматической основы речи, т.е. в целом заметно недоразвитие речевых функций.

Восстановить речевую деятельность в состоянии опытный дефектолог, к которому следует обратиться за консультацией.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как лечится фонетическое недоразвитие речи у детей?

Мышление

Рассматривая вопрос мышления у детей с задержкой психического развития, можно отметить — наибольшую проблему для них представляет решение задач на логику, предлагаемых в словесной форме. Отставание в развитии происходит также и в других аспектах мышления.

Приближаясь к школьному возрасту, детки с задержкой развития плохо владеют способностью выполнять интеллектуальные действия. Они не могут, например, обобщать, синтезировать, анализировать или сравнивать информацию.

Познавательная сфера деятельности при ЗПР также находится на низком уровне.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: задержка психоречевого развития у детей до 3-5 лет

Детки, страдающие задержкой психического развития, гораздо хуже своих ровесников подкованы во многих вопросах, связанных с мышлением.

Они имеют очень скудный запас информации об окружающем мире, плохо представляют себе пространственные и временные параметры, их словарный запас также значительно отличается от имеющегося у детей того же возраста, и не в лучшую сторону.

Интеллектуальная работа и мышление не имеют ярко выраженных навыков.

Центральная нервная система у детей с задержкой развития незрела, ребенок не готов к походу в первый класс в 7-летнем возрасте.

Дети с задержкой психического развития не умеют производить основные действия, связанные с мышлением, плохо ориентируются в заданиях и не могут спланировать свою деятельность. Обучение детей с ЗПР письму и чтению крайне проблематично.

Буквы у них перемешиваются, особенно те, что похожи по написанию. Мышление заторможено — написать самостоятельный текст дошкольнику очень трудно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: симптомы СДВГ у детей

Дети с задержкой развития, попадающие в обычную школу, становятся неуспевающими учениками. Такое положение чрезвычайно травмирует и без того поврежденную психику. В результате этого появляется негативное отношение ко всему обучению в целом. Решить проблему поможет квалифицированный психолог.

Создание благоприятных условий

Для комплексного развития ребенка необходимо создание внешних благоприятных условий, которые бы способствовали успешному обучению и стимулировали работу различных частей ЦНС.

Важно создать для занятий развивающую предметную среду. Что в нее входит? Развивающие игровые занятия, спортивные комплексы, книги, природные объекты и другое. Также немаловажную роль будет играть общение со взрослыми.

Общение это должно быть содержательным.

Для таких детишек крайне важно получать новые впечатления, общаться со взрослыми и доброжелательно настроенными сверстниками

Игра – ведущая деятельность для ребенка 3-7 лет.

Важно

Практическое общение со взрослым, который бы обучал ребенка манипулировать тем или иным предметом в игровой форме, является для детей с задержкой психического развития первостепенно важным. В процессе упражнений и занятий взрослый помогает ребенку познавать возможности взаимодействия с другими предметами, развивая тем самым его мыслительные процессы.

В задачу взрослого входит стимуляция ребенка с отставанием в развитии познавать и исследовать окружающий мир. Обратиться за консультацией по данным вопросам можно к психологу.

Развивающие игры

Коррекционные занятия для детей с ЗПР следует разнообразить дидактическими играми: матрешками и пирамидками, кубиками и мозаиками, играми на шнуровке, липучках, пуговицах и кнопках, вкладышами, музыкальными инструментами, игровыми приспособлениями с возможностью извлечения звуков.

Также будут полезны наборы для сравнения цветов и предметов, где будут представлены разнокалиберные однородные вещи, отличные по цвету. Важно «снабдить» ребенка игрушками для сюжетно-ролевых игр. Куклы, кассовый аппарат, кухонная посуда, машинки, мебель для дома, животные – все это будет крайне полезно для полноценных занятий и игр.

Дети очень любят всевозможные занятия и упражнения с мячом. Используйте его для катания, подбрасывания или учите ребенка кидать и ловить мяч в игровой форме.

Часто следует обращаться к играм с песком, водой и другими природными материалами. С такими естественными «игрушками» ребенку очень нравится заниматься, к тому же они прекрасно справляются с задачей формирования тактильных ощущений, используя игровой аспект.

Физическое воспитание малыша дошкольного возраста и его здоровая психика в будущем напрямую зависят от игры. Активные игры и упражнения, проводимые на регулярной основе, будут прекрасными методами для обучения ребенка владеть своим телом.

Делать упражнения необходимо постоянно, тогда эффект от таких занятий будет максимальным. Позитивное и эмоциональное общение во время игры между малышом и взрослым создает благоприятный фон, который также способствует улучшению нервной системы.

Используя в своих играх воображаемых персонажей, вы помогаете ребенку проявлять фантазию, творчество, что будет способствовать формированию речевых навыков.

Общение как помощь в развитии

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним каждую мелочь: все, что его окружает, что он слышит или видит, о чем мечтает, о планах на день и выходные и т.д.

Стройте короткие понятные предложения, легкие для восприятия. При разговоре учитывайте не только качество слов, но и их сопровождение: тембр, жесты, мимику.

Разговаривая с ребенком, всегда держите зрительный контакт и улыбайтесь.

Задержка психического развития предполагает включение в коррекционную программу обучения прослушивание музыки и сказок. Они положительно влияют на всех детей, вне зависимости от того, имеются у них какие-либо нарушения или нет. Возраст также значения не имеет, они одинаково любимы детьми 3 и 7 лет. Их польза доказана годами педагогических исследований.

Совет

В процессе обучения развить речь вам помогут книги. Детские книжки с яркими картинками можно читать вместе, изучая рисунки и сопровождая их озвучиванием. Побуждайте ребенка повторять услышанное или прочитанное. Выбирайте классику: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак — они станут верными помощниками в деле формирования личности ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: интересные и развивающие книги для детей 3-4 лет

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/narusheniya/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector