Аутизм: почему появляются «дети дождя»?

Кто они, дети дождя?

Рядом с нами растут необычные дети, их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята.

У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание. Давайте попробуем заглянуть в закоулки их сознания, выйти за пределы своих жестких стереотипов и понять, в чем нуждаются дети с диагнозом аутизм.

Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» — «сам» (погружение в себя). Это заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики — 5—6 случаев на 1000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчишки.

Обратите внимание

Точная причина аутизма не установлена, но часто в истории болезни аутистов можно встретить сведения об осложнениях в протекании беременности матери и при родах: родовые травмы, асфиксия, гипотрофия плода.

Огромное значение имеет и наследственность, хотя «сработают» гены или нет, зависит от внешних факторов. Пугает то, что с каждым годом количество деток с аутизмом стремительно растет. Виной тому экология, неподготовленность организма матери к беременности или ее нежелание рожать малыша — неизвестно.

«Грешат» ученые и на консерванты, используемые в вакцинах и на некие «зеркальные нейроны», которые «барахлят» в головном мозге аутистов. Но найти истинный корень этой проблемы пока не удалось.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ. На первый взгляд, малыши, страдающие аутизмом, не отличаются от обычных детей.

Однако, если присмотреться к их поведению попристальней, можно с раннего возраста увидеть многие отличия: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не тянется к ней, ему все равно, кто находится с ним рядом, он не смотрит в глаза, ему комфортно одному в своей кроватке.

Малыши с аутизмом редко плачут, и никогда не бегают за родителями «хвостиком». Аутист не реагирует на свое имя и может не обращать внимания на окружающие звуки. Это заставляет родителей заподозрить у малыша нарушение слуха, которого в действительности нет.

Когда кроха-аутист подрастает, черты болезни становятся ярче: он плохо и очень поздно начинает разговаривать «механической» монотонной речью, боится всего нового, шумного, яркого.

Если проявляют недовольство, то делают это агрессией и криком.

Такой малыш не говорит о себе «я» и поздно осознает границы своего тела: бывает, уже в школьном возрасте он, словно впервые, часами ощупывает себя перед зеркалом.

АУТИЗМ — НЕ ПРИГОВОР. В первое время после рождения крохи родители воспринимают его поведение, как «манну небесную» — спокойный ребенок, не требующий внимания к себе. Но уже к концу первого месяца жизни они ждут первых улыбок и «агу». Если ожидание этих приятных мелочей длится месяцами, родителям нужно бить тревогу и обращаться за помощью к специалистам.

Важно

Подтверждение диагноза аутизм — безусловно, огромный удар для родителей. Их ставят перед фактом, что их малыш «необучаем» и часто предлагают оформить инвалидность. Однако это не приговор.

Аутичный ребенок может проявить себя талантом в какой-то области (музыка, рисование, математика), но при этом не иметь простейших бытовых навыков. В разных ситуациях он может быть и неуклюжим, и удивительно ловким.

Он просто требует совершенно другого подхода к себе, и только упорный труд родителей под присмотром квалифицированного специалиста может помочь ребенку стать «одним из нас».

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

КАК УХАЖИВАТЬ. Чтобы победить аутизм, нужно как можно раньше начать заниматься с ребенком (с 2—3 лет), тогда к восьми годам диагноз может быть снят. Родителям нужно помнить, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, объясняя себе каждое его слово и каждый жест.

— Дайте понять малышу, что вы понимаете его и любите таким, какой он есть. Родители должны создать своему ребенку комфортную обстановку, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

— Повторяйте вслух названия предметов, которые заинтересовали малыша, ежедневно придумывайте игры с четко очерченными правилами (например, вот кубики: давай построим из них поезд, а завтра — дом). Если кроха не говорит, играйте с ним в лото, головоломки, собирайте мозаику.

— Проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал, который так любят маленькие аутисты. Иногда «забывайте» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и заговорить.

— Включайте ребенку эмоциональные мультфильмы и читайте книги, в которых малыш может сопереживать героям. И не забывайте, что такому ребенку важно иногда быть в одиночестве, давайте ему отдохнуть.

ДИЕТА ДЛЯ ОСОБЕННОГО. У малышей-аутистов часто возникают нарушения в работе пищеварительной системы. Они страдают повышенной проницаемостью кишечника (синдромом «дырявого кишечника»), когда в их кровь попадают шлаки. Как только они перестают получать продукты, содержащие глютен и казеин, наступает заметное улучшение.

Из-за особенностей обмена веществ у детей с аутичными нарушениями глютен и казеин не расщепляются до конца, а продукты их полурасщепления обладают наркотическим действием. Поэтому таким детям рекомендуют исключить из рациона молочные продукты и продукты, содержащие пшеницу, овес, рожь, ячмень.

Основная их еда должна содержать много клетчатки, которая помогает наладить стул, улучшить пищеварение и вывести из организма соли тяжелых металлов.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Анна Шевчук, киевлянка, 35 лет: «Когда мы привели нашего Даню к специалистам, ему было 3 года. Мальчик останавливался, перешагнув порог, и не сдвигался дальше.

Его могло заинтересовать только рассматривание под разным углом зрения частей игрушечной машинки, например, поворачивал машинку так, чтоб колеса были видны в один ряд — это вызывало у него эмоциональный подъем, который выражался в улыбке и довольном покачивании головой.

Сотрудники центра работали с мальчиком два года: адаптировали его к новому помещению, к другим ребятам. Дане делали специальный массаж области лба, головы, и особенно шеи. У ребят-аутистов есть особенность — если не развивать их тело, оно начинает деградировать.

Совет

С мальчиком пели, играли, а главное — его не «ломали», не подстраивали под всех. То же самое мы повторяли дома.

Сейчас наш Даня ловкий, способный малец, у него расширился круг интересов и стали более разнообразными эмоциональные проявления; появилась фразовая речь и инициатива в общении».

Благодарим за помощь в подготовке материла к.п.н. Татьяну Скрыпник, ст. н. с. Института специальной педагогики АПН Украины, координатора учебно-развивающих программ Центра развития аутичного ребенка «Сонячне коло».

Источник: http://www.uaua.info/world/news-3178-kto-oni-deti-dozhdya/

Аутизм: кто такие дети дождя?

  • Психологическая поддержка

    Что это такое?

    Понятие «аутизм» было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.).

    Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром». Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.

    Отчего это бывает?

    Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать — скорее всего наследуется не сам аутизм, а предрасположенность к нему.

    Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Нередко появлению признаков аутизма предшествуют родовые травмы и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.

    Обратите внимание

    В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, становится с каждым годом растет. Однако, неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

    Что происходит?

    Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, избегает прямого взгляда в глаза.

    У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

    Хар�

    Обратите внимание

    В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, становится с каждым годом растет. Однако, неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

    Что происходит?

    Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, избегает прямого взгляда в глаза.

    У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

    Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность его проявлений.

    Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

    Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную ловкость.

    Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». При этом остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

    Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано прежде всего с так называемой неофобией — боязнью всего нового.

    Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией — они могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

    Важно

    Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

    Речь отличается негибкостью, «сделанностью», «механистичностью», «попугайностью». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, повторение — часто отсроченное — услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

    Проблемы семьи аутичного ребенка

    Беда семей с аутичными ребенком прежде всего в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности.

    Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

    Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами.

    Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Понятны поэтому проявления у нее депрессивности, раздражительности, эмоционального истощения.

    Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувства вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери.

    Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого, только глазной контакт он может выдержать лишь очень недолго. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

    Совет

    Кроме того, что отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными.

    В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

    Как распознать аутизм?

    Если вы заметили вышеперечисленные признаки в поведении своего ребенка, обратитесь за консультацией к детскому психиатру. Чем в более раннем возрасте вы начнете коррекцию развития аутичного ребенка, тем больше шансов адаптировать его к нормальной жизни.

    При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребека после 5 лет. Таким образом, если перечисленные отклонения обнаруживаются в более зрелом возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме.

    Кроме того, некоторые симптомы аутизма схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушениями речи, врожденной глухоты и регрессивного психоза. Поэтому только опытный специалист может определить, действительно ли ваш ребенок страдает аутизмом.

    Читайте также:  Дефекты речи у ребенка

    Лечение аутизма

    Обычная терапия предполагает как соответствующую диету, так и применение успокоительных средств и других лекарств, чтобы улучшить общее состояние ребенка. Кроме того, сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма.

    Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Здесь важно также способствовать выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов (невербального общения).

    Аудио-вокальная тренировка и аудио-обучение направлены на последующую адаптацию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, основным методом которой служит насильственное объятие «forceal holding», или холдинг-терапия. Этот метод также носит название «форсированной поддержки» и был впервые предложен М. Welch в 1983 году.

    Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, так как именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме. Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной лечебной физкультурой, для того чтобы ребенок научился правильно владеть своим телом.

    Психологическая поддержка

    Родителям необходимо понять, что происходит с их ребенком, и по возможности установить с ним эмоциональный контакт, почувствовать свои силы, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему.

    Кроме того, семьям с аутичными детьми полезно общаться между собой.

    Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.

    По материалам статьи «Аутизм».

  • Источник: http://www.medkrug.ru/article/show/autizm_kto_takie_deti_dozhdja

    Статья по коррекционной педагогике на тему: Аутизм. Дети дождя..

    Дети дождя

     Их называют «детьми дождя», «детьми Снежной королевы». В их сердце и мозг словно вонзились осколки сказочного ледяного зеркала. На всё море любви и нежности, которое изливают на них близкие, маленькие Каи и «ледяные принцессы», кажется, не отвечают и каплей взаимности.

    Когда измученные этой холодностью мамы начинают плакать, дети Снежной королевы разражаются веселым смехом. Почему? Не уж то, им забавно смотреть на материнские слёзы? Вовсе нет! Просто они не знают, что такое слёзы. А как течёт вода из водопроводного крана – знают.

    У мамы краника нет, а водичка из глаз капает. Поэтому и весело.

     Аутизм. 

    Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще… 

    Поведенческие особенности детей с ранним детским аутизмом.

    Обратите внимание

    Как разглядеть черты, присущие детям Снежной королевы? А вдруг ребёнок не страдает так называемым ранним детским аутизмом (РДА)? Порой ошибка в диагнозе бывает страшнее самого диагноза! Ведь аутизм в первую очередь рассматривается как ранняя патология психического развития.Есть основные черты, характерные для большинства «детей дождя».

    Основное, это, конечно же, уход в себя. Ребёнок не может наладить коммуникативные связи. Стремления к общению у него нет. Общаться (взаимодействовать) не только с людьми, но и с предметами малыша приходится учить.

    Если с ребёнком не проводить специальную коррекционную работу, он всё больше и больше погружается в аут, то есть оказывается «вне игры», а точнее – вне обычной жизни.У ребёнка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) всегда имеют место стереотипии в поведении (ритуальное поведение).

    Откуда они берутся – одному Богу известно! Но ребёнок с завидным постоянством одевает только в определённую одежду, ест определённую пищу, смотрит определённые мультфильмы, и произносит определённые штампованные фразы. 

    Рука об руку со стереотипией идут страхи. Они заставляют малыша всеми силами сопротивляться малейшим изменениям в окружающей обстановке.

    Он уверен: если знакомые предметы будут находиться в определённом месте и в одном и том же положении, ничего страшного не произойдёт. Поэтому любая передвижка кровати, стульчика вызывает у ребёнка буквально истерику. Эти парадоксы (парадоксальности) в поведении сразу бросаются в глаза.

    Такой же панический страх может вызвать случайный зрительный или телесный контакт. В этом случае говорят о сверхранимости. Поэтому «дети дождя» и отгораживаются от окружающей среды, она их пугает.

    Малыш боится смотреть не только в глаза собеседнику, но и на своё собственное отражение в зеркале, категорически не выносит пристального взгляда.

    Полезно разместить в помещении несколько зеркал на уровне глаз ребёнка и постепенно приучать его к своему отражению. Это удастся не сразу.

    Особенности в коммуникативном общении детей с ранним детским аутизмом.

    Важно

    Научившись говорить, «ребёнок дождя» начинает активно повторять услышанные фразы. Это не что иное, как эхолалия. Особенно малыш любит произносить слоганы из рекламных роликов, даже интонацию и тембр закадрового голоса из телевизора воспроизводит в точности! Но при этом не может обратиться с элементарной просьбой или рассказать об увиденном.

    О себе маленький аутист говорит в третьем лице. И такая привычка сохраняется у него достаточно долго.У многих детей с синдромом РДА отмечаются нарушения звукопроизношения и темпа речи. Их речь тороплива, смазана и невнятна. Иногда, кажется, что они бубнят что-то себе под нос, совершенно не заботясь о том, чтобы их понял собеседник.

    Воспринимая информацию (зрительную, слуховую, тактильную) аутичный ребёнок порой не понимает её смысла, он не способен интерпретировать её применительно к данной конкретной ситуации. Поэтому принять и понять правила, по которым живут все остальные люди, для него бывает чрезвычайно трудно.

    Попадая в обычное дошкольное учреждение, малыш часто становится изгоем. Воспитатели в один голос начинают твердить, что он «не садовский»: совершенно неуправляем, «не слышит» взрослых, не ведает никаких запретов, не знает приличий, за столом вести себя не умеет, «на горшок» не просится.

    Но самое ужасное, по мнению таких педагогов то, что он ни с кем не желает общаться, не позволяет к себе притронуться, и если что не по нему, — кричит, визжит, а то и вовсе — кусается. Да, у ребёнка с синдромом РДА есть свои способы защититься от непонятного и страшного (с их точки зрения!) мира других людей.

    Этот «чужой» мир с его условностями и нелепыми правилами вызывает у них отторжение. А некоторые люди с их криками, резкими жестами и нелепой мимикой кажутся маленькому аутисту просто ужасными! Поэтому малыш и отгораживается стеной молчания. В детском саду или школе он сидит где-нибудь в уголке и занимается своими «ритуальными» играми.

    Ребёнок может и вовсе отказаться от устной речи (у него возникает так называемый мутизм), или перестаёт обращать внимание на обращённую речь (сурдомутизм). Но и в том и в другом случае бесцеремонное вторжение в его особый, «инопланетный» мир может вызвать вспышку агрессии. Агрессия подчас бывает направлена и на себя (самоагрессия).

    Малыш может даже нанести себе увечье. Взрослые в любой ситуации должны проявлять понимание и быть терпимыми. Им необходимо знать, что все эти демонстративные формы протеста у аутиста – такой способ защитить себя.

    Да, они такие:

    Совет

    за внешней холодностью и отчуждённостью прячется пугливая и ранимая личность с тонкой организацией и нежной душой.

    В каком возрасте ребёнку ставят диагноз РДА?

    Заключение о том, что у ребёнка аутизм, специалист (детский невролог, невропатолог) может с уверенностью сделать только в 2,5 – 3 года. Но и до этого времени какие-то тревожные признаки нельзя не заметить. У младенца отмечается характерный плач: громкий, немодулированный, крикливый, переходящий в повизгивание.

    По этому плачу невозможно понять, что малыш хочет: то ли он голоден, то ли у него что-то болит, то ли подгузник мокрый.До трёх лет ребёнок с синдромом РДА может производить вполне благоприятное впечатление. На его лице – загадочная улыбка, взгляд задумчивый. Кажется, что малыш о чём-то напряжённо размышляет.

    Он может долго стоять у окна, или бесцельно бродить по комнате («полевое поведение»).Проблемы в виде страхов, самоизоляции, стереотипии, агрессивности в три-четыре года выходят на первый план. Ребёнок словно сигналит: «Помогите мне!» И в то же время, отгораживается, избегает контактов.

    На основании длительного наблюдения и подробного анамнеза врач и может сделать заключение о синдроме РДА.

    Пищевые предпочтения ребёнка с синдромом РДА

    Дело в том, что в их организме нет ферментов, которые могут расщепить два белка: казеин (он присутствует в молоке) и глютен (он находится в зёрнах злаковых культур). Из-за неполного расщепления, эти два белка превращаются в эндорфины (гормоны «радости»; вещества, близкие к наркотикам).

    Они-то и отравляют, разрушают (подобно наркотикам) организм ребёнка, негативно действуют на его психику. Ещё одна пищевая добавка: дрожжи, столь же губительны для маленького аутиста.

    По мнению учёных, если ввести жёсткую диету и исключить казеин, глютин и дрожжи из рациона ребёнка, процессы адаптации и обучения пойдут намного успешней.

    Что делать родителям, если диагноз РДА ребёнку поставлен?

    От 3 до 6 лет – самый сложный период в жизни маленького аутиста. Не заметить особенности в его поведении теперь просто невозможно! Родителям придётся (совместно с педагогами и медиками!) искать такие приёмы и варианты подхода, которые ребёнок примет.Попробуйте для начала установить элементарный эмоциональный контакт.

    При этом надо помнить, что малыш негативно относится к громкому голосу, боится резкий движений, бурной жестикуляции. Он не переносит пристального взгляда и излишней навязчивости. Вам придётся всё время «подстраиваться» под ребёнка. Он любит бегать по кругу? Разложите на его пути мягкие игрушки и начните их собирать вместе с ним.

    Любит перебирать картинки? Покажите, как их можно рассортировать по группам («Игрушки», «Животные», «Машины» и т.д.) и попутно расскажите о каждой картинке. Внимание «особых» малышей всегда привлекает нежная музыка, солнечные зайчики, мыльные пузыри. Для них это – прекрасная стимуляция при выполнении любых поручений или заданий.

    В качестве награды за хорошо выполненную работу позвольте ребёнку самому впустить в комнату солнечных зайчиков или надуть большой мыльный пузырь!Некоторая дезориентация мешает вашему малышу сосредоточиться на самом главном во время занятий? Уберите из его поля зрения всё лишнее.

    Обратите внимание

    Это даст ребёнку возможность сконцентрировать внимание на основном объекте игры или деятельности.

    В шесть лет маленький  аутист начинает тянуться к людям (но не ко всем!) Вместе с тем он всё ещё беспомощен в быту, наивен в суждениях, дезориентирован в общении, не может «войти» в диалог.

    Он не способен проявить гибкость и понимание, не может сопереживать и понимать настроение даже самых близких людей. Но вы-то в состоянии его понять? А это самое главное!

    Общепринятые правила общения с аутичными детьми:

    1. Как бы ни было трудно, принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять гибкость.2. В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка.3. Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи.4. Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка.5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.).6. Чаще присутствовать на занятиях в группе (в классе), где занимается ребёнок.7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт.8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения как дома, так и в детском коллективе.9. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, картинки, пооперационные карты и т.д.)10. Избегать переутомления ребёнка.

    11. Идите «за ребёнком». Действуйте последовательно, поэтапно, не форсируйте события.

    Как понять и принять аутичного ребёнка?

    Понять, а тем более принять аутичного ребёнка непросто. Сразу скажем, классического Ребёнка Дождя можно встретить не столь часто. Как правило, малышу присущи лишь отдельные аутистические черты.

    Они проявляются в излишнем педантизме, в нежелании общаться, в каких-то странных привычках и непонятных для окружающих играх.

    Чтобы понять необычного ребёнка, надо встать на его позицию, уяснить логику его действий и поступков.

    Для этого нужны:

    — сильная мотивация (Этот ребёнок мне бесконечно дорог!);- внутренняя чуткость (Этот ребёнок нуждается в моём понимании!);

    — огромное терпение (Я приму тебя любым! Ты можешь на меня положиться!)

    Родителям надо знать, что положительная динамика в развитие ребёнка будет непременно, если строго соблюдать определённые правила. Но при этом нельзя надеяться только на собственные силы или интуицию.

    Развитие, воспитание и обучение маленького аутиста ведётся совместно со специалистами: врачами (педиатром, психиатром, невропатологом, диетологом), психологом, логопедом, педагогами.

    Важно

    Основные цели вашей совместной деятельности: обеспечить физическое и психическое здоровье ребёнка, помочь ему адаптироваться в детском саду или школе, вовлечь его в совместную (коллективную) деятельность, научить общаться.

    Организация жизни и быта детей с синдромом РДА

    Для аутичных детей смысл имеет только та деятельность, которая заранее запрограммирована (спланирована). Хорошо использовать пооперационные карты, на которых в виде символов (картинок) обозначается чёткая последовательность действий: одевание, сбор на прогулку, раздевание, мытьё посуды, уборка комнаты, укладывание спать, приготовление к занятиям и т.д.

    Пооперационная карта «Обед» (на рисунках – предметы, с которыми ребёнку предстоит «взаимодействовать». Они — указатель, что надо делать и в какой последовательности):1. Включённый кран, мыло («Надо вымыть руки»).2. Полотенце («Надо руки вытереть»).3. Фартук, салфетка («Надо надеть фартук или повязать салфетку»).4.

    Стол и стул («Надо сесть за стол»).5. Глубокая тарелка и большая ложка. («Надо съесть первое блюдо»).6. Мелкая тарелка, вилка и нож. («Надо съесть второе блюдо»).7. Чашка (кружка) и чайная ложка («Надо выпить компот»).Пооперационная карта «Собираемся на осеннюю прогулку» (картинки)1. Колготки.2. Кофта.3. Брюки (комбинезон)4. Ботинки.5. Куртка.6.

    Шапка.7. Шарф.

    8. Перчатки.

    Картинки последовательно представлены ребёнку. Они находятся в поле зрения малыша на протяжении всего режимного момента. По мере выполнения той или иной операции, картинка убирается (взрослым или самим ребёнком).

    Выполнять правильную последовательность всех действий надо неукоснительно. Ибо, как вы научите что-то делать аутиста, так он и будет это выполнять на протяжении всей своей жизни.

    Читайте также:  Пептиды – источник вечной молодости

    Подобные же пооперационные карты (в картинках) составляются для выполнения любых заданий (бытовых, игровых, учебных).

    Любимые занятия аутичных детей, это: мозаика, головоломки, пазлы, компьютерные игры, коллекционирование. Эти малыши хорошо раскладывают предметы, и фигуры по цвету, форме и размеру. Они обожают наводить в доме порядок и раскладывать всё «по полочкам», потому как педанты от природы.

    Нецелесообразно (на ранних этапах пребывания в детском коллективе) вовлекать малыша в сюжетно-ролевые игры, где необходима диалоговая речь. Надо помнить, что наибольшую трудность у него вызывает именно необходимость взаимодействовать, общаться со сверстниками.

    Совет

    Детям с синдромом РДА лучше будут даваться игры с жёсткой последовательностью действий и чёткими правилами (шашки, шахматы, лото).
    Как и все дети, маленькие аутисты нуждаются в постоянном одобрении. Но не переусердствуйте, не выражайте своё одобрение громкими криками и усиленной жестикуляцией.

    Будет вполне достаточно одобрительно покачать головой, улыбнуться.

    Если ребёнок улыбнётся вам в ответ, посмотрит в глаза и позволит себя обнять, — это будет свидетельствовать о его готовности к общению. А ещё – о его полном доверии к вам. Поверьте, вызвать подобное у ребёнка с синдромом РДА — дорогого стоит!

    Подготовила логопед МБДОУ№ 18

    Асташкина Юлия Радиковна

    Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/06/24/autizm-deti-dozhdya

    «Человек дождя» или что такое аутизм — презентация

    1 «Человек дождя» или что такое аутизм<\p>

    2 С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем распространения информации АУТИЗМЕ об АУТИЗМЕ<\p>

    3 ОБ АУТИЗМЕ Аутизм особенность психического развития человека. Название болезни происходит от греческого слова autos сам. То есть ребенок-аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.<\p>

    4 СТАТИСТИКА На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.<\p>

    5 Не фиксируют взгляд на лице другого человекаНе выносят длительного прямого контакта «глаза в глаза» Первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно К окружающим относятся безразличноК ласке относятся равнодушно или неприязненноК дискомфорту безразличны, либо не переносят егоНе испытывают потребности в контакте с другими людьмиДлительное время не дифференцируют живое и неживое Наиболее характерные проявления аутизма в раннем возрасте<\p>

    6 АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.<\p>

    7 Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ? «Человек дождя» так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил 1 версия После этой киноленты появилась даже фраза: «Гении это люди дождя». в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.<\p>

    8 Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ? «Людьми дождя» их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь — только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны. Аутисты «наедине» всегда… 2 версия<\p>

    9 РИСУНКИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ<\p>

    Обратите внимание

    10 АУТИЗМ: Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому всемирно известный Билл Гейтс. К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» — аутисты. Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди. болезнь или гениальность?<\p>

    11 В 53 года он знал наизусть более книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами. ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ-АУТИСТЫ Ким Пик Ким Пик уже в 3 года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями.<\p>

    12 услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В 6 лет Сэведж доводил своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил: сегодня в его послужном списке уже 5 джазовых альбомов. ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ-АУТИСТЫ Мэтт Сэведж Мэтт Сэведж — музыкант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз<\p>

    13 Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными<\p>

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/766818

    Дети дождя: как понять детей с аутизмом и сделать их жизнь проще

    Исполнительный директор Международного общественного объединения «Волюнтас» Галина Шварц знает о людях с расстройствами аутистического спектра если не все, то почти все. Более 20 лет она проводит тренинги для педагогов и родителей.

    И приглашает на них британских специалистов, которые как никто разбираются в этой теме. Чаще всего, замечает Шварц, родителей детей с аутизмом беспокоят следующие вопросы: почему в их семье родился такой ребенок, можно ли его вылечить и примет ли его общество.

    Об этом она и решила поговорить с корреспондентом Sputnik Юлией Балакиревой.

    Эксцентричность = аутизм?

    — Галина Николаевна, правда, что в последнее время число людей с аутизмом растет?

    — Да, и происходит это стремительными темпами. Есть много мнений, почему человек рождается с аутизмом. Особенно много сейчас проводится исследований на генетическом уровне — исследуется не сам ген, а части его структурных компонентов.

    Поскольку аутизм многогранен и у каждого он проявляется по-разному, то корни заболевания могут быть разными. Не берусь быть пророком, я не знаю причины, как и весь остальной мир, но мне кажется, что много кроется в среде нашего обитания. В том, чем мы окружены.

    Известно ведь, что генные мутации часто провоцируются элементами среды.

    — А есть наблюдения, у кого чаще диагностируют это заболевание?

    — Раньше однозначно считалось, что расстройства аутистического спектра в большинстве своем проявляются у мальчиков. Но исследования последних лет показывают: аутизм встречается у девочек гораздо чаще, чем принято думать.

    Просто женский организм быстрее адаптируется в силу физиологических особенностей. Поэтому ранее нам казалось, что перед нами – просто эксцентричная женщина. А корни ее эксцентричности могли быть вызваны расстройством аутистического спектра.

    Последние исследования призывают быть более внимательным к диагностике девочек.

    Не можем их «починить»

    — В чем проявляется аутизм?

    — У человека происходит перегрузка мозга информацией, в связи с тем, что ненужная не отсеивается. Это является причиной многих поведенческих проявлений. У нас есть видео, которое мы показываем во время тренингов, – в нем демонстрируется, что чувствует такой ребенок, попадая в магазин.

    Первое, что он слышит, – шум и звуки, которые идут отовсюду. А если у него еще повышенная чувствительность к звукам, то это воспринимается гораздо болезненнее. Это настолько сильный раздражитель для человека, что в такой момент бесполезно ему что-то говорить.

    Есть дети, которые не любят выходить на улицу. Там их могут раздражать звуки, запахи и даже свет, если у них повышенная зрительная чувствительность. Сын моей знакомой не может кушать ничего, кроме сухого хлеба… Кричать на ребенка или пытаться заставить его силой что-то делать – не выход.

    Это лишь вызовет большую нервную реакцию и стресс у него.

    — Как тогда быть?

    — Надо адаптировать для ребенка среду и помочь ему к ней адаптироваться. Если у него повышенная чувствительность, то применяется десенсибилизация, когда очень маленькими шагами по нарастающей ребенок получает сенсорный опыт.

    Если у него пониженная чувствительность, то есть он ищет дополнительных стимулов, тогда надо ему их дать. Но это должны быть социально приемлемые стимулы. Эти особенности детей должны понимать не только родители, но и воспитатели, люди, которые его окружают в социуме.

    Нужно, чтобы окружающий мир тоже был готов адаптироваться к потребностям этих людей. Они такие, мы не можем их «починить».

    До высот Эйнштейна

    — То есть аутизм не лечится?

    — Нет, но диагноз ни в коей мере не влияет на продолжительность жизни человека. Не стоит относиться к этому, как к концу света. Можно добиться хороших результатов в развитии ребенка, если начать заниматься им с младенчества. В этом плане показателен опыт британцев.

    Они не ждут постановки диагноза, добиться которого крайне сложно, поскольку аутистические проявления могут быть у людей с рядом других заболеваний, и врачи медлят с решением. Британцы, если видят набор определенных сенсорных проблем, начинают над ними работать. И это дает серьезный толчок к развитию ребенка.

    Родителям я бы советовала обратить внимание на ребенка, если он не реагирует или, наоборот, сильно реагирует на шум, не поддерживает зрительный контакт, не улыбается маме, не тянет к ней ручки. Некоторые родители говорят мне: «У нас был нормальный ребенок, он редко плакал, даже когда хотел кушать».

    Но это уже ненормальное поведение… Стоит учитывать, что за последние 10 лет в понимании проблем аутизма сделано многое. Если раньше оценка людей с аутизмом проводилась по тому, что люди без заболевания думали о них, то теперь появилось больше высокофункциональных людей с аутизмом, которые сами могут объяснить свое состояние.

    Важно

    И это дает дополнительную надежду. Потому что чем больше мы будем знать об особенностях аутистических проявлений, тем больше будем находить способов оказания помощи этом людям.

    — Кто такие высокофункциональные люди с аутизмом и как они могут быть полезны обществу?

    — Их особенность в том, что если что-то находится в сфере их интересов, то они будут заниматься этим без устали. Такой человек может не знать, как приготовить ужин или перейти улицу, но он может знать все о динозаврах, автомобилях и др.

    Он будет обращать внимание на такие детали, на которые мозг человека без аутизма не обратил бы, поскольку тот отсекает все, что считает ненужным. Знаю мальчика, который в 6-летнем возрасте сочинял стихи на двух языках и суммировал в уме шестизначные цифры.

    Но когда учитель спрашивал у него, сколько будет дважды два, он не отвечал. Просто ребенок не понимал, как взрослый человек может не знать ответ на элементарный вопрос. В Голландии несколько лет назад открылась фирма, в одном из отделов которой работают исключительно такие люди.

    Они занимаются отладкой компьютерных программ. Работа, мягко говоря, нудная: работник должен выполнить миллиард однотипных действий. Но эти сотрудники трудятся без устали. Важно понимать, что не все люди с аутизмом такие. Спектр расстройств аутистического спектра большой.

    Кто-то может дойти до высот Эйнштейна, а кому-то и в 20 лет, если он не успел «попасть» в программу раннего вмешательства, нужна будет пошаговая десенсибилизация или стимуляция.

    Пути сосуществования

    — Влюбляются ли такие люди, создают ли семьи?

    — Конечно, знаю белорусскую пару – у обоих аутизм. Они занимают достойное положение в обществе: преподают в университете. Люди с аутизмом такие же, как и мы. Не нужно делить общество на своих и чужих. Это сейчас мы знаем, что перед нами – человек с аутизмом.

    А раньше он нам казался просто необычной личностью – талантливым математиком, например, который «не от мира сего». Сейчас очень трудно градуировать четко, что есть норма.

    Даже психиатры смеются, что по стандартам XVIII века мы чуть ли не все сумасшедшие… Не люблю слово «толерантность», потому что по-английски «toleratе» – значит «терпеть». Мне не нравится, когда говорят, что белорусы – толерантный народ.

    Мы прекрасно понимаем, что одно дело, когда ты что-то или кого-то терпишь, и совсем другое – когда тебя терпят. Нам надо уйти в своем понимании от того, что мы терпим, к тому, что мы принимаем. Тогда у нас будет и инклюзия, и интеграция. Именно с таким подходом надо работать с людьми, у которых аутизм.

    Совет

    Как учили нас британские коллеги, если ребенок не обучается теми методами, которые мы применяем, значит, надо менять методы, а не ребенка. А после того, как мы научимся принимать этих людей, мы должны будем искать пути сосуществования, сотрудничества и всего совместного. Иначе далеко не уйдем.

    — Нередко к вам обращаются родители «детей дождя». Какие вопросы они задают, и что им отвечаете?

    — Большинство родителей беспокоит, что будет с их детьми, когда их не станет. Они не знают, сможет ли общество взять на себя заботу об этих детях, а это, поверьте, очень тяжелый труд. Беспокоят поведенческие проявления ребенка, когда он ведет себя так, что может причинить себе вред: кусает или бьет себя.

    Болезненно взрослые воспринимают отношение общества к их ребенку. Они, как родители, любят его со всеми проявлениями и хотят для него хорошей жизни. Наверное, тут однозначный ответ дать нельзя. Но подвижки в обществе очень большие. Есть понимание на государственном уровне того, что надо организовывать поддержку этих людей.

    Обнадеживает то, что родители, медики и педагоги стали работать вместе. Не все пока получается, но, тем не менее, они уже не предъявляют друг к другу претензии, а каждый выполняет свою роль в процессе реабилитации. Нам еще, если можно так сказать, повезло в том, что на Западе проблемами аутизма стали заниматься раньше.

    Мы с одной стороны можем делиться опытом, а с другой – анализировать те ошибки, что допустили там.

    — Что у нас делается на государственном уровне для таких людей?

    — В школах открываются интегрированные классы. В медицинских и специальных образовательных учреждениях оказывают помощь этим людям. Недавно Министерство образования добилось того, что появилась должность сопровождающего для ребенка в школе – ассистента.

    Сейчас должна пройти подготовка специалистов. Потому что в этом деле важно, чтобы человек не просто сидел рядом с ребенком, а понимал, чем вызвано его поведение, и умел управлять им не силой, а знанием.

    Главное – чтобы в стране этот процесс не останавливался, и тогда результаты будут еще заметнее.

    Источник: https://sputnik.by/society/20170504/1028579001/deti-dozhdya-kak-ponyat-detej-s-autizmom-i-sdelat-ih-zhizn-proshche.html

    Дети дождя. Аутизм

    Виктория Цуркан – мама восьмилетнего мальчика – рассказывает, что сын развивался абсолютно нормально, но в 2,4 года произошёл так называемый «распад навыков»: ребёнок перестал разговаривать, самостоятельно ходить в туалет, разучился брать в руки столовые приборы, он просто смотрел в одну точку. Для родителей начался путь по всем кругам ада. После долгих обследований везде и всюду в тверском психоневрологическом диспансере сыну поставили диагноз – «аутизм».

    — Мы испытали шок. Это ужас в семье, который не передать словами. — Виктория плачет. – Прошло пять лет, а я до сих пор иногда не могу сдержать слез – представляю себя на месте родителей, которые через это проходят. Муж спокойнее это воспринял, сказал, что любит сына таким, какой он есть. Меня же колотило полгода. Потом я взяла себя в руки и начала искать пути решения.

    В 2013 году сын пошёл в коррекционный детский сад № 152, потом мама обратилась в реабилитационный центр при психоневрологическом диспансере, где ребенку предоставили нескольких педагогов, услуги каждого из которых ограничивались 10 занятиями в год.

    В Лекотеке предложили индивидуальные занятия с психологом два раза в неделю, затем перевели на групповые занятия, куда мама с сыном отходили 2 года. Вся помощь оказалась ничтожно маленькой в сравнении в тем, какая на самом деле требовалась ребенку. Тем более что прогресс в реабилитации был не ахти какой.

    Так Виктория с сыном попали в платный реабилитационный центр «Солнечный мир» в Москве, где ребенку составили индивидуальную программу реабилитации со всем спектром необходимых услуг. Это было очень дорого, вспоминает Вика. Помог семье Цуркан уже бывший директор тверского «Водоканала», где работает муж Вики, Дмитрий Капустин.

    Обратите внимание

    Опыта и знаний не хватало, мама стала учиться поведенческому анализу на дистанционных курсах Юлии Эрц, а сын – делать первые успехи. Виктории и всей семье пришлось учиться по-новому жить.

    Распорядок дня мамы и сына больше напоминал «день сурка»: с утра завтрак и несколько часов занятий на развитие различных навыков – обед – сон – снова занятия – ужин – игры – сон и с утра по новой.

    — Нам повезло, у нас спокойный ребенок.

    Он не зациклен на каком-то определенном маршруте (иногда дети с аутизмом выбирают себе один маршрут и стараются не отклоняться от него), не устраивает истерик, с ним всегда можно договориться, очень терпелив, послушен, что иногда даже пугает. Да, он боится посещать новое место, он полностью раскоординирован и ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой атмосфере и к новой ситуации. Он подвержен беспричинным страхам. Например, боится животных, даже птиц. Но он способен покормить уточек, если они находятся на приличном расстоянии от него.

    У мальчика апраксия речи, если по-простому – «каша во рту». То, что он пытается сказать, не всегда понятно даже маме. На детской площадке некоторые бабушки берут за руку и уводят внуков подальше от «странного» мальчика, дети могут обозвать его «дураком».

    Как говорит Виктория, родители в основном относятся с пониманием, но ошибочно предполагают, что он самодостаточен, потому что сам себя может развлечь, один играет, ходит, лазает по детской площадке.

    — Да, но, к сожалению, он не общается, не отвечает на вопросы других детей, что ужасно.

    Но всё мы преодолеем, и все у нас получится.

    Источник: https://tvernews.ru/longread/rainman/

    Дети дождя: как распознать аутизм у ребенка

    Последние годы все чаще стало звучать слово “аутизм”, ранее практически не произносимое вслух в наших просторах обитания и не часто встречающееся «там, на Западе».

    Сегодня, можно сказать, что аутизм стал достигать пандемических масштабов – по данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество детей с этим диагнозом растёт на 13% в год. В Соединенных Штатах Америки, где хорошо развита диагностика в этой сфере, по статистике, 1 из 68 детей имеет аутизм.

    А Еще 40 лет назад, лишь 1 на 5000.  В Украине официально зарегистрировано лишь около 3000 детей с аутизмом. На самом деле, ситуация такая же, как во всем остальном мире, но системы диагностирования такого расстройства развития ребенка как аутизм, у нас практически нет.

    Важно

    Из-за отсутствия массового информирования людей о проблемах аутизма, многие семьи не догадываются, что странное поведение их ребенка, возможно, является проявлением расстройства аутического спектра (РАС).

    Многие сталкиваются с тем, что «профессионалы» из медучреждений утверждают, что ребенок «перерастет ещё», «это же мальчик, еще заговорит», или же впадают в другую крайность, диагностируя ребенку шизофрению, со всеми вытекающими из этого кругами ада для родителей и ребенка: стационарное обследование в психдиспансерах и прием тяжелых препаратов. Что, в свою очередь превращает, и без того нуждающегося в реабилитации, ребенка в «овощ».  Потому, очень важным моментом является информирование населения о том, что такое аутизм и какими бывают его проявления, как вести себя с такими детьми и какие есть способы реабилитации и социализации человека с расстройством аутического спектра.

    Что такое аутизм? Простыми словами, это расстройство развития ребенка, при котором он отличается от обычных детей своим поведением, восприятием окружающего мира и способностью к обучению и взаимодействию с внешним миром.

    Существует много гипотез и исследований на тему аутизма, но ни один мыслитель или учёный ум не способен на 100% достоверно сказать что это за «болезнь», откуда она взялась, почему так быстро прогрессирует в нашем обществе и как это лечить.

    Есть лишь зафиксированные типы отклонений в развитии разных характеристик и разной степени тяжести, которые на сегодняшний день объединены под названием Расстройство Аутического Спектра (РАС). Нет двух одинаковых детей с РАС и нет одной пилюли, которая способна снять эти симптомы и вернуть ребенка к норме.

    К каждому ребенку с РАС необходим индивидуальный подход в диагностике и реабилитации. И в большинстве случаев раннего диагностирования (до 2 лет), если ребенком стали интенсивно заниматься, симптомы аутического спектра удавалось снижать, порой до минимума и такие дети могли учиться в общеобразовательной школе, ВУЗе и даже работать и заводить семью. То есть, становились «нормальными».

    Если же упустить момент, затянуть и не вовремя «спохватиться», ребенок может уйти в себя и закрыться для внешнего мира, делая невозможным его социальную адаптацию, или попросту говоря, в будущем такой ребенок будет зависим от опекуна и не сможет функционировать самостоятельно. Потому, критически важно как можно раньше выявить «тревожные звоночки» и как можно раньше начать бороться за будущее ребенка.

    https://www.youtube.com/watch?v=Yx0RYLADROQ

    На самом деле, родителям легче заметить аутизм у их ребенка еще до постановки диагноза.

    Так, люди, у которых уже был старший ребенок с РАС, могли распознать отклонения в развитии у младшего еще на первом году его жизни.

    Люди же незнающие всегда надеются, что их ребенок «перерастет» проблемное поведение, еще заговорит и относят такие отклонения к особенности характера отпрыска, тем самым упуская драгоценное время.

    Возможно, у ребенка аутизм, если к 18 месяцам он:

    кажется глухим. Когда к нему обращаются или просят о чем-то он делает вид, что не слышит;

    не смотрим в глаза и всячески избегает зрительного контакта. Даже если держать его голову перед лицом, старается убрать взгляд в сторону;

    не реагирует на появление родителя в комнате, не встречает папу с работы и абсолютно равнодушен к любым другим посетителям;

    не указывает пальчиком на нужный предмет, а манипулирует рукой взрослого для достижения интересующего предметы или еды;

    не играет с другими детьми. Может находиться рядом с другими детками на площадке, но не проявляет интерес к общей игре, занимаясь сам собой;

    производит странные монотонные движения руками, часто вращается вокруг своей оси или без устали бегает по прямой из одного конца комнаты в другой;

    выстраивает предметы или игрушки в ряд или строит из них пирамидку;

    «странно» играет: использует для игры только неигровые предметы (напр. кухонный инвентарь, утюг и т.д.) или акцентируется на какой-то отдельной части игрушки, например, крутит колесико трактора, но никогда не возит его по полу;

    — может долго рассматривать что-то, как, например, вентилятор, механические часы, движущуюся пыль в лучах солнца, свои руки и т.д.

