Значение развития мелкой моторики рук у детей

Статья на тему: Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

Исследования учёных показали, что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт говорить.

Обратите внимание

         Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей пристальное внимание уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики.

В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно познаёт мир и … умнеет.

Поэтому чем больше ребёнок действует, используя руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский – ум ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев.

Чем больше у ребёнка возможностей для самостоятельного исследования окружающего, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного развития. Но руки ещё недостаточно ловки, подвижны.

Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук.

Они развиваются в процессе деятельности, путём систематического обучения и постоянных упражнений ребёнка.

Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих своими познаниями, и интеллектом,  своей развитой речью. Для этого нужно совсем немного – заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.

Важно

Для развития мелкой моторики рук ребёнка существует много различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных затрат.

Средства развития мелкой моторики: пальчиковые игры и упражнения; шнуровки; работа с бумагой; рисование и раскрашивание; конструирование; лепка; графические упражнения, штриховка; игры со счётными палочками…

Для развития у детей рук и пальцев очень эффективны пальчиковые игры и упражнения. Доказано что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Поэтому об играх с пальчиками и ладошками мы можем говорить как о великолепном универсальном и развивающем средстве.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Во время игр стимулируется речевое и интеллектуальное развитие.

Кроме перечисленных выше средств эффективно использовать игры с подручными материалами. Подобные игры нравятся детям младшего возраста. Рассмотрим некоторые из них.

Нанизывание на шнурок различных предметов: пуговиц, бусинок и т.д.

; застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек баночек, бутылочек, флакончиков; игры с прищепками; игры с крупой.

Хотелось бы отметить, что подобранные задания и упражнения дети готовы выполнять охотно и многократно, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую эффективность в развитии детей.

Не надо забывать, что уровень развития моторики у всех детей разный, поэтому задания и упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Совет

Главное – проявлять терпение, если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.

Что в свою очередь будет надёжным фундаментом для общего развития ребёнка. Как уже было сказано ранее дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг.

Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект.

Помните, что, используя игры с детскими пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, вы сможете положительно влиять на всестороннее развитие ребёнка. Играя в подобные игры, наши дети развиваются.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/19/znachenie-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-dlya-detey-mladshego

Мелкая моторика: ее значение и развитие

В данной статье мы рассмотрим предмет того, чем является мелкая моторика, способы её развития и то, какое значение она играет в развитии речи ребенка.

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры.

Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Способы развития мелкой моторики

В качестве вариантов работы могут быть:

  1. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

  • «Сорока-белобока…»,
  • «Ладушки-ладушки…»,
  • «Идет коза рогатая…»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
  • “Этот пальчик дедушка…” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.

Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

  • игрушки-шнуровки;
  • деревянная пирамидка;
  • кубики;
  • конструкторы;
  • рамки и вкладыши;
  • фигурки на магнитах;
  • пазлы;
  • мозаика;
  • нанизывание бусин и другие.

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Так же данный вид игр благотворно влияет на подготовку к школе (особенно в овладении письмом).

  1. Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).
  2. Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками).
  3. Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).
  4. Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами).
  5. Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы.
  6. Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.
  7. Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур.
  8. Бытовые манипуляции — застегивание-растегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания;
  9. Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма (упражнения выполняются только простым карандашом или шариковой ручкой):
  • штриховка в разных направлениях (вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой», «штрихом», «точками»);
  • обводки контуров предметов;
  • рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты);
  • доведение линий до конца;
  • раскрашивание;
  • прописи.
  1. Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.
Читайте также:  Джагад-гуру сиддхасварупананда парамахамса (крис батлер) - что такое душа

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);
  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны. Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом.

Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке. В 10 месяцев катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.

) одной рукой или двумя одновременно. Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы. С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Обратите внимание

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Источник: https://energy-family.ru/melkaya-motorika-ee-znachenie-i-razvitie/

Развитие моторики

Каждая мама уверена в том, что развитию моторики рук у детей необходимо уделять пристальное внимание. Но не каждая представляет, что это такое и как это правильно делать.

