Главные факторы профессии психолога – решение основных задач и необходимость людям

Главные факторы профессии психолога – решение основных задач и необходимость людям

Post 20 ноября 2014 в 13:04By Ирина ГульченкоПросмотров: 854Некоторые приписывают психологам роль психотерапевтов и психиатров. Эти специальности существенно отличаются друг от друга. Психологи лечат душу человека, советуют, выслушивают жалобы. Психотерапевты и психиатры – это врачи, получившие специальное медицинское образование, которые лечат всевозможные психические отклонения и болезни.

Задачи психолога

Задачи психолога зависят от того, какое направление деятельности он для себя выбрал. К примеру, на фирме основной задачей психолога является психологический климат и моральная настроенность коллектива.

Еще во время приема на работу психолог сразу же выявляет стороны личности, склонной к конфликтам, принимает соответствующее решение, может ли такой человек влиться в коллектив.

Поэтому специалист должен иметь профессиональные навыки: дать характеристику темперамента и определить стабильность психики при помощи теста. Как его применять, обучают на факультативных занятиях в институтах. Также психолог должен обладать хорошей интуицией.

Обратите внимание

Некоторые работники при прохождении теста могут дать неправдивую информацию, выгодно выставляя себя с лучшей стороны перед начальством. Но таким людям не удастся обмануть грамотного  и подготовленного психолога http://psygate.ru/.

Практикующий психолог, занимающийся частной практикой, который принимает самых разных клиентов, должен быть в первую очередь убедительным.

Самой главной задачей специалистов является внушение клиенту мысли, что ему все под силу: он сможет поменять свою жизнь к лучшему, нужно только захотеть, а из-за неудачных стечений обстоятельств переживать совсем не стоит.

Психолог помогает клиенту понять, что для него играет важную роль, а что является второстепенным, на что следует обратить первое внимание.

Психолог в детском учреждении – это очень ответственная деятельность, главной задачей которой является оказание помощи детям в преодолении ситуаций, которые родители и учителя не заметили или просто посчитали не столь важными.

Неважных проблем у детей не существует. Даже незначительные травмы психики, которые человек получает в детстве, сильно влияют на его дальнейшую жизнь.

Для того чтобы травмы не стали психологическим заболеванием, следует пресечь их сразу, как только они появились.

Необходимость психолога

На сегодняшний день в больших городах профессиональные психологи пользуются весьма хорошим спросом. Многие из них работают в крупных фирмах, некоторые отделы кадров тоже берут на работу специалистов-психологов. Также в детских дошкольных учреждениях, гимназиях и лицеях давно пришли к выводу, что специалисты им просто необходимы.

Периодически общаясь с психологом, дети уже не так болезненно реагируют на окружение, лучше адаптируются в детском коллективе, со временем начинают понимать, что хотят от них родители и учителя. Специалисты, занимающиеся частной практикой, не могут пока похвастать своими успехами даже в больших городах.

Россияне, как известно, еще не привыкли обращаться к профессиональным специалистам для решения своих психологических проблем, как жители Америки и Европы. Гораздо легче поплакаться товарищу, супругу, чем психологу, который не просто сможет посочувствовать, но и даст нужные советы по решению психологических проблем.

Важно

Но жизнь становится лучше, не исключено, что в скором времени посещение психолога в России станет такой же привычной необходимостью, как и в Европе и в Америке.

Коментарии:

Источник: https://zdorowiye.ru/blog-o-zdorove/3607-glavnye-faktory-professii-psihologa-reshenie-osnovnyh-zadach-i-neobhodimost-lyudyam

Основы профессиональной деятельности психолога: факторы профессионального становления

ISNN 1029-3388

Презентация научных работ — Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования

Дубровина О.И., Шевцова Т.С.

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА: ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

С каждым годом у работодателей все более остро возникает вопрос: «как найти хорошего специалиста-психолога, настоящего профессионала?». В свою очередь и у студентов возникает потребность соответствовать требованиям будущих работодателей. И тогда возникает вопрос: как же стать хорошим профессионалом-психологом?

По нашему мнению, успех в деятельности практического психолога зависит прежде всего от качественных личностных и профессиональных особенностей и уровня развития процессов мышления самого психолога, поскольку эффективность его деятельности в конечном итоге определяется тем, насколько успешно он смог определить причинно-следственные связи того или иного психологического явления, а значит, проникнуть во внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения психологическую реальность.

Можно утверждать, что на сегодняшний день задача целенаправленного формирования профессионального психологического мышления четко не осознана и не сформулирована как одна из приоритетных задач вузовской подготовки. Лишь с накоплением опыта психологической работы мышление специалиста в той или иной степени приобретает профессиональные качественные характеристики.

Какие аспекты важно учитывать, организовывая обучение практических психологов, что должно быть подвергнуто осмыслению, рефлексии еще до начала их профессиональной деятельности? Перечислим основные моменты.

В процессе обучения студенты знакомятся с разными психологическими школами, оценивают их богатое наследие. Каждая школа нарабатывала собственные методы, авторские подходы, разрабатывала разные аспекты психологической помощи и сегодня способна существенно обогатить психологическую практику.

Совет

В практической деятельности было бы неверным останавливаться на какой-либо одной школе — выбор подхода и методов оказания психологической помощи определяется типом проблемы, поставленной целью и запросами заказчика. Также каждая школа предлагает свои критерии и объяснительные принципы.

Собственно, обращаясь к той или иной психологической школе, ее традициям, важно проводить осмысление, научную рефлексию собственной профессиональной позиции: разделяем ли мы основные принципы и ценности данного учения и оправдано ли обращение к той или иной научной традиции, системе методов.

Здесь пред нами встает вопрос осмысления профессиональной позиции, и, чтобы решить этот вопрос конструктивно, необходимо не «дрейфовать» между различными научными парадигмами, а иметь собственную четкую профессиональную позицию, позволяющую осознанно обращаться к разным подходам в психологическом консультировании.

38

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

Рассматривая вопрос о направлениях (специализациях) деятельности психолога, особое внимание следует обратить на различия в объекте исследования, ценностных установках и требованиях к результату.

Важно учесть эту специфику при анализе отчетов по учебно-ознакомительной практике, пройденной студентами в летний период.

Изучая основные виды деятельности психологов, важно сопоставить их с обеспечивающими знаниями, умениями, навыками (квалификационный компонент) и профессионально важными качествами (личностный компонент).

Основные действия психолога вне зависимости от выбранной специализации составляют исследование, обследование и преобразование.

Умения, необходимые для преобразования, выделяются в зависимости от основных направлений (видов) практической деятельности: психодиагностики, психопросвещения, психологического консультирования и психокоррекции, сопровождения определенных видов деятельности человека; также выделяются навыки использования методов активного социально-психологического обучения.

Обратите внимание

Само по себе профессиональное становление предполагает изменение, трансформацию как инструментальной или деятельностной стороны (прирост компетентности, квалификации), так и личностные изменения (приобретение новых черт характера, изменение представлений о себе, становление профессионального самосознания).

Кроме того, профессия психолога, независимо от сферы ее применения, налагает повышенные моральные обязательства и предполагает непрерывную работу профессионала над собой: этому способствуют такие профессионально важные качества профессии, как рефлексия, склонность к анализу происходящего.

Поэтому важным в профессии становится принятие этических принципов работы психолага, морально-нравственное развитие.

Особое внимание необходимо уделить личным установкам будущих профессионалов, стратегиям профессионального поведения.

В этой связи в отслеживании и коррекции профессионального развития необходимым условием является создание модели будущего психолога (выпускгника), разработанной с учетом субъективных представлений, целей, конкретных факторов и условий, в которых находится будущий специалист.

Мотивация на выработку у себя определенных качеств зависит, в совю очередь, от таких личностных структур, как самооценка, представление о себе реальном и идеальном образе самого себя.

Выстраивание подобного плана позволяет быть более свободным, быть творцом своего профессионального развития и меньше зависеть от внешних условий — скорее, учитывать их в своих замыслах. Дальнейшее углубление знаний специфики профессиональной деятельности психолога может проходить путем изучения психологической литературы, специальных периодических изданий, ресурсов Интернет.

39

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-professionalnoy-deyatelnosti-psihologa-faktory-professionalnogo-stanovleniya

Психология как профессия. Специфика деятельности психолога

Поиск Лекций

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. За последние годы в нашей стране произошло резкое увеличение общего числа специалистов, которые считают себя психологами.

К сожалению многие из них всего лишь владеют документами, подтверждающими их квалификацию и в своем большинстве не имеющими государственного значения. В силу ряда причин за этот же промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем.

Важно

Реализация научных знаний в различных областях практики, возросшая степень влияния современной психологической науки на социальные, экономические и другие процессы, повысили ее значение для общества в целом. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества.

С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу.

Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое.

Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации.

Профессиональная деятельность психолога направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е.

приходить им на помощь в трудное для них время.

Свои профессиональные знания психолог-практик должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-то проблем, трудностей.

Необходимость оказания психологической помощи требует от психолога-практика не только всестороннего изучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но и непосредственного вмешательства.

Одним из важных условий эффективной психологической помощи становится целевая установка психолога-практика, мотивы его профессиональной деятельности.

Совет

Действительно ли он желает оказывать помощь людям, делая доброе дело, или же смотрит на оказываемую помощь, как на возможность больше зарабатывать на несчастьях людей? Какие чувства испытывает он в ходе оказания помощи: моральное удовлетворение от сознания, что во время пришел на помощь в трудные для клиента дни, или же остался довольным, что получил хорошее материальное вознаграждение (деньги, ценный подарок)? Могут быть и другие мотивы оказания помощи: приобретение профессионального опыта, формирования соответствующих умений и навыков, сбор необходимого материала для доклада, отчета, статьи. Психолог-практик, как профессионал, должен представить весь путь психологической помощи, ее поэтапность, продолжительность, а не скорую результативность. Клиент при несчастии должен с помощью психолога-практика ощущать, что жизнь его хоть и трагична, но не безысходна.

Читайте также:  Спортивное питание: максимальный результат

Одним из важнейших качеств деятельности психолога является его профессиональная компетентность, или профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относятся: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности. Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом.

Поэтому его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области истории, культурологии, философии, педагогики, социологии, политологии, экономики, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, а также знания в области концепций современного естествознания. Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Профессиональные навыки — это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист. Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

В области психологии специалист должен:

· понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

· владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

· понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам;

· знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

· знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

· понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний; · знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

· знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

· знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); · знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции; · иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

· знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

· знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

· знать основные закономерности психологии образования;

· знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

· иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

· знать основные сферы и виды деятельности психолога;

· знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

· знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

· владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Психологические проблемы пронизывают всю нашу жизнь, то есть психолог может найти себе применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека и не только человека (как известно, психологи изучают жизнь животных, птиц, рыб, микроорганизмов, целостных экологических систем и т. п.). Но здесь сразу же возникают вопросы: кто определяет, какими проблемами должен заниматься психолог, а какими — не должен (иначе получается, что все проблемы, связанные с человеком, должны решать только психологи, а в других профессиях надобность просто отпадает).

Другой вопрос: как психолог должен решать имеющиеся психологические проблемы, только ли он сам определяет формы, методы и условия своего труда?

Чтобы привнести некоторую ясность в подобные вопросы, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»:

Обратите внимание

1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»;

2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой».

В дополнение и развитие такого разделения можно добавить следующее: «прикладная психология» даже по своему названию ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены перед психологом его «заказчиками».

Например, руководством какого–то предприятия. Здесь психолог как бы дан «в придачу» («придан») уже работающим специалистам, то есть он как бы помогает этим специалистам лучше выполнять свои функции. При таком понимании психолог действительно может реализовать себя в самых различных сферах производства.

Можно выделить, наряду с некоторыми упоминавшимися выше, примерно следующий перечень сфер, где психолог может найти для себя применение:

1. Космическая психология, где психолог может исследовать и формировать готовность будущих космонавтов к выполнению своих полетов, а также разрабатывать рекомендации для оптимизации подготовки космонавтов, оказанию медико–психологической реабилитации после полетов и т. п.

2. Авиационная психология, направленная на оптимизацию психологических условий работы пилотов, диспетчеров аэропортов, других работников летных служб.

3. Индустриальная (производственная) психология и близкая к ней психология управления (организационная психология).

Важно

Заметим, что теоретически возможно выделение «своей», специфической психологии по каждой отрасли производства (строительная психология, металлургическая психология и т. п.). Правда, практически такое выделение не всегда делается.

Иногда как отдельную сферу выделяют психологию менеджмента, психологию предпринимательской деятельности и т. п.

4. Медицинская психология и патопсихология, где одним из важных аспектов является построение взаимоотношений психологов с медиками. Правда, традиционно в данном направлении психологии больше внимания уделяется исследованию самих больных.

5. Педагогическая психология (психологические особенности образования и детей, и взрослых, а также проблемы непрерывного и опережающего профессионального образования). Как один из вариантов педагогической психологии выделяется школьная психология.

6. Правовая и юридическая психология, перед которой стоят особо сложные проблемы в условиях реально «не правового государства», зараженного идеей коррупции и вседозволенности (в том числе и в среде самих правоохранительных органов).

7. Психология туризма и организации досуга.

8. Некоторое время назад (в начале 80–х годов — времени проведения Олимпийских игр в Москве) в СССР была очень популярна спортивная психология.

9. Психология массовых коммуникаций и рекламы.

10. Политическая психология, где психолог в последнее время оказывается востребован в различных отношениях, в том числе в организации избирательных компаний и межпартийной политической борьбы.

11. Военная психология, где деятельность психолога весьма многообразна, в том числе в связи с событиями, происходящими в «горячих точках», и необходимостью подготовки бойцов к деятельности в экстремальных ситуациях и психологической помощи им в период и по окончании службы.

Во всех этих и других случаях психологу приходится, с одной стороны, не терять свой специфический предмет (психику, субъектность человека), а с другой стороны, учитывать специфику работы в той отрасли, которую он обслуживает.

Исходя из этого, психолог–прикладник со временем вынужден все больше и больше исследовать, а в ряде случаев и включаться в ту производственную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность работников.

Таким образом, он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника производственного процесса и становится реальным членом данного трудового коллектива (поскольку без него коллектив уже не сможет эффективно работать).

Совет

Именно поэтому психологов все чаще приглашают на работу (постоянную работу) в различные фирмы и организации. Психолог, работающий в организации, стратегические задачи определяет, как правило, не сам, но он самостоятельно ставит перед собой и реализует тактические и оперативные задачи.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s42625t7.html

1.3 Мотивы выбора деятельности психолога

Изучение мышления практического психолога

мышление практический психолог профессиональный Профессиональное становление будущих психологов-практиков на современном этапе развития общества следует рассматривать как индивидуальное развитие личности будущего специалиста в ходе…

Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте

3. Основные мотивы учебной деятельности

Изучением учебной мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Побудителем учебной деятельности является система мотивов…

Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза

1.2 Мотивы профессиональной деятельности

Мотивы, связанные с профессиональной деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы…

Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза

1.3 Мотивы педагогической деятельности в исследованиях отечественных психологов

Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно беспокоит педагогическую общественность и вузы…

Мотивация творческой деятельности

2.1 Основные внутренние мотивы творческой деятельности

Основные мотивы творческой деятельности принято делить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы заложены в самом человеке. И выражение творчества может стать новым, ранее неизвестным ответом на неосознанно не реализованное желание…

Мотивация учебной деятельности

Глава 2. мотивы учебной деятельности

Проблема выбора брачного партнёра: модели, критерии, мотивы

2.3 Мотивы выбора брачного партнёра

Важнейшим исходным фактором, определяющим прочность будущей семьи, является мотивация вступления в брак. В современной психологии выделяют три мотивации на брак: 1) мотивация на сам факт брака…

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

2.3 Методика «Мотивы выбора профессии»

Далее с теми же ребятами была проведена методика «Мотивы выбора профессии». Анкета мотивов выбора профессии. Инструкция: необходимо выбрать те, которые больше других отвечают Вашей личной точке зрения; на листе ответов поставьте «+»…

Психодиагностика в профконсультировании

2.3 Методика «Мотивы выбора профессии»

Инструкция: «Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность»…

Психологическая совместимость в семье

1.4 Мотивы выбора брачного партнера

Стоит также упомянуть о мотивах выбора брачного партнёра [6, с.126]. Мотивы и мотивировки — это не одно и то же. Мотивировки — это более или менее рациональные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам…

Психологическая структура спортивной деятельности

Глава III Мотивы спортивной деятельности

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности…

Психологическая характеристика физического воспитания

3. Цели и мотивы спортивной деятельности в сфере физического воспитания

потребность воспитание спорт физический Появление потребности влечет за собой целую цепь событий, первым из которых является возникновение внутреннего напряжения. Это напряжение может переживаться как беспокойство, тревожность…

Психология трудовой деятельности

Задачи и мотивы деятельности (по С.Л. Рубинштейну)

Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято. Общественная организация человеческой деятельности…

Рассмотрение христианского учения о воле и проблемы воли в психологии

1.4 Свобода выбора и мотивы

Осуществление свободы от греха предполагает свободу выбора и желания, которых нет без мотивов. Бесспорно, нельзя отождествлять лицо, волю (стремление) с мотивами, ибо человек способен осознавать мотивы…

Этап добрачнго ухаживания, как объект исследования психологии

7. Мотивы выбора брачного партнера

Прежде чем описывать мотивы выбора брачного партнера, следует напомнить о том, что необходимо различать собственно мотивы и мотивировки. Мотивировки — это более или менее рациональные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам…

Читайте также:  Гигиена ротовой полости – залог здоровья

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/46875

Глава 4. Психология как профессия

ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ

Профессии и специальности возникли в истории человечества в результате общественного разделения труда.

В соответствии с этим в обществе существуют различные виды и места работы, должности. Каждая такая должность не только имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, .но и характеризуется 'системой прав, обя­занностей, норм поведения, требований к знаниям, на­выкам, культуре работника.

Должность может существовать без человека, т.е. быть вакантной, незанятой. «Таким образом, в обществе объективно, реально существует система должностей.

Каждую такую должность, со всей системой ее требований, можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого нужно учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е.

усвоил сумму соответствующих знаний, умений и навыков, говорят: у него есть специальность.

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д.

Обратите внимание

Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т.д.

, объединяемые в группу «педагогическая профессия» (Климов, 1974, 1990).

Профессия — понятие многозначное. Оно характеризу­ется несколькими основными аспектами. Профессия — это:

1) род деятельности и система выполняемых человеком трудовых функций;

2) социально признаваемый или юридически фиксированный трудовой пост;

3) наличие определенной системы профессиональной подготовки;

4) наличие определенной квалификации, опытность специалиста, психологи-ческая пригодность человека к делу;

5) общность людей, занятых определенным родом деятельности.

Профессия психолога

Является ли психология профессией? Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение психологической деятельности с точки зрения рассмотренных выше пяти аспектов.

1. Существует ли какая-либо особая сфера деятельности для психолога (психологическая деятельность), отличающая ее представителей от других профессий?

2. Является ли психологическая деятельность социально необходимой, социально признаваемой и юридически закрепленной в определенных нормативных документах?

3. Существует ли специфическая система подготовки к психологической деятельности?

4. Существуют ли нормативно закрепленные требования к профессиональной квалификации и опытности специалиста-психолога?

5. Существует ли общность людей, занимающихся психологической деятельностью?

Чем больше оснований для положительных ответов на эти вопросы, тем в большей степени можно говорить о существовании профессии психолога.

Важно

Перечисленные аспекты психологической профессии и будут рассмотрены в данном учебном пособии.

Профессия «психолог» появилась в XX веке. Процесс формирования профессии психолога неодинаково проте­кал в разных странах и в разных сферах социальной жизни.

Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России.

Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в уни­верситетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении.

В течение XX века в обществе постепенно формировал­ся социальный заказ на психологическую деятельность, она становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юри­дические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). По­степенно формировалась система профессионального образования и подготовки психологов, создавались про­фессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов.

В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин­ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло­гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.

Для того чтобы появилась какая-либо профессия, на нее должен возникнуть социальный заказ, т. е. осознанная потребность общества в соответствующем виде професси­ональной деятельности.

Обществу в целом, конкретным людям и административным органам важно осознать потребность в специалистах определенного профиля.

Профессия психолога становится необходимой только тогда, когда в его знаниях появляется потребность.

Совет

Чаще всего к психологам люди обращаются тогда, когда они сталкиваются с трудными жизненными ситуациями. Пока все в порядке, необходимости в помощи психолога обычно не возникает. Люди сами справляются с повседневными проблемами. Поэтому для того, чтобы появилась потребность в психологических услугах, люди должны осоз­нать ее.

Правда, не всегда достаточно очевидно: то ли психолог помогает осознать людям их потребности, то ли он фор­мирует эти потребности. Предлагаемая услуга рождает спрос на нее.

Не происходит ли нечто аналогичное рекламе дру­гих товаров и услуг? Например, в рекламе формируют отрицательное эстетическое отношение к перхоти, а потом предлагают средство для избавления от нее.

В психологии аналогичный эффект возможен, когда в процессе консуль­тации психолог утверждает наличие у человека каких-то проблем, о которых тот не догадывался и которых не за­мечал, а потом предлагает тренинг личностного роста как средство избавления от них.

Социальный заказ на профессию психолога формируется сейчас прежде всего в публицистической и научно-попу­лярной литературе, анализирующей проблемы современ­ного человека.

О необходимости психологических знаний говорят и представители других профессий: педагоги, ме­дики, юристы, бизнесмены, политики.

Им эти знания нужны для решения одной из главных задач этих профес­сий — целенаправленного воздействия на человека.

Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направ­ления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессио­нальной деятельности.

Обратите внимание

Основная цель научной психологии заключается в по­знании психологии людей научными методами. Ученые стремятся на основе отдельных наблюдений, фактов прийти к пониманию общих закономерностей. Правильное направ­ление движения научного исследования — от частного к общему.

Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкрет­ным людям или группам людей.

Практики стремятся на основе известных общих психологических закономернос­тей прийти к пониманию индивидуальности конкретного человека или конкретной группы.

Это понимание и дает ключ для оказания психологической помощи. Практичес­кая психология в своей деятельности движется от общего к частному.

В то же время не следует их противопоставлять друг другу. Это две сферы психологической работы, тесно связанные друг с другом.

Тем не менее — это два разные типа деятельности психолога, которые предъявляют разные требования к профессиональной подготовке специалиста (В некотором смысле отношения научной и практичес­кой психологии сходны с отношениями физиологии человека и медицины. Основная цель физиологии — изучение человеческого организма.

Основная цель медицины — по­мощь человеку. Физиология человека имеет прикладное зна­чение. Медицина, обобщая свои знания, строит медицинскую науку. В физиологии используются медицинские данные. В медицине — данные физиологических исследований).

В соответствии с основным родом психологической де­ятельности реально существует три типа психологической профессии:

Важно

1) психолог-ученый, основная деятельность которого — научные исследования, направленные на поиск но­вых психологических знаний (объяснение, доказа­тельство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономернос­тей);

2) психолог-практик, основная деятельность которого — применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);

3) преподаватель психологии, основная деятельность которого — психологическое просвещение и обуче­ние психологическим знаниям (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство пси­хологическим самообразованием людей).

Каждый из них предъявляет специфические требова­ния к профессиональной подготовке и способностям спе­циалиста.

Хороший ученый вовсе не обязательно может быть хорошим практиком или преподавателем, хороший практик — одновременно хорошим ученым или препода­вателем, а хороший преподаватель — одновременно хоро­шим ученым или практиком. Конечно, сочетание способностей к двум или трем видам деятельности у одно­го психолога вполне возможно.

Однако это будут разные способности. Для психолога-ученого особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика — способности применения психоло­гических знаний на практике. Для преподавателя психоло­гии — способности систематизировать и передавать знания другим людям.

Более подробно о специфике этих видов профессио­нальной психологической деятельности речь пойдет в последующих главах.

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М: Мир, 1996. Т. 1,гл.2иЗ.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Совет

3. Климов Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательной школы. Л.: Лениздат, 1974.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984 (второе изд. — 1990).

5. Климов ЕЛ. Гипотеза «метелок» и развитие профессии пси­холога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 246-250.

7. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.



Источник: https://infopedia.su/8×8380.html

Психолог

Каталог специальностей

Область деятельности:

Профессия:

Подходящие образовательные специальности: «Психология»
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, Биология

*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата на очном отделении.

Психолог (др.-греч. psycho — душа; logos — знание), (англ.

— psychologist) — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах.

Главная задача психолога — помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, выработать механизмы поведения, позволяющие человеку  стать более творческим по отношению к своей жизни, помочь выявлению его психологических ресурсов.

Между родственными профессиями «психолог», «психотерапевт» и «психиатр» есть существенная разница. Психотерапевт и психиатр — врачи, окончившие медицинские учебные заведения.

Психолог же получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных ВУЗов и врачом не является.

Обратите внимание

Предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его душевное состояние и внутренний мир.

Психолог — одна из тех профессий, которая становится частью её носителя. Становясь психологом, ты становишься им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, ты не можешь не использовать свои профессиональные знания и опыт.

Предмет изучения психологии — человеческая душа —  неисчерпаем. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Но даже самый лучший психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех проблем. Он ищет пути решения проблемы вместе с самим человеком, которому нужна помощь, помогает найти внутренние ресурсы организма.

Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом, направляя человека к мысли, что наша жизнь — в наших руках.

Особенности профессии

Основные виды деятельности психолога:
Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью.

Читайте также:  Цистит может испортить летний отдых

Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.

Психологический тренинг — активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.
Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог  определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги. Психолог нужен предприятиям для  адаптации молодых специалистов,  наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала.  Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение  в политике и бизнесе.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • интересная творческая работа 
  • возможность принимать участие в решении реальных проблем людей
  • необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного роста
  • возможность использования профессиональных знаний  в повседневной жизни
  • познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

  • душевная усталость, эмоциональное выгорание
  • сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет 
  • переживание проблем клиента как своих собственных 

Место работы

  • психологические центры 
  • частные компании по психологическому консультированию
  • образовательные и медицинские учреждения
  • коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля
  • телефоны доверия

Важные качества

  • высокий общий и эмоциональный интеллект
  • умение внимательно слушать и слышать человека 
  • терпимость 
  • умение сопереживать и успокоить 
  • тактичность 
  • ответственность
  • наблюдательность
  • эмоциональная устойчивость
  • оптимизм и уверенность в своих силах
  • креативность

Оплата труда

Профессия психолога в наши дни актуальна и востребована. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

Ступеньки карьеры и перспективы

Возможности карьерного роста, в основном, сводятся к профессиональному совершенствованию, что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг.

Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть постоянно востребованным на рынке труда, фундаментального образования бывает недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения квалификации и учиться разнообразным методам психологической диагностики и немедицинской психотерапии.

Известные психологи

Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, В.М, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг , Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,  Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.

Интересные факты

Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств.

И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции.

Этот год считается годом рождения психологии как науки.

О психологах с юмором

Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные! Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!

Психолог как настоящий друг — это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

Интересная творческая работа  возможность принимать участие в решении реальных проблем людей необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим —  возможность личностного роста возможность использования профессиональных знаний  в повседневной жизни познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мир.

Оплата труда

От 15.000 — 30.000 руб.

Источник: ПрофГид

 Вас могут заинтересовать:

Другие профессии в категории «Педагогика»

Вузы Екатеринбурга

Ссузы Екатеринбурга

Все вакансии в сфере «Образование, наука, воспитание»

Тренинги и курсы в Екатеринбурге

Я ищу:

Район:

Источник: http://www.uralstudent.ru/professii/pedagogika/psiholog-1849633/

Плюсы и минусы в профессии психолога

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути.

Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание.

Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога.

 Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива.

Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Важно

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается.

Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития.

Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов,  чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы.

Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером.

Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и наладить отношения с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и выбора будущей профессии.

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

  • главным плюсом является – возможность участия в разрешении реальных проблем людей,
  • творческая работа,
  • необходимость постоянного развития и повышения уровня квалификации,
  • возможность в повседневной жизни использовать полученные знания,
  • развитие толерантности и терпимости.

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики.

Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе.

Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Совет

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/karera/professiya-psiholog/

Ссылка на основную публикацию