    навязчиво включает и выключает свет в комнате;

    — залазит под диван, в шкаф и подолгу сидит там;

    не переносит прикосновений, не любит объятий с близкими, в т.ч. с мамой;

    — ест несъедобные предметы;

    — ходит на носочках;

    — имеет проблемы с мелкой моторикой и координацией движений;

    — не любит посещать новые места, ходит на прогулку по «накатанной» программе;

    — имеет высокую тревожность по отношению к неожиданным предметам или действиям, например боится велосипедов, садиться на высокий стульчик или шума от пылесоса;

    — не даёт постричь себя или пристегнуть в авто-кресле, отказывается купаться и мыть голову;

    — кусает, царапает себя, бьется головой о пол или стены;

    — не чувствует температурный режим: может не давать надеть на себя теплую одежду зимой или наоборот – тепло одевается летом;

    — отсутствует понимание опасности, может выбежать на оживленную проезжую часть или стоять на подоконнике при открытом окне;

    — слишком переборчив в еде, ест лишь ограниченный перечень продуктов (в основном, крахмалосодержащие);

    — и т.д.

    Совет

    Ребенок с аутизмом абсолютно по-другому ощущает мир вокруг себя и себя в этом мире.

    Он может быть очень чувствителен к прикосновениям, запахам, звукам, текстуре предметов или консистенции еды и его «плохое» поведение – может быть просто протестом или способом показать, что ему не комфортно или плохо. Ведь, другого способа коммуникации он может не знать или не понимать.

    Потому, не стоит думать, что кричащего в супермаркете ребенка плохо воспитали родители и он капризный или плохой. Он просто другой и идет по другому пути развития, отличным от привычного.

    Для семей с аутичным ребенком обычный уклад жизни может быть невозможным из-за его «плохого» поведения. Такой семье сложно сходить с ребенком в ресторан, в кино, поехать на отдых. Обычный визит в поликлинику или поездка в общественном транспорте может стать пыткой.

    Если в такой семье есть другие дети, они могут страдать от отсутствия внимания, потому что все свое время родители уделяют «проблемному» ребенку.

    А отношения между родителями могут портиться в виду постоянного стресса, отсутствия отдыха и недоступности простых радостей, которые могут себе позволить семьи с обычными детьми.

    Потому, повторюсь, очень важна ранняя диагностика для того, чтобы дать возможность семье «вывести» ребенка из аутического спектра или хотя бы минимизировать симптомы, давая шанс нормально функционировать всей семье.

    Что делать и к кому идти?

    Если поведение и характеристики вашего ребенка совпадают с вышеперечисленными примерами, следует обратиться к следующим специалистам:

    — первая отправная точка – это консультация педиатра, который даст направления к узким специалистам и общие рекомендации по особенностям ухода за ребенком, если есть такая необходимость;

    — детский психиатр поможет в постановке диагноза. Не стоит пугаться «страшного» слова психиатр, это всего лишь узкий специалист, который занимается нарушениями психического развития.

    Обратите внимание

    Он поможет определить примерно в какой части «спектра» находится ваш ребенок, даст рекомендации по специальной литературе для родителей, режиме дня ребенка и направит по необходимости к дополнительным специалистам;

    — консультация невропатолога так же необходима, поскольку при аутизме у детей часто сопутствующим заболеванием являются судороги и эпилепсия. Невропатолог исследует есть ли патологии в мозгу и нервной системе, направит на необходимые анализы и исследования;

    отоларинголог нужен для проверки слуха ребенка. Детям с аутизмом рекомендуется сделать аудиограмму для того, чтобы понять присутствуют ли у них нарушения слуха и восприятия звука, что может мешать коммуникации и развитию речи;

    гастроэнтеролог нужен в случае нарушения обмена веществ у ребенка, если наблюдаются постоянные запоры, диареи, не усвоение еды, рвота, пищевая аллергия;

    генетик поможет подтвердить или исключить генетическую составляющую проблемы.

    После того, как ребенок прошел все исследования и на основании полученных результатов, ваш лечащий врач должен составить схему лечения (если есть проблемы, с ЖКТ или нервной системой).

    В нашей стране, чаще всего, реабилитация ребенка ложится на плечи родителей, которые сами выискивают специалистов, ломятся во все двери и пробуют все способы «лечения болезни», о которых слышали или читали. У нас нет централизованного учреждения, которое бы вело людей с РАС от постановки диагноза до социальной адаптации.

    Занимаясь самолечением, родители могут навредить ребенку, выбирая не подходящий для него метод, как например, стимуляция мозга электрическими импульсами или Томатис-терапия, там где нет в этом необходимости. К тому же, многие процедуры могут быть очень дорогостоящими и существенно ударять по хрупкому семейному бюджету.

    Потому, для реабилитации ребенка с РАС, лучше обратиться в специализированные центры по работе с такими детьми, где выберут оптимальную программу обучения ребенка, подготовки к школе и помогут с контактами хороших проверенных специалистов.

    По ссылке — список зарекомендовавших себя организаций и благотворительных фондов по Украине, которые занимаются работой с детьми и подростками с РАС (будет пополняться):

    http://Аутизм.com.ua/

    2 апреля – всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. Поделившись информацией об этой проблеме, вы можете помочь маленькому человечку и его родителям вовремя определить наличие проблемы и начать длинный путь к её решению.

    Аутизм невозможно полностью «вылечить», но его проявления можно минимизировать и подарить человеку шанс комфортно чувствовать себя в этом мире и дарить радость своим близким.

    Наше общество, к сожалению, привыкло негативно относиться к «иным», к не похожим на нас, людям и избегать контакта к людям с ограниченными возможностями или особенностями развития. Для нас они должны быть изолированными от общества и не портить общую картину.

    Важно

    Но это устарелое и абсолютно варварское отношение к особым людям, которые должны иметь шанс комфортно чувствовать себя среди остальных участников социума и получать такое же удовольствие от жизни и мирских радостей, как и мы.

    Потому, по возможности, лучше улыбнуться человеку, который выглядит «немного странно», чем смущенно отвести от него взгляд и с пониманием отнестись к капризам «невоспитанного» ребенка. Возможно, именно ваше понимание сейчас как глоток свежего воздуха, необходим родителям таких детей, которым и так сейчас очень сложно.

    Источник: http://fireinspire.com.ua/deti-dozhdya-kak-raspoznat-autizm-u-rebenka/

    Ссылка на основную публикацию