Важность деятельности психолога

Важность профессии психолога

Сегодня профессия психолога уже не является чем-то непонятным и далеким, как, например, несколько лет назад. Все большее количество людей осознают важность работы над своим душевным состоянием и психологическими проблемами.

Не только физическое, но и эмоционально-духовное здоровье требует к себе пристального внимания. Когда душа находится в гармонии, когда все происходящее вокруг радует, то общаться и строить отношения очень легко.

Дурные мысли являются причиной плохого настроения, кажущейся бессмысленности бытия. Абсолютно каждое настроение и житейская проблема обусловлены определенной историей, а чтобы разобраться в сложившейся ситуации часто необходим психолог, который позволит лучше разобраться в себе и в обстоятельствах.

Среди основных причин обращения к специалистам можно выделить следующие:

— проблемы в личной сфере, обиды, одиночество, внутренняя боль;

— конфликты в семье, развод, расставание с партнером;

— повышение качества жизни путем познания самого себя;

— повышение самооценки, уверенности в своих силах;

— борьба с тревогами, фобиями, тревогами, депрессиями;

— возрастные кризисы и периодические конфликты;

— трудности в отношениях родителей и их детей;

— сложности во взаимоотношениях с коллегами и начальством;

— потеря близкого, насилие, переживание горя.

Обратите внимание

Психолог может помочь пройти через сложнейшие жизненные ситуации, найти в себе потенциал для того, чтобы двигаться дальше. Он подскажет, как лучше поступить, одновременно прислушиваясь к уникальным потребностям и ценностям своего клиента.

На консультациях у психотерапевта пациент не просто пассивно принимает лечение, которое ему назначил врач, а сам принимает активное участие в происходящем. Клиент сам познает и исследует собственные житейские трудности, пытается выразить свои чувства и мысли для их дальнейшего анализа.

Также, он, проясняет связь между Вашими мыслями, чувствами и поведением, события прошлого, настоящего и будущего, помогает достичь поставленных целей и сделать эти изменения устойчивыми.

Специалист создаст необходимые условия для самовыражения. Большую часть времени он просто слушает, замечает вещи, ускользающие от обычного взгляда, проясняет, ставит вопросы, говорит о своем видении проблемы и взаимоотношений. Он излагает  взаимосвязь между чувствами, мыслями, поступками и помогает достичь желаемых целей.

Запишитесь на прием к психологу в центр Self. Работаем без выходных. Звоните нам: 8 (495) 226-99-15.

Получить консультацию психолога

Источник: http://my-self.ru/stati/vibor-psixologa/vajnost-professii-psixologa.html

Специфика профессиональной деятельности психолога

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». На первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех.

В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало [4, с.

179].

Таким образом, психолого-педагогическая организация образовательного процесса для ребенка с СДВГ может создавать условия для снижения проявлений основного симптомокомплекса этого симптома и оптимизировать его школьную и личностную успешность. Список использованной литературы:

Важно

1.Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей /пер. с украинского. — М.: Генезис, 2010.С. 8

2.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии // Исследование внимание у детей СДВГ: сб. статей. — Омск, 2015. С. 188-190.

3.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: ежемесячный журнал Национальной ассоциации ученых (НАУ). — Екатеринбург. №2(7), 2015, ч.8. С.144-146.

4.Широкова Г.А., Жадько Е.Г Практикум для детского психолога. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 168-179.

© Семина М.В., Чинчикова А.И., 2015

УДК 159.9

Черникова Кристина Сергеевна

Магистрант 2 курса Центра Магистерской Подготовки Программа «Дошкольное образование» Омский государственный педагогический университет Г. Омск, Российская Федерация, E-mail: gymanistka@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Аннотация

В статье рассматривается важность профессиональной деятельности психолога, ее специфика, особенности, а также виды психологической помощи, такие как консультирование, психологическая реабилитация, коррекция, психотерапия, обучение, просвещение и профилактика.

Ключевые слова Деятельность психолога, психологическая помощь, ее виды

От качества работы психолога зависят изменения в жизни людей. Психолог может оказать как большую помощь, так и нанести огромный вред. Успешная работа психолога зависит от его профессиональных навыков.

В отечественной и зарубежной психологии исследованием профессиональной деятельности психолога занимались такие ученые, как Б.П. Бархаев, Ф.Е. Василюк, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, и др [1].

Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область деятельности. Эта деятельность требует соответствующего образования, определенного профессионального

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Совет

мастерства. Успешность деятельности психолога зависит также от его личностно-профессиональных качеств.

Профессиональная деятельность психолога подразумевает взаимодействие с людьми, соответствующее влияние на них, определенное изменение их судьбы, и важную роль в эффективности этого взаимодействия играет эмпатия. Эмпатия позволяет эффективно исследовать личностные особенности людей, их внутренние переживания.

На психологах лежит огромная ответственность за жизни людей, поэтому к ним предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований. Степень соответствия требованиям профессии отражается в профессиональной квалификации. Профессиональная квалификация является составной частью профессионализма специалиста-психолога.

Соблюдение всех требований позволяет специалисту-психологу продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность. Основной род профессиональной деятельности — это оказание психологической помощи своим клиентам.

Под психологической помощью подразумевается система мероприятий, которые проводятся психологом и направлены на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у человека или группы людей, посредством практической психологии.

Для того чтобы понять суть психологической помощи, нужно подробнее остановится на ее видах.

К основным видам психологической помощи относятся: психологическое консультирование, психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия, психологическое обучение, психологическое просвещение и психологическая профилактика. Данные виды психологической помощи объединены в общую систему, они не являются разрозненными, их цель — дополнять друг друга и составлять некую целостность [2].

Психологическое консультирование подразумевает индивидуальную работу с психологическими трудностями клиента.

Обратите внимание

Во время психологического консультирования психолог решает психологические трудности клиента, повышает его компетентность не только в жизненных вопросах, но и в вопросах личностного функционирования.

Психологическая реабилитация — это вид деятельности, направленный на восстановление психических сил и личностного статуса клиента, нарушенных вследствие каких-либо психологических травм или негативных событий.

Психопрофилактика — это деятельность психолога, направленная на сохранение здоровья психики, создание благоприятных условий для дальнейшей жизни, а также предупреждению появления психологических трудностей.

В рамках психопрофилактики проводится психологическая разгрузка, психологическая экспертиза жилого и рабочего пространства, обучение техники саморегуляции.

Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д.

Психотерапия и психокоррекция — деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе. Психореабилитация

— это деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие психотравмирующих факторов [1].

Успешность психолога определяется знанием всех перечисленных видов психологической помощи и умением в нужный момент использовать определенные техники и методы для наилучшей помощи человеку в трудной жизненной ситуации.

Список использованной литературы:

1. Роднина А.М. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной.

— СПб.: Речь, 2007. — 240 с.

Важно

2. Шапарь В.Б.Практическая психология.Психодиагностика групп и коллективов:уч.пособие/ В.Б.Шапарь. -Ростов н/Д.:Феникс,2006.-448с.

© Черникова К.С., 2015

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnoy-deyatelnosti-psihologa

Виды деятельности психологов

Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:

  • — научно-исследовательская деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания);
  • — педагогическая деятельность (преподавание и пропаганда психологии);
  • — практическая деятельность, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика).

Психология как научно-исследовательская деятельность заключается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека, которые обеспечивают:

  • а) восприятие того, что происходит вокруг человека и частично внутри него;
  • б) эмоциональную оценку полученной информации;
  • в) обработку информации в целях получения более сжатой и более адекватной модели ситуации и установления общих закономерностей;
  • г) использование созданной модели ситуации для преобразования этой ситуации и удовлетворения жизненных потребностей.

Важной перспективной задачей психологии является объединение всех наук о духе, выполнение по отношению к ним методологических функций.

Педагогическая деятельность в области психологии представлена не только преподаванием психологии, но и реализацией возможностей психологии (как практически ориентированного знания) в образовательной сфере.

Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется тем, что они помогают выбрать наиболее подходящий способ педагогического воздействия, создать оптимальные психологические условия для полноценного психического и личностного развития обучаемых.

Психологическая практика связана с реализацией следующих социальных функций:

  • — повышением психологической культуры людей и общества в целом;
  • — гуманизацией социальных институтов (социального строя), экономики, политики, межличностных отношений, всех видов деятельности;
  • — совершенствованием условий жизни и деятельности людей, в том числе техники, инструментов;
  • — оказанием непосредственной практической помощи людям, испытывающим психологические затруднения и проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности.

К настоящему времени в понимании сущности психологической практики, ее теоретико-методических особенностей сложилось два основных подхода.

Первый подход трактует психологическую практику как психологическое обеспечение функционирования индивидов в различных сферах (сфере спорта, промышленности, образования и т.д.).

Обратите внимание

Второй подход рассматривает психологическую практику как отдельную сферу деятельности практических психологов.

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе активно формируется психотехническая теория, основными отличительными признаками которой специалисты считают (Ф.Е.Василюк):

  • практичность как выражение направленности теории не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»;
  • ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы, в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии;
  • адресность, направленность на психолога-практика как на своего «внутреннего персонажа» и релевантность его внутреннему опыту;
  • субъектность познания, обусловленную заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности;
  • гибкость и многообразие используемых методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и психолога;
  • личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я».

Те теоретические аспекты различных психологических наук, которые могут быть использованы для оказания помощи конкретным людям, а также положения психотехнической теории составляют контур развивающейся практической психологии.

Читайте также:  Правда и мифы о холестерине

Практическая психология — отрасль психологии, предметом которой является психологическая помощь, т. е.

практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т.п.

Основные черты практической психологии показывают главное отличие психотехнической теории от традиционного психологического знания. Оно состоит в том, что в качестве предмета практической психологии выступает «метод, ограняющий и созидающий пространство психотехнической работы-с-объектом».

Совет

Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимодействия психолога-практика с клиентом. И в зависимости от того, что и как он делает, формируется понимание того, что и почему происходит в этот момент в психике клиента и психолога.

В итоге психотехническая теория обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные способы совместной деятельности по преодолению психологических затруднений.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее.

Психическая реальность — это действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания.

Причем если в академической психологии психическая реальность как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, в психологической практике человек предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Особенностью деятельности практического психолога является то, что он воздействует на внутренний мир человека, исходя из этических соображений и признания ценности его личности. Однако это воздействие имеет опосредованный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача).

Психолог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает человеку осознать, с одной стороны, свою уникальность, с другой стороны, типичность тех проблем, с которыми он сталкивается.

Тем самым задействуется основной мобилизующий фактор предстоящих изменений — психическая реальность данного человека.

Специфика деятельности практических психологов более отчетливо видна при сопоставлении их с деятельностью ученых-исследователей. Логика деятельности ученого — это логика постоянного поиска в мире идей и понятий (Б.П.Бархаев). Сначала он ищет еще не замеченные другими проблемы, а затем — неизвестные другим ответы на них.

В качестве исходного материала для ученого выступают факты — явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов. То, что для деятеля выступает основой оценки — явление и его свойства, — для ученого выступает объектом понимания.

Уже на этапе отбора явлений для последующего исследования ученый-психолог попадает в ситуацию выбора. Поэтому все дальнейшее имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода.

Обратите внимание

Именно в этом понятийном пространстве разворачивается вся последующая работа исследователя, который на основе определенной концепции, изучения реальных явлений в достаточно большом объеме формирует (уточняет) представления о норме того или иного выявленного им качества.

Логика деятельности психолога-практика — это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью.

Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с клиентами — лицами, нуждающимися в психологической помощи.

Другая отличительная черта практика заключается в том, что он всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму (исходное начало для сравнения).

Именно норма служит отправной точкой для всех дальнейших действий психолога-практика. Она позволяет оценить значимость проявлений тех или иных факторов в реальной жизни клиента.

Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основана, как правило, на комплексном применении психодиагностических методик.

Если отклонения значительны и превышают величину допустимых колебаний нормы (а она также указывается исследователем), то практик фиксирует наличие такого рассогласования и предлагает клиенту свои услуги по коррекционному воздействию.

Воздействие психолога — это определенные процедуры регуляции психических состояний. Итогом работы психолога-практика становится изменение качественных и количественных показателей той трудности, с которой клиент обратился.

Важно

Таким образом, различие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельности психологов-исследователей является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а целью деятельности психологов-практиков — выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное коррекционно-развивающее воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каково происхождение термина «психология»?
  2. Что такое психология в современном понимании?
  3. Что является объектом и предметом психологии?
  4. Что такое психика?
  5. Каковы основные виды деятельности психологов?
  6. В чем суть психотехнической теории?
  7. Чем отличается деятельность психолога-ученого от деятельности психолога-практика?

Литература

  • Бархаев Б. П., Сыромятников И. В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.
  • Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотер. журнал. — 1992. — № 1. — С. 15 — 31.
  • Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — ML, 1984.
  • Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие для вузов. — М., 1998.
  • Слободников В. К, Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

Источник: https://pro-psixology.ru/vvedenie-v-professiyu-voennogo-psixologa/678-vidy-deyatelnosti-psixologov.html

Направления и принципы деятельности психолога

Профессиональный психолог работает там, где есть хоть один человек, который в нем нуждается. При этом содержание слова «нуждается» не ограничивается каким-то психическим недугом.

Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно.

Эти социальные потребности сформировали пять основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.

Организационно-методическое направление обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала.

Недостаточное внимание к данному направлению своей профессиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне.

В рамках этого направления осуществляется обучение различных должностных лиц (персонала организации) использованию в их повседневной практике психологических знаний.

Исследовательско-аналитическое направление включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере (инженерной психологии, психологии управления, юридической психологии и др.).

Совет

Важное место здесь отводится психодиагностике — разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.

Психотерапевтическое направление предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека через комплекс лечебных психологических воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот психологический комплекс входят: психологические профилактика, коррекция, реабилитация, психогигиена и психотерапия.

Психологическая профилактика — комплекс превентивных действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента.

Психологическая коррекция — целенаправленное воздействие на психику с целью изменения, укрепления или формирования новых психологических качеств и свойств.

Психологическая реабилитация — система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нарушенных психических состояний, функций, личностного и социального статуса.

Психогигиена — деятельность психолога по созданию условий для нормального функционирования психики (обследование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями).

Психотерапия — оказание психологической помощи человеку в решении им своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и негативных переживаний.

Педагогическое и консультационно-просветительское направление имеет своей целью передачу психологических знаний заинтересованным в них людям. Педагогическая деятельность психолога реализуется в учебных заведениях различного типа (вузах, колледжах, курсах повышения квалификации работников и др.). Это направление включает психологическое просвещение и психологическую консультацию.

Обратите внимание

Психологическое просвещение — работа по популяризации психологических знаний, умений и навыков, необходимых руководителям, деловым людям, пенсионерам и т. д. для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.

Психологическая консультация ~ разработка специальных рекомендаций и советов по поведению человека или группы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.

Повышение квалификации преследует цель совершенствования профессионального мастерства и условий труда психолога. Собственно данное направление продвигает психолога к вершинам его профессиональной компетентности. На этом пути у психолога нет остановок для отдыха, ибо обновление знаний в данной области происходит весьма интенсивно.

Важность поддержания своих знаний на уровне современного состояния психологических проблем возросла в связи с ослаблением противостояния отечественной и западной психологических школ, существовавшего многие десятки лет. Психологи осознали, что эффективное взаимодействие во имя своей науки возможно лишь на основе стремления понять научные позиции своих коллег.

Все эти направления тесно взаимосвязаны и определяют уровень профессионализма психолога, его компетентность и деловой имидж.

Успешная деятельность психолога может быть обеспечена при условии обязательного выполнения им ряда принципиальных требований: профессиональной компетентности, беспристрастности, позитивной ориентации, конфиденциальности и безопасности.

Профессиональная компетентность — уровень обладания психологом системой профессиональных знаний, навыков и умений, а также наличие особых личностных и деловых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гибкость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).

Система профессиональных знаний, умений и навыков — это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и технологий выполнения им своих функциональных обязанностей. В систему включены знание не только психологического инструментария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.

Важно

Профессионально-значимые психологические особенности личности психолога определяют его внутренний потенциал для успешной деятельности.

Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.

Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое предназначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.

Беспристрастность требует от психолога: — исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег; — применения инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии;

— выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях.

Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются: — устремленность психолога на позитивные стороны своих трудовых актов, коммуникативных процессов и др.;

— старание и умение внушить клиенту уверенность в преодолении его психических барьеров.

Конфиденциальность обязывает психолога хранить: — тайну информации, получаемой от клиента;

— деловые записи и результаты диагностических исследований в форме, недоступной третьим лицам.

Безопасность должна гарантировать полную жизнеспособность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения психического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физические травмы. Сотрудничество с психологом должно приводить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается: — исключительной внимательностью к личным психическим проблемам клиента;

Читайте также:  Массаж: техника проведения в домашних условиях

— осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его личностных особенностей.

Венчает деловой успех психолога его профессиональная и личная этика. Ее роль трудно переоценить.

Совет

Личность другого человека нельзя трогать, к ней молено лишь прикасаться легким движением своей души.

Запретительные заповеди Закона Божия, а также нравственные требования, выработанные человечеством на протяжении веков, — все это составляет основные принципы образа жизни профессионального психолога.

Источник: https://psyera.ru/napravleniya-i-principy-deyatelnosti-psihologa-1206.htm

Виды деятельности психологов

Следует выделить три вида деятельности, в рамках ко­торых решаются основные задачи психологии:

— научно-исследовательская деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания);

— педагогическая деятельность (преподавание и пропаганда пси­хологии);

— практическая деятельность, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика).

Психология как научно-исследовательская деятельность заклю­чается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека, которые обеспечивают:

а) восприятие того, что происходит вокруг человека и частич­
но внутри него;

б) эмоциональную оценку полученной информации;

в) обработку информации в целях получения более сжатой и более адекватной модели ситуации и установления общих законо­

мерностей;

г) использование созданной модели ситуации для преобразо­
вания этой ситуации и удовлетворения жизненных потребностей.

Важной перспективной задачей психологии является объеди­нение всех наук о духе, выполнение по отношению к ним мето­дологических функций.

Педагогическая деятельность в области психологии представле­на не только преподаванием психологии, но и реализацией воз­можностей психологии (как практически ориентированного зна­ния) в образовательной сфере.

Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется тем, что они помогают вы­брать наиболее подходящий способ педагогического воздействия, создать оптимальные психологические условия для полноценного психического и личностного развития обучаемых.

Психологическая практика связана с реализацией следующих социальных функций:

— повышением психологической культуры людей и общества в целом;

— гуманизацией социальных институтов (социального строя), экономики, политики, межличностных отношений, всех видов деятельности;

— совершенствованием условий жизни и деятельности людей, в том числе техники, инструментов;

— оказанием непосредственной практической помощи людям, испытывающим психологические затруднения и проблемы в лич­ной жизни и профессиональной деятельности.

К настоящему времени в понимании сущности психологической практики, ее теоретико-методических особенностей сложилось два основных подхода.

Первый подход трактует психоло­гическую практику как психологическое обеспечение функцио­нирования индивидов в различных сферах (сфере спорта, про­мышленности, образования и т.д.).

Обратите внимание

Второй подход рассматривает психологическую практику как отдельную сферу деятельности практических психологов.

Появление психологической практики привело к качественно­му изменению и самой психологической теории. В ее составе актив­но формируется психотехническая теория, основными отличитель­ными признаками которой специалисты считают (Ф. Е. Василюк):

практичность как выражение направленности теории не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»;

ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы, в отличие от критериев объективности, харак­терных для академической психологии;

адресность, направленность на психолога-практика как на своего «внутреннего персонажа» и релевантность его внутреннему опыту;

субъектность познания, обусловленную заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и кли­ентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности;

гибкость и многообразие используемых методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопозна­ния и самораскрытия как клиента, так и психолога;

личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к иссле­дователю, а о том, что «присутствует во мне или в чем присут­ствую Я».

Те теоретические аспекты различных психологических наук, ко­торые могут быть использованы для оказания помощи конкретным людям, а также положения психотехнической теории составляют контур развивающейся практической психологии.

Практическая психология — отрасль психологии, предметом которой является пси­хологическая помощь, т.е.

практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запро­сами, потребностями и т.п.

Основные черты практической психологии показывают глав­ное отличие психотехнической теории от традиционного психо­логического знания. Оно состоит в том, что в качестве предмета практической психологии выступает «метод, ограняющий и сози­дающий пространство психотехнической работы-с-объектом».

Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимо­действия психолога-практика с клиентом. И в зависимости от того, что и как он делает, формируется понимание того, что и почему происходит в этот момент в психике клиента и психо­лога.

В итоге психотехническая теория обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представ­ляют собой универсальные способы совместной деятельности по преодолению психологических затруднений.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействую­щие на нее.

Психическая реальность это действительно существующее пси­хическое, субъективное отражение; явления психики, сознания.

Важно

Причем если в академической психологии психическая ре­альность как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, в психологической практике человек пред­стает целостно, в единстве своих специфических процессов, ка­честв, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден исполь­зовать совокупность различных методов, сложившихся в разных шко­лах и направлениях психотерапевтической практики.

Особенностью деятельности практического психолога являет­ся то, что он воздействует на внутренний мир человека, исходя из этических соображений и признания ценности его личности. Однако это воздействие имеет опосредованный характер (в отли­чие, например, от хирургического вмешательства врача).

Психо­лог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает человеку осознать, с одной стороны, свою уникальность, с другой стороны, типичность тех проблем, с которыми он сталкивается.

Тем самым задействуется основной мобилизующий фактор пред­стоящих изменений — психическая реальность данного человека.

Специфика деятельности практических психологов более от­четливо видна при сопоставлении их сдеятельностью ученых-исследователей. Логика деятельности ученого — это логика посто­янного поиска в мире идей и понятий (Б.П.Бархаев). Сначала он ищет еще не замеченные другими проблемы, а затем — неизвест­ные другим ответы на них.

В качестве исходного материала для ученого выступают факты — явления действительности, пред­ставленные в свете имеющихся научных взглядов. То, что для дея­теля выступает основой оценки — явление и его свойства, — для ученого выступает объектом понимания. Уже на этапе отбора яв­лений для последующего исследования ученый-психолог попада­ет в ситуацию выбора.

Поэтому все дальнейшее имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода. Именно в этом понятийном пространстве разворачивается вся последующая работа исследователя, который на основе определенной концеп­ции, изучения реальных явлений в достаточно большом объеме формирует (уточняет) представления о норме того или иного выявленного им качества.

Логика деятельности психолога-практика это логика дей­ствия, направленного на использование результатов научного ис­следования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью.

Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с клиента­ми — лицами, нуждающимися в психологической помощи.

Другая отличительная черта практика заключается в том, что он всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму (ис­ходное начало для сравнения).

Именно норма служит отправной точкой для всех дальнейших действий психолога-практика. Она позволяет оценить значимость проявлений тех или иных факторов в реальной жизни клиента.

Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основа­на, как правило, на комплексном применении психодиагности­ческих методик. Если отклонения значительны и превышают ве­личину допустимых колебаний нормы (а она также указывается исследователем), то практик фиксирует наличие такого рассогла­сования и предлагает клиенту свои услуги по коррекционному

Совет

воздействию. Воздействие психолога — это определенные проце­дуры регуляции психических состояний. Итогом работы психо­лога-практика становится изменение качественных и количествен­ных показателей той трудности, с которой клиент обратился.

Таким образом, различие между психологами-исследователя­ми и психологами-практиками состоит в том, что целью деятель­ности психологов-исследователей является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а целью деятельности психологов-практиков — выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а так­же непосредственное коррекционно-развивающее воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм.

Вопросыдля самоконтроля

1. Каково происхождение термина «психология»?

2. Что такое психология в современном понимании?

3. Что является объектом и предметом психологии?

4. Что такое психика?

5. Каковы основные виды деятельности психологов?

6. В чем суть психотехнической теории?

7. Чем отличается деятельность психолога-ученого от деятельности психолога-практика?

Литература

Бархаев Б.П., Сыромятников И. В. Введение в профессию: от соци­альной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.

Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической тео­рии // Моск. психотер. журнал. — 1992. — № 1. — С. 15 — 31.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. — М., 1984.

Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие для вузов. — М., 1998.

Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7×9777.html

Все о профессии психолога

Разумеется, в рамках одной статьи сложно предоставить всеобъемлющую информацию о том, что же представляет собой профессия психолога.

Ведь речь идет не только о специалистах, которые принимают у себя в кабинетах всех тех, у кого серьезные проблемы с миром, близкими и самими собой, но также психологах-исследователях, психологах-педагогах, клинических, прикладных, этнических, специальных, криминальных и других специалистах, каждый из которых выполняет важную работу в выбранной им сфере.

Специальность психолог – это очень широкое понятие, а профессиональные психологи востребованы практически в каждой сфере.

Наибольший процент психологов составляют психологи-практики, то есть те, кто работают непосредственно с людьми, а также помогают решать вопросы по эффективной организации любого вида деятельности и даже разрабатывает методики продуктивного продвижения на рынке товаров и услуг, нередко сочетая в себе и навыки маркетологов.

Существуют психологи-консультанты – те, кто работает с детьми и подростками, способствуют решению семейных проблем, занимаются реабилитаций людей, перенесших тяжелые операции, отсидевших тюремный срок, переживших серьезное потрясение или излечившихся от какой-либо зависимости.

Есть клинические психологи, работающие, как правило, при медицинских учреждениях и помогающие людям с легкими формами психических расстройств, симптомами депрессии, повышенной тревожностью, отклонениями в сексуальной, эмоциональной, поведенческой сферах. Отдельную нишу занимают сексологи – к ним приходят люди, которым совет психолога необходим для решения проблем различной сложности, касающихся сексуальных аспектов. Школьные психологи работают как с учащимися, так и с преподавателями.

Меньшая часть специалистов – психологи-ученые – это теоретики, чья деятельность направлена на изучение процессов и явлений, их систематизацию, выведению общих схем и определение взаимосвязей.

Многие специалисты в наши дни открывают виртуальные офисы, где дают он-лайн консультации, также востребована новомодная услуга – психолог по icq.

Читайте также:  Имплантация зубов: как это делается?

В процессе обучения студентам вуза предлагают полную информацию о том, что должен знать психолог и какими качествами он должен обладать.

Важны аналитический ум, умение продуктивно работать с источниками информации, способность структурировать данные и расставлять их в порядке важности и необходимости для работы.

Обратите внимание

Огромное значение в работе психолога имеет эмпатия – способность интуитивно ощущать эмоциональное состояние других людей, при этом оставаясь закрытым для психологических атак. должен быть беспристрастным – об этом гласит кодекс психолога, и именно беспристрастность является залогом того, что ситуация будет рассмотрена с самой объективной позиции.

Можно смело сказать, что в области психологии существуют широчайшие возможности для профессиональной реализации, а с целью повышения квалификации уже состоявшийся специалист всегда может получить дополнительное образование или посетить специальный тренинг для психологов. Важно не останавливаться на месте, постоянно совершенствуя собственные навыки, и тогда действительно можно достичь высот профессионализма в области науки о душе.

Источник: http://fpsy.ru/article/psy/vse_o_professii_psihologa/

Статья на тему: Деятельность практического психолога образования

             Деятельность практического психолога образования

 Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.

Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться примерно с начала 1800-х годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Первыми психологами-практиками  были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей — отбор детей для обучения

по специальным программам.

     Психолог приходит в образовательное учреждение как специалист, а не как «скорая помощь» для учителя и «нянька» для детей.

Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

Основные виды деятельности

практического психолога образования

Основными видами деятельности детского психолога являются:

  • психологическое просвещение
  • психологическая профилактика
  • психологическое консультирование
  • психологическая диагностика
  • психологическая коррекция.

 Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.

   В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение

   В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и т.д.

Важно

     В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.

     Поэтому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых –учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

       Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

     Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог:

важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно –теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы  данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.

Консультативная работа

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Здесь специалист осуществляет, в первую очередь, такую работу:

♦  помогает учителям разных классов, с различным педагогическим опытом справиться с неуправляемостью отдельных учащихся, в которых они видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений.

♦  помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей.

Совет

Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.

2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;

Консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.;

3.  Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;

Психодиагностика

   Диагностическое направление работы психолога — одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.

Психологический тест является средством, которое может привести к положительному результату только тогда, когда оно находится в руках человека, обладающего специальной психологической квалификацией, необходимыми качествами личности и соблюдающего этические принципы психологической работы с людьми.

   В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Процедура диагностической деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна

    Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.

Обратите внимание

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.

Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителями. Самое главное — дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей

    Круг вопросов, которые решает психолог, широк и многообразен, он требует от него высоких профессиональных знаний и умений.      

     Детский психолог — удивительный человек, профессионально его отличают: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей профессиональной компетенции. Он приветлив, необидчив и обязательно умен, ибо, как сказал Б. Паскаль, чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/12/22/deyatelnost-prakticheskogo-psikhologa-obrazovaniya

Какие качества нужны будущему психологу?

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться?

Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное — профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку. Да, именно Человеку с большой буквы.

Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам.

Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме…

Еще одно важное качество — толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность — будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям. Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Важно

Будущему психологу необходима и сензитивность, иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого, ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями. Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере — это риск эмоционального выгорания.

Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать.

Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Все профессионально важные качества вы можете оценить сами у себя (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь психолог должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения).

Другой вариант — поспрашивать мнение окружающих вас людей либо обратиться… к психологу. Для психодиагностики.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/job/articles/20519/

Ссылка на основную публикацию