Мелкая моторика – это умение с максимальной точностью и ловкостью совершать определенные движения пальцами рук и ног, задействуя при этом нервную, мышечную и костную системы. Это могут быть как простые жесты, типа захвата игрушек, так и сложные — написание текста, рисование, пришивание пуговиц.

Значение развития мелкой моторики рук для развития ребенка.

Стимулирующее влияние функций рук на развитие мозга и психики ребенка подтверждены специалистами. Развитие мелкой моторики имеет огромное значение не только в хорошей координации движений пальцев рук, которая естественно понадобится для письма, рисования и выполнения других необходимых действий, но и для общего развития малыша.

 Мелкая моторика и обороты речи связаны между собой месторасположением в коре головного мозга. Поэтому стимуляция пальцев рук активизирует центр речи. Мелкая моторика самым непосредственным образом влияет на ловкость пальцев и красоту почерка.

Кроме того развитие мелкой моторики рук непосредственно влияет на такие необходимые качества, как:

  • Развитие внимания
  • Память
  • Наблюдательность
  • Мышление
  • Воображение

Иными словами чем более подвижные и ловкие пальчики у малыша, тем он более умный и развитый и это необходимо развивать, как можно с более раннего возраста. Как говорил известный педагог В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Первые шаги в развитии моторики рук.

Первое занятие развития моторики рук надо уже в младенческом возрасте. Грудничку можно слегка помассировать пальчики, активизируя точки, связанные с головным мозгом. Сначала малыш только поглядывает на свои ручки, потом пытается совершать ими определенные действия.

Кроха старается удерживать предмет, а потом перекладывать из руки в руку, осуществляя «пинцетный захват». Вскоре он уже способен создавать свои первые картины и применять по назначению ложку и вилку. Впоследствии моторные навыки становятся сложнее, но и интереснее.

Появляется больше манипуляций, которые требуют одновременных согласованных действий двух рук.

Поначалу ребенок берет вещи всей ладошкой, потом подключает большой и указательный пальчики.

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/znachenie-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk/

«значение развития мелкой моторики»

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

1. Повышается тонус коры головного мозга.

2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируются развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивается чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливается рука к письму.

8. Поднимается настроение ребенка.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ.

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Важно

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Все виды моторик заключаются в методике- Пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры.

Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики.

Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети.

Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

Совет

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша.

Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается.

Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают:

• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

• Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=gQpO98gOUKg

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе ;

во первых- чем больше ребёнок двигается тем лучше полушария обогащаются кислородом, а следовательно это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга,

во вторых- во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас,

Обратите внимание

в третьих -в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется -крупная моторика.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования.

Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Сам ребёнок – не беспомощная “соломинка на ветру”, не робкая травинка на асфальте — Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/znachieniie_razvitiia_mielkoi_motoriki

Значение мелкой моторики в развитии ребенка | Про Деток Блог

     Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мне почему-то хочется поговорить с вами про мелкую моторику. Я уверена, что практически все родители слышали это словосочетание.

Большинство мам, да и наверное, пап знает, что развитие мелкой моторики важная составляющая раннего развития. Но несмотря на свою популярность, на обилие игрушек для ее развития, мелкая моторика так и остается недооцененной.

Очень немногие из родителей до конца понимают, каким именно образом развитие мелкой моторики сказывается на развитии ребенка. Давайте с вами попробуем разобраться?

Что такое мелкая моторика?

     Ни что иное, как все те скоординированные действия вашего ребенка, которые направлены на выполнение точных и мелких движений кистями и пальцами рук.

Читайте также:  Что входит в стоимость стоматологических услуг?

В свою очередь, скоординированные действия кистей рук достигаются за счет скоординированного функционирования нервной, мышечной, зрительной и костной систем. Поэтому, дорогие мамы и папы, мелкая моторика – это не просто умение захватывать мелкие предметы.

Это не просто умение сделать красивую поделку из пластилина или застегнуть пуговицу. Прежде всего это работа сразу нескольких систем организма.

Связь мелкой моторики и речи

      Об этой связи знают большинство родителей и специалистов. И о ней же написано множество научных работ и статей.

Если попробовать кратко уложить  суть того, к чему пришли наши великие умы, то можно говорить о прямой зависимости  уровня развития речи от уровня сформированности точных и тонких движений, которые ребенок совершает кистями и пальцами рук. Другими словами, если будет развита мелкая моторика, то будет развита и речь.

С одной стороны, здесь все понятно. А с другой, об этом так часто и так много говорится, что принимается во внимание лишь сам факт существования этой связи, без каких либо объяснений: мелкая моторика важна и на этом все.

Важно

     А между тем, просто ужасающее число детей в возрасте от 3-х до 4-х лет, с которыми я сталкиваюсь в процессе работы в детском дошкольном учреждении, элементарно не умеют держать правильно ложку или карандаш, пользуются ими очень неловко. Не могут самостоятельно одеться, застегнуть у себя на одежде кнопки (о пуговицах даже говорить не приходится). И конечно, уровень речевого развития этих детей оставляет желать лучшего.

     Но давайте вернемся к связи мелкой моторики и речи. У всех нас есть начальные знания о том, что из себя представляет головной мозг человека. И все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга: левого и правого. Эти полушария покрыты слоем серого вещества – корой головного мозга.

По функциям кору головного мозга можно разделить на зоны. Так, существуют ассоциативные, моторные и сенсомоторные зоны. Но в большей степени, нас будет интересовать моторная зона, или по-другому двигательная кора, в которой выделяют первичные и вторичные моторные области.

Так вот, в первичной моторной коре располагаются те нейроны, которые отвечают за иннервацию (снабжение тканей и органов нервами)  мышц лица, туловища, рук и ног. Примечательно в этом то, что проекции мышц туловища и ног занимают очень небольшую область в двигательной коре.

А вот проекции рук и мышц лица занимают бОльшую площадь. И располагаются следом друга за другом в первичной моторной коре. Вот — эта самая связь мелкой моторики и речи. Речедвигательный центр не просто находится рядом с двигательным центром коры, он является ее частью.

Поэтому все ученые, которые занимались исследованиями детского мозга и психики, говорили о том, что функция руки оказывает большое стимулирующее влияние на развитие ребенка.

      Так что в данном случае можно говорить не просто о связи мелкой моторики и речи, а прямой зависимости. Речь вашего ребенка будет напрямую зависеть от уровня развития мелкой моторики. Но на этом ее роль в развитии ребенка не заканчивается…

Связь мышления и речи

     Кант говорил о том, что рука – это мозг, который вышел наружу. Это высказывание, на мой взгляд вполне справедливо.

И если можно наблюдать зависимость уровня развития речи от уровня развития точных движений пальцев рук, то в такой же степени можно говорить о том, что мышление ребенка зависит от уровня развития речи.  Речь по праву можно назвать инструментом мышления. Слово это не просто набор звуков.

В нем заключено гораздо больше информации, если рассматривать слово как понятие. И я думаю, что в данном случае нет необходимости ссылаться на исследования ученых. Скажу лишь, что в развитии ребенка существует определенная стадия, когда мышление и речь идут по разным дорожкам.

Совет

Но примерно к двум годам их дорожки пересекаются, и речь потихоньку начинает становится интеллектуализированной, а мышление ребенка – речевым. Мышление ребенка не может формироваться и существовать вне речи.

Развивая мелкую моторику, мы влияем на развитие речи, а речь по сути можно назвать формой существования мысли. Поэтому развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития. Порой мы об этом забываем и слишком увлекаемся интеллектуальным развитием, что в большей степени вредит, чем развивает.

Какие последствия возможны при недостаточном

или плохом развитии мелкой моторики?

     Как вы уже догадались, если мелкая моторика плохо развита, то это напрямую сказывается на речи, и, как следствие, мышлении ребенка. Разного рода отклонения в формировании речи: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи накладывают свой отпечаток на развитие ребенка.

Если говорить про дошкольный возраст, то у детей может появится неуверенность в себе: он не может нарисовать, слепить, построить и т.д. так как другой ребенок его возраста. Движения неловкие и неуклюжие, ребенок из-за этого может становится агрессивным и обидчивым.

Нередко у детей с различными речевыми нарушениями так же отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, может быть снижена наблюдательность и мотивация. Плюс ко всему, ребенок с недостаточно развитой речью испытывает различного рода трудности в общении с окружающими. Социально бытовые навыки тоже страдают, ребенок становится менее самостоятельным.

А самостоятельность играет не последнюю роль в развитии, об этом я писала в статье «Медвежья услуга или почему важно научить ребенка самостоятельности».

     Если рассматривать школьный возраст, то однозначно можно говорить о трудностях обучения. Потому что хорошо развитая мелкая моторика – это один из показателей готовности к школьному обучению.

В школе ребенку будет необходимо освоить навык письма, и если мелкая моторика будет плохо развита, то и с письмом будут возникать трудности.

Как следствие, ребенок будет не успевать за ходом урока, излишне переживать из-за того, что у него что-то не получается, что в итоге приведет к негативному отношению к учебе и школе.

Обратите внимание

  И это всего лишь небольшая часть последствий, которые лежат на поверхности В рамках данной статьи, не представляется возможным описывать все возможные последствия. Единственное, о чем должны помнить родители, что дошкольный возраст – уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике отводится большая роль.

     Надеюсь, уважаемые читатели, данный материал оказался для вас полезным. Если у вас после прочтения появились какие-то вопросы, то буду рада ответить на них в комментариях. О том, как развивать мелкую моторику и с какого возраста это нужно делать мы поговорим в следующий раз.

Источник: http://prodetokblog.ru/razvitie-detok/znachenie-melkoj-motoriki-v-razvitii-rebenka/

Значение мелкой моторики рук в общем развитии ребенка

Значение мелкой моторики рук в общем развитии ребенка.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

https://www.youtube.com/watch?v=XWCQmZZzCrI

Ознакомившись с огромным количеством статей и методической литературой, я поняла, что значение мелкой моторики не переоценивают. Мелкая моторика действительно важна для общего развития ребенка.

Она помогает развивать координацию движений, что нужно для всех, одеваться, писать, принимать пищу и выполнять множество бытовых и прочих действий.

Развивает высшие свойства сознания: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие рук связано также с речевым развитием. В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». И оно действительно так, если развитие начинается с самого раннего возраста, то и речь развивается правильно, без особого труда.

Есть множество игр, пособий и методик по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, аппликации, пескография, оригами — все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки.

Разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц; всевозможные шнуровки; нанизывание колец на тесьму; игры с мозаикой; сортировка круп, зёрен (гречка — горох, фасоль бобы) конструкторы, лего, пазлы, кубики, пирамидки.

Все это прекрасно способствует всеобщему развитию ребенка. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше развит ребенок в целом.

Важно

Главное в развитие ребенка это систематическая, совместная деятельность взрослых и детей. Начиная с раннего возраста нужно уделять как можно больше времени и внимания нашим деткам.

Занимаясь с детьми и играя, мы сможем вырастить всесторонне развитого человека!

Список используемых источников и литературы:

  1. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» – Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  2. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга». — М., Педагогика, 1973г.
  3. «Мелкая моторика» /Википедия. Источник: https: //ru. wikipedia. org/wiki/Мелкая_моторика. 13. 03. 2018г.
  4. Развитие мелкой моторики у ребенка: ТОП-5 лучших методов для правильного развития. Возрастной календарь развития. Гурьев Леонид. Источник: http: //beremennost-po-nedelyam. com/razvitiye_melkoy_motoriki_u_rebenka_top-5_luchshih_metodov_dlya_pravilnogo_razvitiya_vozrastnoy_kalendar_norm/ 13. 03. 2018г.
  5. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». — М., 2009 г
  6. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь». — Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.

Источник: http://doshkolnik.ru/motorika/19359-znachenie-melkoiy-motoriki-ruk-v-obschem-razvitii-rebenka.html

Почему развитие мелкой моторики у детей имеет такое большое значение?

Взрослея, ребенок изучает окружающий его мир. Он только учится говорить, ходить, сидеть, совершать первые осознанные движения руками: рисовать, писать, шнуровать обувь, застегивать пуговицы. Малыш совершает эти действия посредством мелкой моторики рук и от того, на сколько она развита, очень многое зависит.

Мелкая моторика  или попросту ловкость – это совокупность связанных мелких действий пальцев рук и ног, направляемых зрительной, костной, нервной и мышечной системами организма.

Она развивается естественным образом на основе общей моторики с младенчества.

Сначала у ребенка появляются хватательные движения, затем он осваивает перекладывание различных предметов из одной руки в другую, а в два года он уже умеет держать правильно ложку и рисовать.

Существует тесная связь между уровнем развития мелкой моторики и мышления малыша, его внимания и координации движений, памяти и воображения.

Так как расположение мозговых центров человека, отвечающих за движение пальцев и речь, очень близко расположено, то при формировании мелкой моторики развиваются и отделы, отвечающие за интеллект и речь, тем самым стимулируются умственное и физическое развитие малыша.

Родителям необходимо осознавать и понимать важность специальных упражнений для развития мелкой моторики и уделять время их проведению.

Тренировки с малышом по развитию мелкой моторики нужно проводить каждый день по 2-3 минуты и 2-3 раза. Чтобы ребенку нравился сам процесс, важно хвалить его и поощрять за достижения.

Эти игры помогут карапузу манипулировать собственными ножками и ручками и «подружат» их.

Очень хорошим тренажером послужат кнопки какого либо прибора, который, разумеется, уже не работает или специального, для развития мелкой моторики. Думаю, не стоит лишний раз говорить, что все игрушки и предметы для занятий должны быть идеально чистыми, ведь с первым же успехом «хватания», игрушка рискует оказаться у малыша во рту.

Детям до 1 года нужно делать массаж пальчиков, играя в игры такие как, «Колобки и пеньки», «Ладушки», «Сорока-белобока», а так же развивающие игрушки: кубики, пирамидки. Для детей чуть постарше будут очень увлекательна лепка из пластилина, оригами, мозаики и пазлы.

Мелкая моторика так же развивается во время выполнения обычных бытовых действий, таких как самостоятельное застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, завязывание узлов. Привлекайте детей в помощь для приготовления пельменей и пирожков.

Развитие мелкой моторики влияет на формирование навыков черчения, рисования, письма, речи, памяти и интеллекта. В будущем это поможет ребенку быстрее адаптироваться к работе, требующей особого внимания, координации движений, точного выполнения действий руками.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/5271-pochemu-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-imeet-takoe-bolshoe-znachenie.html

Значение развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Значение развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

    Очень часто у дошколят слабо развита мелкая моторика? Почему?

Причин тому несколько: одна из них заключается в том, что мы неэффективно подбираем игры и упражнения – задания для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к.

безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е.

не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики.

Для того,чтобы получить максимальный эффект нужно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений.

Читайте также:  Польза упражнений с помощью массажного валика

Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев.

Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Совет

Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как несведущая рука оказывается ущербной.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот.

Надо лишь несведущую руку сделать более активной.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.

Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте
Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Поэтому в своей работе я решила развитию мелкой моторики уделять особое внимание,взяла тему самообразования,на пять лет: пополняю практический материал; работаю над созданием картотек,брошюр по этой теме.

Ежедневно, в начале и в конце занятий с детьми разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры, развивающие пособия (рамки, шнуровки, упражнения с песком и крупой), работаем в тетрадях (штриховки, графические диктанты).Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения.

Обратите внимание

Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

учитель-дефектолог Кашпанова М. Ж.

Источник: http://rdd.kz/index.php/v-pomoshch-vospitatelyu/item/866-znachenie-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-detej-doshkolnogo-vozrasta

Как развивать дома мелкую моторику рук у ребенка

То, насколько велико значение развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, доказывать не приходится – этот научный факт принят за аксиому, и все без исключения педагоги настаивают на том, чтобы подобные занятия проводились с малышом дома едва ли не с пеленок.

Для младенцев хорошую службу сослужат погремушки и мягкие игрушки, наполненные специальным крупитчатым составом, ощупывая которые ребенок тренирует чувствительность своих пальчиков.

Чтобы развивать мелкую моторику рук у детей постарше, помогут специальные тренажеры и игры, которые к тому же будут являться и развивающими пособиями.

Давно доказан тот факт, что малыши изучают мир на ощупь больше, чем на взгляд. В этом возрасте начинает формироваться умение хватать и удерживать предметы: ложку, карандаш или детали игрушек. Чем рельефней текстура игрового пространства вокруг, тем интенсивнее идет познание окружающей действительности, развиваются умственные способности, формируется творческий потенциал.

Кроме того, развитие мелкой моторики у детей младшего возраста пригодится перед поступлением в школу, когда придется много и долго тренироваться в написании элементов букв, а затем и в письме. Поэтому в данном разделе рассмотрим возможности развития мелкой моторики в условиях пространства детской комнаты.

Прочтя этот материал, вы узнаете, как развивать мелкую моторику у ребенка при помощи несложных занятий.

Роль мелкой моторики в развитии мыслительной деятельности ребенка

Малыши рождаются с хватательным рефлексом, и каждый из нас сталкивался с тем, что, если младенцу протянуть палец, он обязательно его схватит и зажмет в кулак.

Со временем хватательный рефлекс слабеет, уступая тактильному познанию окружающей среды. Малыш учится ползать, щупает игрушки, предметы, знакомится с окружающей действительностью, ощупывая встречающееся текстуры. Ребенок учится держать кружку, ложку, вилку, развивает умение накалывать на вилку пищу, приучается есть, не пронося пищу мимо рта.

Но вот основные действия освоены, и развитие пальцев и мелкой моторики рук у детей значительно замедляется. И дальше только от родителя и педагога зависит, как малыш научится держать карандаш, владеть ручкой, резать ножницами и скреплять мелкие детали.

Важно

Ученые доказали: роль мелкой моторики в развитии ребенка настолько высока, что влияет и на совершенствование мыслительной и речевой деятельности, расширение кругозора. Кроме того, мелкая моторика влияет на координацию движений, слаженность действий и на скорость восприятия нового материала.

Поэтому к тренировкам пальцев рук ребенка надо приступать как можно раньше: начинать эту работу нужно с младенчества и обязательно продолжать в более старшем возрасте.

Способы развития мелкой моторики пальцев у детей в домашних условиях

Когда говорят про развитие мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста, первыми на ум приходят тренажеры по системе Марии Монтессори. В отличие от других систем раннего развития, система Монтессори не требует больших финансовых вложений. Для создания развивающей среды в доме достаточно провести ревизию в шкафах, на кухне и даже в ванной комнате.

Какие же способы развития мелкой моторики у детей нужно использовать, чтобы тренировать пальчики малыша? Начинать нужно с самого простого. В методике Монтессори это карточки с вкладышем. Для их изготовления потребуется твердый картон или картонная коробка, несколько цветных геометрических фигурок из твердого картона и канцелярский нож.

Для каждого шаблона потребуется кусок твердого картона размером 10 см х 10 см. На плотную основу наклейте цветную бумагу и после полного высыхания клея разметьте геометрические фигуры. Вырезать фигуры нужно с помощью канцелярского ножа.

Задача ребенка – сопоставить геометрические фигуры с формой в окошках картона.

Еще один простой, но очень действенный тренажер на развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях: доска для шнуровки. Изготовить ее можно также из плотного картона, но лучше использовать фанеру или плотный пластик.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/rebenok-do-goda/razvitie-navykov/kak-razvivat-doma-melkuyu-motoriku-ruk-u-rebenka.html

Значение развития мелкой моторики рук

Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.

Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

Наибольшие трудности выработки этого навыка – у леворуких детей.

Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

– Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

– Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

– После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

– Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

– Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: “Покажи, какой предмет находится справа от тебя” или “Положи книгу слева от себя”. Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.

– Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

– Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: “Где находится книга, справа или слева от тетради?”

– Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.

– Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

– Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

– Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

– Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

– Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

– Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

– Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

– Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

– Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.- Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

Источник: http://shool-barabash.ru/roditelyam/znachenie-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector